Разработки уроков
учебно-методический материал по географии на тему

Ирина Александровна Черепова

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дежурный словарь Географические координаты Увельский Географическая долгота 25 ноября Абсолютная высота Горизонтали Меридиан Нивелир Относительная высота Магеллан Географическая широта

Слайд 3

ль гори та зон

Слайд 4

Изображение высот и глубин на физических картах Отметка высот Определите высоту: г. Джомолунгма – г. Аконкагуа г. Ключевская сопка – в океане: Марианская впадина Самая глубокая точка в Чёрном море Точная высота Шкала высот и глубин Послойное окрашивание Приблизительная высота

Слайд 5

физминутка

Слайд 6

Определите среднюю высоту: Амазонская низменность Нагорье Тибет Глубину Балтийского моря

Слайд 7

Домашнее задание & 14, ПРИДУМАТЬ КАРТОЧКУ С ЗАДАНИЯМИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТ И ГЛУБИН

Слайд 8

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛИТЕ ВЫСОТУ г. Челябинск Какое море глубже Чёрное или Балтийское Наибольшая глубина Каспийского моря


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

гео графи чес кая широта

Слайд 2

Дежурный словарь Параллель Глобус Рельеф Колумб Экватор Москва 22 октября Компас Меридиан

Слайд 3

Координаты – определяют положение объекта на Земле Широта долгота (параллели)

Слайд 4

Как определить географическую широту? 1. г. Санкт-Петербург – с.ш. 2. г.Каир 3. г.Мехико 4. г. Пекин

Слайд 5

Какие города расположены? А) 50 с.ш.; Б) 35 с.ш.; В) 60 с.ш.

Слайд 6

Д/З &12 , придумать задание на определение широты

Слайд 7

гео графи чес кая долгота

Слайд 8

Дежурный словарь Параллель Глобус Рельеф Колумб Экватор Москва 28 октября Компас Меридиан Географическая широта

Слайд 9

Географическая долгота Научиться определять долготу объектов Научиться определять географические координаты точек

Слайд 10

Определите широту 40 с. ш. 30 с. ш. Город Якутск Гора Аконкагуа Вулкан Камерун

Слайд 11

Географическая долгота- расстояние в градусах от начального меридиана до заданного места Как определить долготу Узнать долготу ближнего к пункту меридиана(со стороны начального) Прибавить градусы между этим меридианом и пунктом Определите долготу Владивостока

Слайд 12

Географические координаты Широта ДОЛГОТА ОПРЕДЕЛИТЕ КООРДИНАТЫ ГОРОД ВЛАДИВОСТОК 43 С.Ш. 130 В.Д.

Слайд 13

Определите географические координаты 1 вариант Озера Чад Город Сидней 2 вариант Вулкан Камерун Озеро Эйр-Норт

Слайд 14

Домашнее задание 13, придумать карточку с заданием на определение географических координат

Слайд 17

Земная кора Океаническая материковая 5-10 кл 30-80 км 2 слоя осадочный 3 слоя гранитный базальтовый

Слайд 19

Как изучают земную кору Скважины (15 км) Геофизика (приборы записывают скорость распространения колебания внутрь Земли) Сейсмология Спутники из космоса

Слайд 20

Закрепление: назовите части земного шара

Слайд 21

Домашнее задание & 16 Сделать коллекцию горных пород и минералов



Предварительный просмотр:

                

Приложения

К уроку «Земная кора»

Урок изучения нового материала

В Начальном курсе географии 6 класс

Раздел «Строение Земли. Земные оболочки»


Приложение 1

Географическая игра «Запутанные слова»

Задание:

  • Выписать  только географические слова
  • Выписать слова, изученные в теме «Географическая карта»

   

        

Приложение 2

Релаксация

Упражнение, развивающее и активирующее мыслительную деятельность

На данном этапе используются здоровьесберегающие технологии.  Профилактика нарушений зрения, тренировка зрительного анализатора. Развитие навыков самоконтроля .Учащиеся получают возможность психологической разгрузки. Слайд №10  Звучит музыка для релаксации (Эра «Цветы моря»)  Откиньтесь на спинку стула, руки опустите вдоль туловища. Закройте глаза.  Нарисуйте глазами лежащую восьмёрку – символ бесконечности, бесконечности поиска  новых знаний.   Окрасьте её в зелёный цвет.   Затем сделайте вытянутой. Поверните вертикально. Окрасьте в оранжевый цвет.  Полюбуйтесь. Откройте глаза. А  теперь, отдохнув, снова  можно приниматься за работу.


Приложение 3

Кроссворд.

Данная форма работы применяется для оценивания работы класса в конце урока, так как в выделенных словах появится оценка, при верном решении кроссворда

О

1

5

                  2

Т

4

         3

Л

И

Ч

         6

Н

                          7

О

Задания для решения кроссворда:

  1. 1.В центре Земли находится ….
  2. В переводе с латинского означает «покрывало»
  3. Планета солнечной системы, 3-я от Солнца
  4. Земная кора, толщиной 30 – 70 км
  5. Земная кора, в которой отсутствует гранитный слой
  6. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые водами океана
  7. ¾ поверхности Земли занимает …

Черепова И.А.        стр.         11.01.2007



Предварительный просмотр:

Тема: Сельское хозяйство

8 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Методы обучения: Элементы проблемного изложения

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Настенная контурная карта
  3. каталог продукции предприятия «Ресурс»

Ход урока

Имя урока «Что посеешь, то пожнёшь» (Буратино)

Этапы проблемного урока

  1. Осознание проблемной ситуации
  2. Формулирование проблемы
  3. Применение известных способов действия
  4. Формулирование гипотезы
  5. Проверка гипотезы
  6. Общие выводы
  1. Дежурный словарь
  • Предприятие
  • Природные ресурсы
  • В.В. Докучаев
  • ВВП
  • Отрасль
  • Комплекс
  • чернозёмы
  1. Вступительное слово учителя (в  форме беседы)

Какая главная задача с/х (земледелие и животноводство)?

