Рабочая программа по географии для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______
от « 31» 08. 20 г.
Рассмотрено на заседании кафедры _____________________образования
Протокол № _______от « » . 20 г.
Руководитель кафедры / /
Согласовано
Заместитель директора / /
« » .20 г.
Рабочая программа по географии
для параллели 5-х классов
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
Учебник Алексеев А.И., Душина И.В. География. Начальный курс : учеб. для 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2015г.
Составитель: Нечаева Елена Вячеславовна
учитель географии
2016 год.
1.2. Результаты освоения предмета географии в контексте ФГОС второго поколения
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.2.1. ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
1.2.2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
1.2.3. Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
1.2.4. В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Обучающиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
- Содержание учебного предмета.
- Источники географических знаний (11 часов)
География как наука. История географии. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева. Составление рассказа об одном из путешественников (по выбору учащегося). Земля – планета Солнечной системы. План местности. Масштаб. Виды масштаба. Ориентирование па плану местности. Азимут. Полярная съемка местности. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности. Градусная сеть на глобусе и картах. Географические координаты. Определение расстояний, направлений и географических координат по карте. Построение карт. Картографические проекции.
Практические работы:
- Определение географических координат.
- Ориентирование на местности.
Тема 1. Источники географических знаний
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
2. Природа Земли и человек (14 часов)
Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Горные породы и минералы. Основные формы рельефа суши. Горы суши. Равнины суши. Выветривание. Круговорот воды в природе. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Свойство вод Мирового океана. Волны. Их виды. Приливы и отливы. Течения в океане. Растительный и животный мир океана. Охрана вод Мирового океана. Атмосфера, её строение и состав. Значение атмосферы. Изучение атмосферы человеком. Температура воздуха и её изменение. Термометр. Суточный, месячный и годовой ход температуры. Средняя дневная, средняя месячная и средняя годовая температура воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой места. Атмосферное давление. Барометр. Изменение атмосферного давления. Ветер. Виды ветров. Роза ветров. Влажность воздуха. Облака и их основные виды: перистые, слоистые, кучевые, грозовые. Атмосферные осадки, их основные виды (дождь, снег, роса, иней). Погода, её изменение и предсказание. Климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места и господствующих ветров. Распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли.
Практические работы:
1. Нанесение рельефа на контурные карты.
2 Нанесение на контурной карте крупных форм рельефа.
Тема 2 Природа Земли и человек
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
3.Планета Земля(6 часов)
Земля – планета Солнечной системы. Формы, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Практические работы.
- Политическая карта мира.
1.4. Календарно-тематическое планирование
№ | № п.п. | Тема | УУД | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата | |||||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | По плану | По факту | ||||||||||
1 | 1.1 | Почему нужно изучать географию. | Познавательные: давать определения понятиям, раскрывать на конкретных примерах цели изучения географии. Коммуникативные: участвовать в обсуждении о необходимости изучения географии. | Знают: основные понятия и термины. Умеют: называть основные объекты Географии. Определять роль географии. | Умеют: Оценивать роль географических методов в развитии современной географии | §1 | 5.09 | 5.09 | |||||
2 | 1.2 | Рождение географии. | Познавательные: уметь характеризовать основные этапы географических открытий. | Знают: основные положения урока. Умеют: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Умеют: высказывать свою точку зрения или обосновывать известные. | §2 | 12.09 | ||||||
