Проект "7 чудес Мордовии"
проект по географии на тему
Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Мы снова будем говорить о чудесах нашей Родины, но сегодня мы поговорим о чудесах Мордовии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект 7 чудес Мордовии. | 43.06 КБ |
7 чудес Мордовии. | 1.39 МБ |
Тезисы к проекту. | 13.04 КБ |
Музей "Русские валенки" | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Редкодубская средняя общеобразовательная школа"
ПРОЕКТ
«Семь чудес Мордовии»
Подготовила: учитель географии
Шинелёва В.И.
2014 г.
Содержание
Введение 3
Цели проекта 4
Задачи проекта 4
План реализации проекта 5
Ход мероприятия по защите проекта 6
Ожидаемые результаты и жизнеспособность проекта 11
Используемая литература и интернет источники 12
Введение
Чудес природы очень много. Это и удивительное по красоте северное сияние, и необычайно красочное шоу падающих звезд, и, даже, самая простая, знакомая с детства нам радуга тоже является чудом природы.
Чудо природы - это уникальный край, заповедная территория или явление природы. Оно - духовный оплот, жемчужина вдохновения. Не исключено, что жемчужина забытая и ей грозит исчезновение. Как богата наша земля уникальными местами! И как не безразличны мы к этой красоте! В 20 веке в нашей стране относились ко многим памятникам по - варварски и многие из них разрушили. Некоторые памятники были сознательно уничтожены. В последние годы мы видим, что строятся новые храмы, восстанавливаются и реставрируются старые. Это говорит о том, что Россия возрождается, поднимается с колен, обретает утраченную историю, возвращает отвергнутые святыни. Вместе со святынями возвращается и утраченное достоинство народа, его национальная гордость. Именно поэтому с 1 октября 2007 года по 10 июня 2008 года решили провести конкурс «Семь чудес России», который прошел в три этапа. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса. Ими стали…
А впрочем, я предлагаю совершить вам заочное путешествие по нашей стране и хотя бы одним глазком посмотреть на эти чудеса.
Это стремление показать самим себе, что в России есть, чем гордиться. Поэтому я подготовила и провела для учащихся 5-10 класса на недели географии беседу по данной теме, где поверхностно познакомила ребят с чудесами нашей Родины, победителями конкурса «Семь чудес России». Этот материал заинтересовал учащихся, и я предложила сделать свой проект на тему «7 чудес Мордовии». Это предложение учащиеся поддержали и решили провести исследовательскую работу. На одном из собрании учащиеся предложили множество достопримечательностей и красивых мест Мордовии. Выбрать наилучшие семь было очень трудно. Всё же победители были определены! Старосты классов провели жеребьевку. Таким образом, распределили, кто и о каком чуде Мордовии будет собирать материал, 10 класс решил сделать сообщение о двух чудесах:
5 класс – Собор Святого Феодора Ушакова;
6 класс – Музей мордовской народной культуры;
7 класс - Озеро Инерка;
8 класс – Музей "Русские валенки";
9 класс – Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь;
10 класс – Мордовский государственный природный заповедник им.П.Г.Смирдовича; Музей им. С.Д.эрьзи.
Цель проекта:
* возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины.
Задачи проекта:
* собрать и систематизировать материал о семи чудесах Мордовии силами учителя и учащихся 5 - 10 классов);
* включение в совместную поисково- исследовательскую деятельность детей и взрослых;
* содействовать формированию у подрастающего поколения активной жизненной позиции, готовности к участию в социально – значимой деятельности
Предмет исследования: семь чудес Мордовии.
Время выполнения: февраль - апрель 2014 г.
Участники проекта: учащиеся 5-10 классов.
Методы исследования:
1. «Понаблюдать», «Найти» (фото, картинки);
2. «Получить информацию из книг, газет, журналов, интернет» и т.д.
Примечание. Вся собранная информация оформляется и собирается по каждому чуду в папку и на диск.
Содержание проектной деятельности.
* Подумать самостоятельно.
