Некоторые особенности преподавания учебной дисциплины "География России" в современных условиях .
статья по географии (9 класс) на тему
В статье рассматриваются отдельные аспекты преподавания предмета "География России" в современных условиях в общеобразовательных учреждениях Республики Крым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aktualnye_problemy_prepodavaniya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые особенности преподавания учебной дисциплины «География России» в современных условиях в общеобразовательных учреждениях Республики Крым.
Важным условием вхождения Крыма в Российскую федерацию является формирование у молодого поколения определенного уровня историко-географических знаний. Особенно это актуально сейчас, когда Республика Крым воссоединилась с Россией. Учащимся необходимо разъяснять отдельные вопросы истории, географии, экономики России.
Большинство детей, обучающихся в 8-9 классах, недостаточно информированы об истоках Русского государства, так как история России не была представлена в учебных программах Украины. Известно, что исторический метод является одним из методов географического познания и мы- учителя географии его применяем.
Многие исторические аспекты при изучении географии регионов России необходимо сегодня изучить подробнее зная что одной из важнейших целей данного курса является формирование целостного представления о России, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, развитие географического мышления.
Исходя из этого, целью статьи является рассмотрение некоторых теоретических аспектов преподавания курса географии России в общеобразовательных школах Крыма. Для достижения данной цели в статье рассматриваются вопросы общего и особенного в методике преподавания курса и внедрение в учебный процесс задач, которые ставит учебная программа по географии.
При изучении Центральной России после актуализации опорных знаний учащихся о роли Москвы как исторического ядра Русского государства можно добавить в объяснение учителя краткий обзор историко-архитектурного ансамбля Красной площади, который находится под охраной ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия и обязательно связать с историческим прошлым Москвы. А учащиеся могут к уроку подготовить презентацию. Рассказать о храме Василия Блаженного, о кремлевских башнях, о самой известной – Спасской башне, о Спасских воротах, через которые будущие цари России проходили перед коронацией. Необходимо рассказать учащимся о роли исторических деятелей К. Минина и Д. Пожарского, которые возглавили народное ополчение, изгнавшее польских интервентов из Москвы в 1612 году. Этот день - 4 ноября в России отмечаетсякак День народного единстваи в этом году к этой дате установлен в Москве памятник князю Владимиру как защитнику и собирателю русских земель, крестителю Руси.
При изучении географического района «Северо-Запад» после актуализации опорных знаний учащихся о данном регионе, нужно остановиться на Великом Новгороде, как старейшем городе России, увязать исторические сведения с великими государственными деятелями страны. Рассказать о памятнике «Тысячелетию России», воздвигнутому в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания Российского государства. Пояснить учащимся, что многие правители Древней Руси пришли с этих земель. При рассмотрении географического положения Санкт-Петербурга необходимо остановиться на его месте в российской истории. Учащимся будет интересно узнать, что Санкт-Петербург первый город в России, который строился по архитектурным проектам как западно-европейский город и сам Петр I после посещения Лондона выразил желание увидеть привязку основных архитектурных ансамблей к Неве. Учащиеся должны выполнить презентацию поданной теме.
При изучении географических районов Европейский Север и Урал, рассматривая зарождение промышленности, можно использовать материал о представителях торгово-промышленных династий Строгановых и Демидовых, о основании солеваренного промысла в России. Учащимся будет интересно узнать о роли Строгановых в появлении новых городов, оборонительных крепостей, о снаряжении экспедиций Ермака в Сибирь, о том что Строгановы от государя за помощь в организации похода Ермака получили в 1582 году «большую и малую соль на Волге» и право беспошлинной торговли во всех городах.
Таким образом, в преподавании географии России необходимо усилить межпредметные связи общественных наук, учитывать социокультурный аспект, можно использовать картины известных русских живописцев, что позволит сформировать у учащихся целостный образ конкретного региона России.
Литература
А.В. Пашкевич. Компетентностно-ориентированный урок. Волгоград.Изд. Учитель 2013г.
Лев Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия. АСТ.Москва 2002 г
С.М.Соловьев. Чтения и рассказы по истории России. М. Правда 1989 г
Н.М.Крамзин. Предания веков. М. Правда 1988г
Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях"
Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях (РМО учителей технологии 23.11.2011Г)...
Некоторые аспекты преподавания и воспитания школьников в условиях исправительного учреждения
Задача педагога, работающего в исправительном учреждении, заключается в оказании помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства,...
Особенности преподавания учебного предмета "Математика" в 2014-2015 учебном году
Методические рекомендации...
Особенности преподавания учебного предмета "Физика" в 2014/2015 учебном году. Методические рекомендации
Особенности преподавания учебного предмета «Физика»в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / сост.Р.Ф. Мифтахов. – Казань: ИРО РТ , 2014. – 29 с....
Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2014/2015 учебном году
Особенности преподавания учебного предмета«Математика»в 2014/2015 учебном году.Методические рекомендации.Казань....
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)...
Некоторые особенности работы на уроках с современными школьниками в свете новых педагогических технологий.
В материале рассматриваются некоторые характерные черты обучающихся среднего и старшего школьного возраста , требующие изменения подхода и методов работы с современными школьниками, ...