Профессиональная деятельность учителя географии в ИКТ - насыщенной среде.
статья по географии на тему

Гуркина Марина Эдуардовна

сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Мотивацию использования ИКТ при изучении любых предметов для ребёнка может создать только учитель-предметник.  География в этом отношении, одна из наиболее релевантных учебных дисциплин.

Формирование ИКТ-компетентности позволяет расширить и углубить фундаментальное ядро содержания географического образования. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении ИКТ.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:

 - управлять учебным процессом;

- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

- индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы;

 

- образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

- работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

- размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса;

- проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

- использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку государственной (итоговой) аттестации;

- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное.

Методической лабораторией Московского института открытого образования был разработан примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя географии, который предлагался к обсуждению на сайте «Открытый класс» в блоге А.И. Крылова, методиста лаборатории географии МИОО (http://www.openclass.ru/node/712 )

Пункты   в перечне расставлены по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню:

1. Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

2. Уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами.

3. Оценивать, отбирать информацию из электронных источников.

4. Осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.

4. Извлекать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами.

5. Уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.

6. Знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google,  геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).

7. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося.

8. Уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя.

9. Уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде.

10. Направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся,
родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и
потребностей.

11. Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), tss-поток (новостная рассылка).

12. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных
проектов (олимпиады, конкурсы, викторины...), дистанционно поддерживать
работу учащихся.

Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:

Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)

Во - вторых, учитель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы.

В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов.

Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.

В - четвертых, учитель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.

В - пятых, учитель - предметник с помощью языка гипертекстовой разметки может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна.

В - шестых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:

Дистанционное обучение; On-line тестирование; Участие в дистанционных олимпиадах; Конференции; Виртуальные экскурсии; Поиск различной информации.

Это узкий список возможностей применения ресурсов Интернет для учителей - предметников.

ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также компетентный учитель - предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.

Необходимо, чтобы каждый учитель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе - не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность учителя и его роль в новой информационно-образовательной среде

Выступление с презентацией на тему "Информационная образовательная среда"...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Описание результатов профессиональной деятельности учителя географии

Материал будет полезен для аттестации учителя географии и биологии ...

Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя географии Елькиной О. С.

Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя географии Елькиной О. С....

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий»

Проблема, над которой работает учитель: «Использование инновационных технологий на уроках географии» Цели: 1) повышение качества учебного процесса; ...