Элективный курс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для разработки программы
Программа элективного курса «Географическое положение Росссии» разработана на основе авторской программы педагога Н.В.Болотникова.
Направленность программы
Данная программа является предпрофильной и предназначена для учеников девятого класса независимимо от профиля обучения.
В существующих программах уделяется большое внимание географическому положению. Казалось бы, ничего нового, интересного эта тема дать не может. Но традиционный взгляд на эту проблему выделяет однобокость такой трактовки: показывает только выигрышные черты географического положения. Данная программа может служить примером того, какой разносторонней может быть трактовка географического положения любой территории.
Цели: -развитие способностей учащихся не только усваивать раз и навсегда предполагаемые постулаты из учебников, а применяя деятельностный подход находить для себя новую информацию;
-формирование у учащихся интереса к изучению географии ,умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
Задачи направлены на:
-обучение специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
- формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска,
включаю работу с различными источниками географической
информации;
- развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения :
- наблюдать и описывать явления, анализирую данные различных карт;
-выдвигать гипотезы и доказательства(или опровергать их);
-выполнять необходимые измерения и использовать метод наложения карт одна на другую;
-делать выводы;
Сроки реализации программы
Срок реализации программы « Географическое положение России » 1 год
Место в учебном плане
В 9 классе на занятие отводится 9 часов (1 час в неделю)
Учебно - тематический план.
№ п/п | Название раздела,темы | Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1. | Особенности географического положения России. | 4 | 2 | 2 | Тестирование Выполнение практической работы |
2. | Закрытость территории России. | 5 | 2 | 3 | Защита рефератов. Тестирование Выполнение практической работы |
Итого | 9 | 4 | 5 |
Содержание программы.
Особенности географического положения России(4 ч)
Особенности географического положения России .Соседское положение страны. Соседи первого и второго порядка. Влияние зимних изотерм на расселение. История заселения России- путь на северо –восток.
Практическая работа: «Страны соседи Российской Федерации».
Закрытость территории России(5ч)
Определение границ России исходя из особенностей рельефа. Закрытые моря. Определение природы морей ,их навигационный режим. Основные морские транспортные магистрали. Реки- тупики .Особенности режима рек от климатических условий. Протяженность рек в меридиональном направлении. Геостратегия России. Геополитические связи России во времени .Влияние России на политические и экономические события в мире.
Календарно- тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая |
Особенности географического положения России.(4ч) | ||||
1. | Особенности географического положения России. | вводный | ||
2. | Соседское положение России. | Практич. | ||
3. | Влияние зимних изотерм на расселение. | Практич. | ||
4. | История заселения России -путь на северо-восток. | Комбинир. | ||
Закрытость территории России.(5 ч) | ||||
5. | Закрытость территории России: горные стены. | |||
6. | Закрытые моря. | Комбинир. | ||
7. | Реки тупики. | Практич. | ||
8. | Геостратегия Россиии. | практич | ||
9. | Россия на карте мира. | Обобщ. |
Литература.
1.Географическое положение России.9 кл:электив.курс.авт.составитель.Н.В.Болотников .Волгоград:Учитель 2012 г.
2.География Росии .метод пособие,8-9 класс.авт.Н.И.Баринова.
3.Контурные карты.8 класс .География Росии. Н.В.Сиротин.
4. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/ Образовательные диски
1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «География Российского зарубежья.Мы и наши соседи» разработана на основе авторской программы педагога В.Л.Бабурина.
Данная программа является предпрофильной и предназначена для учеников девятого класса независимимо от профиля обучения.
Курс предназначен для формирования у учащихся картографической грамотности, расширение кругозора и эмоционально- ценностного отношения к миру. Формирует интерес у учащихся к познанию стран ближнего зарубежья их культуре, традициям и национальным обычаям. Ключевое понятие для курса «образ территории»для географии является фундаментальным.
Цели: -развитие познавательного интереса учащихся к странам ближнего зарубежья, истории формирования стран ,тенденции их современного развития;
-формирование у учащихся интереса к изучению географии ,умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания.
Задачи направлены на:
-обучение специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
- формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска,
включаю работу с различными источниками географической
информации;
- развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения :
-вести дисскусию, отстаивать свою точку зрения;
-выдвигать гипотезы и доказательства(или опровергать их);
-выполнять необходимые измерения и использовать метод наложения карт одна на другую;
-делать выводы;
Сроки реализации программы
Срок реализации программы «курса «География Российского зарубежья.Мы и наши соседи» 1 год
Место в учебном плане
В 9 классе на занятие отводится 25 часов (1 час в неделю)
Учебно-тематический план.
