Растения-обитатели суши
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Понятие разнообразии условий жизни растений на суше ,растениях влаголюбивых и засухоустойчивых ,о светолюбивых и теневыносливых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_prirodovedeniyu_dlya_uchashchihsya_5-go_kl._sovz.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по природоведению
5 класс для учащихся с ОВЗ
по теме :»Растения-обитатели суши»
Учитель Панфёрова Мария Яковлевна
МАОУ СОШ №19 г.Балаково
Тема урока:»Растения-обитатели суши
Цель урока:Дать понятие разнообразии условий жизни растений на суше ,растениях влаголюбивых и засухоустойчивых ,о светолюбивых и теневыносливых.
План урока.
1.Проверка знаний учащихся по теме первого урока.
2.Рассказ учителя ,перемежающийся вопросами к деталям о растениях сухих и влажных мест, сопровождаемый демонстрацией таблиц ,гербариев.
3.Беседа о теневыносливых и светолюбивых растениях с демонстрацией таблиц ,гербариев ,живых растений.
4.Закрепление материала ,пройденного на уроке.
5.Задание на дом.
Оборудование .Картины «Тундра» , «Тайга», «Сухая степь» , «Пустыня», «Сосна обыкновенная» , «Берёза» , «Липа» , гербарные экземпляры или живые растения : полынь , донник , майник , очиток , молодило , ландыш , купельна ;комнатные растения.
Ход урока. Урок начинается проверкой знаний учащихся. Вопросы : «Какие условия необходимы для жизни растений? Приведите примеры. Чем внешняя среда дуба отличается от внешней среды кувшинки ? Что вы можете сказать о разнообразии растений на Земле» ?
Отвечая на вопросы , учащиеся используют знакомые им гербарные экземпляры растений , а так же соответствующие таблице и картины .
Учитель рассказывает о том , что растения могут жить на суше в различных условиях .
Одни растут в более влажных местах, например на болотах, другие в засушливых(в пустынях). Одним нужно больше света и тепла, а другим меньше. Учитель вывешивает картину ”Сухая степь” и проводит по ней беседу: ”Почему трава не покрывает землю сплошным ковром, а растёт отдельными кустиками? Почему потрескалась почва в обнажённых участках степи? Какие растения здесь растут? “(Полынь, солянка.) Рассматривая растения полыни, дети отмечают, что они имеют сильно рассечённые на мелкие узкие дольки листья. Рассматривая особенности других растений, например длинные корни верблюжьей колючки, учитель показывает гербарный экземпляр верблюжьей колючки и рисует на доске в определённом масштабе её длинные корни, которые достигают 20 м. Учитель показывает очиток, молодило, кактус заячью капусту и спрашивает: “ Каковы особенности строения этих растений?” Обращает внимание на то, что у этих растений недлинные корни, но зато листья покрыты толстой кожицей или их совсем нет, как у кактуса, у которого они превратились в колючки. Кроме того, у всех растений сухих мест мясистые, сочные листья или стебель(как у кактуса). Это помогает растения запасать влагу.
Затем учитель переходит к рассказу растениях влажных мест. Калужница живет во влажных местах – у нее большие листья, короткие корни. Дети рассматривают другие влаголюбивые растения, выделяют те особенности их строения, которые связаны с жизнью во влажных местах.
Учитель спрашивает детей, какие растения, живущие в тенистых местах, они знают. Дети называют и показывают ландыш(экземпляры живых или гербарных растений). Рассматривают крупные листья, вспоминают, что растение можно видеть в тенистом лесу. Учитель говорит, что такие растения называют теневыносливыми. Перечисляют деревья, относящиеся к теневыносливым: липа, клён. Затем вывешивают картину” Cосна обыкновенная”, в левой части которой изображена сосна, выросшая среди леса, а в правой – выросшая на открытой поляне. Учитель предлагает детям рассмотреть также рисунки 100 и 101 в учебнике. Даёт задание: “ Опишите дерево сосны изображённой в левой части таблицы, и скажите, чем отличается по внешнему виду сосна, нарисованная справа, от сосны, изображённой слева; почему эти сосны имеют разный вид?”
Ученики отмечают, что у сосны слева высокий, ровный ствол, ветви расположены только наверху, а у сосны справа – низкий, толстый ствол, он гораздо больше покрыт ветвями.
Ответы детей учитель уточняет, дополняет; в левой части таблицы изображены сосна, выросшая среди леса; пни от вырубленных деревьях показывают, что здесь был густой лес.
Сосна – светолюбивое растение. Затенённая со всех сторон деревьями сосна, изображённая слева, вытянулась, выросла стройной, высокой, крона у неё только на верхушке, нижние ветви без света засохли. А сосна, изображённая справа, выросла широкой густой кроной и низким, но кряжистым стволом, ей было достаточно света.
Дети под руководством учителя делают вывод: всем растениям нужен свет, но одним из них его нужно больше, другим меньше.
Называют других представителей светолюбивых растений – берёза, мать – и – мачеха, большинство культурных растений.
Выясняют, что у подорожника густой пучок корней и прочной волокнистые жилки на листьях. Он может расти у дорог, ему не страшно вытаптывание . Чертополох поникший растёт по пустырям и обочинам дорог, из – за острых колючек на стебле и листьях животные его не трогают.
Во время закрепления знаний учащиеся отвечают на вопросы: “ С какими растениями вы сегодня познакомились? Назовите влаголюбивые растения. Назовите засухоустойчивые растения. Чем те и другие отличаются по внешнему виду? Назовите теневыносливые растения. Где растут теневыносливые? Какие у них листья? Какие листья у светолюбивых? “
Задание на дом. Прочитать-« Растения – обитатели суши”, ответить на 1-й вопрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"
Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....
Воды суши
Презентация для 6 класса....
презентация к уроку в 6 классе Горы суши
работа предназначена при изучении темы Горы суши в 6 классе...
Презентация "Суша" часть 1
Презентация к уроку природоведения 5 класс, тема ""Суша". В 1 части представлены Евразия, Африка и Северная Америка....
Презентация "Суша" часть 2
Презентация по приодоведению в 5 классе, тема "Суша". Во 2 часть представлены Южная Америка, Австралия и Антарктида....
разработка урока по теме "Суша планеты"
План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....
«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии
В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...