3 | 1.3 | Путешествие европейцев в Индию и Китай. Великие географические открытия. | Коммуникативные: характеризовать и конкретизировать примерами великие географические открытия Регулятивные: осуществлять самостоятельно рефлексию. | Знают: основные термины и понятия. Умеют: показывать на карте маршруты путешествий. | Умеют: работать с текстом учебника, атласом, выделять главное, использовать ранее изученный материал | §3 | 19.09 | ||||||
4 | 1.4 | Географические открытия XVII – XIX веков | Познавательные: уметь характеризовать основные географические открытия. Коммуникативные: формировать свою точку зрения. | Знают: основные географические открытия. Умеют: сравнивать и сопоставлять географические открытия разных этапов. | Умеют: находить нужную информацию в различных источниках
| §4 | 26.09 | ||||||
5 | 1.5 | Форма и размеры Земли. | Познавательные: выдвигать гипотезы. Коммуникативные: формировать собственное мнение, позицию. | Умеют: приводить доказательства шарообразности Земли. | Умеют: использовать электронные ресурсы, создавать презентации | §5 | 3.10. | ||||||
6 | 1.6 | Глобус, параллели и меридианы. | Познавательные: раскрывать на конкретных примерах значение градусной сети. Коммуникативные: работать в группе , устанавливать рабочие отношения. | Умеют: выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сети. | Умеют: вести диалог, вступать в речевое общение. | §6 | 10.10. | ||||||
7 | 1.7 | Географические координаты Пр.р.№1. «Определение географических координат». | Коммуникативные: учиться работать в малой группе над общими задачами. Регулятивные: осуществлять самостоятельно рефлексию. | Умеют: Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов | Умеют: работать в группах, находить необходимую информацию в атласах | §7 | 17.10. | ||||||
8 | 1.8 | Географические планы и карты | Познавательные: владеть основными понятиями темы. Коммуникативные: комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. | Знают: основные понятия и термины . Умеют: обобщать и делать выводы. | Умеют: работать в группах, находить необходимую информацию в различных источниках. | §8 | 24.10. | ||||||
9 | 1.9 | Ориентирование. Пр.р.№2 «Ориентирование на местности». | Познавательные: описывать заданный маршрут. Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать собственные действия. | Умеют: определять направления по компасу, азимут на объекты. Составлять описание маршрута. | Умеют: выполнять несложные практические задания. | §9 | 7.11. | ||||||
10 | 1.10 | Разнообразие карт. Аэро- и космические снимки. | Познавательные: владеть понятиями Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Умеют: Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу. | Умеют: работать с атласом | §10 | 14.11. | ||||||
11 | 1.11 | Контрольная работа №1 по теме: Источники географической информации. | Познавательные: владеть основными понятиями. Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать собственные действия | Знают: основные положения темы. | Умеют: анализировать, делать выводы отвечать. | 21.11. | |||||||
12 | 2.1 | Земля – часть Вселенной. | Познавательные: характеризовать основные географические следствия. Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Знают: строение солнечной системы, расположение планет, спутник Земли – Луну. | Умеют: Определять уникальные свойства Земли и важные географические следствия. | §11 | 28.11. | ||||||
13 | 2.2 | Движение Земли и ее ритмы. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию. | Знают: движения Земли вокруг солнца, воздействия Луны на Землю Умеют: самостоятельно разрабатывать план ответа, находить необходимую информацию | Умеют: творчески разрабатывать сюжеты для подготовки презентации. | §12 | 5.12. | ||||||
14 | 2.3 | Мир земной тверди. Этажи подземного царства. | Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Умеют: Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. | Умеют: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | §13 | 12.12. | ||||||
15 | 2.4 | Горные породы и минералы. | Познавательные: владеть основными понятиями. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию. | Умеют: Сравнивать свойства горных пород различного происхождения | Умеют: выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.
