План местности. Масштаб.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Разработка урока "План местности. Масштаб."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_mestnosti._masshtab.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

                                            Тема: План местности. Масштаб.

Цели:

1) Познакомиться с планом местности, с условными знаками, используемыми на плане, с понятием «масштаб».

2) Развивать умение определять расстояние между объектами по плану местности.

3) Воспитывать интерес к географии.

Оборудование: таблицы, циркуль-измеритель.

                                                             Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

         1)Фронтальный опрос.

  • Какие космические тела образуют солнечную систему?  (солнце, планеты, спутники, астероиды, кометы)
  • Сколько всего планет?  ( 9 )
  • Каков диаметр Земли? (13 тысяч км)
  •  Сколько оборотов вокруг солнца Земля совершает за один год?  (один)
  • В каких двух точках ось пересекает поверхность Земли?  (Северный и Южный полюс)
  • Как называется линия, которая делит Землю на 2 равных полушария. (экватор)
  • Какие это полушария? ( Северное и Южное )
  • Как называется естественный спутник Земли? (Луна)

            2) У доски 1 ученик рисует схему Солнечной системы.

            3) Индивидуальный опрос.

  • Как меняются времена года?
  • Приливы и отливы.

   

3. Новая тема.

1. Что такое план местности.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы нарисовали свой путь из дома в школу. Иными словами вы попытались изобразить план местности. Посмотрите на них. Все ли они одинаковы? Нет! Почему? Потому что для составления плана необходимо знать и пользоваться общепринятыми условными обозначениями. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планом местности, условными обозначениями и с таким понятием, как масштаб. Запишите, пожалуйста, в свои тетради определение:

 План местности – это чертеж небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде.

- Как вы думаете, чем отличается план от обычного рисунка? (на доске вывешен план и рисунок)

- Тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане – вид местности сверху.

- Существует еще один способ изображения земной поверхности, по которому можно хорошо рассмотреть различные объекты. Это аэрофотоснимки, которые получают фотографированием поверхности Земли с самолетов. Но между ними и планами есть различия.

Задание на стр 14.  (сравнивание рисунка, аэрофотоснимка, плана)

- Предметы местности на плане изображают условными знаками. Чтобы они были понятны всем, их рисуют похожими на сами предметы. Давайте рассмотрим условные знаки, которые изображены в ваших атласах. (обсуждение)

- Как вы думаете, для чего нужен план местности?

4. Физкультминутка.

5. Масштаб плана.

- Предположим, вам надо на бумаге изобразить свою школу и магазин, расстояние и направление определено. Предположим, что от школы до магазина 450 метров. Возможно показать это расстояние на бумаге в натуральную величину? Конечно, нет.  Каким образом можно изобразить школу и магазин? Правильно, уменьшить. Другими словами, нужно вычертить все это в масштабе. Давайте запишем  определение в тетрадь:

Масштаб – это отношение величины расстояния на плане, к величине расстояния на местности.

- Условимся, что на бумаге мы будим изображать все расстояния в 10000 раз меньшими, чем в действительности. Значит, один сантиметр на бумаге у нас будет соответствовать 10 тыс. см на местности. Давайте переведем это число в метры. ( ответ учащихся – 100 м)

- Правильно. А теперь подумайте: чему будет равно расстояние от школы до магазина в этом масштабе?  (ответ учащихся – 4 см 5мм)

- Молодцы! Но масштабы бывают разными. Давайте рассмотрим каждый вид.

Очень удобно пользоваться масштабом, изображенным в виде прямой линии, разделенной на равные части.  (рисунок на доске) Такой масштаб называется линейным. При его вычерчивании ноль ставят, отступив на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более меткие части. При использовании линейного масштаба измерения производят циркулем-измерителем. (показываю на доске)

Этот же масштаб можно выразить словами – в 1 см – 100мм. Такой масштаб называется именованным; или числом – 1:10000. Это численный масштаб.

6. Закрепление.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить такое задание.

Санкт-Петербург находится к северо-западу от Москвы на расстоянии 620 км, Харьков – к югу от Москвы на расстоянии 670 км, Казань к востоку от столицы на расстоянии750 км. Изобразите эти города в тетради кружочками

в нужном направлении и на указанном расстоянии от Москвы. Масштаб в 1см – 100 км.

                                                                                                          С                              

                                                                                        СЗ                             СВ                    

                                                                           З                                        В                                

           С-П                                                                                              

                                                                                ЮЗ         Ю        ЮВ                    

                                                                                             

                                                        М        К

                                                                       

        Х

7. Итог урока.

- С какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?

- Для чего нам нужен план местности?

- Что позволяет правильно начертить и прочитать план местности?

- Что такое масштаб и для чего он нужен?

8. Д/З  вопрос №6 на стр. 14 – в тетради, параграф №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Изображение Земли на глобусе и на картах. План местности, масштаб плана.

Цели:  - дать знания о способах изображения земной поверхности;           - сформировать понятие «план местности»;      ...

Урок 2. Понятие о плане местности. Масштаб.

Технологическая карта к уроку география в 6 классе "План местности"  по учебнику Т.П. Герасимовой...

Тема «Понятие о плане местности. Масштаб».

Тема «Понятие о плане местности. Масштаб»....

Урок в 6 классе: "Понятие о плане местности. Масштаб".

Урок в 6 классе: "Понятие о плане местности. Масштаб". По учебнику Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П....

Понятие о плане местности.Масштаб

Урок в 6 классе закладаывает основные понятия и представления о плане ммместности, топографической карте и масштабе....

Практическая работа: «План местности. Азимут. Масштаб» 5 класс

Практическая работа: «План местности. Азимут. Масштаб» необходимо использовать для закрепления навыков работы с картографическим материалом в 5 классе...

задания по ориентированию и стихийным явлениям задачи по масштабу изображение неровностей карточки по плану местности Эпоха Великих географических открытий

Использование заданий по ориентированию и стихийным явлениям задачи по масштабу изображение неровностей карточки по плану местности Эпоха Великих географических открытий...