Разработка урока. Стихии литосферы
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме

Лютчер Елена Анатольевна

Проблемный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihii_litosfery_-_kopiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Тема:  Стихии литосферы.

Цель: Сформулировать представление о происхождении стихийных явлениях литосферы, раскрыть их причины и следствия. Познакомить с распространением этих явлений по земному шару.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование общих представлений о внутренних процессах, происходящих внутри земной коры

Развивающие:

  • развивать умения обучающихся на основе карт  составлять причинно – следственную связь;
  • развивать основные умения организации самостоятельной и практической деятельности;
  • продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;

Воспитательные: 

  • воспитывать  групповую сплоченность у обучающихся;
  • воспитывать положительное отношение к знаниям;
  • воспитывать дисциплинированность.
  • воспитание чувства красоты, гордости за свой край, любви к своей  Родине.

Тип урока: изучение нового материала. Комбинированный.

Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, рефлексия.

Оборудование: физическая карта мира,  таблица « Землетрясения и вулканы, учебники,  ПК,   м/медийная презентация, • мультимедиа-проектор.  

Этапы урока.

  1. Организационный этап
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Изучение нового материала.
  4. Подведение итогов.
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание.          

                                                                 Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: тема сегодняшнего урока « Стихии литосферы». На прошлом уроке мы с вами познакомились с двумя рельефообразующими процессами: внутренними и внешними. Мы выяснили, что они взаимосвязаны и формируют рельеф Земли. Сегодня мы продолжим изучать рельефообразующие процессы на примере катастрофических стихийных явлениях. Каждый из вас видел по телевизору или в кинотеатрах фрагменты о природных катастрофах и имеет представление об этих процессах.

Перед нами стоит проблема:

мы должны с вами выяснить,  в результате чего происходят катастрофические стихийные явления на Земле, такие как землетрясения и вулканизм. Где они распространены и проявляют свою деятельность.

Первая стихия, которую мы с вами разберем,  – это землетрясения.

  • Как вы думаете, что такое землетрясения? (Учащиеся высказывают свои предположения).  Правильно. Это подземные толчки и колебания земной коры.
  • Но самое главное, чем они вызваны? Посмотрите.
  • Пример с пружиной: Представьте, что есть пружина, сжав ее,  мы придаем пружине давление, которое сдерживает рука. Так и в природе  пружина - центр землетрясения, где происходит накопление напряжения, а удерживает его литосфера.
  • Подумайте. В результате чего происходит разрядка напряжения в природе? ( учащиеся предлагают свои теории и гипотезы).
  • Учитель обобщает их: движение литосферных плит,  притяжения луны, образование пустот при извлечении нефти и угля, резкое движение плит и другие известные теории.
  • Вместе с учащимися подводят итог. Планета состоит из литосферных плит. Землетрясения возникают при движении литосферных плит, (внутрений рельефообразующий процесс) когда внутренняя энергия земли вырывается наружу.
  • Далее учащиеся записывают определение, что такое землетрясение и причину его возникновения.
  • Найдите на схеме,  как называется то место, где возникает напряжение. (Очаг) Подпишите его.
  •  От очага отходят какие –то линии. Что это такое? ( Это сейсмические волны, которые передают колебания земной поверхности).
  • Что находится над очагом землетрясения? ( Эпицентр. )Подпишите его.
  • Как вы думаете, что здесь происходит на поверхности? ( Самые сильные разрушения. Чем дальше от эпицентра, тем волна меньше и разрушение тоже)
  • Как определяют силу землетрясения? ( По международной 12-балльной шкале). 
  • В год на Земле происходит до 100 000 землетрясений, а 10 - самые разрушительные. Сейчас ребята нам расскажут о самых сильных землетрясениях на Земле. (Сообщения учащихся)
  • Ребята зачитали нам сообщения о самых разрушительных землетрясениях. Давайте рассмотрим на карте в учебнике,  где находятся основные области землетрясений и моретрясений. Учащиеся выдвигают свои предположения, почему именно в этой области.
  • Вместе с ребятами сделать вывод: Основные районы  землетрясений сконцентрированы на границе литосферных плит.
  • Могут ли живые организмы предсказывать землетрясения? (Учащиеся рассказывают о поведении животных).
  • А ученые могут предсказать? ( Рассказы и предположения ребят ).
  •  Что это за приборы? ( Сейсмографы – приборы,  регистрирующие землетрясения).
  • Далее учащиеся подводят итоги.

  1. Следующее явления, которое мы должны рассмотреть, - это вулканизм.
  • Какие ассоциации возникают у вас при слове вулкан? (Огнедышащая гора).
  • Давайте послушаем сообщение и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.
  • В чем причина появления вулканов? Рассмотрите рисунок на стр. 81.  О чем он вам говорит? Следует подвести учащихся к тому, что вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е.  там же, где и землетрясения. На границе литосферных плит.
  • Могут ли вулканы встречатся на дне океанов? Где их больше на дне или на суше. Почему? Как вы думаете? (Подвести учащихся к тому, что бы они вспомнили отличие материковой и океанической земной коры.) Ребята приходят к тому, что океаническую кору прожечь магмой легче, т. к. она тоньше.
  • Далее делают вывод: Вулканов больше на дне океанов, так как океаническую кору прожечь легче.
  • В тетрадь записывают определение, что такое вулкан.
  • Подведение итогов.

Рефлексия:

  1.  Какую проблему мы поставили в начале урока.
  2. Удалось ли нам ее решить?

3.    Что нового для себя мы узнали?

4.    К какому выводу мы пришли?

  1. Домашнее задание.

Прочитать  параграф 16, 17. Выполнить задания в рабочей тетради1, 4, 5, 6, 7. Желающие могут составить кроссворд о вулканах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7 классе "Литосфера Земли"

Данная разработка метаурока дл 7 класса преследует следующие цели:Образовательные: об-ся узнают гипотезы о движении земной коры и её строении; научатся анализировать карту строения земной коры; смогут...

Методическая разработка урока по теме "Литосфера"

Методическая разработка урока по теме "Литосфера" 6 класс...

Разработка урока по географии 8 класс «Человек и литосфера»

Технологическая карта и презентация по тема "Человек и литосфера" (содержится видеофильм)...

Разработка урока в технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"

Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется...

Разработка урока "Стихии Литлсферы"

Урок разработан для 5 класса с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока "Стихии литосферы"...

Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"

Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы" ...

Методическая разработка урока на тему "Литосфера".

Методическая разработка урока по географии 6 класс на тему <Литосфера>.Тип урока: индивидуально-командная географическая игра....