Рабочая программа по географии 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
В рабочей программе отражены пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки знаний, умений и навыков,, содержание программы, тематическое планирование, контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_7_klass.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор
________/С.А.Гатина/ директора по УВР МБОУ «Надеждинская ООШ»
МБОУ «Надеждинская ООШ» ________/А.Р.Зиганшин/
_________/ Н.А.Петрова/
Протокол № ___от Приказ № ___от
«27» августа 2016 г «29» августа 2016 г « 29» августа 2016 г
Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа
имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Петровой Надежды Анатольевны
высшей квалификационной категории
по географии в 7 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«29» августа 2016 г.
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
- Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2012 г), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
- Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:
- основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
- определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
- чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
- понимания географической специфики регионов и стран мира.
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Содержание программы
70 ч (2 часа в неделю)
Раздел I . Введение (3 ч)
Тема 1. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (1 ч)
Знания материков, океанов, их расположения на карте.
Тема 2. Как люди открывали мир (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.
Тема 3. Географическая карта — источник географических знаний (1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.
Раздел I I. Главные особенности природы Земли (11 часов)
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (3 ч)
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа №1 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем».
Обобщение знаний по теме: «Литосфера и рельеф Земли».
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2 ч)
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН – ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ» (3 ч)
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Контурная карта. Выделение на карте поверхностных течений
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон. Освоение Земли человеком. Страны мира.
Раздел III. Океаны и материки ( 50 ч. )
Тема 1. ОКЕАНЫ (4 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Практическая работа №2. «Характеристика Индийского океана (по плану).
Тема 2. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (3 ч)
Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.
Тема 3. АФРИКА ( 9 ч )
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Практическая работа № 3 «Географическое положение Африки» (по плану): 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Обобщающий урок по теме: «Африка».
Тема 4. АВСТРАЛИЯ (2 ч)
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Тема 5. ОКЕАНИЯ (1 ч)
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 6. ЮЖНАЯ АМЕРИКА (5 ч)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа № 4 «Особенности размещения крупных форм рельефа, сравнение с Африкой»
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Обобщающий урок по теме: «Южная Америка».
Тема 7. АНТАРКТИДА (2 ч)
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Тема 8. СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ (1 ч)
Общие особенности природы северных материков.
Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (5 ч)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа № 5 «Сравнение климатов отдельных частей материка, расположение в одном климатическом поясе». Страны по картам и другим источникам».
Практическая работа №6: «Составление краткой характеристики
Обобщающий урок по теме: «Северная Америка».
Тема 10. ЕВРАЗИЯ (18 ч )
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии. Практическая работа №7: «Выявление особенностей расположения крупных форм рельефа в сравнении с Северной Америкой»
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практическая работа № 8: «Выявление причин образования климатических областей» Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.
Практическая работа №9: «Составление сравнительной характеристики рек материка».
Практическая работа №10: «Сравнение природных зон по 40°с.ш. Евразии и Северной Америки».
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практическая работа №11: «Составление краткой характеристики страны».
Обобщающий урок по теме: «Евразия».
Раздел IV. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ» (2 ч)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
4 час – резервное время (проведение олимпиадной работы и т.д.)
