Восточная Африка. Эфиопия.(Методическая разработка урока)
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Васильева Вера Владимировна

Урок усвоения новых знаний разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.afrika._efiopiya-urok.docx69.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока .

Выполнила Васильева В.В., учитель географии

МБОУ «Краснохолмская сош №2 им. С. Забавина»

Тема урока: Восточная Африка. Эфиопия.          

Цели: 1- формирование знаний о природе , населении региона Восточной Африки и Эфиопии; 2- закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию, умения раскрывать причинно-следственные связи; 3- развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков

Планируемые результаты:

1.Предметные:

Продолжить формирование представлений о регионах Африки и странах, входящих в их состав, особенностях природы и хозяйственной деятельности населения;                                                                                                                                    -Объяснять влияние природы на жизнь людей.                                                              -Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.                                                                                                                             -Формировать умение составлять комплексную характеристику страны по типовому плану, используя карты атласа и материал учебника.                            -Совершенствовать умение анализировать географические карты различного содержания.                                                                                                                            

2. Метапредметные

-  Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования. 
- Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично. 
-  Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

3. Личностные

-  Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. 
-  Коммуникативные навыки — владение основными навыками работы в группе. 
-  Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: Словесный, наглядный, картографический, практические, эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: УМК учителя, компьютерная презентация по теме урока, географические карты Африки (физическая, политическая), атласы 7 кл., карточки с заданиями, картинки растений и животных, запись этнической музыки, ватман, клей.

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Мотивация: Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке мы снова встретимся  с этим необычным континентом. 

«Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Так писал Николай Гумилев – поэт, ставший крупным исследователем Африки и навсегда ее полюбивший.

Определение темы: На слайде представлены картинки: Эфиопское нагорье, Голубой Нил, пустыня Данакиль, Восточно-Африканское плоскогорье влк. Килиманджаро, исток Нила, оз. Танганьика, и др. Почему эти картинки собраны вместе? – Все эти объекты находятся в Восточной Африке.                    Тема урока: Восточная Африка (записываем тему в тетрадь)

Цели: Узнать особенности природы, населения и занятия населения Восточной Африки.

Научиться давать комплексную характеристику страны.

Какие способы мы будем использовать? Работа с различными источниками информации, с типовым планом.

3) Актуализация знаний.

Откройте учебники с. 134, рис. 82 . Покажите регион Восточной Африки на карте и назовите крупнейшие страны Восточной Африки.

Что мы знаем о Восточной Африке?

Задание: Какие утверждения характеризуют Восточную Африку?

1.Восточную Африку омывает Индийский океан, и пересекает экватор.

2.В рельефе преобладают высокие равнины и горные области.

3. Территория расположена на древней платформе, поэтому здесь не бывает землетрясений и извержений вулканов.

4.Летом наступает сезон дождей.

5.Реки питаются водами ледников.

6.Преобладают красно-бурые почвы.

7. Природные зоны сменяют друг друга исключительно с севера на юг.

8. Население принадлежит к европеоидной расе.

9. По мнению ученых, Восточная Африка является колыбелью человечества.

10. В Восточной Африке много заповедников и национальных парков.

Верные ответы: 1, 2, 4, 6, 9, 10.

Самопроверка. Выяснение затруднений. Есть ли ошибки? По некоторым вопросам у нас недостаточно знаний. А лучше изучить Восточную Африку я предлагаю вам на примере одной из стран этого региона. Что это за страна? Ответьте, прослушав отрывок из стихотворения.

Между берегом буйного Красного моря 

И Суданским таинственным лесом видна, 

Разметавшись среди четырех плоскогорий, 

С отдыхающей львицею схожа, страна. ( Н. Гумилев.  «Абиссиния»)

Эфиопия (Абиссиния)-это любимая страна Н. Гумилева в Африке. Он был поражен ее великолепием, и воспевал ее как поэт в своих стихах.  Он ехал туда вновь и вновь и очень много сделал для изучения Эфиопии. Предлагаю и вам отправиться в путешествие по Эфиопии в качестве исследователей по следам Н. С. Гумилева.

 4) Первичное усвоение новых знаний

В процессе нашего путешествия вы составите отчет в виде комплексной характеристики страны Эфиопии. В процессе выполнения заданий заполняем таблицу. Работаем коллективно.

