Рабочая программа по географии 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
В рабочей программе отражены пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки знаний, умений и навыков,, содержание программы, тематическое планирование, контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.doc | 316.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор
________/С.А.Гатина/ директора по УВР МБОУ «Надеждинская ООШ»
МБОУ «Надеждинская ООШ» ________/А.Р.Зиганшин/
_________/ Н.А.Петрова/
Протокол № ___от Приказ № ___от
«27» августа 2016 г «29» августа 2016 г « 29» августа 2016 г
Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа
имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Петровой Надежды Анатольевны
высшей квалификационной категории
по географии в 8 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«29» августа 2016 г.
2016 -2017 учебный год
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
8 класс (70 час., 2 час. в неделю)
Алексеев А.И. География России. Природа и население.8 класс, М., «Дрофа», 2008г.
Пояснительная записка
Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.
Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:
а) очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах — сюжеты о земледелии и т. д.;
б) увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе жизни людей в поселениях разных типов и т. д.;
в) формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;
г) насыщение большинства сюжетов историческим материалом — раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды.
География России изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится два часа в неделю.
В 8 классе изучается I часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.
Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:
1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа — люди — хозяйство».
2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.
3. Подвести учащихся к ощущению себя и своей, семьи частью населения России с его историческими судьбами и культурными традициями.
Реализация краеведческого подхода в изучении географии России осуществляется через систему поэлементного изучения своего края во всех темах курса. В данном курсе отводится 10 часов.
Программа курса «География России» построена учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.)
Статус документа.
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии
- сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 класс (базовый уровень), М., «Дрофа». 2009 г.
- Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. При изучении географических регионов рассматриваются как природные, так и социально-экономические особенности региона, прослеживаются взаимосвязи между природными условиями, ресурсами и направлениями хозяйственной деятельности населения. Благодаря этому высвобождается время для выполнения практических работ и изучения географии Республики Татарстан (отводится 10 часов).
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Географическая номенклатура по курсу «География России»
Книга I. Природа и население. 8 класс
Раздел 1. Пространства России
Географическое положение и границы России: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Дагестан, Кавказ, Балтийская коса, Калининградская область, мыс Дежнева, остров Ратманова, Кольский полуостров, Финский залив, проливы: Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Керченский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; Земля Франца-Иосифа, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка; реки Амур и Уссури. Содружество Независимых Государств (СНГ). Государства — соседи РФ.
Формирование территории России: Шпицберген, Становой хребет, Новороссия, Аляска и Алеутские острова, Приамурье и Приморье, Маньчжурия, Чита, Владивосток.
Раздел II. Природа и человек
Рельеф и недра: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье, Кумо-Манычская впадина; Кавказ (Большой Кавказ, горы Казбек, Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, вулканы Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Верхоянский хребет, Черского хребет, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.
Бассейны каменноугольные: Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский.
Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Горная Шория.
Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Норильск. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров.
Климат: Оймякон, Сибирский антициклон, Черноморское побережье Кавказа.
Внутренние воды. Реки: Волга, Кама, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур. Озера: Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.
Живая природа. Заповедники: остров Врангеля, Центральнолесной, Центрально-черноземный, Баргузинский, Сихотэ-Алинский, Астраханский.
Раздел Ш. Население России
Республики: Карелия, Коми, Удмуртская, Марийская, Мордовия, Чувашская, Татария, Башкирия, Калмыкия, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Ингушская, Чеченская, Дагестан, Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Саха (Якутия).
Автономная область: Еврейская. Автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ачинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский, Чукотский.
Города-«миллионеры»: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны владеть следующими навыками и умениями…
Умения и навыки по курсу «География России»
1. Называть (показывать):
численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;
морские и сухопутные границы РФ;
народы РФ, основные языковые группы;
крупнейшие города, исторические и промышленные центры; сельскохозяйственные районы страны;
важнейшие транспортные магистрали, морские порты;
особенности тектонического и геологического строения территорий;
основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки и озера страны;
распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;
моря, омывающие РФ;
климатообразующие факторы и типы климата;
распространение многолетней мерзлоты.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов: местное и поясное время;
коэффициент увлажнения (К увл.);
необходимые источники географической информации; количество и плотность населения;
динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации;
показатель специализации по статистическим данным.
3. Объяснять:
- сущность основных научных понятий и терминов;
- значение географического разделения труда;
- территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;
- особенность современной демографической ситуации в России;
- влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;
- влияние факторов на размещение промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории России;
- причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;
- причины возникновения опасных природных процессов и явлений.
