Конспект урока географии "От чего зависит климат нашей страны" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Разработка открытого урока для конкурса "Педагог года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: От чего зависит климат нашей страны.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Представление о результатах:

личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

метапредметные:

регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

познавательные: анализировать, обобщать географическую информацию; систематизировать полученные знания.

коммуникативные: отстаивание своей точки зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, работать в группе.

предметные: систематизация знаний   о целостной системе климатообразующих факторов, выявление  роли солнечной радиации, ГШ, подстилающей поверхности на климат.

Цель урока: Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России; солнечной радиацией и радиационным балансом.

Технология: проблемного обучения, развивающего обучения, ИКТ.

Время

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

3 мин

1.Организационный этап

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Павловна, я работаю учителем географии в Дашковской школе. Я очень волнуюсь, потому что вижу вас сегодня первый раз. Очень надеюсь на вашу помощь.

Тема сегодняшнего урока: От чего зависит климат нашей страны.

Слайд 1

Запишите тему урока.

Разный

Записывают в тетрадь

Климат России разнообразный

Почему климат России такой разнообразный?

Записывают тему в тетрадь.

3 мин

2. Постановка цели и задач урока.

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Это разнообразие я бы представила одним предложением. От чего зависит климат нашей страны?

Итак цель нашего урок

Слайд 2

Для достижения цели нам нужно поставить задачи. Наметим задачи для достижения цели, в помощь для вас на слайде даны начала предложений

вам необходимо их закончить, используя слова и выражения внизу слайда.

Слайд 3

Итак наши задачи на урок.

Слайд 4

Почему климат России такой разнообразный?

1. вспомнить

2. выяснить главную

3. научиться добывать по….., анализировать

4. выявить влияние солнечной …на

(слова для составления предложений: климат, причины разнообразия климата, карты, солнечная радиация)

10 мин

3. Актуализация знаний

1. Для того чтобы выполнить первую задачу:  

вспомним вместе причины, от которых зависит климат.

Как найти причины разнообразия климата?

Перед вами лежат таблицы, вы должны их заполнить.

Используя информацию учебника стр. 58 необходимо подобрать к каждому примеру одну причину, определяющую климат и записать в таблицу. Вам придётся попотеть.

Найдите в учебнике следующий эпизод

Слайд 5

прочтите его, что вам не понятно?

Приступим к работе: читаете по очереди пример и выбираете нужную причину разнообразия климата России.

А как эти причины, названы в учебнике?

слайд6

Вы помогли мне выяснить факторы, влияющие на климат.

Мы выполнили с вами первую задачу?

Работают с таблицами. Составляют рассказ.

Отвечает один учащийся. Все слушают и проверяют.

Климатообразующие факторы.

20 мин

4. Первичное усвоение новых знаний

и первичная проверка понимания.

2. А теперь помогите выбрать фактор, который будет влиять больше всего на климат.

От чего зависит жизнь на планете?

А что такое солнечная радиация найдите в параграфе 10.

Зачитайте.

слайд 7

Предъявление научного факта.

За 36 часов Солнце дает Земле столько энергии, сколько дают электростанции всех стран в течение года.

Приток солнечной энергии к нашей планете столь велик, что на Земле должно быть примерно в 2 раза жарче.

Почему этого не происходит?

Оказывается солнечная радиация неодинаково нагревает Землю.

По интерактивной карте, я буду останавливать курсор, вы, используя таблицы запишите угол падения лучей для каждой даты для города Серпухова.

Скажите, в какой  из этих месяцев будет холоднее в Серпухове?  Как вы думаете почему?

Помогите сделать вывод: от чего зависит солнечная радиация?

а угол определяется  широтой места. А широта - это удалённость от экватора в градусах.

мы выяснили одну причину, от которой зависит солнечная радиация.

А теперь обратите внимание на цветные иллюстрации.

Я уже устала и сейчас новые знания,  вы будете искать самостоятельно. Давайте проверим сколько времени уйдёт у вас на эту работу.

Для этого, используя параграф  учебника

и информацию со

 слайда 8

расставьте виды солнечной радиации на цветных иллюстрациях

прямая - прямые лучи от солнца 100

рассеянная - 25

отражённая от облаков - 22

отражённа от пыли - 5

отражённая от земли - 3

поглащённая - 45 идёт на нагревание земли

прямая 48

суммарная 73

Какой вид радиации отсутствует на схеме?

Найдите в тексте определение  суммарной солнечной радиации.

А теперь поработаем с рис.30 стр.59 показано распределение суммарной солнечной радиации.

- Анализ карты суммарной солнечной радиации.