Комплексная характеристика страны __ЭФИОПИЯ___________________

ПЛАН

ОТВЕТЫ

1. ГП (в какой части материка расположена, моря и океаны, омывающие страну, соседние государства, столица)

2. Рельеф, строение земной коры, полезные ископаемые.

3. Климат (климатический пояс. Ср.t я.℃, ср.t и℃ , годовое количество осадков, различия по сезонам и по территории)

4. Воды (крупные реки, их режим; крупные озера, их происхождение)

5. Природные зоны (с указанием типов почв, растительность, животный мир; имеются ли области высотной поясности)

6. Население (народы, религии, др. особенности)

7. Занятия населения

Задание 1. С помощью карт атласа охарактеризуйте ГП Эфиопии.

Задание 2. Просмотрев видеофрагмент определите какие крупные формы рельефа есть в Эфиопии. Какие природные процессы участвуют в формировании рельефа Эфиопии?

Север — это болота без дна и без края, 

Змеи черные подступы к ним стерегут, 

Их сестер-лихорадок зловещая стая, 

Желтолицая, здесь обрела свой приют. 

  

А над ними насупились мрачные горы, 

Вековая обитель разбоя, Тигрэ, 

Где оскалены бездны, взъерошены боры 

И вершины стоят в снеговом серебре

О каких территориях идет речь? –низм. Данакиль, Эфиопское нагорье.

Задание 3. С помощью  климатической карты в атласе и климатограммы для г. Аддис-Абеба охарактеризуйте особенности климата и его различия на территории Эфиопии. 

Поднимись еще выше! Какая прохлада! 

Точно позднею осенью пусты поля, 

На рассвете ручьи замерзают, и стадо 

Собирается кучей под кровлей жилья.  - На высотах Эфиопского нагорья климат прохладный.

  Задание 4. Рассмотрите космические снимки Восточной Африки и территории Эфиопии. Определите наличие рек и озер , определите происхождение озер.

 Задание 5. В какой природной зоне расположена Эфиопия?

Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы, 

Слишком много здесь этой паленой травы…  

Осторожнее! В ней притаились удавы, 

Притаились пантеры и рыжие львы. 

О какой природной зоне идет речь? –Саванны.

Выше только утесы, нагие стремнины, 

Где кочуют ветра, да ликуют орлы, 

Человек не взбирался туда, и вершины 

Под тропическим солнцем от снега белы. - Высотная поясность.

 Выполнить задания по группам. Используем дополнительный текст.

  1. Выполнить коллаж « Растительный мир Эфиопии», отобрав нужные картинки.
  2. Выполнить коллаж «Животный мир Эфиопии», отобрав нужные картинки.
  3. Выполнить схему «Высотная поясность Эфиопского нагорья».

Проверка правильности выполнения  заданий др. группами.

А сейчас я приглашаю вас немного отдохнуть. Мы посетим один из заповедников Эфиопского нагорья. Вопрос: Почему здесь сохранилось много редких животных-эндемиков. (См. видеофрагмент)

 Задание 6. Задание 7. Заполните 6 и 7 строки таблицы, прослушав сообщения  о населении и его занятиях. (Сообщения обучающихся). Обращаем внимание на тот факт, что Эфиопия – родина кофе и пшеницы. Рассматриваем зерна кофе и пшеницы. Слушаем бой тамтамов.

Закончили заполнение таблицы.  Взаимопроверка в парах.

 5) Первичная проверка понимания

 ВЫВОДЫ---? Что повлияло на формирование природных условий  Эфиопии? Что оказало влияние на особенности жизни населения? Является ли Эфиопия типичной страной Восточной Африки? Какие изменения произойдут по вашему мнению в Восточной Африке?

-Природные условия Эфиопии разнообразны. На формирование природы страны большое влияние оказали ГП в экваториально-тропических широтах, особенности рельефа и строения земной коры. В свою очередь природные условия оказали влияние на жизнь и занятия населения( благоприятный климат, плодородные почвы-земледелие, наличие гор-скотоводство). Эфиопия является типичной страной В. Африки, но имеет свои уникальные особенности. Изменения в природе могут произойти под влиянием тектонических движений и деятельности человека.

6) Первичное закрепление.

Задания по группам

1 группа: «Реставрация» карты Эфиопии;

 2 группа: «Реставрация» текста; (или Синквейн)

3 группа: Составление рекомендаций для туристов, отправляющихся в Эфиопию.

