Проект "7 чудес Мордовии"
проект по географии на тему

Шинелёва Валентина Ивановна

Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Мы снова будем говорить о чудесах нашей Родины, но сегодня мы поговорим о чудесах Мордовии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение "Редкодубская средняя общеобразовательная  школа"

ПРОЕКТ

                                             

 «Семь чудес Мордовии»

                                           

                                                                             Подготовила: учитель географии

                                                                             Шинелёва В.И.

                                                   

2014 г.

Содержание

Введение                                                                                                                       3

Цели проекта                                                                                                                4

Задачи проекта                                                                                                             4

План реализации проекта                                                                                            5

Ход мероприятия по защите проекта                                                                        6

Ожидаемые результаты и жизнеспособность проекта                                           11

Используемая литература и интернет источники                                                  12

Введение

Чудес природы очень много. Это и удивительное по красоте северное сияние, и необычайно красочное шоу падающих звезд, и, даже, самая простая, знакомая с детства нам радуга тоже является чудом природы.

Чудо природы - это уникальный край, заповедная территория или явление природы. Оно - духовный оплот, жемчужина вдохновения. Не исключено, что жемчужина забытая и ей грозит исчезновение. Как  богата наша земля уникальными местами! И как не безразличны мы к этой красоте! В 20 веке в нашей стране относились ко многим памятникам по - варварски  и многие из них разрушили. Некоторые памятники были сознательно уничтожены. В последние годы мы видим, что строятся новые храмы, восстанавливаются и реставрируются старые. Это говорит о том, что Россия возрождается, поднимается с колен, обретает утраченную историю, возвращает отвергнутые святыни. Вместе со святынями возвращается и утраченное достоинство народа, его национальная гордость. Именно   поэтому с 1 октября 2007 года по 10 июня 2008 года решили  провести конкурс «Семь чудес России», который прошел в три этапа. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса. Ими стали…

А впрочем, я предлагаю совершить вам заочное путешествие по нашей стране и хотя бы одним глазком посмотреть на эти чудеса.

Это стремление показать самим себе, что в России есть, чем гордиться. Поэтому я подготовила и провела для учащихся 5-10 класса на недели географии беседу по данной теме, где поверхностно познакомила ребят с чудесами нашей Родины, победителями конкурса «Семь чудес России». Этот материал заинтересовал учащихся, и я предложила сделать свой проект на тему «7 чудес Мордовии».  Это предложение учащиеся  поддержали и решили провести исследовательскую работу. На одном из собрании учащиеся предложили множество достопримечательностей и красивых мест Мордовии. Выбрать наилучшие семь было очень трудно. Всё же победители были определены! Старосты классов провели жеребьевку.  Таким образом,  распределили,  кто и о каком чуде Мордовии будет  собирать материал, 10 класс решил сделать сообщение о двух чудесах:

5 класс – Собор Святого Феодора Ушакова;

6 класс – Музей мордовской народной культуры;

7 класс -  Озеро Инерка;

8 класс – Музей "Русские валенки";

9 класс – Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь;

10 класс – Мордовский государственный природный заповедник им.П.Г.Смирдовича;  Музей им. С.Д.эрьзи.

Цель проекта:

* возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания  учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины.

Задачи проекта:

* собрать и систематизировать материал о семи чудесах Мордовии силами учителя и учащихся  5 - 10 классов);

* включение  в совместную  поисково- исследовательскую деятельность  детей  и  взрослых;

* содействовать формированию у  подрастающего  поколения  активной жизненной  позиции, готовности  к участию в социально – значимой деятельности

         

Предмет исследования:  семь чудес Мордовии.

Время выполнения:  февраль - апрель 2014 г.

Участники проекта:  учащиеся 5-10 классов.

Методы  исследования:

1. «Понаблюдать», «Найти» (фото, картинки);

2. «Получить информацию из книг, газет, журналов, интернет»  и т.д.

Примечание.  Вся собранная информация оформляется и собирается по каждому чуду в папку и на диск.

Содержание проектной деятельности.

* Подумать самостоятельно.

- Что я знаю об этом?

