Разработки практических работ для 5 класса
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Разработки практических работ для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_5_klass_domagatskih.docx60.59 КБ

Предварительный просмотр:

Разработки практических работ для 5 класса

по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского

 (ФГОС. Инновационная школа)

Практическая работа № 1

Составление схемы наук о природе

Цель работы: Научиться составлению простейших схем.

Источники информации: учебники география и биология за 5 класс; тетрадь для практических работ; линейка; карандаш; цветные карандаши (по желанию).

Задание: (работа выполняется в тетради для практических работ)

1. Прочитайте параграф 1 учебника географии и биологии.

2. Выясните, какие науки изучают природу.

3. Составьте схему.

4. Сделайте вывод.

Рекомендации по выполнению практической работы:

  1. Внимательно прочитайте задание практической работы.
  2. Составьте план работы по выполнению практической работы.
  3. Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы.
  4. Проанализируйте источники информации.
  5. Выберите из своего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы.
  6. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.

Сдайте работу на проверку учителю.


Примерный вариант выполнения работы:

Вывод: природу изучают разные науки и взаимодействуют между собой.


Практическая работа № 2

Источники географической информации

Задание 1. С помощью ключевых слов из параграфа составьте вопросы, на которые найдите ответ с помощью дополнительных источников информации.

  1. Что такое ____________________________________________

Ответ _______________________________________________

Источник ____________________________________________

  1. Почему ______________________________________________

Ответ _______________________________________________

Источник ____________________________________________

  1. Где находится ________________________________________

Ответ _______________________________________________

Источник ____________________________________________

  1. Что будет если ________________________________________

Ответ _______________________________________________

Источник ____________________________________________

Задание 2. Описать кабинет географии.

План описания:

  1. Название учебного кабинета.
  2. Положение кабинета в здании школы.
  3. Положение кабинета на этаже школьного здания.
  4. Линейные размеры кабинета (длина, ширина, высота).
  5. Положение отдельных предметов внутри кабинета.

Составьте связный рассказ, стиль изложения текста выберите самостоятельно (эссе, рассказ, сказка, басня и т.п.).


Практическая работа № 3

Организация наблюдений за погодой

Задание 1: в календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время  отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха.

Числа

1,09

2,09

3,09

4,09

5,09

……

29,09

30,09

31,09

Температура

7,30

14,00

20,00

Направление ветра

Облачность

Осадки

Итоги наблюдений:

  1. Самый теплый день ___________
  2. Самый холодный день _________
  3. Дней с осадками ______________
  4. Виды осадков ________________
  5. Изменения в живой природе ___________________________________

Задание 2: 20 сентября измерить длину тени в 12 часов от места высотой 1 м.

В конце месяца подвести итоги наблюдений.


Практическая работа № 4

Сравнительная характеристика изображений земной поверхности

Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.

Глобус

Географическая карта

План местности

Черты сходства

Черты отличий

Вывод: _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 5

Определение с помощью компаса сторон горизонта

Задание 1. На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.

                                                            С

                                  СЗ        СВ

        В

                             З

                                   ЮЗ        ЮВ

                                                           Ю

Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.

Сокращенные названия сторон горизонта

Полные названия сторон горизонта

ССВ

ЗСВ

СВ

ВЮВ

Задание 3. Рассмотрите изображения компасов, представленных на рисунке 18 учебника (стр.31). Определите черты их сходства и различий. По результатам работы заполните предложенную таблицу.

Туристический компас

Учебный компас

Геологический компас

Черты сходства

Черты отличия

Задание 4. (выполняется на улице, во время факультатива) Проведите небольшое исследование пришкольной территории, по следующему алгоритму.

Алгоритм работы:

  1. Выберите точку своего наблюдения.
  2. Приготовьте для работы компас, используя «Правила работы с компасом», приведенные в тексте учебника (стр.30-31).
  3. С помощью компаса определите направления по сторонам горизонта.
  4. Перечислите объекты, расположенные в направлении основных и промежуточных сторон горизонта.
  5. Полученные результаты оформите в таблице.

Точка наблюдения

Сторона горизонта

Объекты

Практическая работа № 6

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов

Работа выполняется по мере изучения тем в рабочей тетради (автор Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких).

Задание 1. (§ 7).  Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных географических объектов (рабочая тетрадь, стр. 21).

