История и население села Воскресенское Каслинского раона Челябинской области
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Истории и население села Воскресенского Аннотация Цель исследовательской работы: собрать и оформить материал об истории села Воскресенского. Задачи исследовательской работы: - провести диагностику знаний обучающихся о своей «малой» родине; - изучить литературу по теме исследования; - провести интервьюирование жителей села Воскресенского; - провести фотографирование достопримечательностей села Воскресенского; - обобщить материал, оформить презентацию. Актуальность исследования. «Умирают» деревни и села, забываются имена проживавших в этих селах людей, а ведь многие из них погибли в войнах, защищая интересы нашей страны, а оставшиеся в живых внесли свой вклад в восстановление нашей страны. Нужно помнить историю своей «малой» родины, ее жителей, так как без прошлого нет будущего. Исследовательская работа раскрывает некоторые страницы истории села Воскресенского: историю образования села, владельцев села, жизнь населения в разные исторические периоды, трудовые достижения селян в советские время, героические страницы селян в годы войн, прокатившихся на территории нашего государства. Методы исследования: - изучение литературы по теме исследования; - анкетирование обучающихся; - интервьюирование жителей села Воскресенского; - сбор исторических материалов о селе: фотографий, документов . Поставленная цель исследовательской работы была достигнута: собраны интересные факты из жизни села в различные исторические периоды и оформлено наглядное пособие в виде презентации. Собранный материал можно использовать на уроках истории и географии при изучении Челябинской области, на факультативах и кружковых занятиях, в библиотечных беседах, на тематических классных часах. В дальнейшем хочется продолжить поисковую работу о Герое Советского Союза Кашпурове П.А. Все крупнейшие драматические события в России, от седой старины и до сегодняшнего времени, так или иначе оставляли свой след в судьбах сельчан. Изучать и знать историю своей «малой» родины - значит знать историю Урала и России. Собранные материалы были переданы в семейный архив Лепаловских, в музей славы МБОУ СОШ № 117, в краеведческий музей города Снежинска, в краеведческий музей города Касли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_igz_istoriya_i_naselenie_sela_vosvresenskogo.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №117»

Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 117

№01-08/72 от 03.09.2015

Рабочая программа

индивидуально групповых занятий по географии в 8 классе

 «История и население села Воскресенское Каслинского района Челябинской области»

основного общего образования

(базовый уровень) на 2015-2016 учебный год

Составитель программы

Трухина Л.Г.,учитель высшей категории

Учитель,реализующий

программу:

Трухина Л.Г.,учитель высшей

 категории

г.Снежинск, 2015

Пояснительная записка

     Преподавание ИГЗ «История и население села Воскресенского» в 8 классе  определяется следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013);

2. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543;

3. Об особенностях преподавания учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2015-2016 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области;

4. Об утверждении учебного плана на 2014-2015 учебный год / Приказ директора МБОУ СОШ № 117 от01.09.2014 г

№ 01-08/75;

5. Об утверждении перечня рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, факультативов, ИГЗ / Приказ директора МБОУ СОШ № 117 от 01.09.2014 г. № 01-08/76;

     Программа ИГЗ «История и население села Воскресенского является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Эти занятия дают возможность учащимся шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

     Разрабатывая программу, я исходила из того, что отстоять и приумножить ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Программа включает сведения из географии, краеведения, литературы, истории, биологии. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии, истории своей местности с помощью специально организованных наблюдений, сравнений, практических работ, интервьюирования. высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают географию, историю и культуру, пропуская их через собственное творчество. Данная программа дает возможность расширить свои знания. На занятиях учащиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.

     Курс дает возможность познакомить учащихся с интересными вопросами, подходами в изучении родного края. Данный курс является междисциплинарным, так как содержит круг вопросов, в основном, историко-географического и краеведческого характера.

     Средством воспитания и образования служит участие учащихся в индивидуальной исследовательской, поисковой деятельности, освоение проектного способа преобразования своей жизни и окружающего сообщества – малой Родины, поэтому программа предусматривает значительное количество практических работ исследовательского характера, встречи с людьми, что позволит развить у учащихся познавательные коммуникативные умения и навыки.

     Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве. Выбор методических приемов обусловлен осознанием необходимости мотивационно-целевого управления процессом познания: дискуссии, работа с документами, беседа, интервью, практическая работа, экскурсии.

     Итогом курса является включение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполнение ряда мини-исследовательских проектов, предполагает личный вклад в поиске материала о малой Родине. Таким образом, содержание курса раскрывает широкие возможности для самоопределения учащихся в будущем.

Цели:

1. Воспитание у учащихся чувства патриотизма через ознакомление с историей, населением и традициями родного края.

2. Развитие интереса к изучению окружающего мира.

3. Ориентирование учащихся в выборе профиля через углубленное изучение систематизированного, целостного представления о малой Родине.

Задачи:

1. Углубленное изучение истории родного края.

2. Ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта.

3. Привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

4. Развивать простейшие навыки, интервьюирования, проводить интервью, обрабатывать данные.

5. Набирать текст, редактировать его, сканировать фотографии и размещать их в тексте.

6. Организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению, истории и географии.

7. Воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

8. Формирование личности  учащегося, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познании. Окружающего мира.

Учебно-тематический план.

              Темы занятий

Кол-во

часов

В том числе

лекции

практич.

1.

Введение.

1

1

-

2.

Природа края, села.

1

1

-

3.

История села.

8

5

3

4.

Быт народов края, села.

1

1

-

5.

Население села.

4

4

-

6.

Образование в селе.

1

1

-

7.

Знаменитые люди села.

6

3

3

8.

Наш край в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

8

4

4

9.

Шефство над обелиском.

2

1

1

10.

Современное состояние села.

1

1

-

11.

Проблемы села.

1

1

-

12.

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

35

24

11

Содержание (35 часов)

Тема № 1. Введение (1 час).

     Введение в предмет, задачи: вызвать интерес к темам занятий, к способам работы и изучаемому материалу.

     Историко-географический портрет села. Оценка экономико-географического положения по картам. Особенности экономического развития села.

Тема №2. Природа края, села (1час).

     Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и агроклиматические ресурсы. Внутренние воды. Почвы, земельные ресурсы. Растительный и животный мир.

Тема №3. История села (8 часов).

     Знакомство с книгой В.Батина и Б. Емельянова «У Синарского истока: история села Воскресенского».Страницы исторического развития. Почему село так называется. Когда оно возникло. Кто основатель села. Когда село празднует свой год рождения. Кто были первыми поселенцами. Родословная семьи, села. История происхождения названий улиц села.

Практические работы: Знакомство с книгой В.Батина и Б.Емельянова «У Синарского истока: история села Воскресенское», Сбор материала о первых поселенцах села, оформление материала «Родословная села», сбор материала об истории села.

Тема №4. Быт народов края (1 час).

     Ознакомление с народными традициями, праздниками и обрядами. Сабантуй.

Тема №5. Население села (4 часа).

     Численность населения села. Воспроизводство. Половозрастной состав населения. Проведение мини-переписи. Трудовые ресурсы. И занятость. Национальный состав населения.

Тема №6. Образование в селе (1 час).

     Ознакомление с историей сельской школы. Учителя.

Тема №7. Знаменитые люди села (6 часов)..

     Первые учителя сельской школы, председатели совхоза. Священнослужители храма в селе. Труженики села, награжденные орденами и медалями страны. Сбор материала.

Практические работы: Сбор материала и оформление материала о тружениках села, награжденных орденами и медалями нашей страны.

Тема № 8. Наш край в годы Гражданской и Великой Отечественной войн (8 часов).

     Отзвуки Гражданской войны на территории села. В.И.Чуйков – участник боев в районе села. Встреча с воскресенцами – участниками  Великой Отечественной войны. П.А Кашпуров – воскресенец, Герой Советского Союза. Сбор материала.

Практические работы: Сбор материала и оформление материала об участниках Гражданской и Великой Отечественной войн.


Тема № 9. Шефство над обелиском (2часа)..

     Кому установлен обелиск. История установки обелиска. Очистка, посадка цветов. Возложение венков.

