Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Рабочая программа по географии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geografii_8_klass.docx61.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ

______ /Э.Р. Хазиева/

МБОУ «АСОШ№1

им.В.Ф.Ежкова с УИОП»

 «АСОШ№1

им.В.Ф.Ежкова с УИОП»

_________/Г.З. Файзрахманова/

___________/Э.Н. Сафина/

Протокол №1 от

Приказ №  172     от

«25» августа 2016 года

«25» августа 2016 года

«31»августа 2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета география

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1

им. В.Ф. Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»

Гайнетдиновой Миляуши Аглямовны,

учителя первой квалификационной категории

8 класс

 

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1    от

«26» августа 2016 года

2016-2017 учебный год

Учебно – тематическое планирование

по географии

Классы       8А, 8Б, 8В.

Учитель     Гайнетдинова Миляуша Аглямовна

Количество часов

Всего   70  час;      в неделю  2  часа


вид контроля

количество часов

Практические работы

19

Плановых контрольных работ

3

Промежуточная аттестация (итоговая работа  в форме тестирования)

1

Учебник  :Дронов,В. П., Баринова, И.И.,  Ром,В.Я., Лобжанидзе, А. А..География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.- М.: Дрофа, 2011.

Пояснительная записка

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

               Данная рабочая программа по географии 8 класс составлена в соответствии со  следующими нормативными            документами:

  • - Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • - Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента  Государственных Образовательных  Стандарта основного общего  образования по географии;     
  • - Примерной программы основного общего образования  по географии, «География России», авторской программы по географии(6-10 классы) под редакцией И. В. Душиной. М.: Дрофа, 2008г.  
  • - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2016-2017 учебный год;
  • - Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год, утвержденного приказом №  172  от 31 августа 2016 года.

Содержание

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ            

        Раздел.  Особенности географического положения  России (12 часов).

Географическое положение России. - (  4 ч.)

Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  

Границы России. История освоения и изучения территории России. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. - (8 ч.)

Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы. Природно- хозяйственные различия морей России.  Воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Демонстрации: физическая, политико – административная карты России

Практические работы.

 Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

 Анализ карт административно- территориального и политико-административного деления страны.

Контроль: заполнение контурной карты, проверка номенклатуры. 

Раздел. Природа России (34 ч.)

Природные условия и ресурсы России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.- (7 ч.)

  Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере республики Татарстан и Арского района.

Демонстрации: физическая, тектоническая, геологическая карты России, образцы горных пород и полезных ископаемых  

Практическая работа.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Контроль: заполнение контурной карты, проверка номенклатуры.

Климат и климатические ресурсы.- ( 7 ч. )

 Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Демонстрации: карта « Климат России»

Практические работы.

 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения

Контроль: тестирование

Внутренние воды и водные ресурсы. – (4ч.)

Внутренние  воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные стихийные явления, связанные с водами: (паводки, наводнения, лавины, сели). Их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.  

Демонстрации: физическая карта России                

Практические работы.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Контроль: заполнение контурной карты, тестирование.

Почва и почвенные ресурсы.- (4 ч.)

 Почвы и почвенные ресурсы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Демонстрации: почвенная  карта России        

Практическая работа.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – (2 ч.)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Демонстрации: карта « Растительный и животный мир России»

Практическая работа.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса

Природно-хозяйственное  районирование.  (9ч.)

 Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

Демонстрации: карта « Природные зоны России»                                

Практическая работа.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Раздел.  Население России  (8 ч.)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности естественного движения российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и основные религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Контроль: тестирование

Раздел. Хозяйство России (13 ч.)

Особенности развития хозяйства России.( 2 ч. ) Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Особенности отраслевой  и территориальной структуры хозяйства России.

        Первичный сектор экономики. – ( 11 ч.)

Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство.         Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. Географические проблемы и перспективы развития.

Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Географические проблемы и перспективы развития.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Географические проблемы и перспективы развития

Практические работы.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Национально-региональный компонент реализуется при изучении всех разделов курса с использованием краеведческого материала, результатов наблюдений и практических работ.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                             

Планирование основных разделов учебного материала.

