Конспект урока географии "Погода и климат". 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Урок составлен с использованием учебника по географии под редакцией О.А. Климанова и А.И. Алексеева  "География: Землеведение: 5-6 классы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogoda_i_klimat.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Погода и климат

Цель: сформировать знания обучающихся о погоде и климате.

Задачи: образовательная – сформировать представление о том, чем погода отличается от климата, как распределены по земному шару пояса атмосферного давления, как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли, сколько на Земле климатических поясов; расширить знания учащихся о причинах, влияющих на изменение погоды; познакомить с главными характеристиками погоды.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в коллективе.

 

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, данные календаря погоды

Методы и формы проведения урока:

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая

Технологии:

технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах

Планируемые образовательные результаты: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме

Предметные

Метапредметные

Личностные

Давать определение терминов, понятий по тематике урока; называть характеристики погоды; свойства воздушных масс; объяснять причины изменения погоды; характеризовать свойства воздушных масс; объяснить причины изменения погоды; проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников информации: картографических, статических

Коммуникативные: формирование умений работать в парах, группах

Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание важности показателей климата , их влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения количественных характеристик климата и погоды.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Погода, климат, метеорология, воздушная масса, синоптические карты

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность  учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?

- Тогда начнем наш урок

Включаются в работу.

Личностные:-проявление интереса к поставленной проблеме

Регулятивные: умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:  вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Актуализация знаний

Но, вначале давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

- Что такое ветер?

-Какое бывает атмосферное давление?

- Что такое водяной пар?

-Что называют конденсацией, относительной и абсолютной влажностью?

- Какие виды облаков вы знаете?

- Какие виды осадков вы знаете?

Отвечают на вопросы.

Познавательные: слушают вопросы учителя, отвечают;

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Определение темы и целей урока

-Послушайте  текст  и выскажите суждение, о чем этот текст?

 «13-го октября, в течение суток на фоне повышенного давления ожидается переменная облачность, небольшой снег; ночью +2..+4°, днем +4..+6°, ветер западный, умеренный. Возможны небольшие геомагнитные возмущения».

-Каковы будут цели нашего урока?

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге;

умение находить несколько вариантов решения проблемы

Регулятивные :

в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи.

Изучение нового материала

Каждому из нас знакома слово «погода». Сообщения о ней регулярно передаются по радио и телевидению.

- Для чего людям нужны сведения о погоде?

Ожидаемая погода интересует практически всех, потому что она влияет на самочувствие людей и многие виды их деятельности. Изучением погоды занимается наука - метеорология.

Прослушав сводку погоды, можно убедиться, что она в разных уголках Земли в одно и тоже время очень разнообразна.

-А знаете ли вы что такое погода?

-Чем погода отличается от климата?

Найдите правильный ответ в учебнике стр. 216, п.27. и запишите определение в тетрадь.

-Подумайте, какими показателями характеризуется погода?

 -Опишите погоду сегодняшнего дня, используя дополнительную информацию на ваших столах.

-Что является причиной разного атмосферного давления?

Как распределены по земному шару пояса АД?

Принцип перемещения воздушных масс в атмосфере Земли

Характеристика климатических поясов Земли.

Анализ текста на стр.217-219.

Заполнить таблицу (один климатический пояс заполняем все вместе, далее самостоятельно) 

Предлагают свои варианты ответов.

Принимают участие в диалоге с учителем.

Работают с текстом учебника.

Записывают определение в тетрадь.

Работают с дополнительной литературой, составляют описание погоды сегодняшнего дня.

Работают с учебником стр. 216.

Работают с учебником стр. 216, извлекают нужную информацию, объясняют причину разного атмосферного давления.

Слушают объяснение учителя, рисуют схему в тетрадь стр. 217.

Изучают новый материал

-  выбирают индивидуальный режим работы; заполняют таблицу.

Коммуникативные:

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

Личностные:

Формировать умение способности к саморазвитию

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: (умение слушать собеседника, выражать свои мысли)

Регулятивные:

осуществлять преобразование информации; работать с текстовыми источниками.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество

Личностные: понимать значимость умений   работать с климатической картой

Закрепление нового материала

  1. Контроль выполнения таблицы.
  2. Фронтальный опрос:

- Какие показатели погоды и климата вы можете назвать?  

- Какими способами отражаются эти показатели на климатической карте?

- В каких районах земного шара выпадает наибольшее количество осадков?

- Какая июльская изотерма проходит по территории России с запада на восток севернее параллели 60⁰ с. ш.?

-  Какие средние температуры января в России самые низкие?

  1. Организация малый групп: работа с дополнительной литературой по подбору примет погоды.

Осуществляют самоконтроль деятельности на основе заданных алгоритмов и  эталонов, работают с климатической картой, отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют работу с дополнительной литературой, записывают приметы погоды в тетрадь. Отчет групп.

Познавательные: применяют полученные знания в новой ситуации, участвуют во фронтальном учебном взаимодействии, сопоставления и обсуждения  результатов индивидуальной деятельности.

Предметные: умение систематизировать знания по теме

Коммуникативные: умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата

Рефлексивная деятельность

Совместно с учащимися подводит итог урока, оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика.

- Нарисуйте на смайлике улыбку вашего настроения на уроке.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения, обмениваются мнениями

«Я хорошо усвоил, что….»

 «Мне пригодятся в дальнейшем знания о ..»

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

Регулятивные: умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Домашнее задание

П.51, подобрать из художественной литературы описание погоды или климата.

Учащиеся слушают разъяснение д/задания, записывают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии в 8 классе по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».

Урок из курса "География России. Природа.Население. Хозяйство." (Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство». Автор: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А Лобжанидзе,  8 ...

Конспект урока географии в 6 классе по теме: "Погода. Климат."

Урок содержит разнообразные формы усвоения материала. Использованы современные технологии в том числе игровая, проектная, ИКТ т.к. есть презентация к уроку учителя и исследовательская работа учащегося...

Конспект урока по географии 7 класс "Климат и внутренние воды Африки"

Проводимый урок является  третьим уроком в ходе изучения темы Африка и 18 по КТП. Ранее  дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африк...

Конспект урока по теме: Климат и внутренние воды Австралии", 7 класс

Цель: продолжить формировать новые и углубить известные из начального курса физической географии 6 класса общие климатологические понятия. Продолжить учиться работать с различными источниками географи...

Конспект урока географии в 6 классе "Погода и климат"

Урок способтствует формированию понятий "погода", "климат", раскрытию факторов, влияющих на формирование погоды и климата....