Практическая работа: Очистка территории вокруг обелиска от мусора, посадка цветов, возложение венков.

Тема № 10. Современное состояние села.

     Кто живет в настоящее время в селе. Численность и структура населения. Чем занимается в настоящее время население села.

Тема №11. Проблемы села.

     Количество жителей. Производство.

Тема № 12. Итоговое занятие.

Методические рекомендации.

В процессе работы по изучению данного курса возможна организация

следующих видов работы:

1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.

2. Сбор, изучение и обработка материалов.

3. Фотографирование.

4. Составление тезисного плана беседы.

5. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

6. Подготовка к выступлению презентации, проекта.

Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ по изучению курса являются:

1. Учитель и ученики, интересующиеся историей родного края и принимающие непосредственное участие в его изучении.

2. Исследовательская работа учителя с учениками  выступает как условие повышения его педагогического мастерства.

3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.

4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.

5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.

6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, собранный краеведческий материал используется в учебно-

воспитательном процессе.

1. Введение (1час).

Вводная лекция.

Цель: Введение в предмет. Вызвать интерес к способам работы и изучаемому кругу вопросов. 

      Для реализации программы данного курса целесообразно познакомить учащихся на первом занятии с общей социально-географической характеристикой села, показать своеобразие географии, экономики.

2. Природа края, села (1час).

Цель: Познакомить учащихся с геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми местности, где расположено село, климатом, агроклиматическими ресурсами, внутренними водами, почвами, земельными ресурсами, растительным и животным миром.

     Для реализации данной темы необходимо познакомить учащихся с географическими картами села, минералами и горными породами, собранными на территории и окрестностях села.

Лекция:

- Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, агроклиматические ресурсы, внутренние воды, почвы, земельные ресурсы, животный и растительный мир села и окрестностей.

3. История села (8 часов).

Цель: Изучить историко-географические особенности развития села, собрать и оформить материал , изучая исторические документы по истории села, научиться брать мини-интервью у сторожилов села.. Развитие простейших навыков интервьюирования, умения обобщать и систематизировать изученные данные, формулировать выводы по результатам исследования.

     Развитие сельского поселения – непрерывный процесс, имеет свои корни, причины и следствия. Узнать о них можно, если изучать географические, исторические, экономические источники – продукты деятельности человека и человечества во времени и пространстве.

Лекции (5 часов)

В содержании лекций учащимся раскрываются основные вопросы темы «Летопись села», а именно – почему наше село так называется? Когда село празднует свой год рождения? Кто был первыми поселенцами? Перед лекцией целесообразно провести экскурсию в музей. Важно отметить, что при подготовке необходимо использовать фактический исторический материал, что позволит сделать лекцию более наглядной. Для мини-переписи населения нужно составить переписной лист с вопросами, например, сколько лет живет в селе, с какого года, ваш возраст и т.п.

Содержание лекций должно отражать следующие вопросы:

- Почему наше село так называется.

- Когда село празднует год своего рождения.

- Кто был первыми поселенцами.

- Кто жил ранее на этой территории.

- Какие поселения окружали данное поселение. Кто там жил.

- Как названы улицы села и в честь кого они были названы..

Практические работы:

- Знакомство с книгой В.Батина и Б.Емельянова «У Синарского истока: история села Воскресенского».

- Сбор материала и оформление материала о первых поселенцах села, мини-интервью.

- Летопись села.

4. Быт народов края, села (1час).

Цель: На основе полученных исследований определить хозяйственную деятельность населения села.

Лекция: О быте народов края, села.

5. Население села (4часа).

Цель: Определить особенности структуры населения села, основные демографические характеристики, продолжить развитие умений сбора данных и анализа статистической информации.

На основе полученных исследований, определить особенности структуры населения села, основные демографические характеристики, продолжить развитие умений анализировать данные статистической информации.

Лекции:

- Численность населения села.

- Воспроизводство.

- Половозрастной, национальный состав населения.

- Трудовые ресурсы и занятость населения.

Практические работы: Сбор материала и оформление материала о населении села.

6. Образование в селе (1час).