* Посмотреть книги по данной теме.

- Записать важную информацию, которую узнал из книг.

* Спросить у других людей.

- Записать интересную информацию, полученную от других людей.

* Использование  Интернета.

- Записать то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

* Наблюдение.

- Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений.

* Просмотр  телематериалов.

- Записать то необычное, что узнал из телевизионных фильмов.

* Провести эксперимент.

- Записать план и результаты исследования.

План  реализации проекта

п/п

           Мероприятия

Ответственный

Сроки исполнения

1.

Сбор материала о чудесах Мордовии.

Учитель географии ,

учащиеся

5-10 кл.

февраль-

март

2.

Сбор фотографий для презентации.

Учащиеся,

классные руководители

март

3.

Систематизация собранного материала.

Учитель географии,

учащиеся.

конец

марта

4.

Оформление проекта.

Учитель географии

начало апреля

5.

Презентация  проекта «Семь чудес Мордовии».

Учитель географии, учащиеся

апрель

   

     В результате исследовательской работы учащиеся 5 -10 классов совместно с классными руководителями собирают интересный и познавательный материал в виде сообщений и фотографий, а также видеофильмов и видеоклипов с музыкальным сопровождением. И в назначенный день выступают перед учащимися ГПД с презентацией по  собранному материалу.

Ход мероприятия по защите проекта

                         

1. Организационный  момент.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть ещё весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь мы все

Друг друга любим, чувствуем и слышим.

2. Вступительное слово учителя.

В нашей стране немало мест, которые можно было бы с гордостью показать всему миру.  Именно поэтому, с 1 октября 2007 года по 10 июня 2008 года в России решили провести конкурс «Семь чудес России». Из-за большого количества достопримечательностей конкурс проходил в три тура. Выборы семи чудес России проходили через  СМС и интернет - голосование. Участие в голосовании приняло около 26 миллионов человек. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса. А мы с вами познакомились с ними уже на прошлой нашей встречи.

Возможно, кто-то был на экскурсиях в этих местах, кто-то читал о них или смотрел фильмы. Но думаю, что каждый из вас узнал о них что-то новое и интересное.

Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Мы снова будем говорить о чудесах нашей Родины, но сегодня мы поговорим о чудесах Мордовии.

Мордовский край! Родимая Отчизна!
Мне близок сердцу каждый уголок,
И пенье птиц, и щебет соловьиный,
Краса полей и широта лесов.

Ах, как прекрасна же всегда
Мордовия! Земля моя!
И нет предела восхищенью
Родным просторам, вечному цветенью. 

Я предлагаю совершить вам заочное путешествие по нашей Родине и хотя бы одним глазком посмотреть на эти чудеса. Многие из вас приготовили небольшие рассказы об этих достопримечательностях. Эти ребята будут гидами в нашем путешествии.

Тогда начнём наше путешествие!

Послушай, друг, его колокола.

На землю проливая свет,

Сияют купола при ярком свете дня.

А ночью он стоит с подсветкой и проливает радость.

Люди проезжают мимо и думают: «Красавец!»

Он так хорош, что даже слов не подберёшь!..

Он радует глаза людей, любуйся им, хоть целый день!

Эти слова люди произносят при виде кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова. (Обращение к слайду).

Кафедральный собор г. Саранска стал одним из самых больших храмов России и самым высоким в Поволжье (высота - 63 метра). Он может вместить 3 тысячи молящихся (общая площадь - 900 кв.м.). На четырех звонницах размещены 12 колоколов, самый большой из которых весит 6 тонн.

 В соборе хранятся частицы мощей многих иных святых.

Выступление  учеников 5 класса.

Мы продолжаем наше путешествие. А отправляемся мы дальше...

...Под синим небом страстной Аргентины

Был создан им библейский Моисей,

С Буонарроти лишь сравнить отныне

Его возможно. Скульптор-чародей!...

...Я к Вам взываю, от искусства мэтры:

Скульптурам этим место - во дворцах!

И пусть музейные украсят метры

Шедевры Эрьзи - Гения Резца!