Группы проверяют др. др. Дополнения.

7) Итог урока

ЭФИОПИЯ – ЭТО…..(отвечают по очереди):

-страна в Африке, -древнее государство,  –прародина человечества, -страна Великих Африканских разломов, -родина кофе, -родина твердых сортов пшеницы, -страна многих народов, - страна национальных парков, страна вулканов, страна уникальных растений и животных и т.д.

Как вы думаете, почему Н. Гумилев сравнивает Эфиопию с отдыхающей львицей?( величественная,  красивая природа, экзотика, много таинственного и т.д.)

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Оценки за индивидуальную и коллективную работу, за выполнение заданий в группах.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Изучить параграф 26.

Задания по выбору:

1-Составить туристический  маршрут по Эфиопии

2-Синквейн по теме урока

3-Кроссворд «Природа и население Восточной Африки»

Задание по желанию: Познакомиться с произведением Н. Гумилева «Абиссиния». О каких особенностях природы и населения Эфиопии рассказывает поэт?

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1.Заполните лист самооценки по сегодняшнему уроку:

Критерии оценки (взаимооценки)

Выполнение (баллы)

1

Отвечал на поставленный вопрос

2

Оформлял записи в рабочей тетради

3

Формулировал аргументы

4

Отвечал по карте, делал выводы

5

Выступал публично

6

Участвовал в обсуждении

7

Выполнял творческое задание

2.С каким настроением я ухожу с урока? Прикрепить зерна кофе к ожерелью веселого или грустного негритенка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Флаг Эфиопииhttp://globalvillage.world/wp-content/uploads/2015/03/Flag_Ethiopia-576x288.png

Растительный и животный мир Эфиопии

Почти все растительные зоны Африки представлены в Эфиопии — от альпийских, высокогорных лугов до тропических пустынь, от вечнозеленых дождевых лесов до солончаково-галечных пустынь. Богат   видовой состав растительности — около 10 тысяч видов.

Леса, еще в конце прошлого века покрывавшие обширные пространства в горных районах, сильно сведены. Они занимают ныне всего около 4% территории страны, главным образом на юго-западе. В лесах   Эфиопского нагорья произрастают кофейные деревья, пальмы, молочаи, фикусы, дикая олива, часто встречаются заросли шиповника. В саваннах, покрытых травяной растительностью, часто встречаются зонтичные акации, а выше в горах можжевельник. В верхней каменистой части гор встречаются интересные растения лобелия гигантская, выбрасывающая цветоножку на 4—5 м,  и сенеция.

 В настоящее время в горной Эфиопии преобладают эвкалиптовые рощи. Семена и саженцы этого быстрорастущего, неприхотливого дерева были завезены из Австралии в конце 19 века, с целью быстрого восстановления уничтоженных лесов.

Наиболее распространенными видами животных в Эфиопии являются шакалы, гиены и лисицы. В саваннах встречаются львы, леопарды, гепарды, слоны, жирафы, антилопы, обезьяны, гиппопотамы, бегемоты, носороги и крокодилы. В горных районах обитают эндемичные обезьяны гверецы (колобусы).  В северных районах Эфиопии есть  редкие и эндемичные виды – обезьяны гелады, антилопа-ньяла, эфиопский козёл, эфиопский волк, зебра Греви, сэменская лисица, дикий сомалийский осел.

         Из птиц на территории Эфиопии распространены орёл, сокол, гриф, стервятник, цапля, куропатка, утка, чирок, цесарка, кроншнеп. В пустынях встречаются страусы, а в горах - эндемичный турако.  В Эфиопии обитает множество насекомых, нередко из других стран залетает опасная муха цеце.

На Эфиопском нагорье четко выражена высотная поясность[a].                  

До высоты 1700-1800 м в хорошо увлажненном и жарком поясе произрастают широколиственные леса и пальмы, лишь на юго-западе сохранились влажные вечнозеленые леса, а  на юго-востоке в сухом климате - пустыни.

 Выше 1800 м становится прохладнее и выпадает меньше осадков.  Леса сменяются горными лесами и саваннами. Саванны простираются до 2400м.

Выше их сменяют можжевеловые леса,  а еще выше (с 3000 м) - альпийские высокогорные луга.

С уменьшением площади лесов, уменьшаются и популяции животных, браконьерство привело к уничтожению некоторых видов. Для охраны животного мира и развития международного туризма в Эфиопии создаются национальные парки.