Цель: Узнать, когда была построена первая школа в селе. Кто был первыми учителями и учениками.

На основе полученных данных через мини – интервью и исторические справки определить, когда была построена школа в селе, кто был первыми учителями и первыми учениками.

Лекция:

Образование в селе Воскресенском.

7. Знаменитые люди села (6 часов).

Цель:  Собрать материал о знаменитых людях села, награжденных орденами и медалями нашего государства.

     На территории села работал богатый колхоз, а затем совхоз. Люди занимались выращиванием кормовых трав, полеводством и животноводством. Многие животноводы добились хороших результатов в своем труде и были награждены медалями и орденами нашей страны, а Атмажитовой Л.А. было присвоено звание Герой Социалистического Труда.

Лекции:

- Первые учителя, председатели совхоза.

- Священнослужители храма в селе.

- Труженики села, награжденные медалями и орденами нашей страны.

Практические работы:

-Сбор и оформление материала .

8. Наш край в годы Гражданской и Великой Отечественной войн

 (8 часов).

Цель: Узнать об участии жителей - воскресенцев в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Через село прогремела Гражданская война. В селе белоказаками были зарублены активисты села. Через село проходил со своим отрядом красный командир В.И.Чуйков. В 1979 году В.И.Чуйков побывал в селе Воскресенском, в городе Снежинске, встретился с ветеранами Гражданской и Великой Отечественной войн, с жителями села.

     Почти все мужское население села Воскресенского были демобилизованы на фронта Великой Отечественной войны. Многие из них погибли , совсем немногие вернулись домой. Погиб и Герой Советского Союза –П.А.Кашпуров.

Лекции:

-Отзвуки Гражданской войны на территории села.

- В.И.Чуйков – участник боев в районе села.

- Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

- П.А.Кашпуров – Герой Советского Союза.

Практические работы: Сбор и оформление материала о ветеранах Великой Отечественной войны и о П.А.Кашпурове.

9. Шефство над обелиском (2 часа).

Цель: Прививать учащимся уважение к памяти о павших участникам в Гражданской и Великой Отечественной войн.

В честь погибших на полях войн в Гражданскую и Отечественную войны в селе был установлен обелиск с таблицами, где были написаны фамилия и мена тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, а также установлен бюст Герою Советского Союза П.А.Кашпурову.

Лекция:

-Об установке обелиска, памятника.

Практическая работа: Очистка территории вокруг памятника , посадка цветов и возложение цветов.

10.Современное состояние села (1час).

Цель: Познакомить учащихся с современным состоянием села. Показать, чем живет село сегодня.

     Человек – часть природы, он реагирует на ее вызовы деятельностью, которая в основе своей имеет поиск человеком ниши. Деятельность человека обусловлена природным окружением и свой целью имеет изменение этого окружения. Эта деятельность – средство единения человека и природы, человека с человеком. В содержании этой темы определен основополагающий акцент на весомую долю практических исследований и выход на конкретный краеведческий историко-географический материал.

11. Проблемы села.

Цель: Познакомить учащихся с нынешними проблемами села.

В последнее время села «умирают». Уезжают жители из сел, так как нет никакого производства, работать негде, закрываются школы, медпункты, что характерно и для села Воскресенского. Молодежь , получив образование, разъехалась, остались только пенсионеры. Но так как многие бывшие жители села Воскресенского уехали недалеко в город Снежинск, то у них остались в селе дома, которые они перевели в дачи. И сейчас в селе Воскресенском дачников значительно больше, чем местных жителей. Село ожило только за счет дачников, которые выращивают для своих семей сельскохозяйственную продукцию, некоторые держат скот.

Лекция:

- Закрытие всех  производственных предприятий на селе, безработица.

- Закрытие школы, медпункта, почты..

- Отъезд молодого населения в город Снежинск и на другие территории на постоянное место жительства.

12. Итоговое занятие

Цель: Подвести итоги своей деятельности по курсу « История и население села Воскресенского» (оформление материала в виде презентации). Обмен мнениями, обсуждение полученных результатов.

