Рабочая программа по географии 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

В рабочей программе отражены пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки знаний, умений и навыков,, содержание программы, тематическое планирование, контрольные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_7_klass.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Рассмотрено»                                    «Согласовано»                                   «Утверждаю»

                Руководитель МО                                Заместитель                                           Директор

             ________/С.А.Гатина/                        директора по УВР                МБОУ «Надеждинская ООШ»

                                                 МБОУ «Надеждинская ООШ»       ________/А.Р.Зиганшин/

_________/ Н.А.Петрова/

Протокол № ___от                                                                                Приказ № ___от

«27» августа  2016 г                       «29» августа 2016 г                   « 29» августа 2016 г

 

                                                                     

Рабочая программа

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа

имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Петровой Надежды Анатольевны

высшей квалификационной  категории

по географии в 7 классе

                                                                                                        Рассмотрено на заседании

                                                                                                           педагогического совета

                                                                                                        протокол №____от

                                                                                                         «29» августа 2016 г.

2016 -2017  учебный год


Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2012 г),  рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

-  воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Планируемые результаты обучения.

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

 - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

 - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

 - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

 - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:

  • основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
  • приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
  • определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
  • понимания географической специфики регионов и стран мира.
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.


Содержание программы

70 ч (2 часа в неделю)

 Раздел I . Введение (3 ч)

 Тема 1. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (1 ч)

Знания материков, океанов, их расположения на карте.

Тема 2. Как люди открывали мир (1 ч)

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических      открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.

Тема 3. Географическая карта — источник географических знаний (1 ч)

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с     использованием карты.

Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.

Раздел I I.  Главные особенности природы Земли (11 часов)

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (3 ч)

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Практическая работа №1 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем».

Обобщение знаний по теме: «Литосфера и рельеф Земли».

Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2 ч)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН – ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ» (3 ч)

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные    массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Контурная карта. Выделение на карте поверхностных течений

     Тема 4.  ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон. Освоение Земли человеком. Страны мира.

Раздел III. Океаны и материки ( 50 ч. )

 

Тема 1.  ОКЕАНЫ (4 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Практическая работа №2. «Характеристика Индийского океана (по плану).

Тема 2. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (3 ч)

Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Тема 3.  АФРИКА ( 9  ч )

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Практическая работа № 3 «Географическое положение Африки» (по плану): 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3.  Определение причин разнообразия природных зон материка.

Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Обобщающий урок по теме: «Африка».

Тема 4. АВСТРАЛИЯ (2 ч)

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Тема 5.  ОКЕАНИЯ (1 ч)

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 6. ЮЖНАЯ АМЕРИКА (5 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа № 4 «Особенности размещения крупных форм рельефа, сравнение с Африкой»

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Обобщающий урок по теме: «Южная Америка».

Тема 7.  АНТАРКТИДА (2 ч)

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Тема 8. СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ (1 ч)

Общие особенности природы северных материков.

Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (5 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

 Практическая работа № 5 «Сравнение климатов отдельных частей материка, расположение в одном климатическом поясе». Страны по картам и другим источникам».

Практическая работа №6: «Составление краткой характеристики

 Обобщающий урок по теме: «Северная Америка».

          Тема 10. ЕВРАЗИЯ  (18  ч )

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.                          Практическая работа №7: «Выявление особенностей расположения крупных форм рельефа в сравнении с Северной Америкой»

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Практическая работа № 8: «Выявление причин образования климатических областей»                         Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.

Практическая работа №9: «Составление сравнительной характеристики рек материка».

Практическая работа №10: «Сравнение природных зон по 40°с.ш. Евразии и Северной Америки».

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практическая работа №11: «Составление краткой характеристики страны».

Обобщающий урок по теме: «Евразия».

Раздел IV. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ» (2 ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

4 час – резервное время (проведение олимпиадной работы и т.д.)

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 ч.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся по географии

1.Оценка устного ответа:

«5» - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен логично, последовательно, литературным языком;

«4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;

«3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ неполный, не имеет логической последовательности;

«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

«4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок;

 «3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах;

 «2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ 7 КЛАСС

Класс   7

Учитель:  Петрова Надежда Анатольевна

Количество часов:

всего - 70,   в неделю - 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 5  

Административных контрольных уроков _____

Учебно-тематическое планирование разработано на основе Примерной программы основного общего образования по географии.

  Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2012.

2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

Дополнительная литература:

1. География. 6 – 8 классы. Уроки с использованием блочно – модульной технологии. В помощь преподавателю. Составитель Н. В. Болотникова. Волгоград 2005

2. География материков и океанов. Тесты  Саратов. Лицей  2003

3. Предметные недели в школе. География. Сост. А. Ф. Романова. Волгоград ,2004

4. География. 6 – 7 класс. Дидактические карточки – задания. М. Дрофа , 2003


Учебно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе.

