Вологодская область-культурный центр русского Севера
план-конспект урока по географии (8, 9 класс) на тему

Пискарева Галина Александровна

Развитие мировоззрения учащихся  в ходе изучения гуманитарного тнаследия Вологодской области как части культурного наследия русского Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vologodskaya_oblast_-kulturnyy_tsentr_russkogo_severa.docx443.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Малая Родина-большая география»

Раздел: Разработки уроков

Тема: « Путешествия по родной земле»

Пискарева  Галина Александровна

учитель  географии  

ГБОУ Школа № 1908 г. Москвы

Урок 8-9 класс

« Вологодская область –культурный центр Русского Севера»

Образовательная цель-развитие мировоззрения учащихся в ходе изучения гуманитарного наследия Вологодской области, части культурного наследия русского Севера

Обучающие задачи-развитие представления о культурно-географическом пространстве Вологодской области;

- составление историко-географического описания территории на основе различных источников информации.

Развивающие задачи- развитие познавательного интереса учащихся  входе создания компьютерного продукта учащимися ;

- развивать умение работать с информацией различных видов и её представления в виде компьютерного продукта ( презентации «РР»).

Воспитательные задачи- развитие уважения и бережного отношения к культурному наследию России на примере изучения гуманитарного наследия  Вологодской области.

Оборудование:

Учителя: интерактивная доска (режим «Экран») или проектор мультимедийный, наличие выхода в Интернет,  конверты  с названиями историко-культурных районов Вологодской области по количеству групп учащихся

У чащихся: ноутбуки или компьютеры (если урок проходит в каб. информатики) по количеству групп учащихся, атлас по географии для 8-9 класса,  рабочие тетради для записей .

 Приветствуется использования личных Интернет-источников  информации

Используемые технологии:  ИКТ, проектного обучения

Методы: частично-поисковый

Прогнозируемые результаты:

Предметные- называть известных людей Вологодской области, внесших свой вклад в формирование и развитие  Вологодской области и России;
-называть и показывать на карте крупные историко-архитектурные и природные территории и памятники внесенные в списки  культурного и природного наследия России и всемирного наследия  ЮНЕСКО;

Метапредметные-объяснять экономическую структуру области и называть центры и районы традиционных ремесел и важных  отраслей  Вологодской области;

- отбирать и анализировать информацию, представлять её в нужном виде

Личностные- проявлять уважительное отношение к культурному наследию, труду людей, историческому прошлому Вологодской области,

- определить   значение прошлого и  настоящего   Вологодской области для  России

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

 Оргмомент.  Приветствует и настраивает учащихся на работу.

Объявляет  и поясняет тему урока:

 « Вологодская область-культурная столица русского Севера» . Создание компьютерной презентации по теме.

Просит включить ноутбуки и выйти в интернет на портал «Официальный портал Вологодской области»

 Занимают свои места за столом группы (деление на группы происходит по решению учителя(жребий, по желанию детей заранее, по уровню знаний и т.д.)

 

Открывают ноутбуки и выходят в Интернет « Официальный портал Вологодской области»

2

Показывает  на интерактивной доске дальнейшие шаги в «Официальном  портале Вологодской области»:

-о регионе→ туризм туристический портал →карта маршрутов по Вологодской области (см. Приложение 3)

 Организует действия учащихся

Следуя указаниям учителя и сверяясь с пошаговой инструкцией учителя на интерактивной доске повторяют маршрут учителя в своих ноутбуках (компьютерах)

3

 Ставит задачу для организации работы учащихся. Кратко делает обзор карты маршрутов

Знакомятся с содержанием карты и легендой карты

4

Раздает на выбор конверты с названиями районов

( см Приложение 1)

Узнают название района ,  который будут изучать . Открывают нужную страницу на сайте « Официального портала Вологодской области»

5

 Объясняет в ходе беседы навигацию по карте маршрутов Вологодской области   на примере г. Вологды. ( см. Приложение 2) Предлагает использовать

« Достопримечательности»,

 « Земляки», « Промыслы», «Познавательный туризм» , текст главной статьи

Выявляют и составляют план содержания  презентации, исходя из навигации страницы сайта

6

Организует работу по созданию презентации: консультирует, помогает.