Оно одно не в состоянии справиться со столь важной задачей.

Записываем: учитель на доске, учащиеся в тетради.

АПК – совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке с/х продукции и доведении её до потребителя.

  1. Задача АПК (формулируют учащиеся)

Обеспечение населения продуктами питания, а промышленность с/х сырьём.

Работа в тетради

2. Состав АПК

1.с/х  м/с

Отрасли обслуживающие с/х

2.сельское хозяйство

Земледелие - животноводство

3. Транспортировка, хранение, переработка, реализация с/х продукции

Отрасли перерабатывающие продукцию с/х

Практическая работа №7 составление схемы АПК

Учитель раздаёт карточки со списком отраслей, входящих в АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность. Учащиеся распределяют отрасли по звеньям и получают оценку. 

Каково значение каждого из звеньев? Какое звено главное? Уровень развития с/х зависит от 1 звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК. (будем изучать в 9-м классе машиностроение)

Что объединяет в единый комплекс?

Как представлены звенья АПК  в нашей области, районе посёлке?

Материалы газеты «Настроение: только 10% производят предприятия с/хозяйства всей продукции района, а градообразующим предприятием является ООО «Ресурс» 46% по удельному весу производства и реализации продукции.

Проблема: справляется ли со своей задачей с/х России?

Презентация Гунина Евгения:

Самообеспечение страны продовольствием:

Хлеб – 80%

Молочные и мясные – 58%

Растительное масло – 58%

Сахар – 42%

Фрукты, ягоды – 28%

Овощи и бахчевые – 50%

Вывод:

  1. Особенности с/х

С/Х – одна из древнейших отраслей, тесно связанная с жизнеобеспечением людей продуктами питания, и, следовательно, нерациональное ведение сельского хозяйства ощутимо отражается на здоровье людей. Сначала человек стремился увеличивать площади под посевами и пастбищами, а затем перешёл к усовершенствованию сельскохозяйственных растений и пород животных. Ещё в первой половине 20 века основная часть населения России была занята в с/х.

Особенности с/х

  1. Сильная зависимость от природных условий  (просмотр фрагмента фильма)
  2. Сезонность производства большей части с/х продукции
  3. Земля является одновременно и средством труда и предметом труда.
  4. Использование живых организмов (растений и животных), растущих и развивающихся по определённым биологическим законам.

Итак, посмотрим какие предпосылки для развития с/х есть в России.

Земельные ресурсы (презентация Аверина Д.)

Россия – 1 место по площади – 1708 млн га

НО значительная часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Это многолетняя мерзлота, зона севера. Показывает на карте.

13% сельхозугодья

Пашня 60%        сенокосы 10%        пастбища 30%        сады, виноградники 1%

Как на ваш взгляд, это много или мало? Всё познаётся в сравнении

Показатели с/х на душу населения

Россия

ФРГ

США

Япония

Франция

Сельхозугодья,га

1,5

0,2

2

0,04

0,2

Пашня, га

0,8

0,2

0,7

0,03

0,3

Зерновые и зернобобовые, кг

Сахарная свёкла, кг

Картофель, кг

Мясо, кг

        Анализ таблицы.

Вывод: Россия имеет большую площадь пашни на душу. Но меньшую урожайность зерновых, сахарной свёклы, чем в развитых странах. Больше всего на душу населения в России выращивается картофеля – в 3 раза больше, чем в США. Мяса меньше чем в США в 3 раза. Почвы используются менее эффективно, чем в развитых странах.        

Таким образом, мы выявили 2 причины:

  1. Низкая урожайность
  2. Неэффективное использование почвы.

Презентация №3. Алексеева Вера:

как использовать почвы наиболее эффективно

И так, по сравнению с другими странами, у нас в среднем на каждого жителя приходится 0,8 га пашни, но в дальнейшем будет 0,6га.  Лучше всех! Но значительная часть с/х угодий

-переувлажнена, заболочена, засолена (40%)

-подвержена водной и ветровой эрозии (25%)

-засухе (80%)

  • Мелиорация – мероприятия направленные на улучшение плодородия почв –
  • 5% охвачено сельскохозяйственных земель в России мелиорацией

Анализ сообщения.

Может быть,  ввозить продукты из-за рубежа, они дешевле отечественных? Важно помнить: все развитые страны мира, прежде всего,  поддерживают своё с/х производство. Даже если оно дороже зарубежного. Подумайте почему?

Вывод:

Нам тоже необходимо поддерживать сельскохозяйственное производство. С/Х не может развиваться без государственной поддержки. А поддержка наверное заключается в следующем: выделение средств на приобретение высокоурожайных сортов зерна,  на современную сельскохозяйственную технику, прогрессивную агротехнику.

Д/З П.№50, какие культуры возделываются в нашем районе

Характеристика растениеводства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сравнительная характеристика гор Урала и Дальнего Востока

Слайд 2

Понятия и термины Широтная зональность Мелиорация Агроклиматические ресурсы Высотная поясность Заповедник Карелия Докучаев В.В. КМА Лесотундра Баргузинский Рекреационные ресурсы Альпийские луга Эльбрус Гольцы Карелия Ильменский Лесостепь Агроклиматические ресурсы Кижи Эльбрус Народная Заповедник Баргузинский Верхоянск и Оймякон Высотная поясность КМА Альпийские луга

Слайд 3

Практическая работа №11 Сравнительная характеристика гор Урала и Дальнего Востока Уральские горы Горы Дальнего Востока Возраст Высота –МАХ средняя Направление хребтов Набор высотных поясов ( Особенности растительности)

Слайд 4

Уральские горы Горы Дальнего Востока Возраст 300 млн лет древние 30-70 млн лет молодые Высота –МАХ средняя 1895м Народная 4688м Ключевская сопка Направление хребтов Меридиональное Меридиональное Набор высотных поясов,( особенности растительности Узкий спектр(3-4 пояса), преобладают леса. Наиболее полный(4-5 поясов), кедровый стланник, каменная берёза)

Слайд 5

Вывод Общее: меридиональное направление хребтов Различия: Урал – древние, разрушенные, невысокие горы, поэтому узкий спектр поясности по сравнению с горами Дальнего Востока

Слайд 6

Домашнее задание 32, записи в тетради, реферат «Экологические проблемы Урала», «Столица Урала – Екатеринбург», «Челябинск», своя тема.



