Учебно-методический комплекс по Географии
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Осипова Любовь Петровна

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД)  «География» адресован студентам очной формы обучения.

Данное пособие включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_po_geografii_fragment.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

ФГПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГЕОГРАФИЯ

«общеобразовательный цикл»

 Гуманитарный профиль

основной профессиональной образовательной программы

для специальностей 030912 «ПСО», 031001 «Правоохранительная деятельность», 072501 «Дизайн», 072601 «ДПИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Самара, 2014


Составитель: Осипова Л. П., преподаватель ФГОУ СПО «ПГК».

Учебно-методический комплекс по Географии составлен в соответствии с примерной программой  учебной дисциплины «ГЕОГРАФИЯ» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД)  «География» адресован студентам очной формы обучения.

Данное пособие включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Введение

4

2. Образовательный маршрут

6

3. Содержание дисциплины

7

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

68

5. Глоссарий

69

6. Информационное обеспечение дисциплины

80


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «ГЕОГРАФИЯ» предназначен для того, чтобы сделать Вашу работу по освоению новой области знаний оптимально удобной и максимально понятной. УМКД облегчит Вам  работу как на учебных занятиях (теоретических и практических), так и при выполнении самостоятельных работ.

В УМКД всё содержание дисциплины «География» разбито на смысловые блоки (разделы), которые, в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует у Вас целостное восприятие изучаемого предмета. Структура каждой темы построена следующим образом:

  • Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии) – Их нужно знать!
  • План изучения темы (вопросы, необходимые для изучения).
  • Краткое изложение теоретических вопросов. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Данный материал также будет Вам полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и практическим работам.
  • Практическая работа (если предусмотрена в теме). Оформляется в виде отчета в тетрадях и контурных картах. Выполнение практических работ обязательно!
  • Задания для самостоятельного выполнения во внеурочное время (оформляются в виде сообщений, докладов, презентаций, эссе, таблиц, глоссариев и т.п.).
  • Вопросы для самоконтроля по теме (ориентированы на вопросы точек рубежного и  итогового контроля по дисциплине).

После каждого тематического раздела дается перечень умений, которыми должен овладеть студент после изучения тем данного информационного блока.  Это «момент истины»! Прочитав перечень умений, Вы должны объективно оценить степень вашей практической подготовки по данному разделу. Если какое – либо  из требуемых умений Вами не освоено, необходимо обратиться за помощью к преподавателю[1] или попытаться ещё раз самостоятельно с помощью данного УМКД пройти весь образовательный маршрут по проблемному разделу.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы (см. Информационное обеспечение дисциплины), получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате освоения дисциплины вы должны знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

В ФГОУ СПО «Поволжский государственный колледж» на дисциплину «География» по специальностям гуманитарного профиля отводится 117 часов, в том числе 78 часов аудиторной нагрузки и 39 часов самостоятельной работы студентов. Освоение дисциплины требует обязательного выполнения студентами 5-ти точек рубежного контроля, 15-ти практических работ. Зачет по Географии выставляется на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи

количество

Практические занятия

15

Точки рубежного контроля

5

Итоговая аттестация

Д/З

Желаем Вам удачи!


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Тема: Введение. Источники географической информации

Основные понятия и термины по теме: экономическая и социальная география мира, географическая информационная система, географическая карта, картографическая  генерализация, статистика, GPS (Global Positional System).

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

  1. География как наука.
  2. Традиционные и новые методы географических исследований.
  3. Географическая карта – особый источник информации о действительности.
  4. Статистические материалы, как источник географической информации.
  5. Другие способы и формы получения географической информации Геоинформационная система.