№ п\п | Название раздела,темы | Количество часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1. | Введение | 1 | 1 | Тестирование. | |
2. | Северо- западное зарубежье | 3 | 2 | 1 | Защита рефератов. Тестирование Выполнение практической работы. |
3. | Западное зарубежье. | 4 | 2 | 2 | Тестирование Выполнение практической работы. |
4. | Юго-западное зарубежье. | 5 | 2 | 3 | Защита проекта. |
5. | Южное зарубежье. | 4 | 2 | 2 | Тестирование |
6. | Юго-Восточное Зарубежье. | 4 | 3 | 1 | Тестирование Выполнение практической работы. |
7. | Восточное зарубежье. | 2 | 1 | 1 | Выполнение практической работы |
8 | Океаническое зарубежье. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
Итого | 25 | 14 | 11 |
Содержание программы.
Введение (1 ч)
Мировые цивилизации. Границы России на разных исторических этапах.
Северо-западное зарубежье(3ч)
Скандинавские страны, Финляндия и пограничные регионы России. Норвегия :природа ,хозяйство и традиции. Швеция :природа ,хозяйство и традиции.
Западное зарубежье(4ч)
Общая характеристика стран Прибалтики. Польша. Эстония. Латвия. Литва. Территория ,природа, население, хозяйство. Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация.
Юго- западное зарубежье(5ч)
Общая характеристика стран .Белоруссия. Украина. Территория ,природа, население, хозяйство. Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Внешнеполитические связи республик.
Южное зарубежье(4 ч)
Общая характеристика стран Закавказья и Северного Кавказа. Грузия. Армения.Азербайджан.Территория ,природа, население, хозяйство. Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Внешнеполитические связи республик.
Юго- восточное зарубежье (4 ч)
Общая характеристика стран . Казахстан. Узбекистан.Киргизия.Туркмения.Территория ,природа, население, хозяйство. Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Внешнеполитические связи республик.
Восточное зарубежье(2 ч)
Общая характеристика стран . Монголия. Китай.Территория ,природа, население, хозяйство. Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Внешнеполитические связи республик.
Океаническое зарубежье (2 ч)
Общая характеристика стран . Япония. Территория ,природа, население, хозяйство. Природно- ресурсный потенциал. Современная социально-экономическая ситуация. Полярный сектор.
Календарно- тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая |
1. | Введение. | вводное | ||
Северо-западное зарубежье(3ч) | ||||
2. | Северо-западное зарубежье.Норвегия. | Комбинир. | ||
3. | Финляндия. | Комбинир. | ||
4. | Швеция. | Практич. | ||
Западное зарубежье(4 ч) | ||||
5. | Западное зарубежье. Страны Прибалтики.Эстония. | Комбинир. | ||
6. | Латвия. | Комбинир. | ||
7. | Литва. | Комбинир. | ||
8. | Польша. | Комбинир. | ||
Юго- западное зарубежье( 5ч) | ||||
9. | Юго-западное зарубежье. | Практич. | ||
10. | ЭГП Белоруссии. | Комбинир. | ||
11. | Хозяйство Белоруссии. | Комбинир. | ||
12. | ЭГП Украины. | Комбинир. | ||
13. | Хозяиство Украины. | Комбинир. | ||
Южное зарубежье(4 ч) | ||||
14. | Южное зарубежье. | Практич. | ||
15. | Грузия. | Комбинир. | ||
16. | Армения | Комбинир. | ||
17. | Азербайджан. | комбинир | ||
Юго-восточное (4 ч) | ||||
18. | Юго-восточное зарубежье. | Практич. | ||
19. | Казахстан. | Комбинир. | ||
20. | Узбекистан. | Комбинир. | ||
21. | Киргизия.Туркмения. | Комбинир. | ||
Восточное зарубежье( 2 ч) | ||||
22. | Восточное зарубежье.Китай. | Комбинир. | ||
23. | Монголия. | Комбинир. | ||
Океаническое зарубежье(2 ч) | ||||
24. | Океаническое зарубежье.Япония. | Практ. | ||
25. | Полярный сектор. | Обобщ. |
Литература.
1.За страницами учебника географии 8-9 /сост.К.П.Сергеева,-М.Просвещение. 2009 г.
2.География Российского зарубежья: Мы и наши соседи.учеб.пособие.8-9 класс В.Л.Бабурин,А.И.Даньшин.2012 г.
3.География России.Метод. пособие 9 класс.Н.И.Баринова,В.П.Дронов2012 г.
4. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/ Образовательные диски
1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...