Нужно определить суммарную радиацию в данных городах.

Мурманск-67 Ккал/см

Якутск – 89 или не определена

 Красноярск – 95 Ккал/см

Хабаровск – 111 Ккал/см

-Какая закономерность наблюдается в распределении суммарной солнечной радиации по территории нашей страны?    

                                             

Какой вид радиации преобладает на рисунке?

куда она расходуется?

Вернёмся к интерактивной карте.

Какой вид радиации нагревает поверхность Земли.

Почему показатели поглощенной радиации разные.

Лед отражает 75%, поглощает 25%

лес  20%, поглощает 80%

песок 30%, поглощает 70%

спокойная вода 2%, поглощает 98%

Вы помогли мне выяснить ещё одну причину неравномерного нагревания Земли.

Вторая причина характер подстилающей поверхности.

Посмотрите в окно,  какая радиация преобладает?

От чего это зависит? От того в каком состоянии находится атмосфера.

Показ фильма

Что ещё влияет на приход солнечной радиации.

Итак перед нами стояла задача почему на земле не становится жарче?  

Потому что количество солнечной радиации разное из-за ряда причин

слайд 9 

3 задача

Обратите внимание на карту:

Какое количество суммарной солнечной радиации получает Питер и устье Колымы?

Вернёмся к рисунку в учебнике.

С-Пб и устье Колымы получают одинаковое количество суммарной солнечной радиации (80 ккалл/см² в год). А теперь по климатической карте определите средние температуры января и июля.

Почему же столь различен климат этих двух районов, если они получают одинаковое количество солнечной радиации (тепла)?

район

ССР

Радиационный балланс

С-Пб

80

-8

+16

устье Колымы

80

-32

+12

Иркутск

100

-20

+22

Ростов –на-Дону

100

-6

+16

Оказывается виноват в этом радиационный баланс.

слайд Радиационный баланс - это разница между приходом и расходом энергии Солнца.

Вывод:

Почему на Колыме холоднее чем в Питере?

Солнечная радиация

Солнечная радиация – это тепло и свет, идущий от Солнца.

атмосфера защищает.

21 марта-

22 июня-

23 сентября-

22 декабря-

угол падения самый маленький

солнечная радиация зависит от угла падения солнечных лучей

в декабре.

Нет суммарной солнечной радиации. Кто догадался, что это за радиация. И откуда взялась цифра 73%

Суммарная солнечная радиация – это общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.

Она увеличивается к югу с увеличением географической широты.  

Прямая 45%

на нагревание земли и отражается

Разная подстилающая поверхность

Либо рассеянная, либо прямая.

От того погода ясная или пасмурная.

Наклон земной оси к плоскости орбиты

80 ккал/см²

Радиационный баланс меньше, чем в С-Пб.

6 мин

5. Первичное закрепление

Вопросы на соответствие

1.Что называется солнечной радиацией?

Это главная причина разнообразия климата РФ. Кроме неё  на климат влияют  климатообразующие факторы. Проверим как вы их запомнили.

Тепло и свет, излучаемые Солнцем

Тепло и свет, которые достигают поверхности Земли

Прямая + рассеянная

Рассеянная радиация

7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

§ 10 до стр. 60;

1.Определите, какая радиация преобладает в нашей местности по сезонам года;

2. Используя параграф учебника, составьте рейтинг видов подстилающей поверхности по возрастанию их отражающей способности.

Слушают и задают вопросы, если непонятно задание.

3 мин

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вернёмся к цели которую мы перед собой ставили.

Какими способами мы достигали цели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "До чего же хороша в матрешке русская душа"

знакомство с декоративно-прикладным творчеством- русской матрешкой,  видами ее росписи, историей возникновения...

Конспект урока "Из чего состоит компьютер"

Конспект урока "Из чего состоит компьютер"....

Разработка конспекта урока с презентацией по географии в 7 классе на тему "Климат Евразии"

Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа...

поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»

Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...

Презентация к уроку по теме " От чего зависит климат нашей страны?"

Как и какие климатообразующие факторы влияют на климат России - показано в данной презентации....

Выступление на педагогическом совете школы «Конспект урока… С чего начать?»

Выступление на педагогическом совете школы«Конспект урока… С чего начать?»Работа учителя при подготовке к урокам не лишена рутинной работы. Писать поурочные планы на каждый рабочий день – отличительна...

Конспект урока географии "Погода и климат". 6 класс

Урок составлен с использованием учебника по географии под редакцией О.А. Климанова и А.И. Алексеева  "География: Землеведение: 5-6 классы"....