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 ч.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся по географии
1.Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен логично, последовательно, литературным языком;
«4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;
«3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ неполный, не имеет логической последовательности;
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
«4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок;
«3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах;
«2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ 7 КЛАСС
Класс 7
Учитель: Петрова Надежда Анатольевна
Количество часов:
всего - 70, в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 5
Административных контрольных уроков _____
Учебно-тематическое планирование разработано на основе Примерной программы основного общего образования по географии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2012.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
Дополнительная литература:
1. География. 6 – 8 классы. Уроки с использованием блочно – модульной технологии. В помощь преподавателю. Составитель Н. В. Болотникова. Волгоград 2005
2. География материков и океанов. Тесты Саратов. Лицей 2003
3. Предметные недели в школе. География. Сост. А. Ф. Романова. Волгоград ,2004
4. География. 6 – 7 класс. Дидактические карточки – задания. М. Дрофа , 2003
Учебно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||
знать | уметь | По плану | Факт. | |||||
| ВВЕДЕНИЕ – 3ч |
|
|
| ||||
1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | - значение географии материков и океанов;
| - находить на карте материки;
| Стр. 4-6, вопр. и зад. | ||
2 | Как люди открывали мир. | 1 | Составление сводной таблицы | - основные эпохи накопления географических знаний о Земле; - важнейшие путешествия и экспедиции, которые привели к наиболее важным открытиям | - составлять план прочитанного текста; - находить на карте географические путешествия и открытия | Пар.1.2, вопр. и зад. | ||
3 | Карты материков и океанов | 1 | Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов | - на какие группы делят карты по охвату территории; - различия в масштабе | - различать карты по содержанию; - определять роль карты в жизни человека - показывать: материки, части света, океаны, острова. | |||
| I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ - 11ч |
|
|
|
| |||
| Литосфера и рельеф Земли – 3ч |
|
|
| ||||
4 | Происхождение материков и океанов | 1 | Фронтальный опрос | - строение литосферы; - размещение сейсмических поясов; - строение материковой и океанической земной коры | - определять по признакам отличие материковой от океанической коры; - показать на контурной карте строение земной коры | |||
5 | Рельеф Земли. Практическая работа №1 «Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем». | 1 | Фронтальный опрос Практическая работа | - взаимодействие внутренних и внешних сил на разнообразие рельефа; - размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли | - работать с картой; - отмечать на контурной карте тектонические структуры и формы рельефа | |||
6 | Обобщение знаний по теме: «Литосфера и рельеф Земли»
| 1 | ? | - содержание понятий по данному разделу | - составлять характеристики отдельных компонентов природы (рельефа, климата). | |||
| Атмосфера и климаты Земли – 2ч |
|
|
|
| |||
7 | Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле | 1 | Анализ климатических карт атласа | - основные свойства атмосферы; - распределение температуры и осадков на Земле | - работать с климатической картой;
| |||
8 | Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. Климатические пояса Земли | 1
| Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс» | - представление об атмосфере и климате Земли; - основные типы воздушных масс и постоянных ветров; - перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам; - влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли; - территориальные сочетания климатообразующих факторов. - основные климатические пояса; - переходные климатические пояса; - климатообразующие факторы; - понятия "воздушная масса", "пассаты", влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека,, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. | - определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; - описывать: общую циркуляцию атмосферы - показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; - описывать: общую циркуляцию атмосферы. | |||
| Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы – 3ч |
|
|
|
| |||
9 | Воды Мирового океана | 1 | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | - части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин; - температуры и соленость вод мирового океана; - стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности; - мировой круговорот воды; - минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование; - источники загрязнения вод океана, меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. | - называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана; - приводить примеры: антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека; - примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; - объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана; | |||
10 | Схема поверхностных течений | 1 | Фронтальный опрос Работа с контурной картой | - причины возникновения океанических течений;
| - определять по картам атласа основные поверхностные течения в Мировом океане | |||
11 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 1 | Фронтальный опрос | - взаимодействие океана с атмосферой и сушей | - работать с картой;
| |||
| Географическая оболочка – 3ч |
|
|
|
| |||
12 | Строение и свойства географической оболочки
| 1 | Фронтальный опрос | - разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. | - называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса; объяснять: влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; | |||
13 | Природные комплексы суши и океана Природная зональность | 1 | Фронтальный опрос | - изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности | - работать с картой;
| |||
14 | Освоение Земли человеком. Страны мира | 1 | Фронтальный опрос | - страны мира | - работать с картой; | |||
| II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ - 7ч |
|
|
|
| |||
| Океаны |
|
|
|
| |||
15 | Тихий океан | 1 | Работа по картам атласа | - важнейшие географические объекты каждого из океанов, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений природы океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты | - показывать важнейшие географические объекты каждого из океанов, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса; - меры по охране вод, крупнейшие порты; - объяснять особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов | |||
16 | Индийский океан. Практическая работа №2 «Характеристика Индийского океана (по плану)» | 1 | Фронтальный опрос Практическая работа | |||||
17 | Атлантический океан.
| 1 | Работа по контурным картам и картам атласа | |||||
18 | Северный Ледовитый океан.