- Что я знаю об этом?
* Посмотреть книги по данной теме.
- Записать важную информацию, которую узнал из книг.
* Спросить у других людей.
- Записать интересную информацию, полученную от других людей.
* Использование Интернета.
- Записать то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
* Наблюдение.
- Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений.
* Просмотр телематериалов.
- Записать то необычное, что узнал из телевизионных фильмов.
* Провести эксперимент.
- Записать план и результаты исследования.
План реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Ответственный | Сроки исполнения |
1. | Сбор материала о чудесах Мордовии. | Учитель географии , учащиеся 5-10 кл. | февраль- март |
2. | Сбор фотографий для презентации. | Учащиеся, классные руководители | март |
3. | Систематизация собранного материала. | Учитель географии, учащиеся. | конец марта |
4. | Оформление проекта. | Учитель географии | начало апреля |
5. | Презентация проекта «Семь чудес Мордовии». | Учитель географии, учащиеся | апрель |
В результате исследовательской работы учащиеся 5 -10 классов совместно с классными руководителями собирают интересный и познавательный материал в виде сообщений и фотографий, а также видеофильмов и видеоклипов с музыкальным сопровождением. И в назначенный день выступают перед учащимися ГПД с презентацией по собранному материалу.
Ход мероприятия по защите проекта
1. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть ещё весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь мы все
Друг друга любим, чувствуем и слышим.
2. Вступительное слово учителя.
В нашей стране немало мест, которые можно было бы с гордостью показать всему миру. Именно поэтому, с 1 октября 2007 года по 10 июня 2008 года в России решили провести конкурс «Семь чудес России». Из-за большого количества достопримечательностей конкурс проходил в три тура. Выборы семи чудес России проходили через СМС и интернет - голосование. Участие в голосовании приняло около 26 миллионов человек. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса. А мы с вами познакомились с ними уже на прошлой нашей встречи.
Возможно, кто-то был на экскурсиях в этих местах, кто-то читал о них или смотрел фильмы. Но думаю, что каждый из вас узнал о них что-то новое и интересное.
Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Мы снова будем говорить о чудесах нашей Родины, но сегодня мы поговорим о чудесах Мордовии.
Мордовский край! Родимая Отчизна!
Мне близок сердцу каждый уголок,
И пенье птиц, и щебет соловьиный,
Краса полей и широта лесов.
Ах, как прекрасна же всегда
Мордовия! Земля моя!
И нет предела восхищенью
Родным просторам, вечному цветенью.
Я предлагаю совершить вам заочное путешествие по нашей Родине и хотя бы одним глазком посмотреть на эти чудеса. Многие из вас приготовили небольшие рассказы об этих достопримечательностях. Эти ребята будут гидами в нашем путешествии.
Тогда начнём наше путешествие!
Послушай, друг, его колокола.
На землю проливая свет,
Сияют купола при ярком свете дня.
А ночью он стоит с подсветкой и проливает радость.
Люди проезжают мимо и думают: «Красавец!»
Он так хорош, что даже слов не подберёшь!..
Он радует глаза людей, любуйся им, хоть целый день!
Эти слова люди произносят при виде кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова. (Обращение к слайду).
Кафедральный собор г. Саранска стал одним из самых больших храмов России и самым высоким в Поволжье (высота - 63 метра). Он может вместить 3 тысячи молящихся (общая площадь - 900 кв.м.). На четырех звонницах размещены 12 колоколов, самый большой из которых весит 6 тонн.
В соборе хранятся частицы мощей многих иных святых.
Выступление учеников 5 класса.
Мы продолжаем наше путешествие. А отправляемся мы дальше...
...Под синим небом страстной Аргентины
Был создан им библейский Моисей,
С Буонарроти лишь сравнить отныне
Его возможно. Скульптор-чародей!...
...Я к Вам взываю, от искусства мэтры:
Скульптурам этим место - во дворцах!
И пусть музейные украсят метры
Шедевры Эрьзи - Гения Резца!
