Межпредметная интеграция в исследовательской деятельности учащихся
статья по географии на тему
География-это единственный предмет, интегрирующий три составляющие мира: природу, население и хозяйство и поэтому имеет огромные возможности для различного рода исследований
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_m.a.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметная интеграция проектной деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся
Яныкина Марина Анатольевна (marina.yanykina@mail.ru), учитель географии высшей квалификационной категории ФГБОУ ВО КНИТУ «Лицей-интернат для одарённых детей с углублённым изучением химии»
География — предмет углубляющий понимание окружающих явлений, общественных событий. Этот предмет дает богатейший материал для идейно-политического воспитания, прививает любовь к своей Родине, к людям, к труду. География должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы — то есть выполнять прикладные задачи, так же задачи, связанные с формированием у всех членов общества, у всего населения — «образа страны».
География – это уникальный предмет, который объединяет и естественно-научные, и общественно-научные знания, изучает живую и неживую природу. Таким образом, география - единственный предмет, интегрирующий три важнейшие составляющие мира: природу, население, хозяйство - и изучающий эту триаду в тесном взаимодействии друг с другом. Когда изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидролог, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. География имеет огромные возможности для различного рода исследований.
Главная задача педагогов нашего лицея состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к исследовательской деятельности, потребность в серьёзной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления. Исходя из этого положения, меняется и роль педагога в руководстве исследовательской деятельностью лицеиста. Он не просто корректор собранных учеником материалов по той или иной теме, он- консультант, советчик, помощник в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика. Именно такой подход к организации участия лицеистов в исследовательской деятельности приносит хорошие плоды, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития, успешного профессионального становления.
Поэтому на уроках необходимо создать разнообразную среду, включающую в себя:
- организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы;
- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;
- создание условий для развития креативности мышления в самостоятельной и коллективной деятельности;
- организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр.
Работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. Целью при составлении программы является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития способностей мыслить творчески, логически, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы класса. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на разворачивание или сворачивание информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними.
В своей педагогической практике активно использую нестандартные уроки. Урокам-путешествиям отвожу особую роль, так как география без путешествий – не география. Такие уроки помогают ребёнку расширить свои познания, совершая заочные путешествия по разным уголкам Земли.
Урок–семинар предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы ученики могли выявить проблему и найти способы её решения. Для участников семинара ставятся задачи:
- организовать информационное обеспечение вопросов семинара путём индивидуальной подготовки и активного участия каждого учащегося;
- учиться воспринимать новую информацию, делиться своими знаниями, уверенно отстаивать свою позицию.
Реализация задач позволяет ученикам приобрести новые знания, участвуя в дискуссии, отстаивать свою позицию. Это и эвристическая беседа, и создание проблемных ситуаций, и задания-парадоксы, когда требуется объяснить причинно-следственные связи, идущие, на первый взгляд, вразрез с обычными представлениями. В отличие от исследований на уроке, где учащиеся работают по готовым схемам, в которых было запрограммировано содержание изучаемого материала, в курсе «Основы исследовательской деятельности» предлагаю учащимся самим сделать проект и показать в нем требуемые природные закономерности. Данные исследования побуждают ребят к более активным поисковым решениям, в результате которых расширяются и углубляются на уроке знания. Выполняя исследовательские задания, учащиеся самостоятельно приходят к выводам и выражают их в проекте. Межпредметная интеграция проявляется в каждом проекте учащихся. Особенно для ребят интересна работа, связанная с профильным предметом. Работа Строковой Яны «Исследование химического состава почв на территории лицея-интерната» стала призёром на всероссийской научно-практической конференции «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий» озеро Байкал, остров Ольхон
в 2014 году. Шаталов Роман выполнил проект «Исследование химического состава воды озера Байкал», Давыдова Валерия «Биологическое исследование волос морфологическим методом» и т.д.
Исследовательская, творческая мыслительная деятельность, самостоятельность, активность, последовательность логических рассуждений, опора на ранее изученные знания ведут к более сознательному усвоению знаний. Иллюстративный дидактический материал занимает большое место в исследовательской деятельности, а также в повышении эффективности урока. Во-первых, наглядность своим содержанием и исследовательским целям создает познавательный интерес, возбуждает активную творческую деятельность учащихся. Во-вторых, многие исследовательские схемы и задания основываются на ранее приобретенных знаниях, это позволяет систематически повторять пройденный, изученный материал в тесной связи с прохождением нового. В-третьих, благодаря наглядности создается определенная конкретность и образность в абстрактном мышлении учащихся, вырабатывается умение искать, исследовать и находить. Опыт показывает, что для развития у школьников творческой исследовательской активности необходимо научить их использовать усвоенные знания в новых условиях. Наиболее эффективное средство для этого - творческо-исследовательские задачи, которые вначале составляет учитель, а затем сами школьники.
Интерактивные методы обучения на уроках географии позволяют мне активизировать взаимодействие и взаимовлияние всех учеников класса. Методы мыслительной деятельности стимулируют активную мыслительную деятельность, создают благоприятную атмосферу; методы смысла творчества помогают создавать свой индивидуальный смысл об изучаемых явлениях, проблемах; методы рефлексивной деятельности позволяют фиксировать учащимися состояние своего развития и причин этого состояния.
Актуальным и востребованным при работе с одарёнными учащимися считаю проблемное обучение. Формы решения проблемных ситуаций: дискуссия, проблемная лекция, научный спор. При выборе проблемных ситуаций важно учитывать творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.
Система работы должна предусматривать сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. За 2,5 года стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады восемь школьников, призёрами три школьника, один - призёром республиканского этапа, три победителя интернет-тура в олимпиаде в П(К)ФУ.
Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
Учащиеся лицея публикуют в сборниках разного уровня свои исследовательские наработки по направлению: география, экология, химия, краеведение. Знания, приобретённые самостоятельно при надлежащей мотивации являются наиболее прочными.
Литература:
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М.1990.
- Комарова В.Н. Путь к тайне: Беседы со старшеклассниками. М.1990.
- Барикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М.,2000.
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. М., 2008.
- Microsoft. Учебные проекты с использованием Microsoft Offise. М. 2007.
- Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. Санкт-Петербур. 2003.
- Масленникова АВ. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся».//Практика административной работы в школе. — 2002,№ 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов
С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а ...
Использование межпредметных задач в исследовательской деятельности учащихся
Развитию исследовательских умений учащихся способствует обращение к нестандартным и практико-ориентированным задачам межпредметного характера. Поэтому одним из важных видов учебно-исследовательской ра...
Использование межпредметных задач в практической части исследовательской деятельности учащихся
Развитию исследовательских умений учащихся способствует обращение к нестандартным и практико-ориентированным задачам межпредметного характера.Поэтому одним из важных видов учебно - исследовательской р...
Исследовательская деятельность учащихся в условиях интеграции классной и внеклассной работы.
Современные требования к образованию ставят перед учителем ряд задач:§научить школьника самостоятельно добывать знания,§находить новое в различных источниках,§сопостав...
- Мне нравится (1)