4. Прогнозировать и оценивать:
- изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;
- влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;
- изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;
- влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;
- современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;
- составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Природа и население», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Плановых практических работ _22
Тематическое планирование
(по учебнику А.И. Алексеева, География России. «Природа и население», 8 класс;)
№ | Раздел. Тема. | Количество часов |
1 | Введение. | 1 час |
Раздел 1. Пространства России. 7 часов | ||
Раздел 2. Природа и человек. 48 часов | ||
2 | Тема 1. Рельеф и недра России. | 8 часов |
3 | Тема 2. Климат. | 8 часов |
4 | Тема 3. Богатство внутренних вод России. | 6 часов |
5 | Тема 4. Почвы – национальное достояние страны. | 5 часов |
6 | Тема 5. В природе всё взаимосвязано (ПТК). | 4 часа |
7 | Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. | 14 часов |
8 | Тема 7. Природопользование и охрана природы. | 3 часа. |
9 | Раздел 3. Население России. | 11 часов |
Итоговое занятие по географии России. | 1 час |
Резерв - 2 часа Всего часов - 70 часов
Практические работы
(по учебнику А.И. Алексеева, География России. «Природа и население», 8 класс;)
№ п/п | Практическая работа |
1. | Оценка особенностей географического положения России. |
2. | Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. |
3. | Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени). |
4. | Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур. |
5. | Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа н жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина – Урал, Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ). |
6. | Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с различными источниками географической информации на примере своего края. |
7. | Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. |
8. | Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника). |
9. | Обозначения на контурной карте крупных рек, озёр. |
10. | Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. |
11 | Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России. |
12 | Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования. |
13 | Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне. |
14 | Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах. |
15 | Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах |
16 | Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий. |
17 | Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации. |
18 | Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве. |
19 | Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. |
20 | Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. |
21 | Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территорий. |
22. | Нанесение на к / карту городов - миллионеров, объяснение особенностей их развития. |
Используемый УМК
1.А.И.Алексеев и др. География России. Природа и население. 8 класс – М.: Дрофа, 2008 г.
2.Атлас. География России. Природа 8 класс. Издательство «Дрофа», М.
Содержание программы
Введение 1 час
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют её.
Раздел - 1. Пространства России.
Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и её протяжённость. Административно – территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий. Дальний Восток на рубеже 19 – 20 вв. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Современные задачи географии.
Раздел - 2. Природа и человек.
Тема 1. Рельеф и недра.
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно – ледниковый рельеф. Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Тема 2. Климат.
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно – континентальный. Континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.
Тема 3. Богатство внутренних вод России.
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении территории России. География российских рек. Сточные области. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их причины и последствия.
Разнообразие и значение озёр России. Происхождение озёрных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Реки – транспортные артерии страны. Каналы – рукотворные реки. Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны.
Значение почвы для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело. В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.
География почв России. Их особенности, распространение по территории России. Почвенная карта. Почвы и урожай. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы. Агротехнические мероприятия, механические приёмы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5. В природе всё взаимосвязано.
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное районирование.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности..
Человек и ландшафты. Природно – антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты. Городские ландшафты и природно – технические комплексы. Культурные ландшафты.
Тема 6. Природно – хозяйственные зоны.
Учение о природных зонах. В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно – географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы.
Таёжная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса Восточно – Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно – хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни, пустыни и субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Тема 7. Природопользование и охрана природы.
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории.
Раздел - 3. Население России.
Тема 1. Сколько нас Россиян?
Как изменялась численность населения России в 19 – 20вв. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Тема 2. Кто мы?
Соотношение мужчин и женщин в населении. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Доля детей, пожилого населения и трудоспособного.
Тема 3. Куда и зачем едут люди?
Виды миграций населения. Факторы миграций. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между Россией и ближнем зарубежьем. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения. Картограмма как вид географической информации.
Тема 4. Человек и труд.
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Тема 5. Народы и религии России.
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Связь географии народов и административно – территориального деления России. География русского языка. Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Тема 6. Где и как живут люди?
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и других странах. Главная полоса расселения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и повышение их роли в жизни общества. Города России. Типы городов России. Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей. Люди – главное богатство страны.
Раздел - 4. География Республики Татарстан. Природа.
Территория, границы, физико – географическое положение. Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф территории области. Общая характеристика климата. Агроклиматические ресурсы. Гидрографическая сеть. Реки, озёра. Водохранилища, пруды. Подземные воды. Почвенный покров. Земельные ресурсы и их использование. Растительность и ботанико – географическое районирование. Животный мир. Природные районы. Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС
Класс 8
Учитель: Петрова Надежда Анатольевна
Количество часов:
всего - 70, в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 5
Административных контрольных уроков _____
Используемый УМК
1.А.И.Алексеев и др. География России. Природа и население. 8 класс – М.: Дрофа, 2008 г.
