Мировой океан
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

в помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mirovoy_okean.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Тема урока: « Части Мирового океана»

Цель урока (для учащихся):

1. Познакомиться с частями Мирового океана и частями суши в Мировом океане.

2. Узнать на какие группы делятся моря Мирового океана.

3. Продолжить учиться работать с географической картой

Опорные понятия:

географические координаты, Мировой океан.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Цель (для учителя): сформулировать цели и задачи урока.

- Ребята, вы уже знакомы с капитаном Флинтом, боцманом Билли Бонсом и попугаем. Вы знаете, что они пираты. Сегодня капитан Флинт обратился к нам за помощью. Дело в том, что они нашли клад, но не могут открыть сундук с драгоценностями (слайд №1). 

- Сундук имеет кодовый замок (слайд №2)

 - Капитан узнал цифры кода, но нужно узнать еще и комбинацию этих цифр. А чтобы узнать это, нужно без ошибок написать географический диктант.

- Поэтому им нужна наша помощь.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Ребята, поможем капитану, боцману и попугаю?

Ребята соглашаются помочь пиратам.

- Но прежде чем вы узнаете задания географического диктанта,  капитан Флинт хочет проверить ваши знания по географии. Он избороздил весь Мировой океан и поэтому все задания, которые капитан для вас приготовил, связаны именно ним.

- И тему нашего урока мы так и  назовем «Мировой океан» (слайд №3).

- А сейчас давайте познакомимся с задачами урока (слайд №4).

- Капитан Флинт приготовил для вас четыре задания. Если вы правильно выполните все задания, то капитан  даст вам набор цифр, которые помогут вам открыть замок.

Учащиеся  знакомятся с целью и задачами урока. Записывают тему урока в тетрадь

2. Этап усвоения новых знаний

Цель (для учителя): отработать умения находить географические объекты на карте по географическим  координатам

- Задание № 1 «Отдать швартовы»: расшифруйте пиратский маршрут, запишите зашифрованные объекты словами на листах бумаги с заданием и найдите их на карте (приложение 1). Время выполнения задания 10 минут.

Проверка выполнения задания.

В ходе проверки учитель на доску вывешивает карточки с названиями частей Мирового океана и частями суши в нем.

Учащиеся находят объекты на карте, записывают их названия на листочке с заданием.

Проверка выполнения задания: ученики выходят к доске и показывают географические объекты из задания на географической карте.

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

3. Этап усвоения новых знаний

Цель(для учителя): познакомить с частями Мирового океана.

- Маршрут капитана Флинта и Билли Бонса прошел через океаны, моря, заливы, проливы, острова, архипелаги, полуострова.                                                          

Задание № 2 «Линия баталии»: разделите данные объекты на группы и составьте из них схему (приложение 3). Время выполнения задания 3 минуты.

Проверка выполнения задания: учитель выводит на экран схему – образец выполнения задания (слайд №5). Просит учащихся привести примеры (по одному на каждую часть Мирового океана). Следит за правильностью показа объекта.

Каждая группа получает набор географических объектов на отдельных карточках.

Учащиеся составляют из карточек схему «Деление частей Мирового океана».

Проверка выполнения задания: учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

4. Этап усвоения новых знаний

Цель(для учителя):  познакомить с определениями частей Мирового океана.

- С предыдущими заданиями вы справились хорошо. Вы узнали из каких частей состоит Мировой океан, вам осталось дать им определение.

Задание № 3 «Абордаж»: соедините части Мирового океана с их определениями  (приложение 4).

 - Если вы будете испытывать затруднения при выполнении этого задания, то можно воспользоваться текстом учебника на странице 167. Время выполнения задания 5 минуты.

Проверка выполнения задания: учитель называет понятие - дети называют определение (слайд № 6).

- Вложите карточки с определениями в тетрадь

Каждая группа получает набор карточек с определениями и собирает из них пары.

Проверка выполнения задания: группы проверяют правильность выполнения задания, опираясь на слайд № 6.

5. Этап усвоения новых знаний

Цель (для учителя):  познакомить учащихся с делением морей на внутренние и окраинные.

- Моря Мирового океана делятся на внутренние и окраинные (слайд № 7). Нужно их научиться различать.

Задание № 4 «Мателот»: Вам даны две группы морей:

а) Черное море, Красное море, Средиземное море.

б) Чукотское море, Карское море, Восточно -  Сибирское море.

найдите данные моря на карте (приложение 5). Определите, чем они отличаются друг от друга? Дайте определение внутренним и окраинным морям.   Время выполнения задания 4 минуты

Проверка выполнения задания: учитель ведет фронтальный опрос, выслушивает мнения детей, после чего выводит на экран схему деления морей с определениями (слайд №8).

- Запишите определения внутренних и окраинных морей в тетрадь

- Приведите примеры по карте

Учащиеся получают карточки с названиями морей, находят их на карте, сравнивают группы морей и вы

двигают версии.

        

Проверка выполнения задания: учащиеся активно участвуют в обсуждении, затем сравнивают свои ответы с готовой схемой учителя. Заносят схему в тетрадь

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала, закрепления знаний

Цель (для учителя): проверить степень усвоения знаний.

- Вы правильно выполнили все предложенные вам задания и капитан с боцманом убедились в том, что вы действительно можете им помочь.

- Каждая группа сейчас получит набор цифр для открытия замка сундука. Но чтобы открыть сундук, нужно знать в каком порядке эти цифры должны стоять. Для этого вы должны правильно написать  географический диктант, с заданиями которого не могли справиться пираты.

Учащиеся получают набор  карточек с цифрами.

Задание: дайте ответы на предложенные вопросы, ответы записывайте на листах с заданием в строчку (приложение 6).

Проверка выполнения задания:  в ходе фронтального опроса учитель выясняет правильность выполнения задания.

