Урок географии по теме "План и масштаб", 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Шмидт Елена Петровна

По географии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на раздел «План и карта» отводится 9 часов. Тема «План и масштаб»- вторая в данном разделе. Цель. Дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о том, как используется план в практической деятельности человека. Задачи. • Образовательная: формировать умение читать различные записи масштаба, применять понятие «масштаб» для определения размера объектов по плану и для составления плана крупных объектов. • Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление на основе перевода размеров объектов в необходимый масштаб; коррегировать пространственную ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов. • Воспитательная: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении измерительных и чертежных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_plan_i_masshtab.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шмидт Е.П., учитель  географии

Государственное образовательное учреждение Омской области

«Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

      В 6 классе по географии на раздел «План и карта» отводится 9 часов. Тема «План и масштаб»- вторая в данном разделе.  

Тема: План и масштаб.

Цель.  Дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие  о

            том,  как  используется план в практической деятельности человека.

Задачи.

Образовательная:  формировать умение читать различные записи масштаба, применять

                                    понятие «масштаб» для определения  размера объектов по плану  и

                                    для составления плана крупных объектов.

                                   

Коррекционно-развивающая:  развивать логическое мышление на основе перевода размеров

                                   объектов  в   необходимый  масштаб; коррегировать пространственную

                                   ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов.

Воспитательная:    воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении

                                   измерительных и чертежных работ.

Тип урока: комбинированный..

Наглядность: Презентация «План и масштаб», 4-5 рисунков различных предметов.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, ластики

                             прямоугольной формы по количеству учеников, индивидуальные комплекты с

                             цветными фигурками для рефлексии.

Ход урока.

I  Оргмомент: 

      Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, карточки для индивидуальной работы; ребята проверяют их наличие). Все на месте, начинаем урок.

II  Повторение:

- Что изучает география? (земную поверхность, природу, население и его хозяйственную деятельность)

- Какой раздел начали изучать? (План и карта)

- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Рисунок и план предмета)

<Слайд 2>

-Что у меня в руках? ( кубик)

- Что изображено на слайде? (рисунок)

- Как изображаются предметы на рисунке? (так, как видим их перед собой или  сбоку)

- Выберите  из трех фигур (квадрат, прямоугольник, круг) ту, которая является планом кубика?

- Что является  планом предмета? (вид предмета сверху)

Задание: учитель демонстрирует рисунки предметов, учащиеся в ответ показывают

                 сигнальную карточку с  планом этого предмета.

Учитель спрашивает у ребят, что он показывал? (рисунки предметов)

Что показывали ученики? (план предметов)

<Слайд 3 >

Вставь в текст пропущенные слова:

На рисунке предметы изображают так, как мы видим их ___________(перед собой или сбоку).

На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них ________  (сверху).

<Слайд 4 >  

Рассмотри рисунок и план.

                                             - Какое изображение является рисунком, а какое планом?

                                             - Сравните рисунок и план. Чем они различаются?  (рисунок от плана  

                                              отличается тем, что на рисунке мы показываем  предметы так,

                                              как мы их видим перед собой или сбоку, а на плане предметы

                                              изображены сверху) 

                                                         

 -Найдите на плане и назовите предметы, которые не видны на рисунке (карандаш, ластик)

 -Почему на рисунке мы видим не все предметы? (на рисунке можно увидеть только те предметы, которые перед нами, а что скрыто за ними нам не видно)   [2]

- Итак, для чего нужен план? (на плане видны все предметы)

<Слайд 5, 6>

 -   Рассмотрите фото, все ли на них можно увидеть?  (  На фотографии школьного двора и поселка мы видим только то, что  находится на первом плане. А то, что расположено сзади, мы не знаем, так как не видим местность позади зданий)

  - Что нужно сделать, чтобы увидеть весь поселок? (Для того чтобы увидеть весь поселок, надо посмотреть на него сверху с самолета или вертолета, а лучше сделать фотографию. Такие фотографии используют при составлении плана местности) 

   

<Слайд 7 >

Задание: подберите надписи к изображению (рисунок местности, аэрофотоснимок, план местности)

Итак, подведем итог:

- Для чего нужен план? (можно увидеть все, что есть в данной местности)

- Что показывают на плане поселка? (дома, дороги, улицы, магазины, а так же скверы или парки)

- Что показывают на плане сельского района? (леса, заросли кустарников, озера, реки, болота, родники, дороги, т.е. все, что есть в данной местности)

III Сообщение теоретических сведений:

     Сегодня на уроке я расскажу об использовании плана в практической деятельности человека. Мы начнем учиться чертить план, а для этого нам пригодятся знания о масштабе, которые вы получили на уроках математики. Познакомимся с различными записями масштаба на плане

 Запись числа и темы в тетрадь: План и масштаб.

Сообщение новых знаний.   <Слайд  8>  

     План нужен людям разных профессий. Пожарные имеют пла ны районов, городов, деревень, посёлков, служба газа — планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала — планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.

       Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, теле фонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить же лезные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС. [1]

      Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.

- Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности?  (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами).  Расстояние на местности можно измерять специальными приборами <Слайд 9 >.  

 Чтобы сделать точный план, надо измерить  длину и ширину предметов, расстояния между ними.

Практическая работа.

       У каждого ученика на парте лежит ластик прямоугольной формы. Ребятам предлагается самостоятельно начертить план ластика в тетради. [2]  

-Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину  ластика, построить прямоугольник с данными размерами)         Учитель оказывает помощь слабым ученикам.

-Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему?  (Прямоугольник такого размера  не уме стится на странице)

<Слайд 10 >  

Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.

Что такое масштаб?  (откройте учебник  с.73, прочитайте)

Словарная работа. 

Масштаб* — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)

<Слайд 11 с гиперссылками >  

Для того чтобы знать, во сколько раз уменьшены предметы и расстояния на чертеже по сравнению с действительными на мест ности, масштаб указывают в нижнем правом углу плана.

Его записывают:

Масштаб

1 : 10

< гиперссылка на 12 слайд>

в 1см 100м

<гиперссылка на 13 слайд>

цифра ми  1 : 10 Говорят что масштаб чертежа  один  к десяти.

 Это значит, что размеры уменьшены в 10 раз.

  1. цифра ми и словами  в 1см  100м 

Читается масштаб: «В 1 сантиметре 100 метров».

Это означает, что   100 метров в действительности

 на плане равны 1 сантиметру

  1. Иногда в углу плана можно увидеть шкалу с делениями и циф рами. Это тоже запись    масштаба,  она показывает,  что в 1 сантиметре 100 метров.

Итак, что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на

местности  уменьшено при изображении его на плане)

- Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в нижнем правом углу плана)

 Гимнастика для глаз.

  1. Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите это 4—6 раз.
  2. Поглаживайте в течение 1 мин веки кончиками (подушечками) пальцев.
  3. Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо - вниз — направо— вверх — налево — вниз. Повторите упражнение 10 раз.
  4. Вытяните вперед руку с карандашом. Следите взглядом за кончиком карандаша, мед ленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторите упражнение 5 раз.

IV Закрепление изученного:

Практическая работа.

     <Слайд  14 >  

Начертите  план  учительского  стола  в  мас штабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.

Для этого:

  1. Измерьте стол линейкой и запишите в тет ради длину и ширину стола

       Один ученик измеряет длину стола (110 см), другой ученик измеряет ширину стола (70 см)

  1.  Самостоятельно разделите полученные числа на 10 (вспомнить правило деления на 10);

      запи шите ответы в тетради:  длина стола на плане ________________(110см : 10 =11 см),

                                                       ширина стола на плане _______________(70 см : 10 = 7 см).

  1. Начертите план в тетради: (сильные учащиеся выполняют задание по плану самостоятельно, слабым оказывается пошаговая помощь)
  1. положите   линейку   горизонтально   на лист тетради;
  2. от 0 вправо отложите отрезок,  равный длине стола на плане;
  3. от начала первого отрезка вниз отложи те второй отрезок, равный ширине сто ла на лане;
  1. достройте по линейке прямоугольник,
  2. запишите масштаб.  [1]

Итак, как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в уменьшенном  виде, для этого надо выбрать масштаб)

- Какой масштаб использовали при построении плана учительского стола? (в 1 сантиметре 10 сантиметров)

- Где на плане записали масштаб? (в нижнем правом углу плана)

V   Подведение итогов урока:

  1. Вопросы по теме урока <Слайд  15>  

  1. Что учились делать на уроке? (чертить план, читать масштаб)
  2. Для чего нужен план? (на плане видны все предметы)
  1. Как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в

                                                          уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб)

  1. Что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на

                                                            местности   уменьшено при изображении его на плане)

  1. Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в углу плана)

  1. Задание на дом: с.72-74, чтение и ответы на вопросы.

  1.     Рефлексия  < Cлайд 16 >  

    Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:

  1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый  цвет.
  2. Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.
  3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет.

  1. Комментирование оценок за урок.

Литература:

1.  Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.  География: 6 кл.: учебник для специальных

     (коррекционных) образовательных      учреждений    VIII вида – 2-е изд., исправ. – М.

     Просвещение, 2008. – 184 с.: ил. + Приложение

  1. Лифанова Т.М., рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии: учебное

      пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных      учреждений

      VIII вида – 2-е изд., – М. Просвещение, 2002 г.

 

  1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1. -232 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

Конспект урока географии "Вода на Земле." 5 класс

Урок географии в 5 классе по ФГОС ООО...

"Лес наш батюшка..." интегрированный урок географии и ОБЖ в 8 классе

План – конспект интегрированного урока  ОБЖ + География в 8 классе «Лес наш батюшка…» учитель ОБЖ: Желтухинская Татьяна Михайловна; учитель географии: Бандина Надежда Леонтьевна. для данно...

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...