| 1 | Фронтальный опрос Работа по контурным картам | - имена путешественников и ученых, особенности географического положения, основные географические объекты, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений природы океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты. | - определять географическое положение океана и крупных объектов, трассы Северного морского пути; - объяснять природные особенности | |||
| Южные материки |
|
|
|
| |||
19 | Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа | 1 | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. | - общие особенности географического | - работать с картой; - отмечать на контурной карте | |||
20 | Общие особенности климата и внутренних вод | 1 | Фронтальный опрос | - общие особенности климата и внутренних вод | - работать с картой атласа | |||
21 | Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта | 1 | Фронтальный опрос | - общие особенности расположения природных зон; - почвенную карту | - работать с картой атласа | |||
| Африка – 9ч |
|
|
|
| |||
| Природа |
|
|
|
| |||
22 | Географическое положение. Исследования Африки. Практическая работа №3 «Географическое положение Африки». | 1 | Фронтальный опрос Практическая работа | - особенности географического положения Африки; - основные черты природы; - особенности открытия и освоения территории; - деление Африки на природно-хозяйственные и историко-культурные регионы; - численность и размещение населения; - историко-географические этапы заселения Африки; - определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт; - география основных типов хозяйственной деятельности | - называть имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой линии; - определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; - объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка». | |||
23 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Фронтальный опрос Работа по контурным картам и картам атласа | - формы рельефа, месторождения полезных ископаемых | - называть и показывать: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых | |||
24 | Климат |
| Фронтальный опрос Работа по контурным картам и картам атласа | - характерные типы погод на материке | - определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; - объяснять причины формирования типов климата на континенте | |||
25 | Внутренние воды |
| Работа по контурным картам и картам атласа | - важнейшие реки и озера, источники питания рек | - описывать "образ" одной из рек континента (по картам и тексту учебника) | |||
26 | Природные зоны |
| Фронтальный опрос | - размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки | - объяснять влияние компонентов природы на жизнь, быт народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека | |||
| Население и страны |
|
|
| ||||
27 | Население Страны Северной Африки. Алжир | 1 | Работа по контурным картам и картам атласа | - районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, мета их расселения, наиболее крупные площади страны | - описывать по картам одну из стран ( по выбору); - объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения, а так же особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда | |||
28 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия | 1 | Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос | - знать страны | - определять географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; - определять по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, состав населения | |||
29 | Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. | 1 | ||||||
30 | Обобщающий урок по теме: «Африка» | 1 | Урок-зачет | - называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение, описывать природный объект, страну; - объяснять влияние природы на жизнь. | ||||
| Австралия – 2ч |
|
| |||||
| Природа |
|
| |||||
31 | Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Своеобразие органического мира | 1 | Работа по картам атласа, фронтальный опрос | - особенности географического положения Австралии; - основные черты природы; - особенности открытия и освоения территории; - деление Австралии на природно-хозяйственные и историко-культурные регионы; - климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка. | - называть имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой линии; - определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; - сравнивать его с положением Африки; - объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, расположение отдельных месторождений полезных ископаемых. | |||
| Население и хозяйство |
|
| |||||
32 | Австралийский союз. | 1 | Работа по картам атласа, фронтальный опрос | - влияние географических открытий на современных состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельности в отдельных регионах страны. | - определять географическое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации; - описывать один из регионов страны; | |||
| Океания – 1ч |
|
| |||||
33 | Природа, население и страны | 1 | Работа по картам атласа, фронтальный опрос | - связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения | - определять географическое положение островов и архипелагов, описывать природу одного из островов. | |||
| Южная Америка – 5ч |
|
| |||||
| Природа |
|
| |||||
34 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 4 «Особенности размещения крупных форм рельефа, сравнение с Африкой». | 1 | Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос, практическая работа | - особенности географического положения Южной Америки; -основные черты природы; -особенности открытия и освоения территории; -деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. | - называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; - определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; - описывать географическое положение континента; - объяснять географическое положение на особенности природного континента; - называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, территорий континента. | |||
35 | Климат. Внутренние воды | 1 | ||||||
36 | Природные зоны | 1 | ||||||
| Население и страны |
|
| |||||
37 | Население. Страны востока материка. Бразилия Страны Анд. Перу | 1 | Работа по к/к, картам атласа, фронтальный опрос | - численность и размещение населения; - историко-географические этапы заселения Южной Америки; - определение географических различий в плотности населения, распространение рас, народов и религий и основе сравнения карт; - влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества; - адаптация человека к окружающей природной среде; | - называть и показывать: крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; - описывать географическое положение страны. | |||
