доклад РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕСТВЕНННО – ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
статья по географии на тему

Терешко Галина Александровна

Введение

Актуальность проекта

 

 Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели современной школы. В условиях поэтапного перехода школьной системы образования на 12-летнее обучение на первый план выдвигается компетентностный подход. Одной из компетенций, формирование которой возможно на уроках общественно-гуманитарного цикла является самоменеджмент. Ее составляющие могут быть реализованы в рамках проектной педагогической технологии.

 Проект (лат. projectus – брошенный вперед) – предполагает разработку замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, путь решения проблемы.

 На наш взгляд, метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе учитель – ученик, ученик - ученик и тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobratsya_do_vershiny.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО» филиал

Курсы повышения квалификации учителей истории, обществоведения

«Современное содержание и новые подходы к преподаванию предметов общественно-гуманитарного цикла»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕСТВЕНННО – ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

г. Петропавловск, 2014

Оглавление

Введение

3

1.

История возникновения и развития метода учебных проектов

6

2.

Эффективность использования метода проектов

10

Заключение

15

Библиография

18

Приложение

20

Введение

Актуальность проекта

 Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели современной школы. В условиях поэтапного перехода школьной системы образования на 12-летнее обучение на первый план выдвигается компетентностный подход. Одной из компетенций, формирование которой возможно на уроках общественно-гуманитарного цикла является самоменеджмент. Ее составляющие могут быть реализованы в рамках проектной педагогической технологии.

 Проект (лат. projectus – брошенный вперед) – предполагает разработку замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, путь решения проблемы.

 На наш взгляд, метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе учитель – ученик, ученик - ученик и тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.

Основные достоинства проекта:

  • проект – надежный фактор мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое “по душе”;
  • проблемность, которая задается альтернативностью, неоднозначностью изучаемого материала; наличие противоречий, плюралистичность подходов, решений, толкований задаёт обучению диалогичность;
  • потенциальная эписистемность знаний; проект охватывает, чаще всего, большой фактологический и теоретический материал и обладает свойством обобщения конкретного;
  • развитие и совершенствование исследовательских и коммуникативных умений;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика.

Цель проекта

Активизация познавательной деятельности учащихся  посредством использования проектной технологии на уроках общественно-гуманитарного цикла.

Задачи проекта

  • Образовательная - формирование познавательных мотивов учения (учебной мотивации), проектного мировоззрения и мышления; знаний, умений и  навыков исследовательской деятельности, умения применять на практике возможности, информационных технологий.

  • Развивающая - развитие навыков самостоятельной работы, творческих способностей, логического мышления (основных логических операций), речи (умение выстраивать конструктивный диалог с товарищами, учителями с родителями).

  • Воспитательная - воспитывать  уверенность в себе, чувство ответственности, саморефлексию.

Гипотеза  проекта

Использование проектной технологии приведет к более успешной самоорганизации и самореализации ребенка.

1. История возникновения и развития метода учебных проектов

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 в.  Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Основные концептуальные положения его теории:

  • истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
  • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
  • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
  • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • познавательная активность ребенка;
  • связь обучения с жизненным опытом ребенка;
  • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов».  

Метод проектов (от греч. –  путь исследования) – это система обучения, при которой учащиеся   приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в  историю как "метод проблем". Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления. Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
В настоящее время в связи с модернизацией системы образования встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. Этот метод  использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась.  В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в  образовании  стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные ин-тересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся. Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации.    Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их  универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения,  а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику  увидеть себя как человека способного и компетентного.

2. Эффективность использования метода проектов.

Изменения, происходящие в системе образования Республики Казахстан требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать и активно использовать  в реальной жизни. Современное, динамично развивающиеся общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать окружающую действительность, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:

  • ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
  • хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия)
  • уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

На первый план в модернизированной казахстанской школе выдвигается задача воспитания новой модели выпускника.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Проектная технология может быть эффективно использована в среднем звене, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

         

Возможности формирования учебно-познавательной деятельности

        

        

                

Считаем, что использование метода проектов на уроках общественно-гуманитарного цикла окажет влияние на развитие и формирование на новом уровне:

  • положительной мотивации обучения;
  • желания осуществить самостоятельный поиск в решении проблемы;
  • интеллектуального трудолюбия;
  • уверенности в собственных силах (при соответствующей подготовительной работе)
  • умения применять на практике информационных технологий.

Заключение

Проектная деятельность  школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
  • учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем! Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Библиография

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Сост.: В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М. : AcademiA, 1999.
  2. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Электронный ресурс].
  3. Шубин, Ю.А. Традиция как ресурс социально–культурной идентичности личности в современном обществе.   [Текст] : дис. … канд. культурологии : 24.00.01 : защищена 2009 году / Шубин, Юрий Александрович. – С.-П, 2009.
  4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995.
  5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996.
  6. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
  7. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. —
  8. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9.
  9. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -  2000. - № 7.
  10. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
  12. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  13. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
  14. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, 
  15. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995
  16. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа – 1997. - № 4.
  17. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование. - 2000. -  № 7.
  18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.
  19. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. - №6.
  20. Шумакова Н.Б. «Программа по междисциплинарному обучению «Одарённый ребёнок»»,  г. Москва 1995г.
  21. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альма-нах, - 2002. - № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные олимпиады по предметам социально-гуманитарного цикла

Варианты олимпиадных заданий школьного этапа многопредметной олимпиады школьников....

Реализация метода проекта при проведении экзамена по предмету «Английский язык» на базе специальности «Информатика»

Метод проектов при проведении экзамена по предмету "Иностранный язык (английский)" для студентов специальности "Информатика"...

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА...

«Применение метода проектов в преподавании предметов общеобразовательного цикла в условиях СПО»

Данная работа состоит из двух частей. В первой части рассмотрен метод проектов как вид учебной деятельности в арсенале инновационных средств и методов в современной системе образования; рассмотрена ис...

Доклад на заседании ШМО "Применение ИКТ на уроках гуманитарного цикла"

Материал на тему "Применение ИКТ на уроках гуманитарного цикла" рассказывает об эффективных способах применения ИКТ в процессе обучения  на уроках гуманитарного цикла. Применение ИКТ позволяет ре...

доклад РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕСТВЕНННО – ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Актуальность проекта  Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели современной школы. В условиях поэтапного перехода школьной системы образо...