НАСЕЛЕНИЕ ЭФИОПИИ

В Эфиопии проживает 90 млн. чел.  Она занимает 2 место по численности населения в Африке (после Нигерии).

По мнению многих ученых, именно Восточная Африка является колыбелью человечества. Возраст археологических находок австралопитеков в Эфиопии оценивается в 2,5 млн. лет.

 Эфиопия – многонациональная страна. На флаге Эфиопии мы видим изображение пятиконечной звезды, которая символизирует равенство всех народов страны.

Слово Эфиопия в переводе с греческого языка означает «страна людей с обожженными солнцем лицами». Большая часть населения Эфиопии относится к эфиопской расе —  промежуточной между европеоидной и негроидной. Тонкие черты лица, волнистые волосы, высокий рост и шоколадного цвета кожа делают  жителей Эфиопии необычайно красивыми.

Самые многочисленные народы - амхара и оромо. Государственный язык –амхарский, хотя разные народы говорят на разных языках.

Наиболее распространена христианская религия, а так же ислам.

Большинство населения Эфиопии живут в деревнях. Жилище эфиопов -круглые хижины с конусовидной крышей из соломы- тукуль. 

Население Эфиопии очень бедное и малограмотное.

Культура народов Эфиопии самобытна, сохраняет много старых традиций.  Традиционная одежда — длинные платья и накидки, часто украшенные орнаментами, богатой вышивкой. Здесь любят украшать себя различными предметами, на кожу наносят шрамы, рисуют узоры.

Эфиопы любят праздники, сохраняя свои национальные традиции, любят песни и танцы. Тамтам – это музыкальный инструмент что-то вроде барабана. Для его изготовления используют дерево, кожу, бамбук, кость и другие материалы. (Послушаем как звучат тамтамы).

Основная пища абиссинца — это ынжера (род блинчатого кисловатого на вкус хлеба, приготовленного из местного злака — тэффа, который содержит много железа). Ынжеру едят, с соусами, перцем, овощами, мясом или маслом.

 Интересен тот факт, что  здесь свое летосчисление. Сейчас в Эфиопии не 2016 год , а  2009. Сутки в Эфиопии начинаются не в полночь, а с восходом солнца, в 6 утра. И в году там 13 месяцев. И Новый год справляют не 1 января, а 11 сентября. 

ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЭФИОПИИ

Население Эфиопии занимается в основном сельским хозяйством. В Эфиопии выращивают многие зерновые культуры: пшеницу, кукурузу, ячмень, а также невысокий злак с маленькими зернышками — тэфф. Он содержит много железа. Из-за недостатка кислорода в горах он очень важен для питания.

Эфиопия – родина кофе. В провинции Каффа произрастает дикорастущий сорт кофе – арабика. Монахи одного из храмов пасшие у стен монастыря коз заметили, что даже старые козы, поев ягод одного из растущих на пастбище кустарников, резвятся как молоденькие. Монахам часто приходилось молиться всю ночь напролет. Они и попробовали ягоды. Так человек открыл для себя кофе. 

Эфиопия — родина дикой пшеницы и эту страну издавна называют «хлебной корзиной Востока. Во время экспедиции Н. И. Вавилова здесь были найдены дикие виды твердой пшеницы, из которых потом были выведены многие ценные культурные сорта.

В горах занимаются скотоводством.

Промышленность в Эфиопии развита слабо. Добывают полезные ископаемые, обрабатывают кожи.

В Эфиопии развивается туризм.                                                                                      Самые интересные культурные  достопримечательности Эфиопии это:

-Г. Аксум, где по легенде жила библейская царица Савская.

 -Город Гондэр до 1855 года был столицей Эфиопии.

 -В Лалибеле туристов ждут ещё более удивительные открытия -11 церквей, высеченных в скалах.

-Столица Эфиопии — Аддис-Абеба — примечательна Собором Святой Троицы, дворцом императора Менелика II (1894 г). Интересно, что на одной из центральных улиц Аддис-Абебы установлен памятник А. С. Пушкину (предок Пушкина –выходец из Эфиопии).
Из
природных достопримечательностей туристы часто посещают:

-Вулкан Эрта Але - самый беспокойным вулкан Эфиопии.

-Вулкан Даллол, окрестности которого напоминают пейзажи одного из спутников Юпитера. 

