Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС.
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на базе УМК Полярная звезда под редакцией А. И. Алексеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_5_klass.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 1
Утверждаю:
Директор школы:
Д.В.Борисов
« » 2016 г.
Рабочая программа
По географии 5 класс
На 2016- 2017 учебный год
Составитель:
Шиленкова Екатерина Андреевна
Учитель географии
Пояснительная записка.
Целями изучения географии являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально- экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Закон РФ «ОБ образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты основного общего образования;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Авторская программа. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2013
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва).
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально- экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. На изучение предмета «География» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю итого 34 часа в год. По программе: География. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев на изучение предмета «География» отводится 1 учебный час в неделю итого 34 часа в год.
№ п/п | Тема | Планируемое кол-во часов |
1 | Развитие географических знаний о Земле | 4 |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 4 |
3 | План и карта | 10 |
4 | Человек на Земле | 4 |
5 | Литосфера – твѐрдая оболочка Земли | 10 |
6 | Итоговое обобщение по курсу | 2 |
Практические работы.
№1 «Определение направлений. Ориентирование»
№2 «Составление и чтение простейшего плана местности»
№3 «Нахождение на карте крупных стран мира»
№4 «Описание по плану минералов и горных пород»
№5 «Нанесение на контурную карту районов землетрясений и вулканов»
№6 «Нанесение на контурную карту крупнейших равнин мира и России»
№7 «Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России»
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
Результаты освоения курса географии.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Содержание курса географии
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата | |||||||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||||||
Наименование разделов, глав | |||||||||||||||||||||||||
Введение(1ч) | |||||||||||||||||||||||||
1 | Введение | 1 | Определять значение географических знаний в современном мире, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. | 6.09- 8.09 | |||||||||||||||||||||
На какой Земле мы живем(4ч) | |||||||||||||||||||||||||
2 | Как люди открывали Землю(1) | 1 | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию( в интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле. | 13.09- 15.09 | |||||||||||||||||||||
3 | Как люди открывали Землю(2) | 1 | Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию( в интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле. | 20.09- 22.09 | |||||||||||||||||||||
4 | География сегодня | 1 | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. | 27.09- 29.09 | |||||||||||||||||||||
Обобщающее повторение | 1 | Обобщают и систематизируют знания и умения по темам. Решение учебных и практических задач, работа с географической картой. | 11.10- 13.10 | ||||||||||||||||||||||
Планета Земля(4ч) | |||||||||||||||||||||||||
5 | Мы во вселенной | 1 | Приводить доказательства того, что Земля- одна из планет Солнечной системы. | 18.10- 20.10 | |||||||||||||||||||||
6 | Движение Земли | 1 | Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | 25.10- 27.10 | |||||||||||||||||||||
7 | Солнечный свет на Земле | 1 | Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца( схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. | 1.11- 3.11 | |||||||||||||||||||||
Обобщающее повторение | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений по теме. Решение учебных и практических задач. Работа с теллурием, физической картой полушарий. | 8.11- 10.11 | ||||||||||||||||||||||
План и карта(10ч) | |||||||||||||||||||||||||
8 | Ориентирование на местности | 1 | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, « живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. | 22.11-24.11 | |||||||||||||||||||||
9 | Земная поверхность на плане и карте(1) | 1 | Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направление на местности и плане. | 29.11- 1.12 | |||||||||||||||||||||
10 | Земная поверхность на плане и карте(2) | 1 | 6.12- 8.12 | ||||||||||||||||||||||
11 | Учимся с «Полярной звездой»(1) | 1 | Составлять и читать простейший план местности. | 13.12- 15.12 | |||||||||||||||||||||
12 | Географическая карта | 1 | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направление на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу и содержанию. | 20.12- 22.12 | |||||||||||||||||||||
13 | Градусная сетка | 1 | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направление и измерять расстояние по карте. | 27.12- 29.12 | |||||||||||||||||||||
14 | Географические координаты(1) | 1 | Определять географические координаты объектов на карте. | 10.01- 12.01 | |||||||||||||||||||||
15 | Географические координаты(2) | 1 | 17.01- 19.01 | ||||||||||||||||||||||
16 | Учимся с « Полярной звездой»(2) | 1 | Определять: направление и расстояние между географическими и объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов; абсолютные высоты и относительные высоты точек земной поверхности. Составлять описание маршрута по топографической карте. | 24. 01- 26.01 | |||||||||||||||||||||
Человек на Земле(4ч) | |||||||||||||||||||||||||
17 | Как люди заселяли Землю | 1 | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни | 31.01- 2.02 | |||||||||||||||||||||
18 | Расы и народы | 1 | Выявлять внешние признаки люд внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Землей разных рас. | 7.02- 9.02 | |||||||||||||||||||||
19 | Учимся с « Полярной звездой»(3) | 1 | Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию | 14.02- 16.02 | |||||||||||||||||||||
Обобщающее повторение. | 1 | Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны- соседи, наиболее крупные и известные страны мира. | 28.02- 2.03 | ||||||||||||||||||||||
Литосфера- твердая оболочка Земли.(10ч) | |||||||||||||||||||||||||
20 | Земная кора- верхняя часть литосферы | 2 | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит | 7.03- 16.03 | |||||||||||||||||||||
21 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения | 21.03- 23.03 | |||||||||||||||||||||
22 | Движение земной коры(1) | 1 |
Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма | 28.03- 30.03 | |||||||||||||||||||||
23 | Движение земной коы(2) | 1 | 4.04- 6.04 | ||||||||||||||||||||||
24 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. | 18.04- 20.04 | |||||||||||||||||||||
25 | Рельеф Земли. Горы. | 1 | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности | 25. 04- 27.04 | |||||||||||||||||||||
26 | Учимся с «Полярной звездой»(4) | 1 | Находить географические объекты на карте по их координатам и с помощью основных ориентиров (рек, гор и т. д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве | 2.05- 4.05 | |||||||||||||||||||||
27 | Литосфера и человек | 1 | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности | 10.05- 11.05 | |||||||||||||||||||||
28 | Обобщающее повторение по теме: «Литосфера» | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме. Работа с физической картой полушарий, России. | 16.05- 18.05 | |||||||||||||||||||||
29 | Итоговое обобщение по курсу | 2 | Обобщение и систематизация знаний по теме. Работа с физической картой полушарий, России. | 23.05- 31.05 |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
- Стандарт общего образования по географии.
- Авторские учебные программы по курсам географии основной школы.
- География. 5-6 классы.
- Рабочая тетрадь по начальному курсу географии.
- Методические рекомендации по начальному курсу географии.
- Физическая полушарий.
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии.
- Мультимедийный компьютер.
- Глобус Земли физический
Согласовано:
Зам по УВР
Е.А. Фомичева
« » сентября 2016 г.
Рассмотрено:
На заседании ШМО учителей естественно- научного цикла
Протокол от « » 2016 г. №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа для 1 класса ФГОС...
Рабочая программа по географии на основе ФГОС 5 класс
Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии "Полярная звезда" под редакцией профессора А.И. Алексеева.Предлагаю календарно-тематическое планирование уроков географии в...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа по географии, 5-9, ФГОС
рабочая программа по географии, 5-9, ФГОС...
рабочая программа по географии 7 кл фгос
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса географии для 7 класса составлена на основеАвторской рабочей программы курса ге...
Рабочая программа по географии 5-9 ФГОС
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:·...