Урок географии в 8 классе "Рельеф России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Конспект урока географии в 8 классе по теме "Рельеф России". Составлен согласно требованиям ФГОС.
Учебник Дронова В.П., Бариновой И.И., Рома В.Я., Лобжанидзе А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_8_klasse_relef_rossii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока географии
в соответствии с требованиями ФГОС
по теме
«Рельеф России»
Разработал Ильмеников О.В.,
учитель географии МБОУ «Заволжская СОШ»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Тема урока:
"Рельеф России"
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
- Деятельностная: формулирование вывода об особенностях рельефа России;
- Предметно-дидактическая: формирование представления об особенностях рельефа территории России.
Задачи урока:
- Познавательные: повторить понятия "рельеф", "равнина", "плоскогорье", "гора" и классификацию форм рельефа; познакомиться с новыми понятиями "кряж", "плато", "хребет"; выяснить расположение крупнейших форм рельефа России и закономерности их расположения.
- Развивающие: научиться находить на карте крупнейшие и крупные формы рельефа территории России; научится давать общую характеристику рельефа России; развивать умение "читать" географическую карту, работать с текстовой и графической информацией; развивать умение работать в группе; развивать логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
- Воспитательные: укрепление чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну - самую большую в мире.
Планируемые результаты:
- Предметные: знакомы с понятиями "кряж", "плато", "хребет"; различают понятия "плоскогорье" и "низкие горы"; умеют находить на карте крупнейшие и крупные формы рельефа территории России; знают основные закономерности их расположения; дают общую характеристику рельефа России;
- Метапредметные:
- познавательные: умеют работать с текстом учебника, сравнивают географические объекты, делают выводы и обобщения об особенностях рельефа России, решают проблему направленности водостока северных рек;
- регулятивные: составляют план характеристики крупнейших форм рельефа страны; оценивают себя;
- коммуникативные: работают в группах; формулируют устный ответ.
- Личностные: осознают размеры нашей страны, её большую протяженность с запада на восток, убеждаются в разнообразии её рельефа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства урока: компьютер, проектор, экран, физическая карта России, изображения, учебник, атлас.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания: вопросы и задания на стр. 58 учебника.
III. Актуализация опорных знаний .
Тема сегодняшнего урока "Рельеф России".
Вспомним основные понятия:
- Что такое рельеф? (Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности)
- Какие формы рельефа различают исходя из их размеров? (Крупнейшие, крупные, средние и мелкие)
- Какие бывает равнины? (Низменности 0 – 100 м, возвышенности 200-500 м, плоскогорья – более 500 м)
- Как классифицируются горы? (Низкие – до 1000 м, средние – от 1000 до 2000 м, высокие – выше 2000 м)
На экран выводится фотографии Среднесибирского плоскогорья и гор Бырра́нга или Урала (без указания названия объектов).
Вопрос. Плоскогорьем называется равнина выше 500 м над уровнем моря, а низкой - гора ниже 1000 м. Чем же тогда низкие гора отличается от плоскогорья? (Горы в отличие от плоскогорий имеют сильную расчлененность).
IV. Изучение новой темы.
Проблема. Почему большинство рек России относится к бассейну Северного Ледовитого океана?
Все дело в рельефе России. Он представляет собой наклоненный к северу амфитеатр.
Определение на экране:
"Амфитеатр - античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенчато возвышаются ряды сидений. Самый знаменитый амфитеатр – древнеримский Колизей (рисунок на экране)".
Учитель называет и показывает на карте крупнейшие формы рельефа России: Русская (Восточно-Европейская) и Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье; горы - Кавказ, Уральские, Алтай, Саяны, Становой хребет, Сихоте-Алинь.
Равнины занимают 70% территории России. Средняя высота территории России чуть более 400 м.
Всю территорию России принято делить на 2 больших района: с запада до Уральских гор – это Европейская Россия, восточнее Уральских гор – Азиатская Россия.
На экран выводится определения следующих понятий с рисунками:
Кряж — вытянутая возвышенность; возвышается над окружающими равнинами в виде гряды холмов и низких гор.
Плато́ — равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, возвышающаяся отчётливыми уступами от соседних равнин.