2.Атлас. География России. Природа 8 класс. Издательство «Дрофа», М.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Раздел и тема урока | Практические работы | Домашнее задание | Основные понятия темы | Сроки план / факт | ||
Введение – 1 час. | ||||||||
1 | Что изучает география России. | стр. 6-10 к/карта | ||||||
Раздел 1. Пространства России – 7 часов. | ||||||||
1 | Россия на карте мира. | Практическая работа № 1 Оценка особенностей географического положения России. | § 1 к/карта | Положение стран на карте | ||||
2 | Границы России. | Практическая работа № 2 Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. | § 2, отв. На вопр., к/карта | Границы России | ||||
4 | Россия на карте часовых поясов. | Практическая работа № 3 Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени). | Определение поясного времени. | |||||
5 | Формирование территории России. | § 4 | Исследование территории России. | |||||
6 | Географическое изучение территории России. | § 5 | ||||||
7 | Тематический контроль по теме «Пространства России». Тест. | пов. § 1-5 карта | ||||||
Раздел 2. Природа и человек – 47 часов. Тема 1. Рельеф и недра России -5 часов. | ||||||||
1 | Строение земной коры (литосферы) на территории России. | § 6 | Строение Земной коры. | |||||
2 | Важнейшие особенности рельефа России. | Практическая работа № 4 Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур. | § 7 к/карта | Рельеф. | ||||
3 | Важнейшие особенности рельефа России. | Практическая работа № 5 Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа н жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина – Урал, Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ). | § 7 | |||||
4 | Современное развитие рельефа. | § 8 | Землетрясения, вулканы, многол.мерзлота…. | |||||
5 | Использование недр. | § 9 | Месторожд. П. и. | |||||
Тема 2. Климат – 8 часов. | ||||||||
1 | Общая характеристика климата России. | § 10 | Суточное и годовое движение Земли. | |||||
2 | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. | § 11 | Атмосферное давление. | |||||
3 | Распределение температур и осадков. | § 12 | ||||||
4 | Типы климата нашей страны. | § 13 | Пояса освещенности. | |||||
5 | Климат Республики Татарстан | Стр.29-35, 35-46 инд. зад., вопр. (Геогр.РТ) | ||||||
6 | Агроклиматические ресурсы Республики Татарстан | Практическая работа № 7 Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. | Стр. 96-101, вопр. 2-5 стр.100 (Геогр.РТ) | |||||
7 | Климат и человек. | Практическая работа № 8 Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника). | § 14 | КИМ Индивидуальные задания. | ||||
8 | Обобщающее повторение по теме: «Климат». | пов. § 10-14, карта | ||||||
Тема 3. Богатство внутренних вод России – 6 часов | ||||||||
1 | Реки. | Практическая работа № 9 Обозначения на контурной карте крупных рек. | §15 к.карта | Определение по карте основных речных систем. | ||||
2 | Реки. | Практическая работа № 10 Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. | § 15 | |||||
3 | Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. | Практическая работа № 9 Обозначения на контурной карте крупных озер. | § 16 к/карта | Подземные воды. | ||||
4 | Внутренние воды Республики Татарстан | Нанести на к. карту крупные реки и речные бассейны области. | ||||||
5 | Человек и вода. | Практическая работа № 11 Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России. | § 17 | Охрана вод. | ||||
6 | Итоговое тестирование № 1 «Климат», «Внутренние воды». | § 10-17 повторить | ||||||
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны – 5 часов. | ||||||||
1 | Почвы – «особое природное тело». | § 18 с. 115-116 | ||||||
2 | География почв России. | § 19 | Основные типы почв. | |||||
3 | Почвы Республики Татарстан. Земельные ресурсы и их использование. | Практическая работа № 12 Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования. | ||||||
4 | Почвы и урожай. | § 20 | ||||||
5 | Рациональное использование и охрана почв. | § 21 | ||||||
Тема 5. В природе всё взаимосвязано (ПТК) – 4 часа. | ||||||||
1 | Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК). | § 22 | КИМ, индивидуальные задания. | |||||
2 | Свойства природных территориальных комплексов. | § 23 | ||||||
3 | Природные районы Республики Татарстан | |||||||
4 | Человек в ландшафте. | § 24 | ||||||
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны – 14 час. | ||||||||
1 | Учение о природных зонах. | § 25 | ||||||
2 | «Безмолвная» Арктика. | § 26 | Растительный и животный мир. | |||||
3 | Чуткая субарктика. | Практическая работа № 13 Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне. | § 27 | Растительный и животный мир. | ||||
4 | Таёжная зона. | § 28 | Растительный и животный мир. | |||||
5 | Болота. | § 29 | ||||||
6 | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов. | § 30 | Растительный и животный мир. | |||||
7 | Лесостепи и степи. | Практическая работа № 14 Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах. | § 31 | Растительный и животный мир. | ||||
