Урок географии по теме "План и масштаб", 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
По географии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на раздел «План и карта» отводится 9 часов. Тема «План и масштаб»- вторая в данном разделе. Цель. Дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о том, как используется план в практической деятельности человека. Задачи. • Образовательная: формировать умение читать различные записи масштаба, применять понятие «масштаб» для определения размера объектов по плану и для составления плана крупных объектов. • Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление на основе перевода размеров объектов в необходимый масштаб; коррегировать пространственную ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов. • Воспитательная: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении измерительных и чертежных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_plan_i_masshtab.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шмидт Е.П., учитель географии
Государственное образовательное учреждение Омской области
«Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
В 6 классе по географии на раздел «План и карта» отводится 9 часов. Тема «План и масштаб»- вторая в данном разделе.
Тема: План и масштаб.
Цель. Дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о
том, как используется план в практической деятельности человека.
Задачи.
Образовательная: формировать умение читать различные записи масштаба, применять
понятие «масштаб» для определения размера объектов по плану и
для составления плана крупных объектов.
Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление на основе перевода размеров
объектов в необходимый масштаб; коррегировать пространственную
ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении
измерительных и чертежных работ.
Тип урока: комбинированный..
Наглядность: Презентация «План и масштаб», 4-5 рисунков различных предметов.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, ластики
прямоугольной формы по количеству учеников, индивидуальные комплекты с
цветными фигурками для рефлексии.
Ход урока.
I Оргмомент:
Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, карточки для индивидуальной работы; ребята проверяют их наличие). Все на месте, начинаем урок.
II Повторение:
- Что изучает география? (земную поверхность, природу, население и его хозяйственную деятельность)
- Какой раздел начали изучать? (План и карта)
- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Рисунок и план предмета)
<Слайд 2>
-Что у меня в руках? ( кубик)
- Что изображено на слайде? (рисунок)
- Как изображаются предметы на рисунке? (так, как видим их перед собой или сбоку)
- Выберите из трех фигур (квадрат, прямоугольник, круг) ту, которая является планом кубика?
- Что является планом предмета? (вид предмета сверху)
Задание: учитель демонстрирует рисунки предметов, учащиеся в ответ показывают
сигнальную карточку с планом этого предмета.
Учитель спрашивает у ребят, что он показывал? (рисунки предметов)
Что показывали ученики? (план предметов)
<Слайд 3 >
Вставь в текст пропущенные слова:
На рисунке предметы изображают так, как мы видим их ___________(перед собой или сбоку).
На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них ________ (сверху).
<Слайд 4 >
Рассмотри рисунок и план.
- Какое изображение является рисунком, а какое планом?
- Сравните рисунок и план. Чем они различаются? (рисунок от плана
отличается тем, что на рисунке мы показываем предметы так,
как мы их видим перед собой или сбоку, а на плане предметы
изображены сверху)
-Найдите на плане и назовите предметы, которые не видны на рисунке (карандаш, ластик)
-Почему на рисунке мы видим не все предметы? (на рисунке можно увидеть только те предметы, которые перед нами, а что скрыто за ними нам не видно) [2]
- Итак, для чего нужен план? (на плане видны все предметы)
<Слайд 5, 6>
- Рассмотрите фото, все ли на них можно увидеть? ( На фотографии школьного двора и поселка мы видим только то, что находится на первом плане. А то, что расположено сзади, мы не знаем, так как не видим местность позади зданий)
- Что нужно сделать, чтобы увидеть весь поселок? (Для того чтобы увидеть весь поселок, надо посмотреть на него сверху с самолета или вертолета, а лучше сделать фотографию. Такие фотографии используют при составлении плана местности)
<Слайд 7 >
Задание: подберите надписи к изображению (рисунок местности, аэрофотоснимок, план местности)
Итак, подведем итог:
- Для чего нужен план? (можно увидеть все, что есть в данной местности)
- Что показывают на плане поселка? (дома, дороги, улицы, магазины, а так же скверы или парки)
- Что показывают на плане сельского района? (леса, заросли кустарников, озера, реки, болота, родники, дороги, т.е. все, что есть в данной местности)
III Сообщение теоретических сведений:
Сегодня на уроке я расскажу об использовании плана в практической деятельности человека. Мы начнем учиться чертить план, а для этого нам пригодятся знания о масштабе, которые вы получили на уроках математики. Познакомимся с различными записями масштаба на плане
Запись числа и темы в тетрадь: План и масштаб.