38 | Обобщающий урок по теме: «Южная Америка» | 1 | Урок-зачет | - южные материки | - работать по карте | |||
| Антарктида -3ч |
|
| |||||
39 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды | 1 | Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос | - особенности географического положения Антарктиды; - основные черты природы. | - называть и показывать имена путешественников и ученых, особенности географического положения, основные географические объекты, определять географическое положение, координаты полярных станций, виды природных ресурсов. | |||
40 | Природа | 1 | ||||||
| Северные материки |
|
| |||||
41 | Общие особенности природы северных материков | 1 | Фронтальный опрос | - общие особенности природы северных материков | - описывать особенности природных компонентов, "образ" одного из природных объектов; -объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова; -прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова. | |||
| Северная Америка – 5ч |
|
| |||||
| Природа |
|
| |||||
42 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка | 1 | Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос, практическая работа | - особенности географического положения; - основные черты природы; - особенности открытия и освоения территории; - деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы;
| - называть и показывать основные формы рельефа, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон; - определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем; - описывать природные компоненты Северной и Южной Америк в целом; -объяснять особенности рельефа в результате длительного развития земной коры под влияние внутренних и внешних процессов, различия в климате территорий, особенности питания и режима рек, различия в почвенном и растительном покрове. | |||
43 | Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды Практическая работа №5 «Сравнение климатов отдельных частей материка, расположение в одном климатическом поясе» | 1 | ||||||
44 | Природные зоны | 1 | ||||||
| Население и страны |
|
|
|
| |||
45 | Население. Канада. Соединенные Штаты Америки Практическая работа №6 «Составление краткой характеристики страны по картам и другим источникам»
| 1 | Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос практическая работа | - численность и народонаселение; - определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов, религий на основе сравнения карт; - влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. | - называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, виды хозяйственной деятельности; - определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны; - описывать географическое положение. Объяснять особенности размещения населения, своеобразие духовной и материальной культуры | |||
46 | Обобщающий урок по теме: «Северная Америка» | 1 | Урок-зачет |
|
| |||
| Евразия – 18ч |
|
|
|
| |||
| Природа |
|
|
|
| |||
47 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии | 1 | Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос, практическая работа | - особенности географического положения Евразии; - основные черты природы; - особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы | - называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, воздушные массы, климатические пояса и области; - определять климатические показатели, описывать географическое положение крупных форм рельефа; - объяснять особенности размещения крупных форм рельефа, различия в климате отдельных территорий материка | |||
48 | Особенности рельефа Евразии, его развитие | 1 | ||||||
49 | Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых Практическая работа №7 «Выявление особенностей расположения крупных форм рельефа в сравнении с Северной Америкой». | 1 | ||||||
50 | Климат. | 1 | ||||||
51 | Внутренние воды. Практическая работа №8 «Выявление причин образования климатических областей». | 1 | ||||||
52 | Природные зоны. Практическая работа №9 «Составление сравнительной характеристики рек материка» | 1 | ||||||
53 | Природные зоны (продолжение) Практическая работа №10 «Сравнение природных зон по 40ºс.ш. Евразии и Северной Америки». | 1 | ||||||
| Население и страны |
| Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос |
|
| |||
54 | Народы Евразии. Страны | 1 | - численность и размещение населения; - историко-географические этапы заселения Евразии; -определение географических различий в плотности населения; - распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт; - влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества; - адаптация человека к окружающей природной среде; - география основных типов хозяйственной деятельности
| - называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи, наиболее распространенные языки и религии; - определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов, степень благоприятных природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; - описывать географическое положение стран Европы, их столиц и крупных городов; - объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, виды хозяйственной деятельности. | ||||
55 | Страны Северной Европы | 1 | ||||||
56 | Страны Западной Европы. Великобритания Франция | 1 | ||||||
57 | Германия Страны Восточной Европы | 1 | Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос | |||||
58 | Страны Южной Европы. Италия | 1 | ||||||
59 | Страны Юго-Западной Азии | 1 | ||||||
60 | Страны Центральной Азии | 1 | ||||||
61 | Страны Восточной Азии. Китай Япония | 1
| ||||||
62 | Страны Южной Азии. Индия | 1 | ||||||
63 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия Практическая работа №11 «Составление краткой характеристики страны» | 1 | ||||||
64 | Обобщающий урок по теме: «Евразия» | 1 | Урок-зачет |
|
| |||
| III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ – 3ч |
|
|
|
| |||
65
| Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества. | 1
| Фронтальный опрос | - этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки, связи между компонентами | - называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО; - объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств; - прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. | |||
66 | Изменение природы хозяйственной деятельностью человека | 1 | ||||||
67-70 | Резервное время | 4 |
|
|
| |||
| Итого: | 70 ч |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...