8 | Растительный мир Республики Татарстан | Стр.115-119, вопр., тв. зад.3 стр.119 | Растительный и животный мир. | |||||
9 | Животный мир Республики Татарстан | стр. 120-125, творческое задание (презент.) | ||||||
10 | Полупустыни, пустыни, субтропики. | Практическая работа № 15 Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах. | § 32 | Растительный и животный мир. | ||||
11 | Многоэтажность природы гор. | § 33 | ||||||
12 | Человек и горы. | § 34 | ||||||
13 | Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны». | повторить § 25- 34 | КИМ Индивидуальные задания. | |||||
14 | Итоговое тестирование № 2 «Природно-хозяйственные зоны». | |||||||
Тема 7. Природопользование и охрана природы – 3 часа. | ||||||||
1 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Рациональное использование природных ресурсов. | § 35 - 36 | Охрана природы. | |||||
2 | Охрана природы и охраняемые территории. | Практическая работа № 16 Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий. | § 37 | |||||
3 | Экологическая обстановка. Особо охраняемые территории Республики Татарстан | |||||||
Раздел 3. Население России – 11 часов. | ||||||||
1 | Численность и воспроизводство населения России. | § 38 - 39 | ||||||
2 | Половозрастной состав населения. | Практическая работа № 17 Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации. | § 40 - 41 | Работа со стат. данными. | ||||
3 | Миграции населения. Территориальная подвижность населения Росси. | Практическая работа № 18 Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве. | § 42 - 44 | |||||
4 | География рынка труда. | § 45 | ||||||
5 | Этнический состав населения России. | Практическая работа № 19 Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. | § 46 - 47 | КИМ Индивидуальные задания. | ||||
6 | Религии народов России. | § 48, вопр. | ||||||
7 | Плотность населения. | Практическая работа № 20 Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. | § 49, вопр. | |||||
8 | Расселение и урбанизация. | Практическая работа № 21 Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территорий. | § 50, вопр. | КИМ Индивидуальные задания. | ||||
9 | Города России. | Практическая работа № 22 Нанесение на к / карту городов - миллионеров, объяснение особенностей их развития. | § 51 | |||||
10 | Сельская Россия. | § 52 | ||||||
11 | Тематический контроль по разделу «Население России». Зачет-тест. | повторить § 43-57 | ||||||
Итоговое занятие по географии России. Природа и население. | ||||||||
65 70 | Резервное время |
ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
Вариант I
1) Подавляющее большинство точек территории Российской Федерации имеют:
а) южную широту и восточную долготу;
б) северную широту и восточную долготу;
в) северную широту и западную долготу.
2) Крайней северной точкой России является мыс:
а) Челюскин;
б) Флигели;
в) Дежнёва.
3) Крайняя восточная точка России имеет долготу:
а) западную;
б) восточную;
в) северную.
4) Морские границы России, по сравнению с сухопутными, имеют протяжённость:
а) большую;
б) равную;
в) меньшую.
5) Наличие трёх климатических поясов на территории России объясняется большой протяжённостью страны:
а) с севера на юг;
б) с запада на восток.
6) Моря Северного Ледовитого океана по сравнению с морями Тихого океана:
а) более глубокие;
б) такие же по глубине;
в) менее глубокие.
7) Конечными портами Северного морского пути являются:
а) Мурманск и Санкт-Петербург;
б) Санкт-Петербург и Владивосток;
в) Владивосток и Мурманск.
8) Время в границах одного часового пояса называется:
а) местным;
б) поясным;
в) декретным.
9) Границы часовых поясов проводятся в соответствии:
а) с параллелями;
б) меридианами;
в) горизонталями.
10) В России последними встречают Новый год жители:
а) Анадыря;
б) Магадана;
в) Калининграда.
Вариант II
1) На территории России отсутствуют точки, имеющие:
а) северную широту;
б) южную широту;
в) западную долготу.
2) Крайней восточной точкой России является:
а) мыс Дежнёва;
б) остров Ратманова;
в) мыс Челюскин.
3) Сухопутные границы России по сравнению с морскими имеют протяжённость:
а) большую;
б) такую же;
в) меньшую.
4) Наличие климатических областей внутри климатических поясов объясняется большой протяжённостью России в направлении:
а) с севера на юг;
б) с запада на восток.
5) Солёность морей Тихого океана, по сравнению с морями Северного Ледовитого океана:
а) выше;
б) такая же;
в) ниже.
6) Время данного меридиана называется:
а) местным;
б) поясным;
в) декретным.
7) Новые сутки в России начинаются с часового пояса:
а) второго;
б) одиннадцатого;
в) первого.
8) Местное время точки зависит от её:
а) географической широты;
б) географической долготы.
9) Северный морской путь проходит по морям:
а) Атлантического и Тихого океанов;
б) Тихого и Северного Ледовитого океанов;
в) Северного Ледовитого и Атлантического океанов.
10) Территорию России омывает столько же океанов, сколько территорию:
а) Бразилии;
б) Канады;
в) Австралии.
Тест по теме «Климат»
Вариант 1.
- При движении с запада на восток количество солнечной радиации, получаемое территории.