-Национальный парк Сымен, где располагается пик Рас-Дашен – самая высокая вершина Эфиопии.

-Озеро Тана.  Здесь берет начало Голубой Нил. 

Рекомендации для туристов, отправляющихся в Эфиопию.

Эфиопия – прекрасная страна, где вы можете увидеть много природных и культурных достопримечательностей.

Советуем посетить…..

Необходимо учесть, что…..

Будьте осторожны…….

Будьте вежливы…….

Запрещается……..

Не забудьте взять с собой……

Приятного путешествия!!!

Проведите «реставрацию» текста:

Разнообразны картины природы Эфиопии. Это и высокие горы, и волнистые плоскогорья, и равнинные саванны, и горные степи, и каменистые __           ________ , и влажные тропические              .__ ______________

Запад и центр страны занимает___________________. На севере его много гор с плоскими вершинами, похожих на столы. Здесь находится и самая высокая вершина_____________. В кратерах потухших вулканов образовались________ . На Эфиопском нагорье почти ежегодно бывают___________________ силой в 3-5 баллов. На западе Эфиопского нагорья находится озеро Тана, из которого вытекает река Аббай (или______________). У южных берегов озера воды реки падают с горного уступа, образуя большой и красивый_____________, а дальше река течёт в                                                                                                    _____________глубиной полторы тысячи метров.

На севере Эфиопии во впадине Афар находятся действующие                                    _____________. В их кратерах всегда видна кипящая                          . Воздух над впадиной Афар горячий, здесь стоит сорокаградусная жара. Это одно из самых жарких мест в мире.

Около трети территории Эфиопии занята пустынями. Они раскинулись на _________________ страны.

Наиболее освоена центральная часть страны. Земледельцы в Эфиопии обрабатывают землю плугом. Пашут на быках, лошадях, мулах, верблюдах, сеют вручную, жнут железным серпом. Здесь выращивают ____________культуры, овощи, фрукты. В горах народы тигре и тиграи занимаются _____________.

Главное богатство юго-запада страны   ________________________.

 На Эфиопском нагорье, на высоте 2,5 тыс. м, находится столица страны         _________________ ("новый цветок"). В нём всегда прохладно. Аддис-Абеба - красивый город с широкими улицами и многоэтажными зданиями. Здесь находятся Национальный театр, университет, банки. Огромный столичный базар занимает несколько квадратных километров. В городе много мелких кустарных мастерских, но есть и крупные текстильные, обувные, деревообрабатывающие предприятия.

Используйте слова: Аддис-Абеба, 4623 м, водопад, вулканы,                                          Голубой Нил, землетрясения, зерновые, кофейные плантации, лава,                                          леса, озёра, пустыни, скотоводство,  ущелье,  Эфиопское нагорье,                                       юго-восток.

Выполните «реставрацию» карты Эфиопии.  

Нанесите географические объекты, указанные в описании.

Большую часть территории Эфиопии занимает Эфиопское нагорье.

На севере нагорья находится самая высокая точка Эфиопии – г. Рас-Дашэн (4623 м).

На северо-западе находится горное озеро Тана, из которого вытекает река Голубой Нил.

 Река падая с уступа образует водопад Тис-Ысат.

Столица страны Аддис-Абеба расположена в центральной части нагорья.        

   Великие Африканские разломы пересекают Эфиопию с юго-запада на северо-восток.

В результате активных движений земной коры вдоль разломов образовалась впадина Данакиль на северо-востоке Эфиопии.

Здесь происходят извержения вулканов. Самый активный вулкан планеты – Эрта-Але.

На юго-западе страны в крупном грабене расположено засоленное озеро Рудольф.

Н.Гумилев      " Абиссиния"

Между берегом буйного Красного Моря 

И Суданским таинственным лесом видна, 

Разметавшись среди четырех плоскогорий, 

С отдыхающей львицею схожа, страна. 

  

Север — это болота без дна и без края, 

Змеи черные подступы к ним стерегут, 

Их сестер-лихорадок зловещая стая, 

Желтолицая, здесь обрела свой приют. 

  

А над ними насупились мрачные горы, 

Вековая обитель разбоя, Тигрэ, 

Где оскалены бездны, взъерошены боры 

И вершины стоят в снеговом серебре. 

  

В плодоносной Амхаре и сеют и косят, 

Зебры любят мешаться в домашний табун, 

И под вечер прохладные ветры разносят 

Звуки песен гортанных и рокота струн. 