     Одним из законом человеческого бытия является память. О человеке судят по его поступкам, деятельности, поэтому в курсе предусмотрена реальная практическая деятельность по разработке и реализации конкретного социально-общественного дела учащимися. Итоговое занятие целесообразно организовать в форме беседы, обсуждения мини-проектов, обобщить результаты изучения курса, подготовить материал для выступления на Литвиновских чтениях.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата по плану

Дата фактич.

провед.

               Темы разделов и занятий.

Кол-во часов

Раздел 1.Введение (1час)..

1.

Введение.

1

Раздел 2. Природа края, села (1час).

2.

Природа края, села.

1

Раздел 3. История села (8часов).

3.

Знакомство с книгой В.Батина и Б.Емельянова «У Синарского истока: история села Воскресенского».

1

4.

Истоки села Воскресенского.

1

5,6.

Сбор материала о первых поселенцах села.

2

7,8

Оформление материала «Родословная села».

2

9.

Сбор материала об истории села.

1

10.

Летопись села.

1

Раздел 4. Быт народов края, села (1час)..

11.

Быт народов края, села.

1

Раздел 5. Население села (4 часа).

12.

Численность, воспроизводство, половозрастной состав населения.

1

13.

Проведение мини-переписи населения.

1

14.

Национальный состав населения.

1

15.

Трудовые ресурсы и занятость населения.

1

Раздел 6. Образование в селе (1час).

16.

Образование в селе.

1

Раздел 7. Знаменитые люди села (6часов).

17.

Первые учителя, председатели колхоза и совхозов.

1

18.

Священнослужители Храма в селе.

1

19.

Труженики села, награжденные орденами и медалями нашей страны.

1

20,21

Сбор материала о тружениках села, награжденных медалями и орденами нашей страны.

2

22.

Оформление материала о тружениках села, награжденных орденами и медалями нашей станы.

1

Раздел 8. Наш край в годы Гражданской и Великой Отечественной войн

 (8 часов).

23.

Отзвуки Гражданской войны на территории села.

1

24.

В.И.Чуйков – участник боев в районе села Воскресенского.

1

25.

Оформление материала о людях, участвующих в Гражданской войне.

1

26,27.

Сбор материала о людях, участвующих в Великой Отечественной войне.

1

28.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

1

29.

Оформление материала об участниках в Великой Отечественной войне.

1

30.

П.А.Кашпуров – воскресенец – Герой Советского Союза.

1

Раздел 9. Шефство над обелиском (2 часа).

31.

Беседа об установке обелиска.

1

32.

Очистка территории от мусора, посадка цветов, возложение цветов.

1

Раздел 10. Современное состояние села (1час).

33.

Беседа о современном состоянии села.

1

Раздел 11. Проблемы села Воскресенского (1час).

34.

Беседа о проблемах села Воскресенского.

1

Раздел 12. Итоговое занятие (1час).

35.

Подведение итогов.

1

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

1. Территорию села, к какому району и области относится.

2. Особенности физико- и экономико-географического положения населенного пункта.

3. Основные сведения из истории и хозяйственного освоения территории края, села Воскресенского.

4. Зависимость рельефа территории села от тектонического строения и действия внешних процессов.

5. Основные формы рельефа окружающей местности и села Воскресенского.

6. Факторы, формирующие климат края, села.

7. Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения села.

8. Особенности поверхностных вод территории.

9. Воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование.

10. Основные типы почв, меры по их охране.

11. Представители растительного и животного мира нашей зоны. Красная Книга Челябинской области.

12. Существенные признаки понятий: экономико-географическое положение территории, воспроизводство, естественный прирост, половозрастной, национальный состав населения, трудовые ресурсы и занятость населения, специализация территории.

2. Национальные традиции и обычаи, культурно-исторические особенности народов своего края, села Воскресенского. Религии, трудовые навыки населения своей местности.

3. Историко-географические особенности развития села, ведения хозяйства, формы хозяйства повседневной жизни, обычаи, традиции, праздники, правила поведения в обществе.

Учащиеся должны уметь:

1. Выдвигать гипотезы, версии названий улиц села, подтверждать их или опровергать на основе собственных фактов.

2. Согласовывать правила поведения учебной дискуссии, участвовать в дискуссии.