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи (Обращение к слайду) - один из крупных культурных центров республики. Он возник как Мордовская республиканская картинная галерея имени Ф.В. Сычкова, открывшаяся 10 января 1960 года. Галерея в 1978 году реорганизована в музей изобразительных искусств, которому в 1995 году присвоено имя скульптора С.Д. Эрьзи. Коллекция музея насчитывает почти 15 тысяч единиц хранения. Проводится большая работа по ее систематизации и описанию, издан первый том полного научного каталога собрания, сформирован электронный каталог.
Выступление учеников 10 класса.
А теперь давайте с вами познакомимся с народным творчеством мордовского народа, ведь оно так многообразно. Это ювелирное искусство, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, художественная обработка дерева, а также устное поэтическое, музыкальное, танцевальное искусство.
С ювелирным искусством мордвы нам помогают познакомиться археологи, все находки которых собраны в музее мордовской народной культуры. (Обращение к слайду).
При раскопках они находят всевозможные украшения, выполненные из меди, серебра, золота и их сплавов. Мастера в совершенстве владели приемами обработки металлов. В мордовском костюме много красного цвета. Это цвет радости и жизнелюбия. Старинная мордовская вышивка украшала в основном праздничную женскую одежду, придавая ей неповторимый колорит. Особенно красиво вышивалась женская одежда, состоявшая из набора рубах.
В фондах музея более 3000 экспонатов. Посетители могут ознакомиться с мордовской народной одеждой, керамикой, иконами, бытовой утварью. Особенность и своеобразная изюминка Мордовского музея национальной культуры в том, что в нем периодически сменяются экспозиции предметов декоративно-прикладного искусства современных мастеров народного творчества. Кропотливый труд вышивальщиц и мастериц бисероплетения вдохновляет и завораживает.
Выступление учеников 6 класса.
Много ценностей в нашем крае, но есть ценность более важная - духовная.
В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина - православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. (Обращение к слайду).
Есть в нашем крае монастырь,
что куполами небо задевает.
Он как великий богатырь,
от зла, добром нас защищает.
И глядя в отраженье Мокши,
на берегу реки, которой он стоит.
Оберегая рай земной,
в сердца к нам с верою ворвётся.
Он незаметен средь дубрав лесных,
Где пенье звонких птиц согреет душу.
Санаксарский монастырь,
Он посещаем в зной и даже в стужу.
Выступление учеников 9 класса.
Множество легенд и песен народ сложил о голубой жемчужине Сибири - озере Байкале. На территории нашей республики находится своя жемчужина - это озеро Инерка! (Обращение к слайду).
Озеро светлое, озеро чистое,
Гладь, тишина и покой!
Солнце горячее, солнце лучистое
Над голубою волной!
О, если б сердце тревожное, бурное
Так же могло быть светло,
Как это озеро в утро лазурное,
Только что солнце взошло!
"Инерка" в переводе с мордовского языка – "Великое озеро" Оно бережно охраняемо и любимо местными жителями.
Выступление учеников 7 класса.
Ах, валенки-валенки… Само название настраивает на ностальгическую волну. Было когда-то, хотя о чем я? Какие могут быть воспоминания о валенках у человека, выросшего в мире сапожок и кроссовок?
Но они все же есть! Бабушка, деревня, валеночки… такие маленькие в галошах. Было удобно и тепло. (Обращение к слайду).
Снег на крышах, на дороге:
День деньской валит, кружит!
Ой, и зябнут мои ноги,
Где же валенки, скажи?!
Хоть в сугробах кувыркайтесь
И большой и маленький,
Лишь - сильнее утепляйтесь,
Надевайте валенки!
Сейчас современные валенки стали более красивыми и разукрашенными, по сравнению с валенками прошлых веков.
Ребята, а вы знаете что на территории нашего района существует даже музей "Русские валенки"?
Выступление учеников 8 класса.