Предварительный просмотр:

Черепова Ирина Александровна

МОУ Увельская СОШ №3        стр.         09.11.2008

 Экономическая и социальная география России

Региональный компонент

Конспект урока должен содержать три основные части:

  • формальную
  • содержательную
  • аналитическую

Формальная часть:

Урок №1. История заселения и хозяйственного освоения Челябинской области.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Выявить, как заселялась территория Челябинской области, историю становления области, как наиболее индустриально развитой территории Российской Федерации. Формировать умение работать с дополнительной литературой. Осуществлять межпредметные связи с историей заселения, анализировать карты своей области, с целью определения времени и характера заселения территории.

Оборудование: политико-административная карта РФ, атлас Челябинской области, контур Челябинской области на доске.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока

  1. Оргмомент. Целевая установка – 2 минуты.
  2. Изучение нового материала – 30 минут.
  3. Закрепление – 4 минуты.
  4. Домашнее задание – 4 минуты.

        Содержательная часть:

Изучение нового материала.

Административное формирование территории области началось с 18 века. Рассказ учителя, используя Краткий справочник Челябинской области стр. 5 [30]. Учащиеся составляют план, работают с атласом.

План

  1. 18 век – начало хозяйственного освоения Ч.о.
  • 1734 год – Оренбургская экспедиция под руководством И.К. Кирилова
  • 1737 год – образование Исетской провинции
  • 1743 год – центр провинции – Челябинск
  1. Вторая половина 18 века – формирование горнозаводской зоны Южного Урала
  2. 19 век – освоение степной зоны Челябинской области
  3. 1919 год – сформирована Челябинская губерния
  4. 1934 год 17 января – образована Челябинская область
  5. 1943 год – современные границы области

 Затем доклад учащегося, подготовившего опережающее задание: «Увельская биография и история развития предприятия ЧРУ».

Начало Увельской биографии совпало с интенсивным развитием предприятия и особенно социальной сферы. Разработка глины и песка связаны с появлением Увельского, его развитием, хозяйственными, экономическими, строительными, транспортными, архитектурными особенностями. Для проживания вся местность посёлка малопригодная, если не больше. Не случайно в конце 19 века станичники Нижне-Увельской (ныне Южноуральск) не захотели заводить к себе железную дорогу, дабы не портить плодородные поля, реликтовый сосновый бор, а отвели для этой цели бросовую, заболоченную местность. Так бы и оставаться нынешнему районному центру – железнодорожным разъездом или, самое большое, полустанком, если бы не уникальные запасы огнеупорных глин и формовочного песка. Для металлургии развивающегося Урала это сырьё, можно сказать, оказалось под рукой. И решающее влияние на расширение посёлка Увельского оказала война, прогрессирующие в этой связи отрасли оборонного значения. Схожие запасы глин ещё раньше были разработаны на Украине и в Воронежской области. В военные годы эти области оказались оккупированы, и в 40-е годы добыча нашего сырья возросла в десятки раз. Четыре десятилетия отмечены интенсивной выемкой глины и песка, что совершенно изменило ландшафт территории, примыкающей к хаотично разрастающимся улицам, микрорайонам. Полвека Челябинское рудоуправление оставалось посёлкообразующим предприятием, ему посёлок обязан сложившейся застройкой, архитектурой, инженерными сетями, многими административными, культурно-социальными зданиями, зелёными насаждениями.

Наш Увельский начала 60-х годов заметно уступал по благоустройству не только схожим рабочим посёлкам области, но и сельским районным центрам. На то было объективное объяснение – выделившийся Южноуральск вошёл в областное подчинение и оставил за собой материальную базу районного уровня. Увельскому ещё предстояло подняться до «столицы» района. Узаконив её положение и местонахождение, увельчане познали все «прелести»  и заболоченных участков, и залегающих близко к поверхности глиняных напластований. Одно дело, когда участок с подворьем, оказывался затопляемым, другое – грунтовая вода подходила под первый этаж многоквартирника, скрывала в своей пучине инженерные сети. В те годы сезонная грязь была неотъемлемой частью улиц, резиновые сапоги – единственно подходящей обувью. Не особо вникая в проблемы поселкового ландшафта, в окружающей местности, дети зимой лихо катались на лыжах по «горкам», то есть по отвалам близлежащих вскрыш, и внушительные глиняные насыпи были любимым местом ребячих игр. Весной по, так называемым, шахтам дети опять же раскатывались на льдинах. Воду, грязь и глину можно было смело вписывать в герб нашего посёлка. Те блага цивилизации, что приобретены в настоящее время, надо в полной мере отнести на счёт многих трудовых коллективов, но больше всего Челябинского рудоуправления.

Учитель корректирует ответ, заслушиваются дополнения других учащихся.

План у учащихся в тетради имеет следующий вид:

  1. Конец 19 века – строительство железной дороги и станции Нижне-Увельской
  2. 1915 год – начало добычи глины
  3. ВОВ – рост отраслей оборонного значения и в связи с этим добычи глины
  4. Широкое внедрение механизации после войны
  5. По-прежнему ЧРУ – посёлкообразующее предприятие

Закрепление.

 На доске контур Челябинской области, на нём нанесены 9 цифр -  это место расположение первых 9-ти заводов. Пользуясь атласом Челябинской области, учащиеся подписывают названия городов.