А. Увеличивается Б. Не изменяется В. Уменьшается
2. С холодным атмосферным фронтом связана погода:
А. Тихая и солнечная Б. Облачная, ветреная с осадками
3. В антициклоне в северном полушарии воздух движется:
А. По часовой стрелке Б. Против часовой стрелки
4. Ветреная, ненастная погода при циклоне объясняется:
А. Восходящим движением воздуха Б. Нисходящим движением воздуха
5. На территории России субширотное протяжение имеют изотермы: А. Января Б. Июля
6. С удалением от Атлантического океана годовая амплитуда температур:
А. Увеличивается Б. Уменьшается
7. При устойчивой антициклональной погоде могут возникать:
А. Засухи и суховеи Б. Засухи, суховеи и наводнения
8. Большая часть России расположена в климатическом поясе:
А. Субарктическом Б. Арктическом В. Умеренный Г. Субтропический.
9. Наибольшая плотность населения в России характерна для территории с климатом:
А. Умеренно- континентальный Б. Резко – континентальный В. Муссонный
Найдите соответствие:
Термин | Определение | |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Тест по теме «Климат»
Вариант 2.
1. При взаимодействии двух воздушных масс с разными свойствами образуется:
А. Циклон Б. Климатический пояс В. Атмосферный фронт
2. В циклоне воздух движется: А. От центра к краям Б. От краёв к центру
3. Ясная, солнечная погода при антициклоне объясняется:
А. Восходящим движением воздуха Б. Нисходящим движением воздуха
4. Изотермы января на территории России преимущественно располагаются:
А. Субширотно Б. Субмеридионально
5. Распределение температур июля на большей части территории страны определяется:
А. Географической широтой Б. Циркуляцией воздушных масс
В. Характером подстилающей поверхности
6. При движении с юга на север увлажнение изменяется:
А. От избыточного к недостаточному Б. От недостаточного к избыточному
7. При мощных циклонах могут возникать стихийные бедствия: А. Ураганы Б. Ураганы и засухи
8. Основной источник влаги на территории России:
А. Атлантический океан Б. Северно-Ледовитый океан В. Тихий океан
9. Наибольшая плотность населения в России характерна для территории с климатом:
А. Умеренно- континентальный Б. Резко – континентальный В. Муссонный
1. Найдите соответствие:
Термин | Определение | |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
КЛИМАТ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ.
1. Установите соответствие:
1) область высокого атмосферного давления; а) атмосферный фронт;
2) область низкого атмосферного давления; б) трансформация;
3) полоса столкновения двух воздушных масс; в) циклон;
4) изменение свойств воздушных масс при движении г) антициклон.
над той или иной территорией;
2. Установите соответствие: территория – тип климата.
1) Русская равнина; а) континентальный;
2) центр Западно-Сибирской низменности; б) умеренно-континентальный;
3) Юг Дальнего Востока; в) муссонный.
3. Большая часть территории России расположена в климатическом поясе:
а) арктическом; б) субарктическом; в) умеренном. Г)субтропическом
4. Самое холодное место в России а) остров Рудольфа; б) Оймякон; в) Кольский полуостров;
г) Таймыр.
5. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом:
а) на Прикаспийской низменности; б) на юге Приморья (район г. Владивостока);
в) на Северном Кавказе; г) на юге Урала.
6.При движении к экватору величина суммарной радиации:
а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется.
7.Укажите ведущий климатообразующий фактор.
А) подстилающая поверхность Б) солнечная радиация В) морские течения Г) близость или удалённость океана
8. Муссонный климат действует над территорией
А) Урала Б) побережья северного Ледовитого океана В) побережья Тихого океана Г) Кавказа
9. Резко континентальный климат действует над территорией
а) Урала б) Восточной Сибири в) побережья Тихого Океанаг) Кавказа
10.Континентальный климат распространен над территорией
а) Урал б) Западной Сибири в) Камчатки г) Кавказа
11. Дальний Восток находится под влиянием океанов
а) Атлантического и СеверногоЛедовитого, б) Тихого и Северного Ледовитого
в) Индийского и Атлантического, г) Тихого и Атлантического
12.Антарктический климат распространен над территорией
а) Урала б) Русской равнины в) Новой Земли г) Кавказа
13 Наибольшее количество осадков выпадает:
а) В экваториальных областях. б) В умеренных областях. В) В арктических областях.
14. В тропических широтах формируются:
а)Области повышенного давления. б)Области пониженного давления. в)Области нормального давления.
15. Западные ветры дуют: а) В тропических широтах.
б) В арктических широтах. В)В умеренных широтах
16.Какой бассейн рек имеет наибольшую площадь:
А). Атлантический. Б)Северный Ледовитый. В)Тихий.