Мордовия - красивая земля. Много здесь и лесов с их разнообразными обитателями. Для сохранения и восстановления лесного массива в 1935 году в южной части таежной зоны с еловыми насаждениями был создан заповедник, сохранения и обогащения животного мира путем акклиматизации наиболее ценных видов. Заповеднику было дано имя известного политического деятеля Петра Смидовича, который много сделал для охраны природы Мордовии. (Обращение к слайду).
"Охранять природу - значит охранять Родину ": - говорил Пришвин М.М
Выступление учеников 10 класса.
Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие.
Конечно, чудес на самом деле в нашем крае много и мы должны гордиться своей Родиной с таким богатым наследием! Сегодня мы узнали только о немногих из них. Но у вас впереди целая жизнь и вы не только узнаете, но и сможете посетить эти места.
3. Подведение итогов.
- О каких чудесах Мордовии мы вам сегодня рассказали?
- Назовите их.
4. Рефлексия.
- Понравилось ли вам мероприятие?
- Кому из вас здесь сегодня было интересно и почему?
- А где бы вы хотели побывать?
Ожидаемые результаты
Реализация проекта будет способствовать:
* Повышению уровня нравственной культуры учащихся;
* Приобретению подростками опыта социально-значимой, одобряемой деятельности.
Жизнеспособность проекта
Проект в дальнейшем может быть реализован в двух направлениях.
* Во-первых, данный материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях для воспитания патриотических чувств к памятникам нашей Родины.
* Во-вторых, проект будет востребован теми, кто работает с подростками по краеведению.
Используемая литература
1. Газеты "Известия Мордовии" за 2008-2014 гг.
2. Газеты "Маяк" за 2010-2014 гг.
Интернет ресурсы
1. http://www.stfond.ru/articles.htm?id=11031 - Статья: Пимы беленькие, неголовастые, подобные котам, 2013 г.
2. http://www.sobor-ushakova.ru/ - Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.
3. http://www.sanaxar.com/ - Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь.
4. http://www.erzia-museum.ru/ - Мордовский Республиканский музей изобразительнвых искусств им. С.Д.Эрьзи.
5. http://www.gidrm.ru/doc_3251.html - Мордовский музей национальной культуры.
6. http://ozera.info/russia/mordovia/inerka - Озеро Инерка.
7. http://www.zapoved.net/ - Мордовский заповедник Смидовича.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины. Задачи проекта: * собрать и систематизировать материал о семи чудесах Мордовии силами учителя и учащихся 5 – 10 классов); * включение в совместную поисково - исследовательскую деятельность детей и взрослых; * содействовать формированию у подрастающего поколения активной жизненной позиции, готовности к участию в социально – значимой деятельности.
Содержание проектной деятельности Подумать самостоятельно. - Что я знаю об этом? Посмотреть книги по данной теме. - Записать важную информацию, которую узнал из книг. Спросить у других людей. - Записать интересную информацию, полученную от других людей. Использование Интернета. - Записать то новое, что ты узнал с помощью компьютера. Наблюдение. - Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. Просмотр телематериалов . - Записать то необычное, что узнал из телевизионных фильмов. Провести эксперимент. - Записать план и результаты исследования.
Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи
Музей мордовской народной культуры
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь
Озеро Инерка в долине реки Сура
Музей «Русские валенки» село Урусово Ардатский район
Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича
Дорогие ребята! Благодарю вас за участие в проекте « Семь чудес Мордовии». В процессе выполнения проекта вы узна ли много интересного о своём родном крае . Проект да ет возможность раскрыть уникальность Мордовии . Он помогает возрождению чувства патриотизма и любви к своей Родине, привлекает внимание учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины.
Предварительный просмотр:
Тезисы
к исследовательской работе «Семь чудес Мордовии».
Выполнили учащиеся 5-10 классов МБОУ "Ресдкодубская СОШ". Руководитель: учитель географии МБОУ "Ресдкодубская СОШ" Шинелёва Валентина Ивановна.