Сообщение новых знаний. <Слайд 8>
План нужен людям разных профессий. Пожарные имеют пла ны районов, городов, деревень, посёлков, служба газа — планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала — планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.
Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, теле фонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить же лезные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС. [1]
Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.
- Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности? (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами). Расстояние на местности можно измерять специальными приборами <Слайд 9 >.
Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину предметов, расстояния между ними.
Практическая работа.
У каждого ученика на парте лежит ластик прямоугольной формы. Ребятам предлагается самостоятельно начертить план ластика в тетради. [2]
-Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину ластика, построить прямоугольник с данными размерами) Учитель оказывает помощь слабым ученикам.
-Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему? (Прямоугольник такого размера не уме стится на странице)
<Слайд 10 >
Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.
Что такое масштаб? (откройте учебник с.73, прочитайте)
Словарная работа.
Масштаб* — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в тетрадь)
<Слайд 11 с гиперссылками >
Для того чтобы знать, во сколько раз уменьшены предметы и расстояния на чертеже по сравнению с действительными на мест ности, масштаб указывают в нижнем правом углу плана.
Его записывают:
Масштаб
1 : 10
< гиперссылка на 12 слайд>
в 1см 100м
<гиперссылка на 13 слайд>
цифра ми 1 : 10 Говорят что масштаб чертежа один к десяти.
Это значит, что размеры уменьшены в 10 раз.
- цифра ми и словами в 1см 100м
Читается масштаб: «В 1 сантиметре 100 метров».
Это означает, что 100 метров в действительности
на плане равны 1 сантиметру
- Иногда в углу плана можно увидеть шкалу с делениями и циф рами. Это тоже запись масштаба, она показывает, что в 1 сантиметре 100 метров.
Итак, что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на
местности уменьшено при изображении его на плане)
- Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в нижнем правом углу плана)
Гимнастика для глаз.
- Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите это 4—6 раз.
- Поглаживайте в течение 1 мин веки кончиками (подушечками) пальцев.
- Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо - вниз — направо— вверх — налево — вниз. Повторите упражнение 10 раз.
- Вытяните вперед руку с карандашом. Следите взглядом за кончиком карандаша, мед ленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторите упражнение 5 раз.
IV Закрепление изученного:
Практическая работа.
<Слайд 14 >
Начертите план учительского стола в мас штабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.
Для этого:
- Измерьте стол линейкой и запишите в тет ради длину и ширину стола
Один ученик измеряет длину стола (110 см), другой ученик измеряет ширину стола (70 см)
- Самостоятельно разделите полученные числа на 10 (вспомнить правило деления на 10);
запи шите ответы в тетради: длина стола на плане ________________(110см : 10 =11 см),
ширина стола на плане _______________(70 см : 10 = 7 см).
- Начертите план в тетради: (сильные учащиеся выполняют задание по плану самостоятельно, слабым оказывается пошаговая помощь)
- положите линейку горизонтально на лист тетради;
- от 0 вправо отложите отрезок, равный длине стола на плане;
- от начала первого отрезка вниз отложи те второй отрезок, равный ширине сто ла на лане;
- достройте по линейке прямоугольник,
- запишите масштаб. [1]
Итак, как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб)
- Какой масштаб использовали при построении плана учительского стола? (в 1 сантиметре 10 сантиметров)
- Где на плане записали масштаб? (в нижнем правом углу плана)
V Подведение итогов урока:
- Вопросы по теме урока <Слайд 15>
- Что учились делать на уроке? (чертить план, читать масштаб)
- Для чего нужен план? (на плане видны все предметы)
- Как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в
уменьшенном виде, для этого надо выбрать масштаб)
- Что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на
местности уменьшено при изображении его на плане)
- Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в углу плана)
- Задание на дом: с.72-74, чтение и ответы на вопросы.
- Рефлексия < Cлайд 16 >
Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.
- Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет.
- Комментирование оценок за урок.
Литература:
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 6 кл.: учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – 2-е изд., исправ. – М.
Просвещение, 2008. – 184 с.: ил. + Приложение
- Лифанова Т.М., рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии: учебное
пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида – 2-е изд., – М. Просвещение, 2002 г.
- Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1. -232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.
Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...
Конспект урока географии "Вода на Земле." 5 класс
Урок географии в 5 классе по ФГОС ООО...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
"Лес наш батюшка..." интегрированный урок географии и ОБЖ в 8 классе
План – конспект интегрированного урока ОБЖ + География в 8 классе «Лес наш батюшка…» учитель ОБЖ: Желтухинская Татьяна Михайловна; учитель географии: Бандина Надежда Леонтьевна. для данно...
Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...