Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа по географии 5 класс включает в себя Пояснительную записку, Содержание программы и Тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »

Рассмотрено:                                            Согласовано:                                   Утверждаю:

на  заседании  методического             Заместитель  директора  по               Директор  МБОУ  СОШ

объединения  учителей химии и

биологии                                                УВР Прокина Н.И.                           Кулагин И.А.

Протокол №  _______

от  “____”____________  2016 г.   от  “____”  ________ 2016 г.                от  “____” _________2016г

Руководитель  МО:___________

Рабочая учебная программа

 «География»

для 5 класса «Б»

1 час  в  неделю

(всего 34 часа)

Составитель: Кудрявцева Н.А , учитель географии

2016-2017 уч. г.

Планируемые результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):

Личностные:

          - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и    

           умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

              - осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины;

       -  сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в  

           географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

Метапредметные:

      Результатами изучения курса «Землеведение» является формирование универсальных учебных

      действий (УУД):

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном  уровне – житель планета Земля;

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Регулятивные УУД

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-  формирование  и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование,  сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные :

  1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически

целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета, курса

(34 часа, 1час в неделю)

Раздел 1. Введение

(1 час)

Краткое описание раздела:Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления

Умение объяснять:

  • Специфику географии как науки;
  • Специфику методов географических исследований.

Умение определять:

  • Отличительные особенности географических методов исследования;

Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации

Раздел 1.Накопление знаний о Земле

(5 ч)

Краткое описание раздела:Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география.  Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

Умение объяснять:

Особенности формы и размеров Земли;

  • Свойства географической карты и плана местности;
  • Географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

  • Отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • Направление на карте и плане;

Стороны горизонта

Раздел 2.Земля во Вселенной

(7 ч)

Краткое описание раздела:Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел3. Географические модели Земли

(10 ч)

Краткое описание раздела:Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности — крупно-масштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты.  Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной померной съемки. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел 4.Земная кора

(11 ч)

Краткое описание раздела:Внутреннее  строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли.  Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств.

 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:

В 5 классе проводится  6 практических работ  :

  1. Работа с электронными картами.
  2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
  3. Составление плана местности способом глазомерной померной съемки.
  4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
  5. Определение горных пород и описание их свойств.
  6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

Что изучает география

Урок открытия нового знания

1

Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 ч)

1.1

Познание Земли

в древности

Урок открытия нового знания

1

1.2

Великие географические открытия

Урок открытия нового знания

1

1.3

Открытие Австралии и Антарктиды

Урок открытия нового знания

1

1.4

Современная география

Урок открытия нового знания

1

Практическая работа. 1. Работа с электронными картами

1.5

Итоговый  урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Урок контроля знаний, умений и навыков

1

Раздел 2.  Земля во Вселенной (7 ч)

2.1

Земля и космос

Урок открытия нового знания

1

2.2

Земля —  часть Солнечной системы

Урок открытия нового знания

1

2.3

Влияние  космоса на Землю и жизнь людей

Урок открытия нового знания

1

2.4

Осевое вращение Земли

Урок открытия нового знания

1

2.5

Обращение Земли вокруг Солнца

Урок открытия нового знания

1

2.6

Форма и размеры Земли

Урок актуализации знаний и умений

1

2.7

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

Урок контроля знаний, умений и навыков

1

Практическая работа. 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий

Раздел 3. Географические модели Земли (10 ч)

3.1

Ориентирование на земной поверхности

Урок открытия нового знания

1

3.2

Изображение земной поверхности

Урок актуализации знаний и умений

1

3.3

Масштаб и его виды

Урок открытия нового знания

1

3.4

Изображение неровностей земной поверхности на

планах и картах

Урок открытия нового знания

1

3.5

Планы местности и их чтение

Урок открытия нового знания

1

3.6

Составление плана местности

Урок отработки практических навыков

1

Практическаяработа. 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки

3.7

Параллели и меридианы

Урок отработки практических навыков

1

3.8

Градусная сеть.

Географические координаты

Урок отработки практических навыков

1

Практические работы. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети

3.9

Географические карты

Урок отработки практических навыков

1

3.10

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

Урок контроля знаний, умений инавыков

1

Раздел 4. Земная кора (11 ч)

4.1

Внутреннее строение земной породы. Состав

земной коры

Урок открытия нового

1

4.2

Разнообразие горных пород

Урок открытия нового

1

Практическаяработа. 5. Определение горных пород и описание их свойств

4.3

Земная кора и литосфера — каменные оболочки

Земли

Урок открытия нового

1

4.4

Разнообразие форм рельефа Земли

Урок открытия нового

1

4.5

Движение земной коры

Урок открытия нового

1

4.6

Землетрясения. Вулканизм

Урок актуализации знаний и умений

1

4.7

Внешние силы, изменяющие

рельеф. Выветривание. Работа текучих вод,

ледников и ветра

Урок открытия нового знания

1

4.8

Главные формы рельефа суши

Урок открытия нового знания

1

4.9

Рельеф дна океанов

Урок открытия нового знания

1

4.10

Человек и земная кора

Урок актуализации знаний и умений

1

4.11

Итоговый урок по разделу

«Земная кора»

Урок контроля знаний, умений и навыков

1

Практическая работа. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...