 

№ п\п

Тема  урока

Кол-во

часов

Вид

контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

знать

уметь

По плану

Факт.

 

ВВЕДЕНИЕ – 3ч

 

 

 

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов.

1

Эвристическая  беседа с использованием карт атласа

- значение географии материков и океанов;

 

- находить на карте материки;

 

Стр. 4-6, вопр. и зад.

2

Как люди открывали мир.

1

Составление сводной таблицы

- основные эпохи накопления географических знаний о Земле;

- важнейшие путешествия и экспедиции, которые привели к наиболее важным открытиям

- составлять план прочитанного текста;

- находить на карте географические путешествия и открытия

Пар.1.2, вопр. и зад.

3

Карты материков и океанов

1

Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов

- на какие группы делят карты по охвату территории;

- различия в масштабе

- различать карты по содержанию;

- определять роль карты в жизни человека

- показывать: материки, части света, океаны, острова.

 

I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ -  11ч

 

 

 

 

 

Литосфера и рельеф Земли – 3ч

 

 

 

4

Происхождение материков и океанов

1

Фронтальный опрос

- строение литосферы;

- размещение сейсмических поясов;

- строение материковой и океанической земной коры

- определять по признакам отличие материковой от океанической коры;

- показать на контурной карте строение земной коры

5

Рельеф Земли.

Практическая работа №1 «Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем».

1

Фронтальный опрос

Практическая работа

- взаимодействие внутренних и внешних сил на разнообразие рельефа;

- размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли

- работать с картой;

-  отмечать на контурной карте тектонические структуры и формы рельефа

6

Обобщение знаний  по теме: «Литосфера и рельеф Земли»

 

 

1

?

- содержание понятий по данному разделу

- составлять характеристики отдельных компонентов природы (рельефа, климата).

 

Атмосфера и климаты Земли – 2ч

 

 

 

 

7

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле

1

Анализ климатических карт атласа

- основные свойства атмосферы;

- распределение температуры и осадков на Земле

- работать с климатической картой;

 

8

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.

Климатические пояса Земли

1

 

Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс»

- представление об атмосфере и климате Земли;

- основные типы воздушных масс и постоянных ветров;

- перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам;

- влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли;

- территориальные сочетания климатообразующих факторов.

- основные климатические пояса;

- переходные климатические пояса;

- климатообразующие факторы;

- понятия "воздушная масса", "пассаты", влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека,, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.

- определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков;

- описывать: общую циркуляцию атмосферы

- показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;

- описывать: общую циркуляцию атмосферы.

 

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы – 3ч

 

 

 

 

9

Воды Мирового океана

1

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

- части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин;

- температуры и соленость вод мирового океана;

- стихийные явления в океане, правила обеспечения личной безопасности;

- мировой круговорот воды;

- минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование;

- источники загрязнения вод океана, меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

- называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана;                         - приводить примеры: антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека;

- примеры взаимодействия с атмосферой и сушей;

- объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана;

10

Схема поверхностных течений

1

Фронтальный опрос

Работа  с контурной картой

- причины возникновения океанических течений;

 

- определять по картам атласа основные поверхностные течения в Мировом океане

11

Жизнь в океане.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

Фронтальный опрос

- взаимодействие океана с атмосферой и сушей

- работать с картой;

 

 

Географическая оболочка – 3ч

 

 

 

 

12

Строение и свойства географической оболочки

 

 

 

 

 

 

1

Фронтальный опрос

- разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.

- называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса; объяснять: влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности;

13

Природные комплексы суши и океана

Природная зональность

1

Фронтальный опрос

- изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности

- работать с картой;

 

14

Освоение Земли человеком. Страны мира

1

Фронтальный опрос

- страны мира

- работать с картой;

 

II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ   - 7ч

 

 

 

 

 

Океаны

 

 

 

 

15

Тихий океан

1

Работа по картам атласа

- важнейшие географические объекты каждого из океанов, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений природы океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты

- показывать важнейшие географические объекты каждого из океанов, ресурсы океанов, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса;

- меры по охране вод, крупнейшие порты;

- объяснять особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов

16

Индийский океан.

Практическая работа №2 «Характеристика Индийского океана (по плану)»

1

Фронтальный опрос

Практическая работа

17

Атлантический океан.