- Итак, вы помогли капитану Флинту узнать комбинацию цифр, осталось проверить откроется ли сундук (слайд №9).

- Сундук открылся! Все молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы, ответы записывают на листочках с заданиями.

Проверка выполнения задания:  учащиеся поочередно называют цифры. Группы проверяют свои ответы.

7. Подведение итогов урока.

-Помогая пиратам, вы хорошо потрудились. Вспомните, чем вы сегодня на уроке занимались.

Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся называют виды работ и перечисляют новый материал, с которым они познакомились на уроке.

- А сейчас необходимо оценить вашу работу. Для этого возьмите критериальный лист, внимательно прочитайте критерии оценивания и оцените работу каждого ученика в своей группе (приложение 7).

Оценивают , сдают критериальные листы учителю

8. Этап записи домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Печатная тетрадь: стр 66, № 3,4,5,6

Приложение 1

Задание «Отдать швартовы»: расшифруйте пиратский маршрут, запишите зашифрованные объекты словами и покажите их на карте

Отдохнув после очередного путешествия, мы вновь решили попытать счастье в поиске кладов. В один из солнечных дней  из (35с.ш., 20в.д.) ______________, через (36с.ш.,7з.д.)___________ мы вышли в (25с.ш.,25з.д.)_____________. Далее наш путь был на юг вдоль (12 с.ш.,28в.д.)___________. Мы пересекли (4с.ш.,5в.д.)___________ и, обогнув с юга (12с.ш.,28в.д.)____________ наш путь повернул на северо-восток вдоль (20ю.ш.,45в.д.)____________, повернув на север, мы достигли берегов (9 с.ш.,46в.д.) ______________. Выйдя на берег, мы занялись поисками клада, но наш ждало разочарование и мы отправились на восток. Пересекли (10ю.ш.,90в.д.)_________ и подошли к (6 ю.ш..130 в.д.) ________. Именно здесь на одном из многочисленных островов мы и нашли то, что так долго искали.

Ответ: Средиземное море, Гибралтарский пролив, Атлантический океан, Африка, Гвинейский пролив, Африка, остров Мадагаскар, п-ов Самали, Индийский океан, Малайский архипелаг.

Приложение 2

Карточки на доску:

Залив

Пролив

Остров

Полуостров

Архипелаг

Море

Океан

Материк

Приложение 3

Задание «Линия баталии»: разделите данные объекты на группы и составьте из них схему:

Океаны, моря, заливы, проливы, материки, острова, полуострова, архипелаги.

Части суши в океане.

Части океана.

Мировой океан

Ответ:

                

                океаны                                                материки

                моря                                                        острова

                заливы                                                полуострова

                проливы                                                архипелаги

Приложение 4

Задание «Абордаж»: соедините части Мирового океана с их определениями:

1. Залив

А.Неширокое водное пространство, ограниченное берегами островов  или материков

2. Пролив

Б. Небольшой участок суши

3. Остров

В. Это вдающаяся в сушу часть океана или моря, имеющая с ними свободный водообмен

4. Полуостров

Г. Г. Часть мирового океана, вдающаяся в  сушу, отделенная от океана островами или полуостровами, и отличающаяся от океана свойствами воды и особенностями животного и растительного мира.  

5. Архипелаг

Д. Группа небольших островов, расположенных рядом друг с другом

6. Море

Е. Глубоко вдающиеся в океан части материков или островов

7. Материк

Ж. Огромные протяженные впадины на поверхности Земли, заполненные водой

8. Океаны

З. Огромные участки суши

Ответ: 1. - В; 2. - А; 3. - Б;  4. - Е; 5. - Д; 6. - Г; 7 -  З;  8 - Ж.

Приложение 5

Задание «Мателот»: Вам даны две группы морей:

А) Черное море, Красное море, Средиземное море.

Б) Чукотское море, Карское море,  Восточно - Сибирское море.

Найдите данные моря на карте. Определите, чем они отличаются друг от друга? Дайте определение внутренним и окраинным морям.  

Ответ: А – внутренние; Б – окраинные.

Внутреннее море – глубоко вдаются в сушу и окружены ею почти со всех сторон. Они связаны с океаном только узкими проливами.

Окраинное море – прилегает к краям материков и отделяются от океана только островами.

Приложение 6

Географический диктант. Дайте ответы на предложенные вопросы, ответы записывайте в строчку:

Первая цифра – количество материков на земном шаре.

Вторая цифра - количество букв в названии пролива, отделяющего Евразию от Северной Америки.

Третья цифра - количество букв в  названии самого большого океана.

Четвертая цифра - количество букв в названии самого холодного океана.

Пятая цифра – количество букв в названии самого узкого океана.

Шестая цифра – количество букв в названии самого большого острова .

Седьмая цифра - количество букв в названии самого теплого океана, так как он почти полностью лежит в южном полушарии.

Ответ: 6, 8, 5, 17, 13, 10, 9

Приложение 7

Критериальный лист:

«5» - ученик активно работал весь урок, отвечал на вопросы учителя (чаще всего правильно), помогал товарищам, активно участвовал в обсуждении вопросов;

«4» - ученик работал на уроке, но недостаточно активно, давал правильные ответы, участвовал в обсуждении вопросов;

«3» - ученик работал, но отвечал на вопросы,  допуская ошибки, особой активности не проявлял

ФИ ученика

Оценка

Приложение 8

Словарь (для учителя)

Линия баталии – боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.

Мателот – соседний корабль в строю. Может быть передним, задним, левым или правым.

Траверз – направление перпендикулярное кораблю.

Гаяс – положение корабля относительно ветра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.

Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....

Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация

Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...

ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"

План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

" Мировой океан и его части.Суша в океане"

Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....