Моя методическая система
статья по географии на тему
Материал содержит описание целей, задач педагогической деятельности учителя на современном этапе. Основные формы и методы урочной и внеурочной деятельности. Результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_metodicheskaya_sistema3.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой опыт педагогической деятельности
В современных условиях каждый учитель стремиться создать и реализовать свою методическую систему, главная цель которой – не только дать знания, умения, навыки, но и обеспечить развитие участников образовательного процесса.
В соответствии с этой целью я формирую свою педагогическую деятельность.
Под методической системой я понимаю взаимодействие целей, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности.
Стаж моей педагогической деятельности 30 лет.
Свою педагогическую систему я формировала постепенно.
Анализируя свой опыт работы пришла к выводу: методические темы, над которыми работаю всегда были связаны с освоением и применением на практике новых технологий. Тема «Активизация познавательной деятельности обучающихся – механизм повышения качества образования на уроках географии и во внеурочное время» побуждает меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса.
Обучение географии в 8, 9 классах осуществляю по программе для общеобразовательных учреждений «География 6-11 классы (составитель С.В.Овсянникова), примерной программе по географии. Линия учебников, используемых в 8-9 классах реализует классический подход в обучении географии.
В своей работе ставлю задачи, которые позволяют готовить учащихся по требованиям стандарта.
Поэтому основные мои задачи таковы:
- Изучать передовые педагогические технологии
- Внедрять в образовательный процесс технологии, методы, формы работы, способствующие повышению интереса к предмету;
- Повышать познавательную активность, и как следствие повышать рост качества знаний;
- Вовлекать учащихся в различные формы внеурочной деятельности.
Пути реализации педагогической системы:
- курсы повышения квалификации;
- самостоятельное освоение новых педтехнологий;
- обмен опытом, сотрудничество с коллегами РМО;
- аттестация;
- внеурочная форма работы по предмету.
Для реализации первой задачи непрерывно повышаю квалификацию на курсах ИРО, негосударственных учреждений, участвую в заседаниях МО учителей района, посещаю открытые уроки коллег, участвую в мастер-классах, изучаю научно-методическую литературу, периодические и электронные издания, опыт коллег в образовательных сетевых сообществах , знакомлюсь с новинками по предмету. Работаю с материалами единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Темы, изученные мною на курсах повышения квалификации (за последние 7 лет): « Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе География», «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по географии», «Управление педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС».
Мой девиз : «Дорогу осилит идущий».
Мое педагогическое кредо « Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать свое образование незаконченным» (К.Симонов).
Поэтому, никогда не останавливаюсь на одном месте, стараюсь продвигаться вперед, саморазвиваться, пополнять знания и умения.
Для выполнения поставленных задач внедряю в процессе обучения предмету современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии ( стараюсь организовывать педагогический процесс с учетом соблюдения гигиенических требований. На уроках меняю виды деятельности, чередуя опрос, слушание, рассказ учителя, практические работы, ответы на вопросы и т.д. Провожу физкультминутки. Провожу профилактическую работу по формированию здорового образа жизни.)
- игровые технологии,
- технологии проблемного обучения,
- дифференцированного,
- разноуровневого обучения,
- исследовательские и проектные методы обучения,
- информационные технологии.
Осуществляю деятельностный подход. Важной составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированные взаимодействия с учеником ( общеобразовательные игры, групповая работа, изучение географических проблем, дискуссионное обучение, проведение практикумов).
Провожу уроки- конференции, например «Озеро Байкал» в 8 кл при изучении внутренних вод России, семинары, игровые, например игра « Путешествие к неизвестному материку» в 7 классе, уроки-диспуты, уроки-исследования, экскурсии. Провожу интегрированные уроки, где используются задания из различных областей: географии, биологии, химии, физики, краеведения, литературы, истории, МХК. Такие уроки формируют навыки сбора информации, тренируют память, стимулируют умственную деятельность, развивают познавательный интерес к предмету, повышают работоспособность обучающихся. Проводила разновозрастные уроки с групповой формой деятельности на принципах дифференциации.
В последнее время важную роль в моей работе играют информационные технологии ( по преобладающему методу), они позволяют добиваться хороших результатов обучающихся. Но несмотря на все преимущества ИКТ, все-таки на первом месте должен быть учитель, с его живым словом, ласковым взглядом, умеющим проникнуть в глубинки души ученика, наставник.
Эффективность процесса обучения напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. География особенно нуждается в наглядности, поэтому использую интерактивную доску, компьютер с выходом в интернет, комплект мультимедийных средств обучения для просмотра ресурсов коллекции ФЦИОР, ЕДУ.РУ, коллекции видеофильмов «Золотой глобус», просмотра и составления презентаций. В современных условиях без такого набора изучение географии практически невозможно. Технические достижения делают преподавание географии более наглядным, а значит, и повышают интерес к предмету.
Главным критерием деятельности является эффективность и результативность.
Анализ результативности показывает повышение качества образования до 85 %. Доля обучающихся, имеющих положительные отметки – 100%. Обучающиеся демонстрируют прочные знания по географии. Анкетирование, проводимое среди учащихся с целью выявления влияния информационных технологий обучения на образовательный процесс, показало повышение интереса к предмету.
Вовлекая детей во внеклассную работу , способствую расширению знаний, их систематизации, привлечению детей к предмету, усилению заинтересованности предметом. В нее входят мероприятия, проводимые в рамках предметных недель, экскурсии, олимпиады по географии.
Краеведческая работа позволяет мне привлечь детей к исследовательской деятельности, навыки которой они успешно демонстрируют на муниципальных и региональных конкурсах и конференциях.
Экологическое воспитание реализую посредством участия в конкурсах экологического фестиваля.
Как руководитель пришкольного участка поддерживаю и развиваю традиции юннатского движения. В 2015 году, осуществляя одну из задач – прививать интерес к географии, пришкольную территорию под моим руководством оформили в едином стиле в соответствии с темой «По странам и континентам». Чтобы представить страну или материк в виде цветника, детям нужно было набрать необходимую информацию из разных источников. На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Как учитель географии и классный руководитель, учу детей жить в гармонии с природой.
Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Я – не исключение.
Имею благодарственные письма от администрации школы, ЦДОд, грамоты от администрации района, отдела образования , департамента образования Ярославской области:
- диплом руководителю проекта-победителя VIII Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле»(2011г.),
-благодарственное письмо администрации МОУ Покрово-Ситской СОШ за подготовку призеров и участников районных, областных конкурсов(2011г.),
- почетная грамота отдела образования, культуры и молодежной политики администрации Брейтовского муниципального района за подготовку победителей Всероссийского этапа конкурса детских экологических проектов (2012г.),
- благодарственное письмо ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» за большой личный вклад в привлечение внимания обучающихся к проблемам реки Волги, малых рек и их бассейнов и пропаганду экологических знаний (2012г.),
- грамота и диплом за подготовку участников 3-х и 4-х межмуниципальных земледельческих и эколого-краеведческих чтений (2010, 2011г.г.),
-благодарность за подготовку агитбригады ХV районного экологического фестиваля (2014г.).
- грамота за победу в номинации «Педагогический поиск в воспитании» районного конкурса «Самый классный классный» (2010г.).
Успех учителя – это еще и успехи его учеников, и они есть.
Как результат эффективности внеклассной работы - призовые места в конкурсах различного уровня.
Я считаю, моя система работы эффективна и успешна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая система
Описание собственной методической системы....
Модель методической системы школы
Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...