№ п/п

Тема

Всего часов

Пр. раб.

К.р.

2

Тема 1. Особенности географического положения России

13

3

-

3

Тема 2.Природа России

35

10

1

4

Тема 3Население России

8

2

1

5

Тема 4. Хозяйство России

13

4

1

Промежуточная аттестация (итоговая работа  в форме тестирования)

1

1

ИТОГО

70

19

4

        


Календарно - тематическое планирование

урока

Тема урока

К-во часов

Практическая часть

Дата проведения

По плану

Фактически.

ВВЕДЕНИЕ – 1 час

 1

Что изучает география России

1

   03.09

Раздел. Особенности географического положения России (12 часов)

Географическое положение России (4 ч)

2

Географическое положение России. Виды и уровни географического положения.

1

05.09

3

Сравнение географического положения России и положения других государств.

1

Пр./р. №1 Характеристика географического положения России

   10.09

4

Экономико - и транспортно географическое положение России. Соседи России.

 Пр./р. №2 Сравнение географического положения России и других стран.

   12.09

5

Геополитическое,  этнокультурное и эколого – географическое положение России  

1

   17.09

Границы и административно – территориальное устройство России – 8 (ч.)

6

Государственная территория и акватория  России

1

   19.09

7

Российские пространства (воздушное пространства, недра, континентальный шельф) и экономическая зона  Российской  Федерации:  вопросы и проблемы.

1

   24.09

8

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

1

   26.09

9

Сухопутные и морские границы России. Природно -   хозяйственные различия морей России.

1

1.10

10

Россия на карте часовых поясов

1

Пр./р. №3 Определение поясного

времени для разных городов России

   3.10

11

История освоения  и изучения территории России

1

   8.10

12

Особенности административно-территориального устройства России

1

Пр./р.№4.  Анализ карт административно - территориального и политико-административного деления страны

   10.10

13

Обобщающее повторение по теме «Особенности географического положения России»

1

   15.10

Раздел. Природа России  - (34 ч.)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые  ( 7 ч. )

14

Природные условия и ресурсы России. Геологическая история и геологическое строение территории России

1

   17.10

15

Распространение крупных форм рельефа России.

1

Пр. /р. № 5. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых

   22.10

16

Изменение рельефа России.

1

   24.10

17

Стихийные природные явления в литосфере

1

   29.10

18

Природный и экологический потенциал России. Человек и  литосфера

1

   07.11

19

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере республики Татарстан.

1

   12.11

20

Контрольная работа  по теме                                                                                                         «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

1

   14.11

Климат и климатические ресурсы  (7ч. )

21

Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны.

1

   19.11

22

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

1

Пр./ р. № 6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

   21.11

23

Сезонность климата. Климат и хозяйственная  деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

1

   26.11

24

Типы климатов России. Климатические пояса.

1

Пр. /р. № 7. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

   29.11

25

Комфортность климатических условий

1

   3.12

26

Климат и человек. Стихийные природные явления.

1

Пр. / р. № 8. Оценка основных климатических  показателей  одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

   5.12

27

 Контрольная работа по темам  «Росся на карте мира», «Рельеф и полезные ископаемые», «Климат и климатические ресурсы»

1

   10.12

Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч.)

28

Разнообразие внутренних вод России и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.  Главные речные системы.

1

Пр./ р. № 9. Составление характеристики одной из рек с  пользованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

12.12

29

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особенности их размещения на территории страны.

1

   17.12

30

Водные ресурсы и человек. Опасные явления, связанные с водами,  их предупреждение.

1

   19.12

31

Внутренние воды и водные ресурсы Республики Татарстан.

1

Пр./р.  № 10. Оценка обеспеченности внутренними водами и водными ресурсами своего региона

  24.12

32

Обобщающее повторение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»                                                                      

1

9.01.17

Почвы и почвенные ресурсы ( 4ч. )

33

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв Образование почв и их разнообразие

1

14.01

34

Закономерности распространения почв

1

   16.01

35

Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв. Особенности  почв своего региона и своей местности.