Вопросы к классу:

  • кто возглавил Оренбургскую экспедицию в 1734 году? (И.К.Кирилов)
  • когда была образована Исетская провинция? (1737 год)
  • какой город в 1943 году стал центром Исетской провинции? (Челябинск)
  • назовите населённые пункты, наименование которых связаны с местами сражений и побед российских войск? (Варна, Фершампенуаз, Бородино)
  • каким полезным ископаемым обязан своим появлением п. Увельский? (песок и глина)

Д/З. На контурную карту нанести условными знаками место расположения первых девяти заводов на территории Челябинской области, давших в дальнейшем начало современным городам (Нязепетровск, Касли, Кыштым, Катав-Ивановск, Юрюзань, Сатка, Златоуст, Верхний Уфалей, Сим).

Опережающее задание:

К теме «География население». Двум учащимся взять интервью у начальника отдела кадров ЧРУ. В зависимости от подготовки учащихся и их коммуникативных способностей, они вопросы составляют сами или учитель им может предложить следующие примерные вопросы:

  • общее количество работников на предприятие
  • требования к современному работнику в условиях рынка
  • какие требования предъявляет руководство предприятия к качеству трудовых ресурсов
  • какие профессии на предприятие наиболее востребованы и высокооплачиваемые
  • в каких учебных заведениях можно их получить
  • существуют ли сегодня проблемы с кадрами, если да, то какие, пути их решения

Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель:

 Что делают

Этап урока

Ученики

Учитель

1. Оргмомент

Целевая установка

2. Хозяйственное освоение Ч. о.

В тетрадях составляют план

Рассказ учителя

3. Увельская биография и история развития предприятия ЧРУ

Доклад учащегося, план в тетради по докладу, дополнения

Корректирует дополнения

4. Закрепление

Ученик подписывает название первых 9 городов на контуре, остальные отвечают на вопросы

Задаёт вопросы

5. Домашнее задание

Записывают в тетради

Даёт рекомендации по выполнению Д/З

Аналитическая часть - заполняется учителем после урока.

Урок №2. ЭГП Челябинской области. Геополитическое положение.

Практическая работа «Определение по картам ЭГП области»

Д/З

  1. Выясните особенности рынка труда в нашей области.
  2. Как решаются проблемы безработицы в нашем районе.
  3. Какие профессии и почему наиболее престижны в нашем посёлке.

Нанести на контурную карту границы Ч.о., районы, города областного подчинения.

Урок №3. География населения.

Тип урока: комбинированный, с элементами коммуникативно-диалоговой деятельности.

Цели: определить численность населения области (какой % от населения страны), плотность, соотношение городского и сельского населения, национальный состав.

Формировать у учащихся представление по поводу самоопределения в будущей профессии; представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Развивать коммуникативные качества личности в процессе дискуссии.

Оборудование: карта «Плотность населения», «Народы России», настенная контурная карта, диаграммы: соотношение городского и сельского населения области.

Методы: рассказ учителя, дискуссия.

Ход урока

  1. Оргмомент. Целевая установка         – 2 мин
  2. Актуализация знаний                        - 10 мин
  3. Изучение нового материала                - 15 мин
  4. Дискуссия                                - 10 мин
  5. Домашнее задание                        -3 мин
  6. Закрепление                                - 5 мин

  1. Целевая установка.
  2. Актуализация знаний в форме мозговой атаки.
  • с каким субъектом РФ граничит наша область на севере?
  • какой город нашей области образовался в 1963 году?
  • столица Башкортостана?
  • какие государства поместятся на территории Челябинской области?
  • назовите посёлкообразующее предприятие Увельского?
  • как называется, восстановление продуктивности земель, использованных под карьерами, отвалами пустой породы?
  • в каком году центром Исетской провинции стал Челябинск?
  • назовите численность населения России
  • как называется наука о народонаселении, его воспроизводстве?
  • в каком году была образована Челябинская область?

В то время как весь класс отвечает на вопросы, 1 ученик наносит на настенную  контурную карту: границы Ч.О., пограничные области и республики, транспортные магистрали, пересекающие область.

После кратких ответов учеников на вопросы фронтальной проверки, заслушиваем объяснение учащегося у контурной карты: ЭГП Ч. о. Во время ответа, ставлю перед классом задание: подготовить и записать в тетради вопрос к отвечающему. Это задание даю регулярно, что стимулирует познавательную активность учащихся.

  1. Изучение нового материала.

В ходе урока учащиеся заполняют сводную таблицу (приготовленная на доске)  по населению Челябинской области.

Таблица небольшая, таким образом, остаётся больше времени для беседы. В конце урока она будет иметь следующий вид:

Численность

Городское

Сельское

Национальный

состав

Плотность

Гор0да

Сёла

Возрастная

структура населения

дети

до 16 л

трудовые

ресурсы

пенсионеры

Челяб. о.

3689,7

млн.

82%

18%

110 нац.

41,5

ч/км2

30

1257

24 %

56,3%

19,7%

Россия

148,7

млн.

73%

17 %

130 нац.

9 ч/км2

1037

150 тыс.

Тему «Население» мы уже изучили в общей части курса, поэтому можно опираться на знания полученные в начале года (учащиеся вспоминают: какова численность населения на планете? В России?). Как изменится численность населения нашей области в ближайшее время? Анализируют таблицу «Изменение численности населения регионов РФ по компонентам прироста (снижения)» [31], делают выводы. Вспоминают понятие «Демографический кризис», рассматриваем влияние миграций на численность населения области. Анализируют карту плотности населения, делают выводы. Средняя плотность населения Ч.о. – 41,5 человека на 1кв. км[32], Увельского района – 14,3 человека на кв.км.

Материал для сравнения

Средняя плотность населения в России – 9 человек на 1 кв. км.

Средняя плотность населения в Московской области – около 340 человек на 1 кв. км.

Сравнивают численность  городского и сельского населения по круговой диаграмме[30] страница 7.

Следующий вопрос: рынок труда и занятость населения, проводим в форме дискуссии. Класс делится на две группы:

  1. Журналисты, проводившие социологический опрос по трудовым ресурсам, в отделе кадров в ЧРУ.
  2. Учащиеся, будущие выпускники, выбирающие, куда пойти учиться, «чтобы затем озолотиться».