Чудес природы очень много. Это и удивительное по красоте северное сияние, и необычайно красочное шоу падающих звезд, и, даже, самая простая, знакомая с детства нам радуга тоже является чудом природы.
Чудо природы - это уникальный край, заповедная территория или явление природы. Оно - духовный оплот, жемчужина вдохновения. Не исключено, что жемчужина забытая и ей грозит исчезновение. Как богата наша земля уникальными местами! И как не безразличны мы к этой красоте!
Целью работы является возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания учащихся к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины. Сбор и систематизация материала о семи чудесах Мордовии.
Методы проведения исследования: поисково- исследовательская деятельность детей и взрослых.
Результаты работы:
1. В результате исследовательской работы учащиеся 5 -10 классов совместно с классными руководителями собирают интересный и познавательный материал в виде сообщений и фотографий, а также видеофильмов и видеоклипов с музыкальным сопровождением. И в назначенный день выступают перед учащимися ГПД с презентацией по собранному материалу.
2. Текст отчета данной работы содержит выдержки из стихов , структурнаую схемуа работы, для создания проекта были использованы фотографии, видеоматериалы, сделанные нами и взятые из сети Интернет.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта будет способствовать:
Повышению уровня нравственной культуры учащихся;
Приобретению подростками опыта социально-значимой, одобряемой деятельности.
Жизнеспособность проекта:
Проект в дальнейшем может быть реализован в двух направлениях.
Во-первых, данный материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях для воспитания патриотических чувств к памятникам нашей Родины.
Во-вторых, проект будет востребован теми, кто работает с подростками по краеведению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музей «Русские валенки» находится в селе Урусово Мордовской Республики, является единственным музеем валенок в Поволжье. Музей открылся в ноябре 2006 года в помещении школы села Урусово . Отхожий промысел существовал здесь и в 19 веке.
Инициаторами создания музея были руководители администрации Ардатовского района. Идею поддержали и краеведы, и сельчане.
Все экспонаты музея – это дар жителей села. Они активно участвуют в жизни музея. Для гостей местные валяльщики (что на мордовском языке эрзя звучит « кемень кевердиця ») прямо в музее показывают как делаются валенки. Иностранные гости, особенно финны, проявляют к этому живой интерес.
Помимо валенок в музей выставлены и разные приспособления для их изготовления
Все стадии производственного процесса, которые проходит шерсть, чтобы превратиться в валенок, остаются неизменными в Урусово с XVIII века
На каждый валенок требуется четыре колодки – одна на стопу и три на голенище.
Урусовские мастера уверяют, что хорошим валенкам сносу не будет до пяти лет! А самая теплая обувь получается из овечьей шерсти серого цвета. Следующие по этому показателю бывают белые валенки, а уж потом — черные.
Все делается быстро. Шерсть постоянно поливается горячей водой из кипящего котла. Раньше урусовские валяльщики, жертвуя своими легкими, добавляли в кипяток серную кислоту. Так шерсть лучше очищалась, процесс валки ускорялся, а прочность валенка возрастала. Но потом от этого отказались.
Валенок готов! За хорошими, еще отцовскими и дедовскими, колодками Юрия Аксенова, которые окончательно формируют валенок, в Урусово идет охота.
Музей входит в туристический маршрут района. Однако, задачи ставятся шире – сохранять традиции, исконные промыслы. И власти, действительно, этим озабочены. Как говорит директор Мордовского краеведческого музея П.Н.Калигин : «Прошлое не должно кануть в лету, оно должно оставаться с нами. Иначе – мы потеряем ориентиры в этом бушующем, быстроменяющемся мире ». Музей всегда открыт для Вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)
Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель программы - социал...
Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")
Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Чудеса из чудес". Часть II.
Часть II....
Мордовия, Мордовия, Мордовия моя!
Литературно - музыкальная композиция о Мордовии...
Презентация по географии Мордовии "Агропромышленный комплекс Мордовии"
В презентации дана характеристика агропромышленного комплекса Республики Мордовия: особенности развития и размещения, производимая продукция, проблемы и перспективы развития...