Технология проблемного диалога
презентация к уроку по географии на тему
Презентация "Технология проблемного диалога как средство формирования и развития УУД учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. ( Н.Рыленков ) 2
Главная цель образования: формирование функционально-грамотной личности. способный принимать самостоятельные решения; обладающий приёмами учения, самообразования; умеющий жить среди людей; готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. 3
Технология проблемного диалога. 4
Звенья научного творчества Название Содержание Результат Постановка проблемы возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулировка проблемы проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения Поиск решения выдвижение гипотез проверка гипотез Решение – понимание нового знания Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – дидактические материалы, рукопись статьи, доклад, … Реализация продукта Предоставление продукта через публикацию, выступление Реализованный продукт- реферат, статья, доклад, книга 5
Научное творчество - это процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта. 6
Проблемно-диалогическая технология: психология мышления и творчества; проблемное обучение; учебный диалог. 7
Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу 8
Сравнительная характеристика диалогов: Побуждающий Подводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки Мысль ученика делает скачок к неизвестному, Переживание учеником чувства риска, Возможны неожиданные ответы учеников, Прекращается с появлением нужной мысли ученика. Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, Почти невозможны неожиданные ответы учеников, Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления 9
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации с удивлением между двумя (более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием межу житейскими представлениями и научными фактами 3. Шаг 1. Обнажить житейские представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью Приемы создания проблемной ситуации: 10
Приемы создания проблемной ситуации: Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации с затруднением между необходимостью и невозможностью выполнить задание 4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще. 5. Дать задание, не сходное с предыдущим. Шаг 1. Дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим, Шаг 2 . Доказать, что задание учениками не выполнено. 11
Побуждающий диалог от проблемной ситуации: Побуждения к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2 . Сколько в нашем классе мнений? Прием 3 . Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 . Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5 . Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее? Прием 6 . Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? 12
Творческое усвоение знаний : каждый ученик должен сам, выразить полученное на уроке знание и представить на суд собственный продукт. Главный критерий оценки – точность (адекватность) выражения нового материала. Творческое воспроизведение. Типы продуктивных заданий Особенности применения на формулирование темы, вопросов (задавание вопросов, опросите друг друга) - сразу после введения знаний - в конце этого или начале следующего урока на опорный сигнал (схему, символ, таблицу, ОС на к/ к ) в классе или дома, если О.С. не составлялся учителем при введении знаний на художественный образ (метафора, загадка, стихотворение, синквейн, сказка). дома по желанию 13
Методы Проблемно-диалогические Традиционные Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знания Методы обучения: 14
Что делать, если вдруг… Заклинило на ошибках Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы Идея невразуми-тельна Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе» Раз – и в дамки Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), подбросьте ошибочную идею для проверки Стойко молчат Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку 15
Формы обучения: фронтальная; парная; групповая; индивидуальная. 16
учебник; технические средства обучения (ТСО); опорные сигналы. Средства обучения: 17
18
1. Тема, знание (его тип) - 2. Постановка проблемы -Побуждающий диалог Подводящий диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом 3. Поиск решения ... … если проблема есть -Побуждающий диалог Подводящий диалог …если проблемы нет - Подводящий без проблемы диалог 4. Продуктивные задания 5. Особое внимание – оформление записей на доске Должен получиться краткий конспект, схема, позволяющая в конце урока «увидеть» все новое знание. Подготовка к проблемному уроку 19
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решений – подлинное понимание материала, продуктивные задания. Традиционная методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы урока не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимание, задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко. Результаты применения технологии: 20
Метапредметные результаты: Познавательные действия : Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. 21
Коммуникативные действия осваиваются за счёт различных форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают целеполагание . Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. 22
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. 23
«Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов, а также их взаимосвязь с формами и средствами обучения. Методы при этом являются центральной частью технологии, или определяют выбор форм и средств». (Е.Л.Мельникова) 24
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Но XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, И от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике
Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...
Технология проблемного диалога на уроках биологии
Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога
Автор технологии кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Технология проблемного диалога на уроках английского языка
Разработка открытого урока в 4 классе с учето требований ФГОС. Тема "Как я провел лето"....

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...