17. Какая река России имеет наибольшую длину:
А. Обь с Иртышом. Б. Амур с Аргунью. В. Лена Г. Енисей
18. Что называют падением реки: А. Превышение истока над устьем. Б. Отношение падения реки к её длине. В. Количество выбрасываемой
19. Что называют паводком:А)Ежегодно повторяющийся подъём воды в реке. Б)Кратковременный и нерегулярный подъём воды в реке. В)Самый низкий уровень воды в реке
Тест Природно-хозяйственные зоны России
1 вариант
1.Республика Калмыкия находится в природной зоне:
А) Степи В)Лесостепи
Б) Полупустыни и пустыни Г) Субтропики
2.Город Салехард расположен в природной зоне:
А) Тундры В)Тайги
Б) Лесотундры Г) Смешанных лесов
3.Пашни наиболее распространены в:
А) Тундре и лесотундре
Б) Тайге и смешанных лесах
В)Широколиственных лесах, степи (лесостепи)
Г) Полупустынях и пустынях, горных районах, субтропиках
4.Очаговое земледелие и расселение вблизи источников воды; в животноводстве преобладает мясное скотоводство и овцеводство.Это:
А)Тундра и лесотундра
Б) Южная часть лесной зоны
В) Лесостепи и степи
Г) Сухие степи и полупустыни
5.Род занятий жителей тундры и лесотундры:
А)Пастбищное оленеводство, охота и рыболовство
Б)Лесозаготовка и животноводство
В)Картофелеводство и птицеводство
Г) Свиноводство и мясо-молочное скотоводство
6.Верблюдоводство характерно для природной зоны:
А)Степей и лесостепей В) Горных районов
Б) Субтропиков Г) Полупустынь и пустынь
7.Крупные земледельческие поселения сосредоточены в долинах , на горных склонах – поселки животноводов; значительны и уникальны рекреационные ресурсы, среди них – побережье теплого моря. Этот район находится:
А) в Уральских горах В) на хребте Черского
Б) на Северном Кавказе Г) на Алтае
8.Степень освоенности и заселенности в природных зонах:
А) Возрастает с севера на юг до полупустынь
Б)Уменьшается с севера на юг
В) Возрастает с востока на запад
Г)Уменьшается с запада на восток
9.Сельскохозяйственные угодья, которые используются в зоне тундры:
А)Сенокосы В) Пашни
Б) Пастбища Г) Леса
10.Типичный представитель растительного мира полупустынь и пустынь:
А) Сосна В) Верблюжья колючка
Б) Осока Г) Мох
Тест Природно-хозяйственные зоны России
2 вариант
1.Край длинной зимней ночи, незаходящего летнего солнца, мир льдов и снега находится в:
А) Зоне арктических пустынь В) Степи
Б) Тундре Г) Пустыне
2.Выберите верное утверждение:
А) В северной тайге условия для земледелия лучше, чем в южной
Б) В таежной зоне преобладают сельское население
В)Сельское население тайги занимается лесными промыслами, переработкой древесины и рыболовством
Г) Все утверждения неверные
3. Район распространения субтропиков в России:
А) Черноморское побережье Кавказа
Б)Прикаспийская низменность
В)Побережье Азовского моря
Г) Побережье озера Байкал
4.Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и о. Врангеля, побережье п-ова Таймыр и Ямал относятся к зоне:
А) Тундра В)Лесотундра
Б) Арктические пустыни Г) Степи
5.Самую большую площадь в России занимает природная зона :
А)Тайга В) Лесотундра
Б) Смешанные леса Г) Лесостепи
6.Зона протянулась от Мурманска до Чукоткт; летом здесь господствует воздух умеренных широт, зимой – арктический воздух. Для нее характерны отсутствие деревьев, низкорослые травы. Это :
А)Степь В) Тундра
Б) Арктические пустыни Г) Смешанные леса
7.Таежная зона славится производством:
А)Макаронных изделий В) Сливочного масла
Б) Подсолнечного масла Г) Говяжьей тушенки
8.Для полупустынь и пустынь характерно:
А) Молочное скотоводство В) Кочевое скотоводство
Б) Мясное скотоводство Г) Земледелие
9.Коренные обитатели тундры:
А) Саамы, ненцы, чукчи В) Башкиры, татары, балкарцы
Б) Коми, марийцы, манси Г) Украинцы, латыши, молдаване
10.Выберите верное утверждение:
А) В зоне тайги распространены широколиственные леса
Б) Поймы рек таежной зоны содержат огромные ресурсы трав на естественных пастбищах и сенокосах
В) Большая часть тайги- освоенная территория
Г) На территории таежной зоны распространено мясное скотоводство
ОТВЕТЫ:
1вариант 1Б, 2А,3В,4Г,5А,6Г,7Б,8А,9Б,10В
2 вариант 1А,2В,3А,4Б,5А,6В,7В,8В,9А,10Б
Тесты подготовлены по книге Е.Е.Гусева География8 класс. «Конструктор» текущего контроля. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.»Просвещение»,2012 г
«Население России»
1 вариант
1. Назовите имя учёного, проводившего в 1897 г. первую перепись населения России:
а) Д.И. Менделеев; б) А.О. Ковалевский; в) П.Л. Чебышев; г) П.П. Семёнов-Тян-Шанский
2. Какое место в мире по численности населения занимает Россия:
а) 7; б) 8; в) 9; г) 10
3. Что такое естественный прирост населения?