Хребет – цепь гор, склоны которых пересекаются.
Далее класс делится на 6 групп, которые выбирают себе названия соответственно теме урока и полученных заданий. Задания для групповой работы:
I группа. Используя текст параграфа и атласы, составьте план и опишите географическое положение и особенности Русской равнины, назовите более мелкие формы рельефа в её составе (низменности, возвышенности, кряжи, плато) (Нужно назвать её площадь, минимальную, максимальную и среднюю высоты, назовите крупные реки и озера).
II группа. Используя текст параграфа и атласы, составьте план и опишите географическое положение и особенности Кавказских и Уральских гор.
III группа. Используя текст параграфа и атласы, составьте план и опишите географическое положение и особенности Западно-Сибирской равнины, назовите более мелкие формы рельефа в её составе (низменности, возвышенности, кряжи, плато) (Нужно назвать её площадь, минимальную, максимальную и среднюю высоты, назовите крупные реки и озера).
IV группа. Используя текст параграфа и атласы, составьте план и опишите географическое положение и особенности Среднесибирского плоскогорья, назовите более мелкие формы рельефа в её составе (низменности, возвышенности, кряжи, плато (Нужно назвать её площадь, минимальную, максимальную и среднюю высоты, назовите крупные реки и озера).
V группа. Используя атлас, назовите хребты, нагорья и горы Азиатской России (кроме Уральских гор), найдите 5 самых высоких точек.
VI группа. Используя атлас и текст параграфа, объясните расположение высоких гор России.
Дополнительные задания для групп (на экране):
I, III, IV группы – используя карту атласа, ответьте на вопрос "Где и почему проживает основная часть населения России?";
III, V, VI группы - используя карту атласа "Население", ответьте на вопрос "Какие горы самые обжитые и почему?"
Самооценка представителями групп выполненной работы.
V. Закрепление.
Викторина.
- Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы? (Равнины занимают более половины площади России)
- Где в России расположены равнины? (На западе и на севере)
- А где расположены горы? (На юге и на востоке)
- Какая самая высокая точка России? (г. Эльбрус)
- Самая низкая отметка России? (28 м – уровень Каспийского моря)
- В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны (Общий уклон на север, т.к. реки текут на север).
- Горы на полуострове Таймыр (Бырранга).
- Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны).
- Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом» (Сихоте-Алинь).
- Горы, разделяющие две крупные равнины России, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» (Уральские).
Подведем итог. В 3-4 предложениях охарактеризуйте рельеф России, используя следующие слова: амфитеатр, 70%, запад и север, юг и восток, Русская равнина, Кавказ, Уральские, Становой хребет.
(Рельеф территории России представляет собой наклоненный к северу амфитеатр. Он состоит на 70% из равнин. Равнины расположены на западе и севере, горы - на востоке и юге. Крупнейшие формы рельефа: Русская (Восточно-Европейская) и Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье; горы - Кавказ, Уральские, Алтай, Саяны, Становой хребет, Сихоте-Алинь).
VI. Итоги урока (подсчет количества баллов и объявление оценок).
VII. Объявление домашнего задания (на экране и в электронном журнале):
Прочитать параграф 13, ответить на вопросы 1-5 в конце параграфа, на к/к отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины:
а) равнины: Русская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность (-28 м), Северо-Сибирская низменность, Валдайская возвышенность, Окско-Донская равнина, Приволжская возвышенность;
б) горы: Кавказ (г. Эльбрус), Уральские (г. Народная), Алтай (г. Белуха), Саяны (Западный и Восточный), горы Бырранга;
хребты: Верхоянский, Черского, Сихоте-Алинь, Становой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии Тема: Климат России
Проверка знаний по теме Климат в России. Урок с использованием ИКТ...
урок географии "Черная металлургия России"
урок геогрфии с использоанием ИКТ...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Урок географии по теме "Россия на карте часовых поясов". 7-й класс
Формы проведения урока:· повторение терминологии;· практическая работа по определению разницы в поясном ...
Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ
Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....
Урок географии «Численность населения России»
Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем...
Презентация к уроку географии. Визитная карточка России
Презентация к уроку географии. Визитная карточка России...