  

Абиссинец поет, и рыдает багана, 

Воскрешая минувшее, полное чар; 

Было время, когда перед озером Тана 

Королевской столицей взносился Гондар. 

  

Под платанами спорил о Боге ученый, 

Вдруг пленяя толпу благозвучным стихом, 

Живописцы писали царя Соломона 

Меж царицею Савской и ласковым львом. 

  

Но, поверив Шоанской изысканной лести, 

Из старинной отчизны поэтов и роз 

Мудрый слон Абиссинии, негус Негести, 

В каменистую Шоа свой троя перенес. 

  

В Шоа воины хитры, жестоки и грубы, 

Курят трубки и пьют опьяняющий тэдж, 

Любят слушать одни барабаны да трубы, 

Мазать маслом ружье, да оттачивать меч. 

  

Харраритов, Галла, Сомали, Данакилей, 

Людоедов и карликов в чаще лесов 

Своему Менелику они покорили, 

Устелили дворец его шкурами львов. 

  

И, смотря на потоки у горных подножий, 

На дубы и полдневных лучей торжество, 

Европеец дивится, как странно похожи 

Друг на друга народ и отчизна его. 

  

Колдовская страна! Ты на дне котловины 

Задыхаешься, льется огонь с высоты, 

Над тобою разносится крик ястребиный, 

Но в сияньи заметишь ли ястреба ты? 

  

Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы, 

Слишком много здесь этой паленой травы…  

Осторожнее! В ней притаились удавы, 

Притаились пантеры и рыжие львы. 

  

По обрывам и кручам дорогой тяжелой 

Поднимись, и нежданно увидишь вокруг 

Сикоморы и розы, веселые села 

И зеленый, народом пестреющий, луг. 

  

Там колдун совершает привычное чудо, 

Тут, покорна напеву, танцует змея, 

Кто сто талеров взял за больного верблюда, 

Сев на камне в тени, разбирает судья. 

  

Поднимись еще выше! Какая прохлада! 

Точно позднею осенью пусты поля, 

На рассвете ручьи замерзают, и стадо 

Собирается кучей под кровлей жилья. 

  

Павианы рычат средь кустов молочая, 

Перепачкавшись в белом и липком соку, 

Мчатся всадники, длинные копья бросая, 

Из винтовок стреляя на полном скаку. 

  

Выше только утесы, нагие стремнины, 

Где кочуют ветра, да ликуют орлы, 

Человек не взбирался туда, и вершины 

Под тропическим солнцем от снега белы. 

  

И повсюду, вверху и внизу, караваны 

Видят солнце и пьют неоглядный простор, 

Уходя в до сих пор неизвестные страны 

За слоновою костью и золотом гор. 

  

Как любил я бродить по таким же дорогам, 

Видеть вечером звезды, как крупный горох, 

Выбегать на холмы за козлом длиннорогим, 

На ночлег зарываться в седеющий мох! 

  

Есть музей этнографии в городе этом 

Над широкой, как Нил, многоводной Невой, 

В час, когда я устану быть только поэтом, 

Ничего не найду я желанней его. 

  

Я хожу туда трогать дикарские вещи, 

Что когда-то я сам издалека привез, 

Чуять запах их странный, родной и зловещий, 

Запах ладана, шерсти звериной и роз. 

  

И я вижу, как знойное солнце пылает, 

Леопард, изогнувшись, ползет на врага, 

И как в хижине дымной меня поджидает 

Для веселой охоты мой старый слуга.

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восточные славяне в древности. Разработка урока и презентация по истории 6 класс

Разработка урока и презентация  на тему "Восточные славяне в древности". по истории для 6 класса.  В конспекты урока характеристика расселения, быта, занятия и особенности верования вос...

Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.

Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...

Конспект урока по географии на тему: Страны Восточной Африки.

Цель: Учащиеся знакомятся со странами Восточной Африки. Более подробно изучается одна из стран – Эфиопия. Рассматриваются особенности её природы и хозяйства....

План-конспект урока по теме: Восточная Африка. 7 класс.

Формирование знаний о природе и населении Восточной Африки, умение устанавливать взаимосвязи между процессами происходящими в природе ,  навыков работы с картами атласа, называть и показывать изу...

Конспект урока географии 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"

Конспект урока география 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"...