Некоторые особенности преподавания учебной дисциплины "География России" в современных условиях .
статья по географии (9 класс) на тему

В статье рассматриваются отдельные аспекты преподавания предмета "География России" в современных условиях в общеобразовательных учреждениях Республики Крым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aktualnye_problemy_prepodavaniya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые особенности преподавания учебной дисциплины «География России» в современных условиях в общеобразовательных учреждениях Республики Крым.

Важным условием вхождения Крыма в Российскую федерацию является формирование у молодого поколения определенного уровня историко-географических знаний. Особенно это актуально сейчас, когда Республика Крым воссоединилась с Россией.  Учащимся  необходимо разъяснять отдельные вопросы истории, географии, экономики России.

Большинство детей, обучающихся в 8-9 классах, недостаточно информированы об  истоках Русского государства, так как история России не была представлена в учебных программах Украины. Известно, что исторический метод является одним из методов географического познания и мы- учителя географии его применяем.

Многие исторические аспекты при изучении географии регионов России необходимо сегодня изучить подробнее зная что одной из важнейших целей данного курса является формирование целостного представления о России, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, развитие географического мышления.

Исходя из этого, целью статьи является рассмотрение некоторых теоретических аспектов преподавания  курса географии России в общеобразовательных школах Крыма. Для достижения данной цели в статье рассматриваются вопросы общего и особенного в методике преподавания курса и внедрение в учебный процесс задач, которые ставит учебная программа по географии.

При изучении Центральной России после актуализации опорных знаний учащихся о роли Москвы как исторического ядра Русского государства можно добавить в объяснение учителя краткий обзор историко-архитектурного ансамбля Красной площади, который находится под охраной ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия и обязательно связать с историческим прошлым  Москвы. А учащиеся могут к уроку подготовить презентацию. Рассказать о храме Василия Блаженного, о кремлевских башнях, о самой известной – Спасской башне, о Спасских воротах, через которые будущие цари России проходили перед коронацией. Необходимо рассказать учащимся о роли исторических деятелей К. Минина и Д. Пожарского, которые возглавили народное ополчение, изгнавшее польских интервентов из Москвы в 1612 году.  Этот день - 4 ноября в России отмечаетсякак День народного единстваи в этом году к этой дате установлен в Москве памятник князю Владимиру как защитнику и собирателю русских земель, крестителю Руси.

При изучении географического района «Северо-Запад» после актуализации опорных знаний учащихся о данном регионе, нужно остановиться на Великом Новгороде, как старейшем городе России, увязать исторические сведения с великими государственными деятелями  страны. Рассказать о памятнике «Тысячелетию России», воздвигнутому  в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания Российского государства. Пояснить учащимся, что многие  правители Древней Руси пришли с этих земель. При рассмотрении географического положения Санкт-Петербурга необходимо остановиться на его месте в российской истории. Учащимся будет интересно узнать, что Санкт-Петербург первый город в России, который строился  по архитектурным проектам как западно-европейский город и сам Петр I после посещения Лондона выразил желание  увидеть привязку основных архитектурных ансамблей к Неве. Учащиеся должны выполнить презентацию поданной теме.

При изучении  географических районов  Европейский  Север и Урал, рассматривая зарождение промышленности, можно использовать материал о представителях торгово-промышленных  династий Строгановых и Демидовых, о основании солеваренного промысла в России. Учащимся будет интересно узнать о роли  Строгановых в появлении новых городов, оборонительных крепостей, о снаряжении экспедиций Ермака в Сибирь, о том что Строгановы от государя за помощь в организации похода Ермака  получили в 1582 году «большую и малую соль на Волге» и право беспошлинной торговли во всех городах.

Таким образом, в преподавании географии России необходимо усилить межпредметные связи общественных наук, учитывать социокультурный аспект, можно использовать картины известных русских живописцев, что позволит сформировать у учащихся целостный образ конкретного региона России.

Литература

А.В. Пашкевич. Компетентностно-ориентированный урок. Волгоград.Изд. Учитель 2013г.

Лев Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. АСТ.Москва 2002 г

С.М.Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. М. Правда 1989 г

Н.М.Крамзин. Предания веков. М. Правда 1988г

Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях"

Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях  (РМО учителей технологии 23.11.2011Г)...

Некоторые аспекты преподавания и воспитания школьников в условиях исправительного учреждения

Задача педагога, работающего в исправительном учреждении, заключается  в оказании  помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства,...

Особенности преподавания учебного предмета "Физика" в 2014/2015 учебном году. Методические рекомендации

Особенности преподавания учебного предмета «Физика»в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / сост.Р.Ф. Мифтахов. – Казань: ИРО РТ , 2014. – 29 с....

Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2014/2015 учебном году

Особенности преподавания учебного предмета«Математика»в 2014/2015 учебном году.Методические рекомендации.Казань....

Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)

Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)...

Некоторые особенности работы на уроках с современными школьниками в свете новых педагогических технологий.

В материале рассматриваются некоторые характерные черты обучающихся  среднего  и старшего школьного возраста , требующие  изменения подхода и методов работы с современными школьниками, ...