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи (Обращение к слайду) - один из крупных культурных центров республики. Он возник как Мордовская республиканская картинная галерея имени Ф.В. Сычкова, открывшаяся 10 января 1960 года. Галерея в 1978 году реорганизована в музей изобразительных искусств, которому в 1995 году присвоено имя скульптора С.Д. Эрьзи.  Коллекция музея насчитывает почти 15 тысяч единиц хранения. Проводится большая работа по ее систематизации и описанию, издан первый том полного научного каталога собрания, сформирован электронный каталог.

Выступление учеников 10 класса.

А теперь давайте с вами познакомимся с народным творчеством мордовского народа, ведь оно так многообразно. Это ювелирное искусство, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, художественная обработка дерева, а также устное поэтическое, музыкальное, танцевальное искусство.

С ювелирным искусством мордвы нам помогают познакомиться археологи, все находки которых собраны в музее мордовской народной культуры. (Обращение к слайду).

 При раскопках они находят всевозможные украшения, выполненные из меди, серебра, золота и их сплавов. Мастера в совершенстве владели приемами обработки металлов. В мордовском костюме много красного цвета. Это цвет радости и жизнелюбия. Старинная мордовская вышивка украшала в основном праздничную женскую одежду, придавая ей неповторимый колорит. Особенно красиво вышивалась женская одежда, состоявшая из набора рубах.

В фондах музея более 3000 экспонатов. Посетители могут ознакомиться с мордовской народной одеждой, керамикой, иконами, бытовой утварью. Особенность и своеобразная изюминка Мордовского музея национальной культуры в том, что в нем периодически сменяются экспозиции предметов декоративно-прикладного искусства современных мастеров народного творчества. Кропотливый труд вышивальщиц и мастериц бисероплетения вдохновляет и завораживает. 

Выступление учеников 6 класса.

Много ценностей в нашем крае, но есть ценность более важная - духовная.

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина - православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. (Обращение к слайду).

Есть в нашем крае монастырь,
что куполами небо задевает.
Он как великий богатырь,
от зла, добром нас защищает.

И глядя в отраженье Мокши,
на берегу реки, которой он стоит.
Оберегая рай земной,
в сердца к нам с верою ворвётся.

Он незаметен средь дубрав лесных, 
Где пенье звонких птиц согреет душу.
Санаксарский монастырь,
Он посещаем в зной и даже в стужу.

Выступление учеников 9 класса.

Множество легенд и песен народ сложил о голубой жемчужине Сибири - озере Байкале. На территории нашей республики находится своя жемчужина - это озеро Инерка! (Обращение к слайду).

Озеро светлое, озеро чистое,

Гладь, тишина и покой!

Солнце горячее, солнце лучистое

Над голубою волной!

О, если б сердце тревожное, бурное

Так же могло быть светло,

Как это озеро в утро лазурное,

Только что солнце взошло!

"Инерка" в переводе с мордовского языка – "Великое озеро" Оно бережно охраняемо и любимо местными жителями. 

Выступление учеников 7 класса.

Ах, валенки-валенки…  Само название настраивает на ностальгическую волну. Было когда-то, хотя о чем я? Какие могут быть воспоминания о валенках у человека, выросшего в мире сапожок и кроссовок?

Но они все же есть! Бабушка, деревня, валеночки… такие маленькие в галошах. Было удобно и тепло. (Обращение к слайду).

Снег на крышах, на дороге:
День деньской валит, кружит!
Ой, и зябнут мои ноги,
Где же валенки, скажи?!

Хоть в сугробах кувыркайтесь
И большой и маленький,
Лишь - сильнее утепляйтесь,
Надевайте валенки!

Сейчас современные валенки стали более красивыми и разукрашенными, по сравнению с валенками  прошлых веков.

Ребята, а вы знаете что на территории нашего района существует даже музей "Русские валенки"?

Выступление учеников 8 класса.

Мордовия - красивая земля. Много здесь и лесов с их разнообразными обитателями. Для сохранения и восстановления лесного массива в 1935 году в южной части таежной зоны с еловыми насаждениями был создан заповедник, сохранения и обогащения животного мира путем акклиматизации наиболее ценных видов. Заповеднику было дано имя известного политического деятеля Петра Смидовича, который много сделал для охраны природы Мордовии. (Обращение к слайду).