Учитель – какие профессии на ваш взгляд наиболее востребованы в наше время?

2 группа – юристы, менеджеры, бухгалтеры.

Учитель – да, юристы хорошо зарабатывают, но беда в том, что практически ни в одной приличной фирме вакансии правоведа нет. Поэтому на недавнем заседании в Министерстве образования было решено избавиться от огромного количества подобных факультетов в вузах, не имеющих отношения к юриспруденции: например, в Академии водного транспорта[32]. Предоставим слово журналистам, побывавшим в отделе кадров нашего посёлкообразующего предприятия ЧРУ.

1 группа -  всего в ЧРУ 290работников, из них 16 имеют высшее образование. Да в ЧРУ существует проблема кадров, но это не менеджеры и бухгалтеры. Рынок труда менеджерами и бухгалтерами в посёлке и на предприятии перенасыщен. По словам начальника отдела кадров А.В. Корчагина, на предприятие требуются высококвалифицированные рабочие:

  • фрезеровщики
  • слесари-ремонтники
  • механики-слесари

т.е. профессии типа «человек – техника». С трудом нашли хорошего мастера на железнодорожные пути (переманили с другого предприятия). Данные рабочие профессии достаточно высокооплачиваемые 5-6 тыс. рублей, не все работники ИТР имеют такую зарплату! В настоящее время существует вакансия машиниста-экскаватора.

Учитель – рассмотрим следующие данные:

Материал для сравнения

20 самых востребованных сегодня профессий

  1. Продавцы
  2. Рабочие
  3. Секретари
  4. Курьеры
  5. Менеджеры по продажам
  6. Инженеры
  7. Бухгалтеры
  8. Повара
  9. Водители
  10. Программисты
  11. Официанты и бармены
  12. Операторы ПК
  13. Экономисты
  14. Юристы
  15. Менеджеры по рекламе
  16. Кондитеры
  17. Рекламные агенты
  18. Психологи
  19. Парикмахеры
  20. Автослесари

Проанализируйте данный список и сделайте правильные выводы, учитывая свои интересы, склонности и способности.

1 группа – выпускников, каких учебных заведений предпочитают принимать на работу в ЧРУ?

2 группа – хорошо зарекомендовали себя работники, имеющие дипломы Магнитогорского государственного  технического университета имени Носова, Екатеринбургской горнометаллургической Академии. Среди средне-специальных учебных заведений работодатели отдают предпочтение специалистам закончившим Коркинское училище машинистов-экскаваторщиков на открытых горных работах, училище г. Рудного.

Учитель – Министерство образования отмечает, что в ближайшие годы возрастёт спрос на медиков, учителей и специалистов со средним специальным образованием – токарей, слесарей, поваров[33].

Домашнее задание:

Если вы  выбираете профессию типа «человек – техника», дома заполните следующую таблицу:

Качества личности, предъявляемые к выбранной профессии (например: «человек-техника»)

Какие мои качества будут способствовать выбранной профессии

Какие мои качества препятствуют выбранной профессии

Высокая  исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое техническое мышление. Быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью.

Надеюсь, вам будет над, чем поразмыслить дома, а тему о выборе профессии мы продолжим на следующем классном часе.

Как правило, дискуссия получается живая, вызывает неподдельный интерес у учащихся. Учитель должен предвидеть ситуации, когда одна из групп не сможет ответить на тот или иной вопрос и при необходимости корректировать подготовку групп.

В заключении кратко рассматриваем национальный и религиозный состав области. Учащиеся в тетради заполняют таблицу до конца.

Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель:

 Что делают

Этап урока

Ученики

Учитель

1. Оргмомент

Целевая установка

2. Актуализация знаний

Ученик – наносит на контурную карту границы Ч.о. Весь класс отвечает на вопросы

Задаёт вопросы

3. Изучение новой темы

Анализ таблиц, заполнение таблицы

Корректирует деятельность учащихся

4. Дискуссия

Дискуссия между группами

Создаёт условия для возникновения дискуссии

5. Домашнее задание

Записывают в тетради

Рекомендации по выполнению Д/З

6. Закрепление        

Отвечают на вопросы

Контроль, изученного материала

Аналитическая часть - заполняется учителем после урока.



Предварительный просмотр:

Черепова Ирина Александровна

МОУ Увельская СОШ №3        стр.         09.11.2008

 Экономическая и социальная география России

Региональный компонент

Конспект урока должен содержать три основные части:

  • формальную
  • содержательную
  • аналитическую

Формальная часть:

Урок №1. История заселения и хозяйственного освоения Челябинской области.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Выявить, как заселялась территория Челябинской области, историю становления области, как наиболее индустриально развитой территории Российской Федерации. Формировать умение работать с дополнительной литературой. Осуществлять межпредметные связи с историей заселения, анализировать карты своей области, с целью определения времени и характера заселения территории.

Оборудование: политико-административная карта РФ, атлас Челябинской области, контур Челябинской области на доске.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока

  1. Оргмомент. Целевая установка – 2 минуты.
  2. Изучение нового материала – 30 минут.
  3. Закрепление – 4 минуты.
  4. Домашнее задание – 4 минуты.

        Содержательная часть:

Изучение нового материала.

Административное формирование территории области началось с 18 века. Рассказ учителя, используя Краткий справочник Челябинской области стр. 5 [30]. Учащиеся составляют план, работают с атласом.

План

  1. 18 век – начало хозяйственного освоения Ч.о.
  • 1734 год – Оренбургская экспедиция под руководством И.К. Кирилова
  • 1737 год – образование Исетской провинции
  • 1743 год – центр провинции – Челябинск
  1. Вторая половина 18 века – формирование горнозаводской зоны Южного Урала
  2. 19 век – освоение степной зоны Челябинской области
  3. 1919 год – сформирована Челябинская губерния
  4. 1934 год 17 января – образована Челябинская область
  5. 1943 год – современные границы области

 Затем доклад учащегося, подготовившего опережающее задание: «Увельская биография и история развития предприятия ЧРУ».