Краткое изложение теоретических вопросов:

  1. География[2] – пространственная дисциплина. Это означает, что географы интересуются не только самими объектами, но также и тем, как, где и почему эти объекты размещены в пространстве. Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. 
  2. Получение географической информации имеет реальное практическое значение. Окружающий мир сегодня пронизан огромным количеством информационных, транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции. Современные молодые специалисты, попадая в глобальную политическую или экономическую среду, должны обладать значительным набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни. География использует разные методы исследования: традиционные – географические,  социологические, экономические; новые – картографические, статистические, аэрокосмических и геоинформационные и т.п.
  3. Карты – это основной инструментарий географа. Карты существуют фактически для каждого типа информации, касающейся нашей планеты (и не только). Географическая карта[3] – уменьшенное, математически определённое, обобщенное, образно-знаковое изображение поверхности Земли на плоскости, показывающее размещение, состояние и взаимосвязи природных и общественных явлений. При уменьшении масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик. Тут помогает картографическая генерализация – отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению и масштабу карты. Для изображения различных объектов на карте применяют самые разнообразные способы картографического изображения: способ качественного фона, ареалов, картограмм, картодиаграмм, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный. По содержанию карты делятся на общегеографические и тематические (карты природных явлений и карты общественных явлений).
  4. Статистические материалы[4] – один из основных источников географической информации. Статистика – это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований статистика решает следующие научные задачи: сбор статистических данных, обработка собранной информации, анализ и интерпретация данных, представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме.  Статистической информации относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.
  5. К современным источникам географической информации относятся также аэрокосмические и геоинформационные источники: аэрофотосъёмка (плановая и перспективная), космическая съёмка[5], дистанционное (удаленное) зондирование, спутниковый мониторинг. Современная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущих объектов носит название GPS (Global Positional System)[6]. Она разработана Министерством обороны США.  Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем (ГИС) – это система аппаратных средств для сбора, хранения, обработки пространственных данных. Это чрезвычайно точная карта «высшего качества», которая может показывать взаимосвязи между различными параметрами, немедленно  изменяться в соответствии с новыми параметрами и благодаря возможностям моделирования даже предсказывать, как человеческие и природные взаимодействия затронут определенное место.     

Практическое занятие № 1[7]!

Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Задания для самостоятельного выполнения:

  1. Подготовить сообщение – инструкцию «Географическая информационная система (ГИС)»  и провести демонстрацию возможностей ГИС, как источника географической и статистической информации.
  2. Подготовить сообщение и электронную презентацию на тему «Новые технологии в создании карт», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации, в работе дать информацию о новых технологиях в картографии и геодезии. Особое место уделить глобальной системе позиционирования (GPS);

Форма контроля самостоятельной работы:

  • Демонстрация возможностей ГИС.
  • Устный опрос.
  • Проверка отчета по практической работе (ПР).
  • Защита презентации и сообщения.
  • Проверка контурных карт.
  • Проверка таблиц и картосхем.
  • Проверка рабочей тетради.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. [8]Используя различные источники географической информации, приведите примеры количественных и качественных изменений на политической карте мира за последние 10 – 15 лет.
  2. Государство Европы, появившееся на политической карте в последнее десятилетие XX века:

а) Монако;

б) Словакия;

в) Албания;

г) Македония.

  1. Государство Азии, появившееся на политической карте в последние десять лет:

а) Бангладеш;

б) Восточный Тимор;

в) Саудовская Аравия;

г) Шри-Ланка.

  1. Плотность населения на картах показывают способом:

а) картограмм;

б) ареалов;

в) картодиаграмм;

г) изолиний.

  1. Используя данные таблицы, определите, в каком из перечисленных регионов наблюдается наибольшая смертность.

Регион

Общая численность населения, тыс. чел.

Рождаемость, %

Естественный прирост, %

Псковская область

714

8,9

-14,4

Республика Коми

975

11,1

-2,7

Республика Алтай

205

16,6

2,8

Волгоградская область

2620

9,8

-5,5

  1. Определите естественный прирост населения Афганистана, используя данные таблицы.