Задание 2. (§ 8). Проследите по карте путь плавания финикийцев вокруг Африки и назовите географические объекты, через которые он проходил. (рабочая тетрадь, стр. 23-24).

Задание 3. (§ 9). Проследите по карте путь плавания викингов (норманнов) и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 26-27).

Задание 4. (§ 10). Проследите по карте маршрут путешествия Марко Поло и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 29-30).

Задание 5. (§ 11). Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 32).

Задание 6. (§ 12). Проследите по карте путь плавания Васко да Гама и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 35).

Задание 7. (§ 13). С помощью карт атласа найдите географические названия, связанные и именем Христофора Колумба (рабочая тетрадь, стр. 37).

Задание 8. (§ 14). Проследите по карте путь экспедиции Ф. Магелана и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 40-41).

Задание 9. (§ 15). Назовите показанные на карте географические объекты, с которыми связаны кругосветные путешествия Дж. Кука (рабочая тетрадь, стр. 43-44).

Задание 10. (§ 16). Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных географических объектов (рабочая тетрадь, стр. 46).

Практическая работа № 7

Имена русских путешественников на карте мира

Задание 1. С помощью карт атласа и текста учебника выпишите в таблицу географические объекты, названные в честь русских первопроходцев и мореплавателей.

Имя русского первопроходца и мореплавателя

Географические объекты названные в их честь

Витус Беринг

Семен Дежнев

И.Ф. Крузенштерн

Ю.Ф. Лисянский

Задание 2. Проследите по карте путь кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и назовите географические объекты, через которые они проходили (рабочая тетрадь, стр. 50-51).

Практическая работа № 8

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

Задание 1. Вклейте контурную карту в тетрадь для практических работ.

Задание 2. Обозначьте на контурной карте материки и океаны Земли.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Практическая работа № 9

Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Евразия

Задание 1. На контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. Занесите в таблицу названия и столицы обозначенных государств. Перечертите таблицу в тетрадь для практических работ. Укажите название части света, государства которые представлены на контурной карте

Алгоритм выполнения задания:

  1. найдите на политической карте мира данное государство;
  2. проведите границы государства на контурной карте (границы всех государств обозначаются линией одинаковой толщины и цвета);
  3. нанесите фоновую окраску, обозначив территорию данного государства (цветовое решение выбирается из расчета несовпадения цветов у соседних государств);
  4. подпишите название государства (название всех государств подписывают одинаковым шрифтом и цветом);
  5. подпишите столицу государства (пунсон обозначается одинаковым цветом у всех столиц государств, названия всех столиц государств подписываются одинаковым шрифтом и цветом).

Название части света: __________________________________

Государство

Столица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Практическая работа № 10

Организация фенологических наблюдений в природе

Задание 1. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта. Выпишите в таблицу объекты живой и неживой природы, заполнив предложенную таблицу.

Объекты живой природы

Объекты неживой природы

растения

насекомые

животные

воздух

вода

Земная поверхность

Ответь на вопросы.

  1. Выпишите объекты, упомянутые в тексте, но не записанные в таблицу.
  2. Почему им не нашлось места в таблице?

Задание 2. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта, распределите объекты природы, упомянутые в тексте, по соответствующим колонкам таблицы.

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера

Как вы думаете, какая из известных оболочек Земли самая главная? Свой ответ обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практической работы по теме "Самодельные рH-индикаторы из экстрактов растений"

      Предлагаемая практическая работа предназначена для учащихся 8 класса, чтобы повысить интерес учащихся к предмету. Содержание работы раскрывает роль химических знаний ...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка практической работы "Климат Евразии" (7 класс)

Плановая практическая работа с целью актуализации знаний по теме "Климат"....

Разработки практических работ для 6 и 7 классов

В данном документе представлены подробные разработки практических работ по географии для 6 и 7 классов...

разработка практической работы по географии5 класс

разработка практической работы по географии 5 класс по теме Реки...

Разработка практической работы по информатике в 7 классе по теме «Создание вычислительных таблиц в MS Word»

Разработка практической работы по информатике в 7 классе по теме«Создание вычислительных таблиц в MS Word»...

Разработка практической работы по дисциплине «Информатика и ИКТ». Работа в нескольких приложениях.

Разработка практической работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса нефтяных специальностей.  В ходе работы обобщаются знания по использованию мастера функции в MS ...