Рабочая программа по географии 6 класс Домогацких Е.М.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МС Протокол №_______________ от «____» ____________ 20____ г. Руководитель МС: ________/______________/ | Утверждаю Директор МБОУ «Суховская СОШ № 3»: __________________ /___________________/ Пр.№ ____от «____» __________20____ г. |
Рабочая программа
на 2016-2017 учебный год
Предметная область естествознание
Учебный предмет география
Класс 6
Срок реализации 1 год
Учитель Бабаева Ж.М.
С. Сухово, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для курса географии 6 класс разработана на основе нормативных документов:1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ ред. От 23.07.2013 об образовании в Российской Федерации. 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 .Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования ред. Пр.1644 от 29.12.2014, приказ №1577 от 31.12.2015.№. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. Автор Домогацких Е.М.,«География. Начальный курс», 6 класс. Программа рассчитана на 35 уч. недель, 35 часов в год, согласно учебному плану школы и программе автора учебника.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник 6 класса
научится:
-использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения,
компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации,
необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, систематизировать,
обобщать и интерпретировать
географическую информацию;
-находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и закономерности;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
-выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками
географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
-представлять в различных формах географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных
свойств и проводить их простейшую классификацию;
-использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и
явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и географических
различий;
-проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной
высоты, направления и скорости течения водных потоков;
-оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития.
Выпускник 6 класса
получит возможность научиться:
-работать с различными источниками географической информации и
приборами;
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и
современных навигационных приборов;
-читать географические карты;
-
создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде
-воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно
-популярной литературе и СМИ;
-создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о
географических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией;
-самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,
связанные с различными
географическими объектами и
населением Земли
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (2 часа)
География как наука.Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.
Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов. /обучающая/
Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы:
№1. Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат.(итоговая, с оценками всего класса)
№2 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности. (итоговая, с оценками всего класса)
Тема 3. Литосфера (6 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы *Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей (демонстрационная).
*Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). (демонстрационная)
№3 Составление схемы различий гор и равнин по высоте (итоговая, с оценками всего класса)
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера,тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы: * Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. (обучающая)
№4 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. (итоговая, с оценками всего класса)
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы: * Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды (демонстрационная). * Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.(обучающая) *Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей (обучающая).
№5 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. (итоговая, с оценками всего класса)
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Практическая работа: Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности.(демонстрационная, экскурсия)
Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия:почва, плодородие,природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Практические работы: * Изучение строения почвы на местности (обучающая).
* Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности (демонстрационная)
* Описание природных зон Земли по географическим картам. (демонстрационная)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | УУД | |||
план | факт | Личностные | метапредметные | предметные | |||
1. | Что такое география? | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Умение объяснять: влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Умение определять: географические координаты; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний; географические следствия движений Земли. | |||
2. | Из истории географических открытий | ||||||
3. | Планеты Солнечной системы | ||||||
4. | Форма, размеры и движение Земли. | ||||||
5. | Система географических координат | ||||||
6. | Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов. /обучающая/ | ||||||
7. | Времена года. Пояса освещенности | Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | свойства географической карты и плана местности; специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштабов; значение планов и карт в практической деятельности человека. Умение определять: существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки; масштаб карты. | |||
8. | Карта. Масштаб карты. | ||||||
9. | Виды условных знаков Практическая работа №1. «Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат»(итоговая, с оценками всего класса) | ||||||
10. | Стороны горизонта. Изображение рельефа на карте | ||||||
11. | Практическая работа №2 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности» (итоговая, с оценками всего класса) | ||||||
12. | Строение земного шара | Знать: основные географические понятия и термины географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Умение объяснять: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах. Умение определять: существенные признаки понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма | |||
13. | Виды горных пород. Полезные ископаемые | ||||||
14. | Движения земной коры | ||||||
15. | Выветривание горных пород | ||||||
16. | Рельеф суши и дна океана | ||||||
17. | Практическая работа №3«Составление схемы различий гор и равнин по высоте» (итоговая, с оценками всего класса) | ||||||
18. | Строение атмосферы | Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.; причины возникновения природных явлений в атмосфере; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности адаптации человека к климатическим условиям. Умение определять: существенные признаки понятий; основные показатели погоды. | |||
19. | Температура воздуха | ||||||
20. | Атмосферное давление | ||||||
21. | Движение воздуха. Ветер | ||||||
22. | Вода в атмосфере | ||||||
23. | Погода | ||||||
24. | Климат | ||||||
25. | Практическая работа №4 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды» (итоговая, с оценками всего класса) | ||||||
26. | Единство гидросферы. Круговорот воды в природе | Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере гидросферы; выделение существенных признаков частей Мирового океана; особенности состава и строения гидросферы; условия залегания и использования подземных вод; условия образования рек, озер, природных льдов; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга Умение определять: существенные признаки понятий; вид рек, озер, природных льдов; особенности размещения и образования объектов гидросферы. | |||
27. | Мировой океан: океаны, моря, заливы, проливы | ||||||
28. | Воды суши. Реки. Озера.Практическая работа №5 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком» (итоговая, с оценками всего класса) | ||||||
29. | Подземные воды. Природные льды. | ||||||
30. | Царства живой природы | Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | .Умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств природы; необходимость охраны органического мира. Умение определять: существенные признаки понятий; сущность экологических проблем; причины разнообразия растений и животных; характер взаимного влияния живого и неживого мира. | |||
31. | Почва .Обучающая практическая работа: * Изучение строения почвы на местности | Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Умение объяснять: закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. Умение определять: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли. | |||
32. | Природный комплекс. | ||||||
33. | Природные зоны | ||||||
34. | Демонстрационные практические работы: *Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности * Описание природных зон Земли по географическим картам | формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окр.среде; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера. воспитание патриотизма. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции). | начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. | |||
35. | Итогово-обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга" Гостева Ольга Ивановна...
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...
Рабочая программа по географии 6 класс по программе Е.М. Домогацких
В программпе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, краткое содержание курса, а также формы контроля....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...