 

 

 

 

 

 

 

1

Работа по контурным картам и картам атласа

18

Северный Ледовитый океан.

 

 

1

Фронтальный опрос

Работа по контурным картам

- имена путешественников и ученых, особенности географического положения, основные географические объекты, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений природы океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты.

- определять географическое положение океана и крупных объектов, трассы Северного морского пути;

- объяснять природные особенности

 

Южные материки

 

 

 

 

19

Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа

1

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

- общие особенности географического

- работать с картой;

-  отмечать на контурной карте

20

Общие особенности климата и внутренних вод

1

Фронтальный опрос

- общие особенности климата и внутренних вод

- работать с картой атласа

21

Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта

1

Фронтальный опрос

- общие особенности расположения природных зон;

- почвенную карту

- работать с картой атласа

 

Африка – 9ч

 

 

 

 

 

Природа

 

 

 

 

22

Географическое положение. Исследования Африки.                                                           Практическая работа №3 «Географическое положение Африки».

1

Фронтальный опрос

Практическая работа

- особенности географического положения Африки;

- основные черты природы;

- особенности открытия и освоения территории;

- деление Африки на природно-хозяйственные и историко-культурные регионы;

- численность и размещение населения;

- историко-географические этапы заселения Африки;

- определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт;

- география основных типов хозяйственной деятельности

- называть имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой линии;

- определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;

- объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка».

23

Рельеф и полезные ископаемые.

1

Фронтальный опрос

Работа по контурным картам и картам атласа

- формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

- называть и показывать: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

24

Климат

 

Фронтальный опрос

Работа по контурным картам и картам атласа

- характерные типы погод на материке

- определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте;

- объяснять причины формирования типов климата на континенте

25

Внутренние воды

 

Работа по контурным картам и картам атласа

- важнейшие реки и озера, источники питания рек

- описывать "образ" одной из рек континента (по картам и тексту учебника)

26

Природные зоны

 

Фронтальный опрос

- размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки

- объяснять влияние компонентов природы на жизнь, быт народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека

 

Население и страны

 

 

 

27

Население

Страны Северной Африки. Алжир

1

Работа по контурным картам и картам атласа

- районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, мета их расселения, наиболее крупные площади страны

- описывать по картам одну из стран ( по выбору);

-  объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения, а так же особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда

28

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия

1

Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос

- знать страны

- определять географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав;

- определять по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, состав населения

29

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика.

1

30

Обобщающий урок по теме: «Африка»

1

Урок-зачет

- называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение, описывать природный объект, страну;

-  объяснять влияние природы на жизнь.

 

Австралия – 2ч

 

 

 

Природа

 

 

31

Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира

1

Работа по  картам атласа, фронтальный опрос

- особенности географического положения Австралии;

- основные черты природы;

- особенности открытия и освоения территории;

-  деление Австралии на природно-хозяйственные и историко-культурные регионы;

- климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка.

- называть имена исследователей континента и результаты их работы, показывать элементы береговой линии;

- определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;

- сравнивать его с положением Африки;

- объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, расположение отдельных месторождений полезных ископаемых.

 

Население и хозяйство

 

 

32

Австралийский союз.

1

Работа по  картам атласа, фронтальный опрос

- влияние географических открытий на современных состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельности в отдельных регионах страны.

- определять географическое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации;

-  описывать один из регионов страны;

 

Океания – 1ч

 

 

33

Природа, население и страны

1

Работа по  картам атласа, фронтальный опрос

- связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения

- определять географическое положение островов и архипелагов, описывать природу одного из островов.

 

Южная Америка – 5ч

 

 

 

Природа

 

 

34

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

Рельеф и полезные ископаемые.

Практическая работа № 4 «Особенности размещения крупных форм рельефа, сравнение с Африкой».

1

Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос,

практическая работа

- особенности географического положения Южной Америки;                        -основные черты природы;                                 -особенности открытия и освоения территории;

-деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

- называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии;

- определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки;

- описывать географическое положение континента;

- объяснять географическое положение на особенности природного континента;

- называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, территорий континента.

35

Климат. Внутренние воды

1

36

Природные зоны

1

 

Население и страны

 

 

37

Население.

Страны востока материка. Бразилия

Страны Анд. Перу

1

Работа по к/к, картам атласа, фронтальный опрос

численность и размещение населения; - историко-географические этапы заселения Южной Америки;                                - определение географических различий в плотности населения, распространение рас, народов и религий  и основе сравнения карт;

- влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества;

- адаптация человека к окружающей природной среде;

- называть и показывать: крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения;

- описывать географическое положение страны.