"Охранять природу - значит охранять Родину ": - говорил Пришвин М.М

Выступление учеников 10 класса.

Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие.

Конечно, чудес на самом деле в нашем крае много и мы должны гордиться своей Родиной с таким богатым наследием! Сегодня мы узнали только о немногих из них. Но у вас впереди целая жизнь и вы не только узнаете,  но и  сможете посетить эти места.

3. Подведение итогов.

- О каких чудесах Мордовии мы вам сегодня рассказали?

- Назовите их.

4. Рефлексия.

- Понравилось ли вам мероприятие?

- Кому из вас здесь сегодня было интересно и почему?

- А где бы вы хотели побывать?

Ожидаемые  результаты

Реализация проекта будет способствовать:

* Повышению уровня нравственной культуры учащихся;

* Приобретению подростками опыта социально-значимой, одобряемой  деятельности.

Жизнеспособность  проекта

Проект в дальнейшем может быть реализован в двух направлениях.  

* Во-первых, данный материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях для воспитания патриотических чувств к  памятникам  нашей  Родины.

* Во-вторых, проект будет востребован теми, кто работает с  подростками по краеведению.

Используемая литература

1. Газеты "Известия Мордовии" за 2008-2014 гг.

2. Газеты "Маяк" за 2010-2014 гг.

Интернет ресурсы

1. http://www.stfond.ru/articles.htm?id=11031 -  Статья: Пимы беленькие, неголовастые, подобные котам, 2013 г.

2. http://www.sobor-ushakova.ru/ - Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.

3. http://www.sanaxar.com/ - Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.

4. http://www.erzia-museum.ru/ - Мордовский Республиканский музей изобразительнвых искусств им. С.Д.Эрьзи.

5. http://www.gidrm.ru/doc_3251.html - Мордовский музей национальной культуры.

6. http://ozera.info/russia/mordovia/inerka - Озеро Инерка.

7. http://www.zapoved.net/ - Мордовский заповедник Смидовича.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель проекта: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины. Задачи проекта: * собрать и систематизировать материал о семи чудесах Мордовии силами учителя и учащихся 5 – 10 классов); * включение в совместную поисково - исследовательскую деятельность детей и взрослых; * содействовать формированию у подрастающего поколения активной жизненной позиции, готовности к участию в социально – значимой деятельности.

Слайд 3

Содержание проектной деятельности Подумать самостоятельно. - Что я знаю об этом? Посмотреть книги по данной теме. - Записать важную информацию, которую узнал из книг. Спросить у других людей. - Записать интересную информацию, полученную от других людей. Использование Интернета. - Записать то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Наблюдение. - Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. Просмотр телематериалов . - Записать то необычное, что узнал из телевизионных фильмов. Провести эксперимент. - Записать план и результаты исследования.

Слайд 5

Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова

Слайд 6

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи

Слайд 7

Музей мордовской народной культуры

Слайд 8

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

Слайд 9

Озеро Инерка в долине реки Сура

Слайд 10

Музей «Русские валенки» село Урусово Ардатский район

Слайд 11

Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича

Слайд 12

Дорогие ребята! Благодарю вас за участие в проекте « Семь чудес Мордовии». В процессе выполнения проекта вы узна ли много интересного о своём родном крае . Проект да ет возможность раскрыть уникальность Мордовии . Он помогает возрождению чувства патриотизма и любви к своей Родине, привлекает внимание учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины.



Предварительный просмотр:

Тезисы

к исследовательской работе «Семь чудес Мордовии».

Выполнили учащиеся 5-10 классов МБОУ "Ресдкодубская СОШ". Руководитель: учитель географии МБОУ "Ресдкодубская СОШ" Шинелёва Валентина Ивановна.

Чудес природы очень много. Это и удивительное по красоте северное сияние, и необычайно красочное шоу падающих звезд, и, даже, самая простая, знакомая с детства нам радуга тоже является чудом природы.