Первично проверяет отобранный материал,  следит за хронометражем

 Читают и анализируют информацию, отбирают нужную, компонуют слайды, тексты к ним, дизайн и показ слайдов

7

 Предлагает презентовать результаты работы учащихся в форме презентации на интерактивной доске . Каждая группа имеет 3 мин. на выступление

 Просматривают  результаты работы одноклассников ,дают свои оценки по плану:

  1. Содержательность
  2. Понятность
  3. Красочность
  4. Хронометраж
  5. Наличие титульного  и завершающего слайдов ( с указанием кто выполнял работу и ресурсы используемые)
  6. Соответствие содержания названию

8

Подводит итоги урока. Проводит мини-опрос «1. Где бы вы хотели побывать из районов представленных одноклассниками?.2. Какие территории на взгляд учащихся наиболее интересны? Почему?

3. Предлагает составить рейтинг представленных районов с т. з. личных предпочтений учащихся, исходя из увиденного материала

 Участвуют в мини-опросе учителя

 Письменно или устно ( зависит от времени, решения учителя или учеников)отвечают на вопросы, выражая свое личное отношение .

9

 Задает дом. задание:

Создать подобную презентацию по

 г. Вологде

   

Записывают дом. задание

Приложение 1.

 Темы презентаций для урока:

*Белорецк-былинный город

*Кириллов-Святая земля

*Череповец-город лидеров

*Тотьма-город купцов и мореходов

*Великий Устюг-Вотчина Деда Мороза

Район

Земляки

Достопримечательности

Кириллов

1.ООПТ Национальный парк « Русский Север»

2. гора Маура

3. Цыпина гора

4. Кирилло-Белозерский монастырь

5. Ферапонтов монастырь

6. Музей кирилловской гармони

Белозерск

  1. Один из древнейших городов  Руси (862 г.)

2. Памятники природы и истории  Белозерска

Череповец

1.Тендряков В.Ф.(1923-1984)-писатель

2. Верещагин В.А.(1842-1904)- русский живописец и литератор, художник- баталист

3 Верещагин Н.В. (1839-1902)-ученый.организатор молочного производства в России

4. Милютин И.А. (1829-1907)-купец 1 гильдии промышленник. благотворитель

1. Дарвинский государственный природный биосферный заповедник

2. усадьба Гальских (19 в.)

3. Дом-музей Верещагиных

Тотьма

1.Введенский Н.Е. (1852-1922)- выдающийся русский ученый физиолог

2. Бабушкин И.В.(1873-1906)-революционер. Большевик

3. Кусков И.А. (1765-1813)- выдающийся русский исследователь Аляски и Калифорнии; основатель Форта Росс в Америке

1. река Сухона

Великий Устюг

1Дежнёв С.И.( ок.1605-нач.1675)

Выдающийся русский мореход. Землепроходец, казачий атаман

2.Хабаров Е.П.(ок. 1610-после 1667)-выдающийся русский землепроходец и предприниматель, покоритель Дальнего Востока

3.Преминин С.А. (1965-1986)- Герой России. Матрос-подводник

1. Корабельная роща

2.Памятник природы « Цветные кремни»

3. Демонстрационный зал Великоустюгского завода

« Северная чернь»

4. Дымковская слобода

5.Дом Деда Мороза.

6.Почта Деда Мороза

7.Опоки-

геологическое обнажение (200 млн. лет)

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

"Русский Север"

Конспект занятия на знакомство  с понятием «Север», с обитателями этого края, закрепление знаний характерных  природных  признаков, тренировку в запоминании стихов, отгадывании загадок,...

Урок русского языка в 9 классе "Деревянная сказка" Русского Севера".

Урок знакомит обучающихся с народным творчеством, с северной архитектурой, с мастерством людей, населяющих Русский Север, со своеобразием и самобытностью этого мастерства. Уро...

Конспект урока английского языка в 9 классе по теме "Удивительный Русский Север"

Обобщающий урок английского языка в 9 классе с использованием регионального компонента. Урок построен в форме устного журнала с применением проектной технологии. Урок разработан на основе УМК "Английс...

Презентация "Духовные родники русского Севера"

Презентация "Духовные родники русского Севера"на немецком языке  знакомит учащихся со Стефаном Пермским и его наставником Сергием Радонежским...

презентация "Обрядовые полотенца в культуре Русского Севера"

Символика узоров и вышивки на обрядовых полотенцах Русского Севера уникальна. Это своеобразный путеводитель в прошлое, позволяющий познакомиться с культурой северян. Каждый орнамент имеет значение и о...

Конспект урока "Кижи - жемчужина русского севера"

Конспект урока "Кижи - жемчужина русского севера" - классный час в 8 классе...