Начало Увельской биографии совпало с интенсивным развитием предприятия и особенно социальной сферы. Разработка глины и песка связаны с появлением Увельского, его развитием, хозяйственными, экономическими, строительными, транспортными, архитектурными особенностями. Для проживания вся местность посёлка малопригодная, если не больше. Не случайно в конце 19 века станичники Нижне-Увельской (ныне Южноуральск) не захотели заводить к себе железную дорогу, дабы не портить плодородные поля, реликтовый сосновый бор, а отвели для этой цели бросовую, заболоченную местность. Так бы и оставаться нынешнему районному центру – железнодорожным разъездом или, самое большое, полустанком, если бы не уникальные запасы огнеупорных глин и формовочного песка. Для металлургии развивающегося Урала это сырьё, можно сказать, оказалось под рукой. И решающее влияние на расширение посёлка Увельского оказала война, прогрессирующие в этой связи отрасли оборонного значения. Схожие запасы глин ещё раньше были разработаны на Украине и в Воронежской области. В военные годы эти области оказались оккупированы, и в 40-е годы добыча нашего сырья возросла в десятки раз. Четыре десятилетия отмечены интенсивной выемкой глины и песка, что совершенно изменило ландшафт территории, примыкающей к хаотично разрастающимся улицам, микрорайонам. Полвека Челябинское рудоуправление оставалось посёлкообразующим предприятием, ему посёлок обязан сложившейся застройкой, архитектурой, инженерными сетями, многими административными, культурно-социальными зданиями, зелёными насаждениями.

Наш Увельский начала 60-х годов заметно уступал по благоустройству не только схожим рабочим посёлкам области, но и сельским районным центрам. На то было объективное объяснение – выделившийся Южноуральск вошёл в областное подчинение и оставил за собой материальную базу районного уровня. Увельскому ещё предстояло подняться до «столицы» района. Узаконив её положение и местонахождение, увельчане познали все «прелести»  и заболоченных участков, и залегающих близко к поверхности глиняных напластований. Одно дело, когда участок с подворьем, оказывался затопляемым, другое – грунтовая вода подходила под первый этаж многоквартирника, скрывала в своей пучине инженерные сети. В те годы сезонная грязь была неотъемлемой частью улиц, резиновые сапоги – единственно подходящей обувью. Не особо вникая в проблемы поселкового ландшафта, в окружающей местности, дети зимой лихо катались на лыжах по «горкам», то есть по отвалам близлежащих вскрыш, и внушительные глиняные насыпи были любимым местом ребячих игр. Весной по, так называемым, шахтам дети опять же раскатывались на льдинах. Воду, грязь и глину можно было смело вписывать в герб нашего посёлка. Те блага цивилизации, что приобретены в настоящее время, надо в полной мере отнести на счёт многих трудовых коллективов, но больше всего Челябинского рудоуправления.

Учитель корректирует ответ, заслушиваются дополнения других учащихся.

План у учащихся в тетради имеет следующий вид:

  1. Конец 19 века – строительство железной дороги и станции Нижне-Увельской
  2. 1915 год – начало добычи глины
  3. ВОВ – рост отраслей оборонного значения и в связи с этим добычи глины
  4. Широкое внедрение механизации после войны
  5. По-прежнему ЧРУ – посёлкообразующее предприятие

Закрепление.

 На доске контур Челябинской области, на нём нанесены 9 цифр -  это место расположение первых 9-ти заводов. Пользуясь атласом Челябинской области, учащиеся подписывают названия городов.

Вопросы к классу:

  • кто возглавил Оренбургскую экспедицию в 1734 году? (И.К.Кирилов)
  • когда была образована Исетская провинция? (1737 год)
  • какой город в 1943 году стал центром Исетской провинции? (Челябинск)
  • назовите населённые пункты, наименование которых связаны с местами сражений и побед российских войск? (Варна, Фершампенуаз, Бородино)
  • каким полезным ископаемым обязан своим появлением п. Увельский? (песок и глина)

Д/З. На контурную карту нанести условными знаками место расположения первых девяти заводов на территории Челябинской области, давших в дальнейшем начало современным городам (Нязепетровск, Касли, Кыштым, Катав-Ивановск, Юрюзань, Сатка, Златоуст, Верхний Уфалей, Сим).

Опережающее задание:

К теме «География население». Двум учащимся взять интервью у начальника отдела кадров ЧРУ. В зависимости от подготовки учащихся и их коммуникативных способностей, они вопросы составляют сами или учитель им может предложить следующие примерные вопросы:

  • общее количество работников на предприятие
  • требования к современному работнику в условиях рынка
  • какие требования предъявляет руководство предприятия к качеству трудовых ресурсов
  • какие профессии на предприятие наиболее востребованы и высокооплачиваемые
  • в каких учебных заведениях можно их получить
  • существуют ли сегодня проблемы с кадрами, если да, то какие, пути их решения

Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель:

 Что делают

Этап урока

Ученики

Учитель

1. Оргмомент

Целевая установка

2. Хозяйственное освоение Ч. о.

В тетрадях составляют план

Рассказ учителя

3. Увельская биография и история развития предприятия ЧРУ

Доклад учащегося, план в тетради по докладу, дополнения

Корректирует дополнения

4. Закрепление

Ученик подписывает название первых 9 городов на контуре, остальные отвечают на вопросы

Задаёт вопросы

5. Домашнее задание

Записывают в тетради

Даёт рекомендации по выполнению Д/З

Аналитическая часть - заполняется учителем после урока.

Урок №2. ЭГП Челябинской области. Геополитическое положение.

Практическая работа «Определение по картам ЭГП области»

Д/З

  1. Выясните особенности рынка труда в нашей области.
  2. Как решаются проблемы безработицы в нашем районе.
  3. Какие профессии и почему наиболее престижны в нашем посёлке.