Коэффициент рождаемости

(на 1000 чел)

Коэффициент смертности

(на 1000 чел)

42

18

  1. Тип карт, к которым относится политическая карта мира

а) общегеографические;

б) карты природных явлений;

в) карты общественных явлений.

Умения, сформированные у студента после изучения раздела:

  1. Сопоставляет физическую карту мира и карту «Плотность населения» и делает  анализ причин неравномерного размещения населения по Земле.
  2. Сопоставляет карту «Минеральные ресурсы Земли» и карту «Обрабатывающая промышленность мира» и делает  вывод о причинах размещения отдельных отраслей промышленности в конкретных регионах.
  3. Находит с помощью ГИС различные географические объекты и статистическую информацию по ним.
  4. Анализирует статистические таблицы и составляет по ним графики и диаграммы.
  5. Составляет простейшие географические карты.

Раздел 1.  ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Тема 1.1. Современная политическая карта мира

Основные понятия и термины по теме: политическая карта мира, страна, государство, суверенные государства, «большая восьмерка стран Запада», страны переселенческого капитализма, СНГ.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

  1. Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.
  2. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.

Краткое изложение теоретических вопросов:

  1. Главные политико-географические изменения в обществе (образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.)  отражены на Политической карте мира — географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Страна, государство – главный объект политической карты мира. Страна – географическая территория, имеющая определенные границы, пользующаяся суверенитетом или находящаяся под властью другого государства. Государство – особая организация общества, объединенная общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Политическая кара постоянно изменяется во времени. На современно политической карте насчитывается около 250 стран и территорий, большинство из которых суверенные – политически независимы государства.

Классификации стран:

1)По размерам  территории и численности населения: большие (Россия, США),  средние (Франция, Египет), микрогосударства (Андорра, Ватикан).

  1. В отличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, в основу типологии положены качественные признаки, определяющие место той или иной страны на политической и экономической карте мира. До начала 90-х гг. все страны мира подразделяли на три типа: социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т.е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике. Широко применяется двухчленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

1 тип стран – Экономически  развитые страны мира (60 стран): 1) «Большая Восьмерка стран Запада» (США, Канада, Франция, Великобритания, ФРГ, Италия, Япония, Россия). На долю стран «Восьмерки» приходится около 50% мирового ВНП и промышленного производства, ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов; 2) Менее крупные европейские страны (Швеция, Испания, Финляндия). Несмотря на то, что политическая и экономическая мощь каждой из этих стран невелика, в целом они играют всевозрастающую роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «Большой Восьмерки». 3) Страны переселенческого капитализма (Австралия, Новая Зеландия. ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии Великобритании, которые практически не знали феодализма. В последнее время к этой группе относят и Израиль. 4) Страны СНГ (Содружества независимых государств) – Россия. Беларусь, Казахстан

2 тип стран – Развивающиеся страны: 1) Ключевые страны (Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина); 2) Нефтеэкспортирующие страны. Это страны Персидского залива (Саудовская Аравия,   ОАЭ, Иран); 3) Новые индустриальные страны (Республика Корея, Сингапур и Тайвань); 4) Страны, отстающие в развитии (Монголия, Чили, Перу); 5) Наименее развитые страны (Чад, Нигер, Афганистан); 6) Китай - имеет свои особенности, как в политическом строе, так и в социально-экономическом развитии.

Практическое занятие – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения

  1. Подготовить электронную презентацию на тему «Этапы формирования политической карты мира», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации. Составить таблицу в рабочей тетради.
  2. Подготовить сообщение на тему «Политический пейзаж», используя различные источники информации. В сообщении дать информацию об естественных и искусственных, устойчивых и условных, этнографических и добавленных границах между государствами. А также составить глоссарий таких понятий, как «доминион», «метрополия», «колония», «перфорированное государство», «анклав», «эксклав», «деволюция», «балканизация». Возможно оформление сообщения в виде электронной презентации.
  3. Составить глоссарий таких понятий, как «страна»,  «государство», «этнос», «нация», «народ», «народность», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации.   
  4. Подготовить электронную презентацию на тему «Микрогосударства», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации. В работе рассказать о самых маленьких государствах планеты (Андорра, Монако, Мальта, Сингапур, Ватикан и др.). Рекомендуется также раскрыть (с примерами) такое понятие, как «виртуальные государства».    