| §14 | 19.12. | ||||||
16 | 2.5 | Рельеф Земли. Пр.р.№3 «Нанесение рельефа на контурные карты» | Познавательные: иметь представление о крупных формах рельефа. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Уметь: Составлять характеристику разных форм рельефа. | Умеют: оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. | §15 | 26.12. | ||||||
17 | 2.6 | Человек и земная твердь. | Познавательные: использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике человека и земной тверди. | Знать: особенности воздействия человека на земную твердь. Уметь: анализировать. делать выводы. отвечать на вопросы | Умеют: оценивать влияние человека на подстилающею поверхность.. | §16 | 9.01. | ||||||
18 | 2.7 | Рельеф Земли. Равнины. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию. Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать собственные действия. | Знать: основные понятия и термины. Уметь: адекватно оценивать ситуацию, отвечать на вопросы. | Умеют: иллюстрировать примерами . | §17 | 16.01. | ||||||
19 | 2.8 | Рельеф Земли. Горы. | Познавательные: понимать значимость ледников и многолетней мерзлоты. | Уметь: анализировать, делать выводы , отвечать на вопросы. Знать: основные положения урока, давать определения понятиям. | Умеют: Решать познавательные задачи по выявлению причин образования гор. | §18 | 23.01. | ||||||
20 | 2.9 | Движения земной коры. Вулканы. | Познавательные: осознавать, значимость океанов для человечества. Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать собственные действия. | Уметь: Определять черты сходства и различия океанов Земли. Знать: географическое положение океанов | Умеют: находить в картах атласа действующие и потухшие вулканы | §19 | 30.01. | ||||||
21 | 2.10 | Движения земной коры. Землетрясения. | Познавательные: определять и комментировать местоположение крупных рек. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Умеют: Определять по карте основные районы землетрясений. Знают: основные понятия темы. | Умеют: Решать познавательные задачи по выявлению причин движения земной коры | §20 | 6.02. | ||||||
22 | 2.11 | Горячие источники. Гейзеры. | Коммуникативные: определять и комментировать местоположение гейзеров. Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать собственные действия. | Знать: основные понятия и термины. Уметь: определять по картам | Умеют: находить информацию в различных источниках. | §21 | 13.02. | ||||||
23 | 2.12 | Пр.р № 4 : Нанесение на контурной карте крупных форм рельефа». | Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в решении глобальных проблем. Регулятивные: эффективно работать в группе | Уметь: работать в группе, эффективно сотрудничать. | Умеют: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
| §22 | 20.02. | ||||||
24 | 2.13 | Литосфера и человек. | Познавательные: владеть понятиями – атмосфера, тропосфера. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать: основные положения урока. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Умеют: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | §23 | 27.02. | ||||||
25 | 2.14 | Контрольная работа№ 2 по теме: «Природа Земли и человек». | Познавательные: владеть основными понятиями темы Коммукативные: формировать собственное мнение, позицию. | Уметь: приводить доказательства шарообразности Земли. | Умеют: использовать электронные ресурсы, создавать презентации | 6.03. | |||||||
26 | 3.1 | Мы во Вселенной. Человек на Земле. | Познавательные: выдвигать гипотезы Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать: основные понятия и термины. Уметь: определять причины образования ветров. | Умеют: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | §25 | 13.03. | ||||||
27 | 3.2 | Как люди заселяли Землю. Расы. | Познавательные: характеризовать основные пункты расселения людей Коммуникативные: высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Знать: основные расы
| Умеют:
творчески разрабатывать сюжеты для подготовки презентации. | §26 | 20.03. | ||||||
28 | 3.3 | Народы, населяющие Землю. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию. | Знать: влияние природных условий и ресурсов на расселение. | Умеют: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | §27 | 3.04. | ||||||
29 | 3.4 | Учимся с Полярной звездой. «Сравнение стран мира». Какого цвета население Земли. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию. | Знать: находить и показывать на карте свою страну, крупные страны. | Умеют: работать с текстом учебника, атласом, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | §28 | 10.04. | ||||||
30 | 3.5 | Пр.р. № 5 : «Политическая карта мира». | Познавательные: владеть основными понятиями. Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать собственные действия | Уметь:работать с картами атласа | Умеют: выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. | §29 | 17.04. | ||||||
31 | 3.6 | Контрольная работа№ 3 по теме : «Планета Земля». | Познавательные: владеть основными понятиями темы. Коммуникативные: комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. | Знают: основные понятия и термины . Умеют: обобщать и делать выводы | Умеют: работать с атласом | §30 | 24.04. | ||||||
32 | 4.1 | Обобщение по теме: «Источники географической информации». | Познавательные: владеть основными понятиями. Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать собственные действия | Знают: основные положения темы. | Умеют: анализировать, делать выводы отвечать. | §31 | 8.05. | ||||||
33 | 4.2 | Обобщение по теме: «Природа Земли и человек». | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Знать: основные определения. Уметь: анализировать, делать выводы. доказывать свою точку зрения. | Умеют: работать с атласом, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | §32 | 15.05. | ||||||
34-35 | Резервное время 22.05. 29.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...