а) количество новорождённых в течение года
б) разница между количеством прибывших в страну и покинувших её
в) разница между родившимися и умершими
г) общее прибавление населения страны в год
4. При традиционном типе воспроизводства характерны:
а) высокая нерегулируемая рождаемость и снижение смертности
б) высокая нерегулируемая рождаемость и низкая продолжительность жизни
в) регулируемая невысокая рождаемость и снижение смертности
г) регулируемая невысокая рождаемость и низкая продолжительность жизни
5. К показателям естественного движения населения относится:
а) рождаемость; в) уровень развития здравоохранения;
б) миграционная подвижность; г) доля городского населения
6. Назовите основной фактор, влияющий на здоровье человека:
а) генетический (наследственный); б) образ жизни;
в) здравоохранение; г) экологический фактор
7. Выберите факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:
а) средняя продолжительность жизни
б) войны и политические конфликты
в) уровень рождаемости
г) положение женщины в обществе
8. В каком возрасте количество мужчин и женщин в России примерно одинаково?
а) в 24 – 27 лет; б) в 30 – 33 года; в) в 37 – 40 лет; г) в 52 – 56 лет
9. Народ, живущий в европейской части России, исповедующий буддизм:
а) буряты; б) чуваши; в) калмыки; г) татары
10. Служитель культа у мусульман:
а) лама; б) муэдзин; в) раввин; г) священник
11. Культовое сооружение у буддистов:
а) мечеть; б) церковь; в) синагога; г) пагода
12. Какое определение рынка труда соответствует действительности:
а) набор работников на вновь открывающееся предприятие
б) соотношение спроса на рабочую силу и её предложения
в) биржа труда (бюро по трудоустройству)
г) неработающее трудоспособное население
13. В каком из следующих утверждений содержится информация о миграциях населения России:
а) На Крайнем Севере России, занимающем 2/3 её территории, проживает лишь 10 млн. чел.
б) Большинство крупных городов России находится в европейской части страны.
в) С начала 1990-х годов начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
г) В возрастной структуре населения России возрастает доля лиц старших возрастов, уменьшается доля детей.
14. Подберите пару: понятие – определение
1) резкое увеличение прироста населения а) трудовые ресурсы
2) выезд людей из страны б) дефицит работников
3) количество родившихся на 1000 жителей за год в) демографический взрыв
4) превышение количества рабочих мест г) эмиграция
над числом желающих работать д) рождаемость
5) насильственное переселение людей е) депортация
6) часть населения страны, способного
работать в хозяйстве
Ответ: _____________________________________________________________________
15. На основе изученного материала дополните предложенную схему:
1 – _______________; 2 – _______________; 3 – _______________; 4 – _______________;
5 – _______________; 6 – _______________; 7 – _______________
«Население России»
2 вариант
1. Какова численность населения России?
а) 120 – 125 млн. чел.; б) 140 – 150 млн. чел.; в) 100 – 110 млн. чел.; г) 150 – 170 млн. чел.
2. Когда состоялась последняя перепись населения?
а) 1989 г.; б) 1993 г.; в) 2002 г.; г) 2010 г.
3. Естественное движение населения – это:
а) миграция;
б) эмансипация;
в) процесс смены поколений;
г) разница между числом родившихся и умерших людей
4. При современном типе воспроизводства характерны:
а) высокая нерегулируемая рождаемость и снижение смертности
б) высокая нерегулируемая рождаемость и низкая продолжительность жизни
в) регулируемая невысокая рождаемость и снижение смертности
г) регулируемая невысокая рождаемость и низкая продолжительность жизни
5. Демографический взрыв – это:
а) резкое увеличение численности населения
б) резкое снижение численности населения
в) уменьшение численности населения за счёт эмиграции
г) увеличение численности населения за счёт внешних миграций
6. Почему в развитых странах люди живут дольше, чем в России?
а) лучше климатические условия
б) природные ландшафты разнообразнее, чем в России
в) раньше наступает пенсионный возраст, чем в России
г) в моде здоровый образ жизни
7. Какое событие не является причиной демографического кризиса в России?
а) Первая мировая война
б) Великая Отечественная война
в) засуха и репрессии 1933 – 1934 г.г.
г) цунами 2004 г.
