Разработка урока "Ориентирование"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7»
Конспект урока по географии
в 6 классе
«Ориентирование»
подготовила
учитель географии
Вагапова Гузель Шамилевна
г. Саранск
2017
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, компасы, атласы, физическая карта мира, транспортир.
Цель: познакомить учащихся с новыми понятиями «стороны горизонта», «ориентирование», «румбы», «зюйдвестка», сформировать навыки и умения работы с компасом, определение азимута на местности и карте, умение ориентироваться с помощью солнца, звезд и по местным признакам.
Этап урока | Действия учителя | Слайд | Действия учеников | Примечание |
Орг. момент 2 мин | Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности (проверка отсутствующих) | Эпиграф к уроку: Стрелка компаса на север Показала направленье. И по плану ты проверил Путь дальнейшего движенья | Стоя приветствуют учителя, Садятся, слушают. | |
Актуализация знаний 10 мин | Для начала давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма | Просмотр видеосюжета из мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица» | просмотр | (10 сек, на 44,8 минуте) |
Обсуждение | ||||
- Ребята, куда держали путь богатыри? | Картинка (богатыри) | Ответ: - На Киев / На Киевскую Русь | ||
С точки зрения географии, почему герои разминулись? | - Стрелка поменяла направление | |||
По данной карте мы можем определить где находится Киевская Русь? | Карта «Киевская Русь» 9-10 век | Изучают карту по княжествам | ||
С какой географической проблемой столкнулись богатыри? | - Не знали точное местоположение Киева / не знали точно в каком направлении следовать | |||
Сформулируем тему урока: (подсказка – определение своего местоположения как называется?) | Тема: ??? | - Ориентирование | ||
Молодцы, открываем тетрадочки, записываем тему урока «Ориентирование», не забываем про дату … | Тема урока: «Ориентирование» | Записывают в тетрадь тему урока | ||
А теперь определите цели, чему вы должны научиться (наводящие вопросы: Зачем компас на столе? Для чего на компасе даны градусные деления?). Представьте, если мы заблудились в лесу и у нас нет компаса, что делать? | Цели: ??? | - Научиться ориентироваться на местности - научиться определять стороны горизонта с помощью компаса - знать точное местоположение - Ориентироваться по местным признакам | ||
Чтобы запомнить, давайте запишем, что означает слово «ориентирование» | Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта | Записывают определение | ||
Вспомним стороны горизонта, кто пойдет к доске? …….. | Образец без надписей | Рисует на доске (румбы с буквами сторон горизонта) | Остальные дети следят за правильностью | |
- Ребята, правильно? | Да (ученик садится) | |||
- Какие способы ориентирования вам знакомы? | Картинки (мох на дереве, муравейник, тень от солнца и т.д.) | (можно соста-вить кластер по спосо-бам ориентирования) | ||
1-2 мин | Предлагается детям встать, поворачиваться в ту сторону, на которую указывает учитель местными признаками; | |||
3 мин | Физкультминутка (см. в приложении) | |||
Этап изучения нового мате- риала 15 мин | Ребята, для чего нам нужен компас? | Картинка компаса | -Для определения своего местоположения, -для определения сторон горизонта | |
Для чего нужны деления на компасе? Обратите внимание какую единицу измерения они имеют? | Чтобы по градусам определить точное местоположение | |||
А как правильно пользоваться компасом? Где у нас в кабинете север? | Правила пользования компасом | - установить на горизонтальную поверхность, и т.д. | ||
Что нам поможет определить направление с большой точностью? | Ссылка на учебник, стр.44 Атлас, стр. 8-9 | - азимут | ||
Сколько всего градусов на компасе? | Изображение компаса | 360 | ||
В каком направлении идет отсчет градусов? | Начиная с севера в сторону востока и по часовой стрелке | |||
Прочитайте определение «Азимут» и Посмотрите на рис.22 стр. 44, Какая связь? Запишите определение в тетрадь | Ссылка на учебник, стр.44 Атлас, стр. 8-9 | Читают, рассматривают рисунок записывают | ||
На доске учитель рисует схему компаса с основными градусами, отмечает среди схемы объект, выделяет угол между направлением на север и направлением на объект, подписывает его как азимут, затем отмечет новые объекты, дети стараются определить Азимут (называя градусы) | ||||
Ознакомьтесь с правилами определения азимута с помощью компаса (стр.44) Приступим к работе с компасом | Правила определения азимута с помощью компаса | Читают Дети берут в руки компас, определяют стрелку на север | ||
Вопросы (практикум): По какому азимуту нужно двигаться к выходу? Чтобы подойти к окну, какому азимуту нужно следовать? Классный уголок и т.д. | ||||
Чтобы определить азимут по карте, нужно воспользоваться транспортиром | Рисунок сравнения компаса и транспортира | - градусы - круг | Учитель проделывает данную работу с по-мощью большо-го транс-портира по экрану проектора (либо интерактивно) | |
- Возьмите в руки транспортир, Что схожего между транспортиром и компасом? | ||||
Открываем форзац учебника | ||||
Прикладываем транспортир на топографическую карту, прицельный кружок на объект «колодец» Вопрос: По какому азимуту нужно идти, чтобы добраться до родника? | ||||
Этап закрепления и применения знаний и способов деятель-ности 7 мин | Дает задание: На карте найдите местоположение своего дома по номеру. Определите азимут до лицея, до ближайшего магазина, до сбербанка, до аптеки. (если на карте нет дома, то все те же действия от лицея) По пути домой проверить по компасу | Топографическая карта местности | Определяют азимут | Раздаточный материал: Топографическая карта района лицея |
Ссылка на учебник: стр.46 «От теории к практике» задание 3 (а, в) | ||||
Итоги 3 мин | Какие цели ставились? Цели | |||
Достигли мы этих целей? | да | |||
Научились определять местоположение? | да | |||
Д/З §7 читать, отвечать на вопросы. (практикум, зад. 2 стр.44) | ||||
Рефлек-сия 30 сек. | Похлопаем сами себе в ладоши, Все молодцы, спасибо за работу! | Хлопают в ладоши |
Приложение 1
Физкультминутка (проводит ученик)
Зарядка по сторонам горизонта
Наклоны головой:
«Север» - вперед
«Юг» - назад
«запад» - влево
«восток» - вправо
Движения руками:
«север» - наверх
«юг» - вниз
«Запад» - наклоны влево
«восток» - наклоны вправо
Приседы:
Приседать столько раз, сколько основных румбов
Поднятия коленей:
Поднимать колени к груди поочередно столько раз, сколько основных и промежуточных румбов, проговаривая вслух, начиная с севера (по часовой стрелке)
После зарядки можно себе похлопать
Список использованной литературы
1. Домогацких Е.М. учебник «География» – М.: «Русское Слово», 2014.
2. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
3. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.
4. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.
Интернет источники
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Русское Географическое Общество (Источник).
3. Geografia.ru (Источник).
4. Murzim.Ru (Источник).
5. Выжить.ру (Источник).
6. Википедия (Источник)
https://yandex.ru/images/search?text=ориентирование&lr=42
http://www.3bogatirya.ru/personazhi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....