Урок 2. Понятие о плане местности. Масштаб.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Бутакова Марина Загфаровна

Технологическая карта к уроку география в 6 классе "План местности"  по учебнику Т.П. Герасимовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс. Урок 2.                     Понятие о плане местности. Масштаб.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний. Практикум

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о видах изображения земли на плоскости, плане местности, создать условия для формирования умений читать план местности, распознавать объекты с помощью условных знаков, определять расстояния между географическими объектами с помощью именованного, численного и линейного масштаба

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Понятие о плане местности

План урока

1.Что такое план местности? Условные знаки.

2. Масштаб. Зачем нужен масштаб?

3.Численный и именованный масштабы

4.Линейный масштаб. Выбор масштаба

Методы и формы обучения

Метод: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Топографический план, условные знаки. Масштаб: именованный, численный, линейный

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть существенные признаки плана местности, приводить примеры разных видов масштаба.

Получат возможность научится определять расстояния между объектами с помощью именованного, числительного и линейного масштаба, распознавать и описывать объекты, изображения на плане в масштабе с помощью условных знаков

Познавательные: описывают и сравнивают объекты, самостоятельно дают определение понятиям, делают выводы и умозаключения.

Коммуникативные: участвуют в коллективном поиске, обмениваются мнениями, объясняют, защищают свои идеи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, предлагают помощь и сотрудничество.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют ее в практической деятельности. Осознают ценность географических знаний для практической деятельности людей.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации взаимодействия на уроке

Форма контроля

Мотивация к учебной деятельности 2мин

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Актуализация знаний

Беседа

1. Организует беседу:

а)расскажите о причинах смены дня и ночи, смены времени года;

б) расскажите о строение Солнечной системы и спутнике Земли.

2.Создает ситуацию для понимания необходимости плана местности (Приложение 1)

Отвечают на вопросы

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

Изучение нового материала

Работа с электронным приложением

Показывает слайды электронного приложения "Виды изображения поверхности Земли", комментирует новую информацию

Знакомятся  с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают  новую информацию

Фронтальная работа

Устные ответы

Выполнение задания в учебнике

Организует работу по выполнению задания в учебнике, с.12 (знакомство с условными знаками на форзаце 1 и в атласе, ответы на вопросы)

Рассматривают условные знаки на форзаце, отвечают на вопросы

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

Работа с планом на форзаце учебника

Организует работу с планом на форзаце учебника:

1)опишите изображенную на плане местн6ость,

2)достаточно ли только условных знаков для составления плана местности?

Описывают местность по ее изображению на плане, отвечают на вопрос

Индивидуальная и фронтальная работа

Устные ответы

Определение понятия масштаба, работа с рисунком 7, с14

Организует работу с рисунком7, с14, в учебнике: чтобы план был точным, необходимо все его детали уменьшить в одинаковое число раз. Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности. Познакомьтесь с видами масштаба на рисунке

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Устные ответы

Работа с планом на форзаце учебника

Организует работу с планом на форзаце:

Вопросы:

*прочитайте масштабы.

* Что они обозначают?

*проведите измерения при помощи:

-численного масштаба - выясните длину реки Нара, линии электропередачи;

-именованного масштаба - длину сада, оврагов;

- линейного масштаба - озера, огорода, лиственного леса

Изучают виды масштаба, проводят измерения

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы

Работа по переводу одного вида масштаба в другой

Организует работу по переводу масштаба из численного в именованный о обратно (приложение 2)

Отрабатывают умения выбирать масштаб, переводить числовой масштаб в именованный

Индивидуальная работа

Устные ответы

Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Организует работу по выполнению практикума "Изображение здания школы в масштабе"

Выполняют задание

Работа в группах

Устные ответы

Итоги урока

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполнение задания

Индивидуальная работа

Устные ответы

Домашнее задание

§ 3,4 проверить свои знания по заданиям электронного приложения

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Создание ситуации для понимания плана местности

        Как вы думаете, почему ученые разных стран мира - физики, химики, математики - легко понимают друг друга, хотя они говорят на разных языках? ответ прост: у этих  наук существует свой язык: химия - обозначает химические элементы, правила написания формул химических реакций; математика - изучает цифры и математические символы.

         У географов тоже свой язык есть - это географические карты и планы местности. Они служат средством выражения представлений людей об окружающем мире.

        Сегодня мы познакомимся с планом местности. Что представляет собой план местности? Для чего он нужен?

Приложение 2

Задание: переведите масштаб из числового в именованный и обратно

Вопрос

Ответ

1: 1 000

1:10 000

1:100 000

1:25 000

1: 50 000 000

1: 30 000

1: 75 000 000

1: 1 000 000

В 1 см - 10 м

В 1 см - 1 км

В 1 см - 200 км

В 1 см - 750 км

В 1 см - 10 м

В 1 см - 100 м

В 1 см 1 км

В 1 см 250 м

В 1 см - 500 км

В 1 см - 300 м

В 1 см - 750 км

В 1 см - 10 км

1: 1 000

1: 100 000

1: 20 000 000

1:75 000 000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме "План и масштаб", 6 класс

По географии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на раздел «План и карта» отводится 9 часов. Тема «План и масштаб»- вторая в данном разделе. Цель. Дать представл...

География, 6 клласс. Понятие о плане местности.

основные понятия и  творческая работа...

План местности. Масштаб.

Разработка урока "План местности. Масштаб."...

Тема: Изображение Земли на глобусе и на картах. План местности, масштаб плана.

Цели:  - дать знания о способах изображения земной поверхности;           - сформировать понятие «план местности»;      ...

Тема «Понятие о плане местности. Масштаб».

Тема «Понятие о плане местности. Масштаб»....

Урок в 6 классе: "Понятие о плане местности. Масштаб".

Урок в 6 классе: "Понятие о плане местности. Масштаб". По учебнику Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П....

Понятие о плане местности.Масштаб

Урок в 6 классе закладаывает основные понятия и представления о плане ммместности, топографической карте и масштабе....