Форма контроля самостоятельной работы:

  • Защита сообщений и докладов.
  • Защита презентаций.
  • Проверка глоссария.
  • Проверка таблицы.
  • Проверка рабочих тетрадей.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Полуостровными странами являются:

а) Индия, Италия;

б) Россия, Канада;

в) Великобритания, Куба;

г) Япония, Индонезия.

  1. Россия, по особенностям географического положения, является:

а) Страной – материком;

б) Приморским государством;

в) Внутренним государством;

г) Страной – архипелагом.

  1. Австралия, по особенностям географического положения, является:

а) Страной – материком;

б) Приморским государством;

в) Внутренним государством;

г) Страной – архипелагом.

  1. Аббревиатура СНГ расшифровывается, как_________________
  2. Ошибка в перечне экономически развитых стран:

а) ЮАР;

б) Бразилия;

в) Австралия;

г) Россия.

  1. Ошибка в перечне развивающихся стран:

а) Индия;

б) Бразилия;

в) Канада;

г) Саудовская Аравия.

  1. Экономически развитые страны преобладают в:

а) Азии;

б) Европе;

в) Африке;

г) Америке.

  1. Соответствие между группой и странами, входящими в ее состав:

1. «Страны большой восьмерки»

А) Украина, Казахстан

2. Наименее развитые страны

Б) Бразилия, Индия

3. «Ключевые страны»

В) Чад, Боливия

4. Страны СНГ

Г) Россия, Япония

  1. Основная типология стран мира на современном  этапе:

а) социалистические, развитые капиталистически, развивающиеся;

б) развитые, развивающиеся;

в) Капиталистические, постсоциалистические и социалистические;

г) Экономически развитые и развивающиеся.

Тема 2.2. Государственное устройство стран мира

Основные понятия и термины по теме: республика, монархия, конституционная монархия, абсолютная монархия, теократическая монархия, федеративное государство, унитарное государство, конфедерация, «горячие точки» планеты.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

  1. Основные формы государственного правления.
  2. Основные формы административно-территориального устройства.
  3. «Горячие точки» планеты.

Краткое изложение теоретических вопросов:

  1. Существуют две основные формы государственного правления: Республика – такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Таких стран около 200 (Россия, США, Китай). Монархия – такая форма государственного правления, при которой главой государства считается один человек и эта верховная власть передается по наследству. Выделяют три вида монархий: Конституционная монархия – власть монарха ограничена Конституцией (Великобритания, Япония, Австралия); Абсолютная монархия – власть монарха почти на ограничена (ОАЭ, Саудовская Аравия, Бруней); Теократическая монархия – монарх является одновременно главой церкви (Ватикан).
  2. Существуют три основные формы административно-территориального устройства: Федеративное государство – имеет такую форму административно – территориального устройства, при которой в стране на ряду с федеративными законными и органами власти, существуют отдельные территориальные единицы (штаты, земли, республики и т.д.), имеющие собственные законодательные и исполнительные органы. Например: США, Россия, Канада, Австралия. Унитарное государство – имеет такую форму административно – территориального устройства, при которой в стране существуют единые законодательные и исполнительные органы. Например: Украина, Франция, Египет, Новая Зеландия. Конфедеративное государство – это объединение нескольких земель для достижения каких-либо политических или экономических целей (Швейцария).
  1. Сколько в мире войн? Различные научно-исследовательские организации, занимающиеся проблемами горячих точек планеты дают несколько разнящиеся количественные оценки современной ситуации.Так, Гейдельбергский институт (ФРГ) зарегистрировал 278 конфликтов, 35 из них имеют остронасильственный характер. По оценкам Центра оборонной информации (США), в мире наблюдается только 15 крупных конфликтов (потери превышают 1 тыс. человек). Более половины всех горячих точек приходится на Африканский континент. На Ближнем Востоке уже несколько лет идет война в Ираке. Афганистан, где пытается навести порядок НАТО, тоже еще весьма далек от успокоения, и интенсивность нападений талибов и боевиков Аль-Каиды на правительственные структуры, войска и полицию, на воинские подразделения Североатлантического альянса только возрастает. Некоторые международные эксперты предполагают, что вооруженные конфликты ежегодно уносят до 300 тыс. жизней, в основном – мирных граждан. На них приходится от 65 до 90% потерь. Однако ни в одном из нынешних вооруженных конфликтов не происходят столкновения между различными странами. Борьба идет внутри неблагополучных государств. Правительствам противостоят различные военизированные формирования повстанцев, боевиков и сепаратистов. И все они преследуют самые различные цели. Например, не спадает волна насилия в Ираке. После оккупации этой страны и свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году на войска Соединенных Штатов и их союзников обрушились удары боевиков. Сегодня Ирак все больше скатывается в пропасть гражданской войны. В Судане идет ожесточенное противоборство между мусульманским севером и христианским югом, стремящимся добиться автономии. Первые стычки между Народной армией освобождения Судана и Движением за справедливость и равенство произошли в 1983 году. В 2003 году противостояние обрело форму беспощадной войны в Дарфуре. Здесь тоже не видно конца вооруженному насилию и напряженность продолжает только расти. Хотя ООН, многие другие международные организации пытаются стабилизировать обстановку в мире, их усилия пока не приносят ощутимых результатов. Крупные вооруженные столкновения происходят почти на всех континентах, и их число пока не только снижается, а напротив – растет.

Практическое занятие № 2[9]! 

Знакомство с политической картой мира. Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов. Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории. Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

Задания для самостоятельного выполнения:

На основе «визитной карточки» стран на форзацах учебника составить таблицу «Государственный строй стран мира» по следующей форме:

                 

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

конституционные

абсолютные

Форма контроля самостоятельной работы:

  • Проверка таблицы.
  • Проверка контурных карт.
  • Проверка рабочих тетрадей.
  • Устный опрос.
  • Проверка отчета по ПР.

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. [10]Самая старая в мире конституционная монархия:__________
  2. На политической карте преобладают:

а) Монархии;

б) Республики;

в) Федеративные государства;

г) Конфедеративные государства.

  1. Ошибка в перечне унитарных государств:

а) Украина;

б) Франция;

в) Германия;

г) Египет.

  1. Ошибка в перечне федеративных государств:

а) Россия;

б) США;

в) ЮАР;

г) Великобритания.

  1. Конфедеративным государством является:

а) Швейцария;

б) Швеция;

в) Норвегия;

г) Бельгия.

  1. Теократическая монархия в Зарубежной Европе – _______
  2. Абсолютными монархиями являются:

а) Великобритания и Япония;

б) Бруней и Саудовская Аравия;

в) ОАЭ и Австралия;

г) Канада и Малайзия.

  1. [11]Форма правления в Ливии.
  2. [12]Форма правления, при которой главой государства является генерал – губернатор.

 

Умения, сформированные у студента после изучения раздела 1:

  1. Показывает на политической карте мира страны разных групп (большие, средние, микрогосударства, полуостровные, островные, архипелаги, внутренние государства).
  2. Составляет картосхему «Основные формы государственно правления и административно-территориального устройства».
  3. Показывает на политической карте мира пять стран – лидеров по площади и численности населения.
  4. Показывает на политической карте «горячие точки» планеты и называет стороны конфликта.
  5. Составляет простейшие политико-административные карты.
  6. Называет и показывает на политической карте мира страны с монархической и республиканской формой правления.
  7. Называет и показывает на политической карте мира страны с федеративной и унитарной формой административно-территориального устройства.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль

Перечень точек рубежного контроля:

№ ТРК

Часы

Наименование ТРК (в соответствии с КТП)

Форма контроля знаний

Тематика разделов ТРК

1

10

Знакомство с политической картой мира. Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории. Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям

Письменная  работа

Источники географической информации. Современная политическая карта мира

2

22

Контрольная работа

Письменный опрос

География населения мира

3

44

Контрольная работа

Письменный опрос

География мировых природных ресурсов. География мирового хозяйства.

