Урок русского языка в 9 классе "Деревянная сказка" Русского Севера".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок знакомит обучающихся с народным творчеством, с северной архитектурой, с мастерством людей, населяющих Русский Север, со своеобразием и самобытностью этого мастерства. Урок развивает речь обучающихся, пространственное и ассоциативное мышление. Учащиеся закрепляют умения работать с текстом, учатся анализировать произведение, находить изобразительно-выразительные средства языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevyannaya_skazka.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
«Деревянная сказка» Русского Севера».
Цели: - познакомить обучающихся в народным творчеством, с северной
архитектурой, с мастерством людей, населяющих Русский Север,
со своеобразием и самобытностью этого мастерства;
- осведомить учащихся об истоках народного северного творчества;
- развивать речь обучающихся, ассоциативное и пространственное
мышление;
- воспитывать любовь к Русскому Северу, к малой родине.
Ход кружка.
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «Север»? (полярный день, полярная ночь, северное сияние, комариное лето, морошковый край, вечная мерзлота, карликовые берёзки, богатства)
- Обратимся к тексту Д.С. Лихачёва о Русском Севере.
Текст на партах, на слайде. Ученик читает.
Русский Север. Мне трудно выразить словами восхищение этим краем, моё преклонение перед ним. Когда впервые, мальчиком тринадцати лет, я проехал по Баренцеву и Белому морям, по Северной Двине, побывал у поморов, посмотрел на этих необыкновенно красивых людей, державшихся просто и с достоинством, - я был совершенно ошеломлён. Мне показалось – только так и можно жить по-настоящему: размеренно и просто, трудясь и получая от этого труда столько удовлетворения. В каком крепко сложенном карбасе мне довелось плыть («идти» сказали бы поморы), какими волшебными мне показались рыболовство и охота. А какой необыкновенный язык, песни, рассказы. И вот, спустя более шестидесяти лет, я готов поклясться, что лучшего края я не видел. Я зачарован им до конца моих дней.
Самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого человека, - это то, что он сам русский. Он не только душевно русский – он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную, словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные. Отсюда вышли замечательные русские землепроходцы, полярники и беспримерные по стойкости воины.
Да разве расскажешь обо всём, чем богат и славен наш Север, чем он нам дорог и почему мы его должны хранить, как зеницу ока.
(Д.С. Лихачёв)
- Так чем же богат Русский Север? Чем он нам дорог? Что мы должны хранить? (не забывать традиции, пропагандировать культуру северных народов, охранять природу Севера, беречь архитектурные сооружения и памятники Русского Севера)
Сегодня мы поговорим об архитектуре, о деревянном зодчестве, о Кижах.
- Что такое зодчество, архитектура? (искусство проектировать и строить здания)
На слайде – определения.
III. Чтение текста № 9 из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.
На слайде – текст
На доске – слова из текста
Кижи
Рерих, Нестеров, Писахов – русские живописцы
Гарницкий маяк, Преображенская церковь
Лемех, лемешный – пластинки из осины
Покровская церковь
Деревянная сказка.
Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов! Глядя на ели и берёзы, отражённые в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем и сказочником.
Плывём час… третий. Когда вдали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:
- В Кижи теперь много ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.
Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста.
Потом всё было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие.
Солнце умывалось за неровной кромкой бора…
Что такое Кижи?
Две многоглавые церкви, отделённые одна от другой колокольней. Всё из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.
Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами всё здание устремляется вверх, в заоблачные выси.
Кто создал эту лесную и озёрную сказку – Преображенский храм?
Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:
- Долго плотники работали. Щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука – работница. Главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошёл к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всём Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? А Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».
Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.
Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творение здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.
По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.
Так что же такое Кижи?
Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
(По Е.И. Осетрову. Живая Древняя Русь)
На доске запись: Я вижу
Я слышу
Я чувствую
- Что вы видите, слышите и чувствуете после прочтения текста?
- Как можно озаглавить текст?
- Автор Осетров назвал данный текст «Деревянная сказка». Так и звучит наша тема. Почему автор из множества названий выбирает именно такое? Объясните смысл названия текста.
