Профессиональная деятельность учителя географии в ИКТ - насыщенной среде.
статья по географии на тему
сообщение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiyu_ispolzovaniya_ikt_pri_izuchenii_lyubyh_piktdoc.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивацию использования ИКТ при изучении любых предметов для ребёнка может создать только учитель-предметник. География в этом отношении, одна из наиболее релевантных учебных дисциплин.
Формирование ИКТ-компетентности позволяет расширить и углубить фундаментальное ядро содержания географического образования. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении ИКТ.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:
- управлять учебным процессом;
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
- индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы;
- образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса;
- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
- использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку государственной (итоговой) аттестации;
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное.
Методической лабораторией Московского института открытого образования был разработан примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя географии, который предлагался к обсуждению на сайте «Открытый класс» в блоге А.И. Крылова, методиста лаборатории географии МИОО (http://www.openclass.ru/node/712 )
Пункты в перечне расставлены по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню:
1. Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
2. Уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами.
3. Оценивать, отбирать информацию из электронных источников.
4. Осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
4. Извлекать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами.
5. Уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
6. Знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).
7. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося.
8. Уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя.
9. Уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде.
10. Направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся,
родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и
потребностей.
11. Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), tss-поток (новостная рассылка).
12. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных
проектов (олимпиады, конкурсы, викторины...), дистанционно поддерживать
работу учащихся.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:
Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)
Во - вторых, учитель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы.
В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов.
Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.
В - четвертых, учитель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.
В - пятых, учитель - предметник с помощью языка гипертекстовой разметки может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна.
В - шестых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
Дистанционное обучение; On-line тестирование; Участие в дистанционных олимпиадах; Конференции; Виртуальные экскурсии; Поиск различной информации.
Это узкий список возможностей применения ресурсов Интернет для учителей - предметников.
ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также компетентный учитель - предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.
Необходимо, чтобы каждый учитель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе - не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Условия осуществления профессиональной деятельности учителя в информационной образовательной среде»
Как осуществите самоанализ Ваших компетенций в сфере ИКТ?...
Профессиональная деятельность учителя-словесника по формированию культуросозидательной среды ОУ
Статья (из опыта работы)....
Профессиональная деятельность учителя и его роль в новой информационно-образовательной среде
Выступление с презентацией на тему "Информационная образовательная среда"...
Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...
Описание результатов профессиональной деятельности учителя географии
Материал будет полезен для аттестации учителя географии и биологии ...
Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя географии Елькиной О. С.
Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя географии Елькиной О. С....
Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий»
Проблема, над которой работает учитель: «Использование инновационных технологий на уроках географии» Цели: 1) повышение качества учебного процесса; ...