3. Находить местоположение села Воскресенского на карте Челябинской области, на карте Урала. Описывать достопримечательности села.

4. Уметь объяснять названия улиц, историю имени улицы, название села.

5. Объяснять смысл понятий: Родина – Отечество – страна – Герб – Гимн – Флаг – праздники – правила поведения – традиции – культура – жизнь и быт людей.

6. Развивать простейшие навыки интервьюирования, проводить мини-интервью, обрабатывать данные, оформлять материал.

7. Выделять причинно-следственные связи на примерах реальных исторических событий в истории малой Родины: событие – название улицы и т.д.

7. Набирать текст объемом 70 слов и более, редактировать его, сканировать фотографии и размещать их в тексте.

8. Уметь делать презентации по собранному материалу.

9. Уметь ставить задачи, организовывать свою работу, получать общий результат, оценивать вклад своего участия в мероприятиях.

10. Работать с различными источниками знаний по истории и географии.

11. Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико-географической, геологической и тектонической картам.

12. Определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории и.

13. Оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные,  ресурсы животного мира для прогнозирования рационального природопользования.

14. Выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

15. Оценивать демографическую ситуацию населения.

16. Устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека.

17. Владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

18. Подготовить материал для проекта.

Список литературы.

1. Атлас Челябинской области; 5-11 классы, Челябинск, «Край Ра», 2015 г.

2. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Южно-Уральское книжное издательство, Челябинск, 2002г.

3. Артюшкина Е.И., Кузнецов В.М. и др. Истрия и культура народов Южного Урала: Челябинск, АБРИС, 2010г. (+СD  приложение).

4. В.Батин, Б.Емельянов.У Синарского истока: история села Воскресенского, Снежинск, ООО Фирма «Сокол», 2006г.

5. Виноградов Н.Б. и др. Историческое краеведение. Челябинский Урал: учебное пособие, Челябинск, АБРИС, 2008г.

6. Гитис М.С. и др. Географическое краеведение. Челябинская область: справочно-учебное пособие, Челябинск, АБРИС, 2008г.

7. Дерягин В.В., Гитис М.С.Краеведение. Челябинская область. 6 класс.: учебник для основной школы, Челябинск, АБРИС, 2008г.

8. Захаров С.Г. Озера Челябинской области: учебное пособие- Челябинск, АБРИС, 2010г.

9. Краеведение. Челябинская область. 8 класс.: учебник для основной школы / под редакцией В.М.Кузнецова,- Челябинск, АБРИС, 2010г.

10. Краеведение. Челябинская область. 9 класс: учебник для основной школы / под редакцией В.М.Кузнецова,- Челябинск, АБРИС, 2012г.

11. Каслинский район. Челябинская область. Тетрадь юного краеведа:- Челябинск, АБРИС, 2007г.

12. Таранина Т.И., Зейферт А.А. Недра Челябинской области:- Челябинск, АБРИС, 2009г. (+ приложение СD ).

13. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина: Топонимический словарь.- Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989г.

.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа села Арасланово Нязепетровского района Челябинской области

Данная презентация создана на основе фотографий учеников 6 класса....

История села Овчинец Суражского района Брянской области

В данной работе содержатся исторические сведения о селе Овчинец  и основании в ней школы. В работе используются материалы школьного архива....

История создания села Озерки,Петровского района,Саратовской области.

Статья. История создания села Озерки, Петровского района,Саратовской области....

Исследовательская работа "Страницы истории села Воскресенского"

Страницы истории села Воскресенского Аннотация Бабакина Валерия Дмитриевна Научный руководитель Трухина Людмила Григорьевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа № 117, Челя...

Конспект открытого урока по информатике для учащихся МОУ «СОШ № 26» Воскресенского муниципального района Московской области

Тема: Изучение нового материала по теме: «Условный оператор на языке Pascal».Цели урока:Образовательная: закрепить изученный материал и изучить с учащимися условный оператор языка программ...

МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района московской области». Приказ №744 от 27.09.2011г.

МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района московской области». Приказ №744 от 27.09.2011г....