(сказка – то же, что и чудо; сказка – так говорят о предмете, когда хотят отметить высшее качество, свойство предмета; мы говорим – просто сказка)
IV. Слово учителя. Изображение Кижи на слайде.
Остров Кижи расположен в Онежском озере в 66 км. от Петрозаводска.
Музей-заповедник «Кижи» - это один из крупнейших музеев крестьянской культуры Русского Севера, возведённый в 18-19 веках. Ведь именно здесь, на полоске земли длиной около 4-ёх километров, собраны великолепные образцы народного деревянного зодчества.
Ансамбль древнего погоста состоит из трёх зданий: главной – Преображенской церкви, меньшей – Покровской, и стоящей между ними колокольни.
Уже издали заметен величественный силуэт всемирно известной Преображенской церкви с двадцатью двумя главами. Главы различной величины расположены в пять ярусов, перемежаются друг с другом, придавая церкви причудливый, сказочный вид. В яркий солнечный день они сверкают и издали кажутся золотыми, на закате солнца – малиновыми, в пасмурную погоду – серебристыми. Вокруг церквей стоят часовни, деревянные дома-усадьбы с амбарами, банями и ригами.
На доске: риги – сараи для сушки снопов и молотьбы.
Крутятся ветряные и водяные мельницы. Все эти строения изначально, по легенде, возводились без единого гвоздя. Ведь надо было сделать пазы, потайные зубья, врубки, подогнать брёвна друг к другу так, чтобы всё было плотно, без щелей.
О небывалой красоте Кижей свидетельствует и давняя история, которую экскурсоводы любят рассказывать посетителям острова. Во время Великой Отечественной войны немецкий лётчик получил задание бомбить Кижи. Но, увидев необыкновенную Преображенскую церковь, неприятель развернул самолёт и скинул бомбы в воды Онежского озера. Памятник архитектуры был спасён.
Иными словами, Кижи, как и Париж, необходимо увидеть своими глазами.
V. Работа с текстом.
- Вернёмся к тексту. Выпишите ключевые слова, которые помогают построить текст.
Когда я работала над этим текстом, то составила такой ряд:
Русский Север – красота – сказка – сказочный мир – памятник – завещание – наказ – бессмертная Древняя Русь
- Случаен ли подбор таких ключевых слов? Ключевые слова играют на тему или на идею? Вспомним, что такое тема, идея, основная мысль.
- Какую цель преследует автор при написании данного текста? (Мы должны беречь эту сказку, этот архитектурный памятник, гордится им, охранять, сохранять)
- Свою позицию автор выражает с помощью изобразительно-выразительных средств. Найдите их.
- А никто не обратил внимание на риторический вопрос. Какой? (Что же такое Кижи? Так что же такое Кижи?)
- Как автор отвечает на этот вопрос? (два последних предложения) Прочитаем.
- Как вы понимаете эти слова?
Вывод учителя.
VI. Творческое задание по тексту.
- А теперь творческое задание. Давайте попробуем составить синквейн.
На доске написано: синквейн
- 1 существительное
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- фраза из 4-ёх слов
- 1 существительное
Пример: Школа. Красивая, уютная. Учит, радует, помогает. Здесь много моих друзей. Дом.
VII. Творческое задание.
- Вспомним, что такое архитектура, зодчество. Попробуем с вами построить здание Преображенской церкви.
Иллюстрации Преображенской церкви разрезаны на пазлы.
Каждый набор – в отдельный конверт.
VIII. Слово учителя.
На доске: Виталий Семёнович Маслов (1936 – 2001)
Наш сегодняшний кружок хочется закончить словами Виталия Семёновича Маслова, нашего северного писателя: «Думайте о Родине – как хозяева!.. Храните Родину! Важнее ничего сказать не могу, потому что важнее этого – нет!». Обращаясь к молодёжи он говорил: «Без родины – нет в человеке главного».
IX. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика, коррекция и консультирование школьной дезадаптации и неуспешности на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС «Северо-Восток»
Диагностика, коррекция и консультирование ...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...