Разработка урока. Стихии литосферы
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Стихии литосферы.
Цель: Сформулировать представление о происхождении стихийных явлениях литосферы, раскрыть их причины и следствия. Познакомить с распространением этих явлений по земному шару.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование общих представлений о внутренних процессах, происходящих внутри земной коры
Развивающие:
- развивать умения обучающихся на основе карт составлять причинно – следственную связь;
- развивать основные умения организации самостоятельной и практической деятельности;
- продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
Воспитательные:
- воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
- воспитывать положительное отношение к знаниям;
- воспитывать дисциплинированность.
- воспитание чувства красоты, гордости за свой край, любви к своей Родине.
Тип урока: изучение нового материала. Комбинированный.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, рефлексия.
Оборудование: физическая карта мира, таблица « Землетрясения и вулканы, учебники, ПК, м/медийная презентация, • мультимедиа-проектор.
Этапы урока.
- Организационный этап
- Целеполагание и мотивация.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов.
- Рефлексия
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя: тема сегодняшнего урока « Стихии литосферы». На прошлом уроке мы с вами познакомились с двумя рельефообразующими процессами: внутренними и внешними. Мы выяснили, что они взаимосвязаны и формируют рельеф Земли. Сегодня мы продолжим изучать рельефообразующие процессы на примере катастрофических стихийных явлениях. Каждый из вас видел по телевизору или в кинотеатрах фрагменты о природных катастрофах и имеет представление об этих процессах.
Перед нами стоит проблема:
мы должны с вами выяснить, в результате чего происходят катастрофические стихийные явления на Земле, такие как землетрясения и вулканизм. Где они распространены и проявляют свою деятельность.
Первая стихия, которую мы с вами разберем, – это землетрясения.
- Как вы думаете, что такое землетрясения? (Учащиеся высказывают свои предположения). Правильно. Это подземные толчки и колебания земной коры.
- Но самое главное, чем они вызваны? Посмотрите.
- Пример с пружиной: Представьте, что есть пружина, сжав ее, мы придаем пружине давление, которое сдерживает рука. Так и в природе пружина - центр землетрясения, где происходит накопление напряжения, а удерживает его литосфера.
- Подумайте. В результате чего происходит разрядка напряжения в природе? ( учащиеся предлагают свои теории и гипотезы).
- Учитель обобщает их: движение литосферных плит, притяжения луны, образование пустот при извлечении нефти и угля, резкое движение плит и другие известные теории.
- Вместе с учащимися подводят итог. Планета состоит из литосферных плит. Землетрясения возникают при движении литосферных плит, (внутрений рельефообразующий процесс) когда внутренняя энергия земли вырывается наружу.
- Далее учащиеся записывают определение, что такое землетрясение и причину его возникновения.
- Найдите на схеме, как называется то место, где возникает напряжение. (Очаг) Подпишите его.
- От очага отходят какие –то линии. Что это такое? ( Это сейсмические волны, которые передают колебания земной поверхности).
- Что находится над очагом землетрясения? ( Эпицентр. )Подпишите его.
- Как вы думаете, что здесь происходит на поверхности? ( Самые сильные разрушения. Чем дальше от эпицентра, тем волна меньше и разрушение тоже)
- Как определяют силу землетрясения? ( По международной 12-балльной шкале).
- В год на Земле происходит до 100 000 землетрясений, а 10 - самые разрушительные. Сейчас ребята нам расскажут о самых сильных землетрясениях на Земле. (Сообщения учащихся)
- Ребята зачитали нам сообщения о самых разрушительных землетрясениях. Давайте рассмотрим на карте в учебнике, где находятся основные области землетрясений и моретрясений. Учащиеся выдвигают свои предположения, почему именно в этой области.
- Вместе с ребятами сделать вывод: Основные районы землетрясений сконцентрированы на границе литосферных плит.
- Могут ли живые организмы предсказывать землетрясения? (Учащиеся рассказывают о поведении животных).
- А ученые могут предсказать? ( Рассказы и предположения ребят ).
- Что это за приборы? ( Сейсмографы – приборы, регистрирующие землетрясения).
- Далее учащиеся подводят итоги.
- Следующее явления, которое мы должны рассмотреть, - это вулканизм.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове вулкан? (Огнедышащая гора).
- Давайте послушаем сообщение и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.
- В чем причина появления вулканов? Рассмотрите рисунок на стр. 81. О чем он вам говорит? Следует подвести учащихся к тому, что вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е. там же, где и землетрясения. На границе литосферных плит.
- Могут ли вулканы встречатся на дне океанов? Где их больше на дне или на суше. Почему? Как вы думаете? (Подвести учащихся к тому, что бы они вспомнили отличие материковой и океанической земной коры.) Ребята приходят к тому, что океаническую кору прожечь магмой легче, т. к. она тоньше.
- Далее делают вывод: Вулканов больше на дне океанов, так как океаническую кору прожечь легче.
- В тетрадь записывают определение, что такое вулкан.
- Подведение итогов.
Рефлексия:
- Какую проблему мы поставили в начале урока.
- Удалось ли нам ее решить?
3. Что нового для себя мы узнали?
4. К какому выводу мы пришли?
- Домашнее задание.
Прочитать параграф 16, 17. Выполнить задания в рабочей тетради1, 4, 5, 6, 7. Желающие могут составить кроссворд о вулканах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7 классе "Литосфера Земли"
Данная разработка метаурока дл 7 класса преследует следующие цели:Образовательные: об-ся узнают гипотезы о движении земной коры и её строении; научатся анализировать карту строения земной коры; смогут...
Методическая разработка урока по теме "Литосфера"
Методическая разработка урока по теме "Литосфера" 6 класс...
Разработка урока по географии 8 класс «Человек и литосфера»
Технологическая карта и презентация по тема "Человек и литосфера" (содержится видеофильм)...
Разработка урока в технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"
Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется...
Разработка урока "Стихии Литлсферы"
Урок разработан для 5 класса с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока "Стихии литосферы"...
Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"
Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы" ...
Методическая разработка урока на тему "Литосфера".
Методическая разработка урока по географии 6 класс на тему <Литосфера>.Тип урока: индивидуально-командная географическая игра....