1

Пр./р. № 11. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

   21.01

36

Обобщающее повторение по теме                                                                                                                             «Почвы и почвенные ресурсы»                                                                    

1

23.01

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы ( 2 ч. )

37

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

1

 Пр./ р. № 12. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

   28.01

38

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности

1

   30.01

Природно – хозяйственное  районирование (9 ч.)

39

Разнообразие природно – хозяйственных  комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ТПК)

1

   4.02

40

Природно- хозяйственные зоны России

1

   6.02

41

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра

1

Пр. /р. Сравнительная характеристика двух природных зон России. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт

   11.02

42

Леса

1

   13.02

43

Лесостепи, степи и полупустыни

1

   18.02

44

Высотная поясность

1

   20.02

45

Особо охраняемые территории. Памятники всемирного природного наследия.

1

   25.02

46

Природные зоны Республики Татарстан. Экологические проблемы этих зон

1

   27.02

47

Обобщение по теме                                                                                                               «Природно – хозяйственное  районирование»

1

   04.03

Раздел.  Население России (8ч.)

48

Человеческий потенциал страны. Численность населения России. Особенности естественного движения  российского населения. Естественный прирост.

1

Пр./р. Анализ графиков численности населения и поло-возростных пирамид.

6.03

49

Половой и возрастной состав населения России. Продолжительность  жизни.

1

   11.03

50

Народы и основные религии  России

1

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

   13.03

51

Особенности  расселения: городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны.

1

  18.03

52

Размещение населения России. Основная полоса расселения.

1

1.04

53

Миграция населения России. Виды и направления  миграций.

1

3.04

54

Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы (рынок труда)

1

   8.04

55

Контрольная работа по теме «Население России».                                                                                                                            

1

   10.04

Раздел.  Хозяйство России (13 ч)

56

Что такое хозяйство страны. Предприятие - первичная основа хозяйства.

1

15.04

57

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

1

   17.04

Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу  (11 ч.)

58

Первичный сектор экономики: его состав, особенности входящих в него отраслей, роль в экономике России.

1

   22.04

59

Природно – ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы.

1

Пр./р. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

   24.04

60

Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы России.

1

   29.04

61

Сельское хозяйство России. Отличие от других хозяйственных отраслей

1

Пр./р. Группировка отраслей по различным показателям. Составление схемы АПК

   1.05

62

Земледелие. География выращивания важнейших культурных растений. Проблемы и перспективы развития

1

   6.05

63

Животноводство. География отраслей животноводства. Проблемы и перспективы развития.

1

   8.05

64

Лесное хозяйство. Охота. Роль леса в российской экономике. География пушного промысла. Проблемы и перспективы развития

1

13.05

65

Рыбное хозяйство. Основные рыбопромысловые  бассейны. География переработки рыбы. Роль Дальневосточного бассейна. Проблемы и перспективы развития

1

   15.05

66

Сельское хозяйство Республики Татарстан. Земледелие и животноводство. Проблемы и перспективы развития.

1

   20.05

67

Географический фактор в развитии общества

1

   22.05

68

Итоговая тестовая работа  по курсу «Природа, население и хозяйство России»

1

   27.05

69

Обобщающее повторение тем «Природа и население России».

1

   30.05

70

Итоговый урок.

«Природа и население России».

1

30.05


Перечень литературы и средств обучения

Учебник  :Дронов,В. П., Баринова, И.И.,  Ром,В.Я., Лобжанидзе, А. А..География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.- М.: Дрофа, 2011.

УМК:Географический атлас. 8 класс.- М.:Дрофа, 2008. Сиротин, В.И. Рабочая тетрадь. 8 класс.

Дополнительная литература:

 Алексеев,А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2009.

Сиротин,В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2009

 Дронов,В. П., Баринова, И.И.,  Ром,В.Я., Лобжанидзе, А. А..Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа

Маерова, Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2010

                                                               

Интернет-ресурсы:

www.geo.1september.ru

www.geo.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Мультимедийные пособия:

  1. Открытая  География 2.6. – Издательство «Новый диск», 2009.

2.Учебное электронное издание. География России. Природа и население.

Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А.

Маерова,Н.Ю. Уроки географии.8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...