4

62

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; Определение их географической специфики

Письменная работа

Регионы и страны мира

5

72

Итоговая контрольная работа

Письменный опрос

Россия в современном мире. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Итоговый контроль по дисциплине

По  итогам изучения дисциплины выставляется дифференцированный зачет на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.  

ГЛОССАРИЙ

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Абсолютная монархия

Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха

Автономный округ

национально-территориальное образование, субъект РФ. Одновременно входит в состав другого субъекта РФ - края или области

Автономная область

форма государственной автономии в СССР, сегодня существующая в России

Аренда

форма имущественного договора или соглашения, по которому собственник передаёт арендатору право пользования и исключительного владения имуществом на определенное время при условии уплаты арендной платы

«Большая семерка стран Запада»

международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам

ВВП (Валовой Внутренний продукт)

рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления

Воспроизводство населения

смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью

Географическая информационная система (ГИС)

инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов

Географическая карта

это изображение земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде, отображающее размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение

Географическая оболочка

целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера), гидросфера и биосфера) - а также антропосфера проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии. Между ними происходит непрерывный обмен веществом и энергией.

Географическая среда

часть земного природного, в той или иной степени измененного людьми окружения человеческого общества, с которой общество в данный момент непосредственно связано в своей жизни и производственной деятельности

Географический детерминизм

концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер

Географический нигилизм

концепция, теоретически неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение за природными условиями и вырывая человеческое общество из материальной среды его существования и развития, ведет к идеализму. Практически он вреден тем, что, игнорируя природные условия, ведет к недоучету этих условий

Географическое ресурсоведение

- изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов

Геоэкология

комплексная наука на стыке экологии и географии

Глобальная система позиционирования GPS (Global Positional System)

спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и определяющая местоположениe

Глобальные проблемы

это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира

«Горячие точки» планеты

Политически нестабильные регионы мира, зоны войн, конфликтов, конфронтаций

Государство

особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.

«Демографическая весна»

Второй тип воспроизводства населения, характеризующийся высоким показателями рождаемости, низкой смертность и, как следствие, высоким естественным приростом

«Демографическая зима»

Первый тип воспроизводства населения, характеризующийся низкими показателями рождаемости, низкой смертность и, как следствие, низким естественным приростом

Демографическая политика

система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны или района, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей повышения или снижения естественного прироста населения

Демографический взрыв

бурный рост рождаемости и численности населения, наблюдаемый прежде всего в развивающихся странах

Демографическая ситуация

состояние демографических процессов и структуры населения в определенный момент или период времени

Демография

наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности

Депортация

принудительная высылка лица или целой категории лиц в другое государство или другую местность, обычно — под конвоем

Депопуляция

уменьшение численности населения

Естественный прирост населения

разница между числом родившихся и умерших людей за определенный период времени

Иммиграция

въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают мигранты

Импорт

ввоз в страну иностранных товаров

Инвестиции

долгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др. отрасли хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью получения прибыли.

