Характеристика этапов проектной деятельности
статья по географии на тему

Н.Н. Михайлова

Поэтапно расписан ход работы при выполнении проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для метода проектов характерно использование основных требований, которые включают в себя:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.

2.практическая, теоретическая, познавательная значимость  предполагаемых результатов.

3.Самостоятельная деятельность учащихся.

4.Структурирование содержательной части проекта ( с указанием  поэтапных результатов).

5.использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

В своей практической работе с учащимися по созданию проектов я использую следующие этапы:

I.исходный этап – разработка проектного задания:

1.определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта (Что делать, чтобы преодолеть затруднение?)

2.Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения (Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?)

3.Определение цели проекта и поэтапных задач.

II. Этап разработки плана работы:

1.Определение  сроков выполнения проекта , составление плана и графика промежуточной отчетности.

2. Выбор средств и методов выполнения.

3.Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

4.Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

5.Выбор формы работы ( индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

III.Реализация проекта:

1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

2.Проведение исследования, выполнение расчетов.

3.Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).

4.Оформление материалов для презентации (заключение, статья доклад, компьютерная презентация, выставка и т. Д.)

5. Контроль и коррекция промежуточных результатов.

IV. Завершение проекта:

1.Общественная презентация проекта.

2.Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

3.Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мной как на уроках так и во внеурочное время. Эта деятельность носит как индивидуальный так и коллективный характер.

В 5-м классе ввожу понятие исследовательской деятельности, а также ее составляющих, таких как проблемный вопрос и гипотеза, у учащихся формирую первоначальные навыки выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и систематизации. Сначала в классе читаю фрагмент исследовательской работы, выделяю  ее актуальность. Затем школьникам сообщаю, что они тоже могут выполнить подобную работу. В качестве домашнего задания предлагаю провести наблюдение по заранее предоставленному алгоритму и выписать на карточки ключевые понятия исследования. На следующем уроке под руководством учителя происходит обработка собранного материала. Продуктом является коллективная исследовательская работа.

В 6-м классе обучение сосредоточено на изучении ботаники, поэтому исследовательские работы носят   экспериментальный характер, они могут рассматриваться как    работы, выполненные на основе эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Они носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

В 7-8 классах для выполнения исследовательских работ формирую группы постоянного состава по 5-6 человек, а также  не исключаю метод индивидуальных  проектов. На уроке я сообщаю тему работы. Участники групп предлагают свои варианты гипотез.  Как правило, школьники приходят к выводу о необходимости выполнения каких-либо исследований, сбор материала, его сортировку и классификацию. В целях экономии времени каждая из групп проводит одно из наблюдений и рассказывает о результатах своей деятельности. На уроках часто объявляю конкурс на лучшую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите.

Процесс активного вовлечения школьников в индивидуальную исследовательскую деятельность начинается в 9-ом и продолжается в 10-м и 11-м классах. Темы предлагаю или сама, если они перекликаются с учебным материалом или выбираются самими учащимися. В среднем за учебный год каждый школьник выполняет исследовательскую работу по экологии и представляет результаты в конце года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы проектной деятельности

   Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя- вызвать интерес к изучению предмета.Метод проектов позволяет развив...

Этапы проектной деятельности

Презентация Этапы проектной деятельности...

Методика подготовки проектов (этапы проектной деятельности)

Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность. Развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта....

Этапы проектной деятельности

Научить надо и целенаправленному поиску информации в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Как организовать обучение через желание? Каким методом?  Очерченные проблемы уже обуслав...

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»...

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ЭТАПАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

презентация, в которой рассматриваются этапы работы над проектом, какие УУД формируются у обучающихся при работе над проектом...

Этапы проектной деятельности 5 класс

Назначение предмета "Технология" – применение научного знания для решения практических задач. Цели и основные задачи предмета. Основные этапы проекта. Состав паспорта проекта...