8. Как называется наука о населении:
а) демография; б) этнография; в) историография; г) томография
9. Народ Кавказа, исповедующий православие:
а) чеченцы; б) адыгейцы; в) осетины; г) ингуши
10. Культовое сооружение у мусульман:
а) мечеть; б) церковь; в) синагога; г) пагода
11. Служитель культа у буддистов:
а) лама; б) муэдзин; в) раввин; г) священник
12. Что такое трудоспособный возраст:
а) возраст, в котором человек способен к труду
б) возраст от времени, когда можно начать работать, до времени, когда можно выйти на пенсию
в) возраст, начиная от совершеннолетия и до фактического выхода на пенсию
г) возраст от фактического начала трудовой деятельности до её фактического прекращения
13. Примером внутренних миграций населения России является:
а) отъезд специалистов на стажировку за рубеж
б) переезд семей военнослужащих из Забайкалья в Псков
в) приезд в Россию русских беженцев из Таджикистана
г) возвращение на родину потомков русских эмигрантов
14. Подберите пару: понятие – определение
1) сокращение численности населения в стране а) рынок труда
2) въезд людей в страну б) «утечка умов»
3) количество умерших на 1000 жителей за год в) депопуляция
4) превышение числа желающих работать над г) смертность
количеством рабочих мест д) безработица
5) соотношение спроса на рабочую силу е) иммиграция
и её предложение
6) экономическая эмиграция специалистов
различного профиля обычно из менее
развитых стран в более развитые
Ответ: _____________________________________________________________________
15. На основе своих знаний дополните предложенную схему:
1 – _______________; 2 – _______________; 3 – _______________; 4 – _______________;
5 – _______________; 6 – _______________; 7 – _______________; 8 – _______________;
«Население России»
Ответы
1 вариант
1 – г 2-б 3-в 4-б 5-а 6-б 7-б 8-б 9-в 10-б 11-г 12-б 13-в
14: 1 - в; 2 - г; 3 - д; 4 - б; 5 - е; 6 - а
15: 1 – возрастной; 2 – этнический; 3 – религиозный; 4 – мужчины; 5 – женщины; 6 – мусульмане; 7 – буддисты
2 вариант
1 – б 2-г 3-в 4-в 5-а 6-г 7-г 8-а 9-в 10-а 11-а 12-б 13-б
14: 1 - в; 2 - е; 3 - г; 4 - д; 5 - а; 6 - б
15: 1 – внутренние; 2 – внешние; 3 – религиозные; 4 – экономические; 5 – природные; 6 – политические; 7 – постоянные; 8 – насильственные (принудительные)
Итоговый тест по географии 8 класс
1. Укажите крайнюю южную точку России:
А. Мыс Челюскин; В. Мыс Дежнева;
Б. Гора Базардюзю; Г. Мыс Флигели
2. Самая короткая граница России с государством:
А. Грузия; В. КНДР;
Б. Азербайджан; Г. Китай.
3. С какой страной Россия не имеет сухопутных границ:
А. Украина; В. Белоруссия;
Б. Армения; Г. Азербайджан
4. Выявите, какое время показывают часы в Хабаровске(IX часовой пояс), если известно, что в г. Челябинске (IV часовой пояс) в данный момент 7 ч.
А. 16 ч.; Б. 24 ч.; В. 12 ч.; Г. 13ч.
5. Участок древней платформы, где кристаллический фундамент выходит на дневную поверхность земли это –
А. Щит, Б. Горст, В. Грабен, Г. Морена
6. Русский землепроходец, открывший морской путь между Евразией и Америкой?
А. Атласов. Б. Беринг. В. Челюскин. Г. Дежнёв.
7. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?
А. арктическом Б. умеренном. В. субарктическом Г. Субтропическом
8. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке – это:
А. паводок, Б. режим, В. межень, Г. половодье.
9. какой тип климата отличается большой амплитудой колебания температур?
А. умеренно-континентальный, Б. континентальный,
В. резко-континентальный, Г. муссонный.
10.Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана
А. Дон, Кубань; Б. Волга, Терек, Урал; В. Амур; Г. Лена, Енисей, Обь
11. Заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности – это:
А. болото Б. река В. водохранилище Г. озеро
12.Избыточно увлажнённый участок суши с влаголюбивой растительностью – это:
А водохранилище. Б. река В. болото Г. озеро
13. Высшая точка России:
А) Белуха Б)Эльбрус В) Победа Г) Казбек
14. Действующие вулканы в России расположены:
А) в Сихотэ-Алинь Б) в Саянах В) на Камчатке Г) на Урале
15. Самое холодное место в России:
А)Верхоянск Б) Оймякон В) Якутск Г ) Земля Франса-Иосифа
16. Самое большое по площади пресноводное озеро:
А) Ладожское Б) Байкал В) Каспийское Г) Таймыр
17. Большинство рек России относятся к бассейну:
А) Атлантического океана Б) Тихого океана
В) Северного ледовитого океана Г) внутреннего стока
18. Самое глубокое море у берегов России:
А) Охотское Б) Японское В) Черное Г) Берингово
19. Плодородие почвы главным образом обеспечивается наличием в ней:
А) воздуха Б) минеральных веществ В) почвенной влаги Г) гумуса
20. Зональные типы почв сменяются от тундро- глеевых до чернозёмов:
А) с севера на юг. Б) с юга на север В) с запада на восток Г) с востока на запад
8 | к | л | а | с | с | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Б | В | Б | В | А | Г | Б | Г | В | Г | Г | В | Б | В | Б | В | В | Г | Г | А |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...