ИЧР (Индекс Человеческого Развития)

специальный индекс, объединяющий три показателя: валовой внутренний продукт на душу населения, уровень грамотности и продолжительность жизни

Каботаж

судоходство между портами одной страны

Картографическая  генерализация

процессы отбора и обобщения содержания при составлении географических карт. Имеет целью сохранить и выделить на карте основные, типические черты и характерные особенности изображаемых явлений в соответствии с назначением данной карты, её тематикой и возможностями масштаба

Колония

зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти

Конституционная монархия

монархия, при которой власть монарха ограничена, так что в некоторых либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями

Конфедерация

добровольное объединение независимых государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняют суверенитет и значительную независимость

Коррупция

термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам

Латинская Америка

собирательное наименование американских стран и территорий южнее США

Лесистость

степень облесенности территории, определяемая отношением площади покрытых лесом земель к общей ее площади

Лицензия

документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий

Машиностроение

отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения

Монархия

форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства

 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные источники (для студентов)

  1. Гладкий Ю.Н. Глобальная география. 11 класс./ Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
  2. Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира.

Учебник для 10 кл. общеобр. учр-ний. 6-е изд. – М.: Дрофа, 2008. - 318 с.

  1. [13]Рабочая тетрадь по географии: учебное пособие/сост. Л. Осипова. – С.:ФГОУ СПО «ПГК», 2011. – 69с.

Дополнительные источники (для студентов)

  1. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». – М.: Дрофа, 2010. – 288 с.
  2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. — М.: Просвещение, 2008—398 с.
  3. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. Часть 1. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 315 с.
  4. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 144 с.
  5. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: ИНФРА-М, 2008 – 413 с.
  6. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 367 с.
  7. Баранчиков Е.А. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО./ Е. А. Баранчиков, С. А. Горохов, А. Е. Козаренко. – М.: Академпресс, 2010. – 240 с.
  8. catalog.iot.ru/index.php?cat=26 – География - Каталог образовательных ресурсов сети ИнтернетКаталог
  9. geografia.ru/ - ГЕОГРАФИЯ - путешествия, экспедиции, путевая журналистика
  10. geo2000.nm.ru/ - География - лучший географический портал мира


[1] ВНИМАНИЕ! Время дополнительных занятий и консультаций вы можете узнать у преподавателя или  на графике проведения, размещенном на двери кабинета.

[2] Древнегреческий ученый Эратосфен был первым, кто использовал термин «география», который буквально означает «описание земли».

[3] Первая географическая карта была создана в Древней Греции примерно 2500 лет назад ученым Анаксимандром.

[4] http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики России.

[5] Первый космический снимок Земли был сделан в 1960 году

[6] ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) – российский аналог  GPS

[7]! Инструкция по выполнению Практических работ находится в Рабочей тетради по Географии и входит в Студенческий кейс, приобрести который необходимо в начале года каждому студенту.

[8] Вопрос третьего уровня сложности

[9]! Инструкция по выполнению Практических работ находится в Рабочей тетради по Географии и входит в Студенческий кейс, приобрести который необходимо в начале года каждому студенту.

[10] Вопрос  третьего уровня сложности

[13] Рабочая тетрадь по географии входит в Студенческий кейс, который необходимо приобрести каждому студенту в начале года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методический комплекс учителя географии

В данном материале предложен учебно-методический комплекс используемый учителем для работы по предмету география с 6 по 11 класс общеобразовательной школы....

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно-методическое приложение интегрированного курса географии и русского языка

Учебно-методическое приложение (к учебнику по географии «Материков и океанов» Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной)  интегрированного курса географии и русского языка для 8-го класса по адаптированной ...

Учебно-методическое пособие для старшеклассников "География. Мир карт".

Данное пособие предусматривает совершенствование языковых навыков и умений, а также освоение лексического запаса по темам "География и картография". Пособие может быть полезным для проведения интегрир...

Учебно-методическое пособие "Викторина "Знатоки географии"

Интересные вопросы по различным темам позволят обучающимся проверить свои знания...


 

Комментарии

Осипова Любовь Петровна

Получить полную версию материала можно у автора (Осиповой Любови Петровны) АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО, отправив заявку по электронному адресу: osipovalp13@yandex.ru