Нанести на контурную карту границы Ч.о., районы, города областного подчинения.

Урок №3. География населения.

Тип урока: комбинированный, с элементами коммуникативно-диалоговой деятельности.

Цели: определить численность населения области (какой % от населения страны), плотность, соотношение городского и сельского населения, национальный состав.

Формировать у учащихся представление по поводу самоопределения в будущей профессии; представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Развивать коммуникативные качества личности в процессе дискуссии.

Оборудование: карта «Плотность населения», «Народы России», настенная контурная карта, диаграммы: соотношение городского и сельского населения области.

Методы: рассказ учителя, дискуссия.

Ход урока

  1. Оргмомент. Целевая установка         – 2 мин
  2. Актуализация знаний                        - 10 мин
  3. Изучение нового материала                - 15 мин
  4. Дискуссия                                - 10 мин
  5. Домашнее задание                        -3 мин
  6. Закрепление                                - 5 мин

  1. Целевая установка.
  2. Актуализация знаний в форме мозговой атаки.
  • с каким субъектом РФ граничит наша область на севере?
  • какой город нашей области образовался в 1963 году?
  • столица Башкортостана?
  • какие государства поместятся на территории Челябинской области?
  • назовите посёлкообразующее предприятие Увельского?
  • как называется, восстановление продуктивности земель, использованных под карьерами, отвалами пустой породы?
  • в каком году центром Исетской провинции стал Челябинск?
  • назовите численность населения России
  • как называется наука о народонаселении, его воспроизводстве?
  • в каком году была образована Челябинская область?

В то время как весь класс отвечает на вопросы, 1 ученик наносит на настенную  контурную карту: границы Ч.О., пограничные области и республики, транспортные магистрали, пересекающие область.

После кратких ответов учеников на вопросы фронтальной проверки, заслушиваем объяснение учащегося у контурной карты: ЭГП Ч. о. Во время ответа, ставлю перед классом задание: подготовить и записать в тетради вопрос к отвечающему. Это задание даю регулярно, что стимулирует познавательную активность учащихся.

  1. Изучение нового материала.

В ходе урока учащиеся заполняют сводную таблицу (приготовленная на доске)  по населению Челябинской области.

Таблица небольшая, таким образом, остаётся больше времени для беседы. В конце урока она будет иметь следующий вид:

Численность

Городское

Сельское

Национальный

состав

Плотность

Гор0да

Сёла

Возрастная

структура населения

дети

до 16 л

трудовые

ресурсы

пенсионеры

Челяб. о.

3689,7

млн.

82%

18%

110 нац.

41,5

ч/км2

30

1257

24 %

56,3%

19,7%

Россия

148,7

млн.

73%

17 %

130 нац.

9 ч/км2

1037

150 тыс.

Тему «Население» мы уже изучили в общей части курса, поэтому можно опираться на знания полученные в начале года (учащиеся вспоминают: какова численность населения на планете? В России?). Как изменится численность населения нашей области в ближайшее время? Анализируют таблицу «Изменение численности населения регионов РФ по компонентам прироста (снижения)» [31], делают выводы. Вспоминают понятие «Демографический кризис», рассматриваем влияние миграций на численность населения области. Анализируют карту плотности населения, делают выводы. Средняя плотность населения Ч.о. – 41,5 человека на 1кв. км[32], Увельского района – 14,3 человека на кв.км.

Материал для сравнения

Средняя плотность населения в России – 9 человек на 1 кв. км.

Средняя плотность населения в Московской области – около 340 человек на 1 кв. км.

Сравнивают численность  городского и сельского населения по круговой диаграмме[30] страница 7.

Следующий вопрос: рынок труда и занятость населения, проводим в форме дискуссии. Класс делится на две группы:

  1. Журналисты, проводившие социологический опрос по трудовым ресурсам, в отделе кадров в ЧРУ.
  2. Учащиеся, будущие выпускники, выбирающие, куда пойти учиться, «чтобы затем озолотиться».

Учитель – какие профессии на ваш взгляд наиболее востребованы в наше время?

2 группа – юристы, менеджеры, бухгалтеры.

Учитель – да, юристы хорошо зарабатывают, но беда в том, что практически ни в одной приличной фирме вакансии правоведа нет. Поэтому на недавнем заседании в Министерстве образования было решено избавиться от огромного количества подобных факультетов в вузах, не имеющих отношения к юриспруденции: например, в Академии водного транспорта[32]. Предоставим слово журналистам, побывавшим в отделе кадров нашего посёлкообразующего предприятия ЧРУ.

1 группа -  всего в ЧРУ 290работников, из них 16 имеют высшее образование. Да в ЧРУ существует проблема кадров, но это не менеджеры и бухгалтеры. Рынок труда менеджерами и бухгалтерами в посёлке и на предприятии перенасыщен. По словам начальника отдела кадров А.В. Корчагина, на предприятие требуются высококвалифицированные рабочие:

  • фрезеровщики
  • слесари-ремонтники
  • механики-слесари

т.е. профессии типа «человек – техника». С трудом нашли хорошего мастера на железнодорожные пути (переманили с другого предприятия). Данные рабочие профессии достаточно высокооплачиваемые 5-6 тыс. рублей, не все работники ИТР имеют такую зарплату! В настоящее время существует вакансия машиниста-экскаватора.

Учитель – рассмотрим следующие данные:

Материал для сравнения

20 самых востребованных сегодня профессий

  1. Продавцы
  2. Рабочие
  3. Секретари
  4. Курьеры
  5. Менеджеры по продажам
  6. Инженеры
  7. Бухгалтеры
  8. Повара
  9. Водители
  10. Программисты
  11. Официанты и бармены
  12. Операторы ПК
  13. Экономисты
  14. Юристы
  15. Менеджеры по рекламе
  16. Кондитеры
  17. Рекламные агенты
  18. Психологи
  19. Парикмахеры
  20. Автослесари

Проанализируйте данный список и сделайте правильные выводы, учитывая свои интересы, склонности и способности.