Чудо природы - это уникальный край, заповедная территория или явление природы. Оно - духовный оплот, жемчужина вдохновения. Не исключено, что жемчужина забытая и ей грозит исчезновение. Как  богата наша земля уникальными местами! И как не безразличны мы к этой красоте!

Целью  работы является возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания  учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины. Сбор и систематизация материала о семи чудесах Мордовии.

Методы проведения исследования: поисково- исследовательская деятельность  детей  и  взрослых.

Результаты работы:

1. В результате исследовательской работы учащиеся 5 -10 классов совместно с классными руководителями собирают интересный и познавательный материал в виде сообщений и фотографий, а также видеофильмов и видеоклипов с музыкальным сопровождением. И в назначенный день выступают перед учащимися ГПД с презентацией по  собранному материалу.

2. Текст отчета данной работы содержит выдержки из стихов , структурнаую схемуа работы, для  создания проекта были использованы  фотографии, видеоматериалы, сделанные нами и взятые из сети Интернет.

Ожидаемые  результаты:

Реализация проекта будет способствовать:

Повышению уровня нравственной культуры учащихся;

Приобретению подростками опыта социально-значимой, одобряемой  деятельности.

Жизнеспособность  проекта:

Проект в дальнейшем может быть реализован в двух направлениях.  

Во-первых, данный материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях для воспитания патриотических чувств к  памятникам  нашей  Родины.

Во-вторых, проект будет востребован теми, кто работает с  подростками по краеведению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: ученики 8 класса МБОУ « Редкодубская СОШ» Ардатовский район РМ

Слайд 2

Музей «Русские валенки» находится в селе Урусово Мордовской Республики, является единственным музеем валенок в Поволжье. Музей открылся в ноябре 2006 года в помещении школы села Урусово . Отхожий промысел существовал здесь и в 19 веке.

Слайд 3

Инициаторами создания музея были руководители администрации Ардатовского района. Идею поддержали и краеведы, и сельчане.

Слайд 4

Все экспонаты музея – это дар жителей села. Они активно участвуют в жизни музея. Для гостей местные валяльщики (что на мордовском языке эрзя звучит « кемень кевердиця ») прямо в музее показывают как делаются валенки. Иностранные гости, особенно финны, проявляют к этому живой интерес.

Слайд 5

Помимо валенок в музей выставлены и разные приспособления для их изготовления

Слайд 6

Все стадии производственного процесса, которые проходит шерсть, чтобы превратиться в валенок, остаются неизменными в Урусово с XVIII века

Слайд 7

На каждый валенок требуется четыре колодки – одна на стопу и три на голенище.

Слайд 8

Урусовские мастера уверяют, что хорошим валенкам сносу не будет до пяти лет! А самая теплая обувь получается из овечьей шерсти серого цвета. Следующие по этому показателю бывают белые валенки, а уж потом — черные.

Слайд 9

Все делается быстро. Шерсть постоянно поливается горячей водой из кипящего котла. Раньше урусовские валяльщики, жертвуя своими легкими, добавляли в кипяток серную кислоту. Так шерсть лучше очищалась, процесс валки ускорялся, а прочность валенка возрастала. Но потом от этого отказались.

Слайд 10

Валенок готов! За хорошими, еще отцовскими и дедовскими, колодками Юрия Аксенова, которые окончательно формируют валенок, в Урусово идет охота.

Слайд 11

Музей входит в туристический маршрут района. Однако, задачи ставятся шире – сохранять традиции, исконные промыслы. И власти, действительно, этим озабочены. Как говорит директор Мордовского краеведческого музея П.Н.Калигин : «Прошлое не должно кануть в лету, оно должно оставаться с нами. Иначе – мы потеряем ориентиры в этом бушующем, быстроменяющемся мире ». Музей всегда открыт для Вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)

Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель  программы  - социал...

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...

Мордовия, Мордовия, Мордовия моя!

Литературно - музыкальная композиция о Мордовии...

Презентация по географии Мордовии "Агропромышленный комплекс Мордовии"

В презентации дана характеристика агропромышленного комплекса Республики Мордовия: особенности развития и размещения,  производимая продукция, проблемы и перспективы развития...