38

Обобщающий урок по теме: «Южная Америка»

1

Урок-зачет

южные материки

- работать по карте

 

Антарктида -3ч

 

 

39

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды

1

Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос

- особенности географического положения Антарктиды;

- основные черты природы.

- называть и показывать имена путешественников и ученых, особенности географического положения, основные географические объекты, определять географическое положение, координаты полярных станций, виды природных ресурсов.

40

Природа

1

 

Северные материки

 

 

41

Общие особенности природы северных материков

1

Фронтальный опрос

общие особенности природы северных материков

описывать особенности природных компонентов, "образ" одного из природных объектов;

-объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова;

-прогнозировать тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова.

 

Северная Америка – 5ч

 

 

 

Природа

 

 

42

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка

1

Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос,

практическая работа

- особенности географического положения;

- основные черты природы;

- особенности открытия и освоения территории;

- деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы;

 

- называть и показывать основные формы рельефа, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон;

- определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем;

- описывать природные компоненты Северной и Южной Америк в целом;

-объяснять особенности рельефа в результате длительного развития земной коры под влияние внутренних и внешних процессов, различия в климате территорий, особенности питания и режима рек, различия в почвенном и растительном покрове.

43

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды

Практическая работа №5 «Сравнение климатов отдельных частей материка, расположение в одном климатическом поясе»

1

44

Природные зоны

1

 

Население и страны

 

 

 

 

45

Население. Канада.

Соединенные Штаты Америки

Практическая работа №6 «Составление краткой характеристики страны по картам и другим источникам»

 

1

Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос

практическая работа

- численность и народонаселение;           - определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов, религий на основе сравнения карт;

- влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

- называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, виды хозяйственной деятельности;

- определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны;

- описывать географическое положение. Объяснять особенности размещения населения, своеобразие духовной и материальной культуры

46

Обобщающий урок по теме: «Северная Америка»

1

Урок-зачет

 

 

 

Евразия – 18ч

 

 

 

 

 

Природа

 

 

 

 

47

Географическое положение. Исследования Центральной Азии

1

Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос,

практическая работа

- особенности географического положения Евразии;

- основные черты природы;

- особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы

- называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, воздушные массы, климатические пояса и области;

- определять климатические показатели, описывать географическое положение крупных форм рельефа;

- объяснять особенности размещения крупных форм рельефа, различия в климате отдельных территорий материка

48

Особенности рельефа Евразии, его развитие

1

49

Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых

Практическая работа №7 «Выявление особенностей расположения крупных форм рельефа в сравнении с Северной Америкой».

1

50

Климат.

1

51

Внутренние воды. Практическая работа №8 «Выявление причин образования климатических областей».

1

52

Природные зоны. Практическая работа №9 «Составление сравнительной характеристики рек материка»

1

53

Природные зоны (продолжение)

Практическая работа №10 «Сравнение природных зон по 40ºс.ш. Евразии и Северной Америки».

1

 

Население и страны

 

Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос

 

 

54

Народы Евразии. Страны

1

- численность и размещение населения; - историко-географические этапы заселения Евразии;

-определение географических различий в плотности населения;

- распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт;

- влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества;

- адаптация человека к окружающей природной среде;

- география основных типов хозяйственной деятельности

 

- называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи, наиболее распространенные языки и религии;

- определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов, степень благоприятных природных условий для жизни людей в стране, природные богатства;

- описывать географическое положение стран Европы, их столиц и крупных городов;

- объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, виды хозяйственной деятельности.

55

Страны Северной  Европы

1

56

Страны Западной  Европы. Великобритания

Франция

1

57

Германия

Страны Восточной  Европы

1

Работа по контурным картам и картам атласа, фронтальный опрос

58

Страны Южной  Европы. Италия

1

59

Страны Юго-Западной Азии

1

60

Страны Центральной Азии

1

61

Страны Восточной Азии. Китай

Япония

1

 

62

Страны Южной Азии. Индия

1

63

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия

Практическая работа №11 «Составление краткой характеристики страны»

1

64

Обобщающий урок по теме: «Евразия»

1

Урок-зачет

 

 

 

III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ – 3ч

 

 

 

 

65

 

Закономерности географической оболочки.

Взаимодействие природы и общества.

1

 

Фронтальный опрос

- этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки, связи между компонентами

- называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО;                          - объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств;

- прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.

66

Изменение природы хозяйственной деятельностью человека

1

67-70

Резервное время

4

 

 

 

 

Итого:

70 ч

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...