1 группа – выпускников, каких учебных заведений предпочитают принимать на работу в ЧРУ?

2 группа – хорошо зарекомендовали себя работники, имеющие дипломы Магнитогорского государственного  технического университета имени Носова, Екатеринбургской горнометаллургической Академии. Среди средне-специальных учебных заведений работодатели отдают предпочтение специалистам закончившим Коркинское училище машинистов-экскаваторщиков на открытых горных работах, училище г. Рудного.

Учитель – Министерство образования отмечает, что в ближайшие годы возрастёт спрос на медиков, учителей и специалистов со средним специальным образованием – токарей, слесарей, поваров[33].

Домашнее задание:

Если вы  выбираете профессию типа «человек – техника», дома заполните следующую таблицу:

Качества личности, предъявляемые к выбранной профессии (например: «человек-техника»)

Какие мои качества будут способствовать выбранной профессии

Какие мои качества препятствуют выбранной профессии

Высокая  исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое техническое мышление. Быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью.

Надеюсь, вам будет над, чем поразмыслить дома, а тему о выборе профессии мы продолжим на следующем классном часе.

Как правило, дискуссия получается живая, вызывает неподдельный интерес у учащихся. Учитель должен предвидеть ситуации, когда одна из групп не сможет ответить на тот или иной вопрос и при необходимости корректировать подготовку групп.

В заключении кратко рассматриваем национальный и религиозный состав области. Учащиеся в тетради заполняют таблицу до конца.

Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель:

 Что делают

Этап урока

Ученики

Учитель

1. Оргмомент

Целевая установка

2. Актуализация знаний

Ученик – наносит на контурную карту границы Ч.о. Весь класс отвечает на вопросы

Задаёт вопросы

3. Изучение новой темы

Анализ таблиц, заполнение таблицы

Корректирует деятельность учащихся

4. Дискуссия

Дискуссия между группами

Создаёт условия для возникновения дискуссии

5. Домашнее задание

Записывают в тетради

Рекомендации по выполнению Д/З

6. Закрепление        

Отвечают на вопросы

Контроль, изученного материала

Аналитическая часть - заполняется учителем после урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угольная промышленность Запасы угля в РФ Характеристика крупных угольных бассейнов Проблемы угольной промышленности РФ

Слайд 2

Дежурный словарь НПЗ себестоимость Западно-Сибирская Волго-Уральская 2 место Оренбургско-Астраханская Кузнецкий Саудовская Аравия ТЭК печорский

Слайд 3

Угольная промышленность Запасов угля больше Используется – топливо, сырьё для ч. Металлургии и хим. Пром. Всего – 200 месторождений Себестоимость –сумма затрат на производство какой-либо продукции Способ добычи: открытый(карьеры); подземный(шахты)

Слайд 4

Практическая работа №1 х арактеристика угольных басейнов бассейны Географич положение Способ добычи Качество ( бурый или каменный) Добыча млн.тонн Кузнецкий Юг Сибири невыгодное 58% шахты Каменный высококачественный 131 млн тонн Печорский Канско-Ачинский

Слайд 5

Проблемы угольной пром. Устаревшее оборудование Низкий уровень жизни населения Неблагоприятная экологическая ситуация

Слайд 6

Д/З & 2, нанести на контурную карту 3 угольных бассейна

Слайд 7

Электроэнергетика Типы электростанций и их особенности Энергосистемы Нетрадиционные источники энергии

Слайд 8

Д/з &3? Контурная карта нанести электростанции



Предварительный просмотр:

6 класс

Атмосфера. Водяной пар и облака

Цель: сформировать понятия «насыщенный» и «ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность воздуха», выявить зависимость количества водяного пара в воздухе от температуры и подстилающей поверхности.

Оборудование: ЦОР «Начальный курс географии», гигрометр, физическая карта России.

Ход урока

  1. Организационный момент                        2 мин
  2. Дежурный словарь                                5 мин
  3. Целевая установка                                2 мин
  4. Опрос Д/З
  • На доске – роза ветров (2 учащихся в тетради) доп вопрос: Что такое роза ветров, атмосфера.

Сев – 15 дней                        С/З – 2 дня                        штиль – 1 день

Юж – 2 дня                                С/В – 2 дня        

Зап – 2 дня                                Ю/З – 2 дня        

Вост – 2 дня                        Ю/В – 2 дня                        

  • Описать работу прибора (флюгер). Причина возникновения ветра доп вопрос:
  • Контурная карта – муссон

  1. Изучение нового материала.
  • Невидимка – водяной пар (чайник кипит, вытереть доску). Спросить у учащихся, видели ли они водяной пар?
  • Абсолютная влажность стр учеб. – 120
  • Воздух насыщенный и ненасыщенный (схема)

  •  относительная влажность воздуха, выявить зависимость кол-во водяного пара от температуры, подстилающей поверхности. Зад стр уч 121. Нигде на Земле не заригистрирована относительная влажность 0%
  • Туман – скопление водяного пара у поверхности Земли.
  • Сказка  Спор облаков (


  • Спор облаков

Давным-давно, много лет тому назад жило - было Царство Облаков. И в нём жили три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды никто не знает отчего, затеяли они спор.

- «Мы красивее всех! – закричали кучевые облака. Мы появляемся на высоте 2-3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8 км. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы»

- « Нет,- закричали перистые облака. Это мы красивее всех! Это мы выше всех!  Мы поднимаемся на 8-10 км. Сквозь нас видно небо, и проходят лучи солнца, а сами мы напоминаем кружево»

- « Зато мы можем затянуть всё небо, - возразили слоистые облака – и через нас ничего не будет видно!» Услышала этот спор  царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются братья облака все вместе!

Составить розу ветров на январь

Сев – 15 дней                        С/З – 2 дня                        штиль – 2 день

Юж – 2 дня                                С/В – 2 дня        

Зап – 2 дня                                Ю/З – 2 дня        

          Вост – 2 дня                        Ю/В – 2 дня        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...