Разработка практической работы по теме "Самодельные рH-индикаторы из экстрактов растений"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

        Предлагаемая практическая работа предназначена для учащихся 8 класса, чтобы повысить интерес учащихся к предмету. Содержание работы раскрывает роль химических знаний в повседневной жизни человека, направлено на удовлетворение познавательных интересов учащихся.  Особенность практической работы – межпредметный характер рассматриваемых вопросов, использующий знания учащихся по химии и биологии. Данную работу можно провести при изучении темы «Вещества. Смеси. Растворы», или на кружковых занятиях по химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_po_teme.rar8.83 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме

«Самодельные рН-индикаторы из экстрактов растений».

                                                                                 Малова О. В. Учитель биологии и химии

                                                              МБОУ «Вутабосинская СОШ» Канашского района

        Предлагаемая практическая работа предназначена для учащихся 8 класса, чтобы повысить интерес учащихся к предмету. Содержание работы раскрывает роль химических знаний в повседневной жизни человека, направлено на удовлетворение познавательных интересов учащихся.  Особенность практической работы – межпредметный характер рассматриваемых вопросов, использующий знания учащихся по химии и биологии. Данную работу можно провести при изучении темы «Вещества. Смеси. Растворы», или на кружковых занятиях по химии.

Цели: углубление знаний в области биохимии; развитие интереса к изучению химии и    проведению химического эксперимента.

Оборудование и материалы:  темная фасоль, виноград (кожица), краснокочанная капуста, синий ирис (лепестки), пробирки, вода, растворы соляной кислоты и гидроксида  натрия, таблица «Характеристика растительных индикаторов» (приложение №1), склянки с этикетками, водяная баня.

Ход работы.

  1. Ознакомление с растительными индикаторами.

Самодельные индикаторы из растительных экстрактов являются прекрасным пособием для изучения химического равновесия. Содержащиеся в растениях красящие вещества – антоцианы способны обратимо менять окраску в зависимости от значения рН среды. При низких значениях рН характерной формой антоцианов является оксониевый катион, придающий раствору розово-красный цвет. По мере уменьшения кислотности эта структура превращается в хиноидное соединение (не имеющее заряда), а затем в щелочной среде – в анионы солей К+, Nа+. Все три формы соединения имеют разную окраску.

        2.Изготовление индикаторов.

Растворы индикаторов получают отвариванием, поэтому готовят их перед опытом.

а) Взять немного сырья, положить в пробирку, налить воды, поставить на водяную баню и нагревать до тех пор, пока раствор не окрасится.

б) Каждый раствор после охлаждения профильтровать и слить в приготовленную заранее склянку с этикеткой.

        3. Изучение цвета индикатора в разных средах.

Взять пипеткой несколько капель самодельного индикатора и добавить поочередно в воду, растворы серной кислоты и гидроксида натрия. Все изменения ребята вносят в таблицу (приложение №2).

         4. Составление выводов.

Приложение №1

Характеристика растительных индикаторов

Растение (часть его)

Цвет индикатора при рН, равном

1

7

13

Темная фасоль

Красный

Фиолетовый

Желто-зеленый

Виноград (кожица)

Розовый

Сиреневый

Желто-зеленый

Краснокочанная капуста

Красный

Голубой

Желто-рыжий

Синий ирис (лепестки)

Красный

Ярко-синий

Голубой

Приложение №2.

Результаты исследования

Растение (часть его)

Цвет индикатора при рН, равном

1

7

13

Темная фасоль

Виноград (кожица)

Краснокочанная капуста

Синий ирис (лепестки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка практической работы "Климат Евразии" (7 класс)

Плановая практическая работа с целью актуализации знаний по теме "Климат"....

Методическая разработка практической работы по теме "Политическая карта"

Практическая работа для 7 класса "Политическая карта Мира". Ориентирована на проведение как индивидуальной так и групповой работы. Материал содержит бланки раздаточного материала....

Разработка практической работы по английскому языку по теме "If-Sentences"

Работа предназначена для учеников 8 класса для систематизации знаний, а также устранения пробелов в знаниях по теме "Придаточные предложения условия"...

Методическая разработка практической работы по теме "Двигатели постоянного тока" по дисциплине "Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"

Практическая разработка по теме " Двигатели постоянного тока" по дисциплине " Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"...

Разработка практической работы по дисциплине «Информатика и ИКТ». Работа в нескольких приложениях.

Разработка практической работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса нефтяных специальностей.  В ходе работы обобщаются знания по использованию мастера функции в MS ...