Рабочая программа по географии для 5 и 6 классов к учебнику И. И. Баринова, В. П. Дронов и т.д.
рабочая программа по географии (5, 6 класс) на тему
Рабочая программа по географии для 5 и 6 классов к учебнику И. И. Баринова, В. П. Дронов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_5_klass_fgos.docx | 67.88 КБ |
geografiya_6_klass_fgos.docx | 83.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», для учащихся 5-х классов составлена на основе ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2)
Цель курса:
систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по географии в 5 классе
Личностные:
Личностными результатами являются следующие умения:
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии
посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества
и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание программы
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических
исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение
Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на
природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы по Примерной программе и программе Бариновой И.И. | Часы по Рабочей программе | В том числе на: | |
лабораторно- практические работы | Проверочные (контрольные) работы | ||||
1 | Тема 1. Что изучает география | 5 | 5 | - | 1 |
2 | Тема 2. Как люди открывали Землю | 5 | 5 | 1 | - |
3 | Тема 3. Земля во Вселенной | 9 | 9 | - | 1 |
4 | Тема 4. Виды изображений поверхности Земли | 4 | 4 | 1 | - |
5 | Тема 5. Природа Земли | 10 | 10 | 2 | |
6 | Итоговый тест за 2 полугодие | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 35 | 34 | 4 | 3 |
Календарно-тематическое планирование по предмету
Количество часов в неделю – 1;
Количество учебных недель – 34;
Плановых контрольных уроков – 2, тестов - 1 .
Планирование составлено на основе авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
Тематический план. География 5 класс
№ п/п | Раздел | Общее кол-во часов | Виды деятельности ученика |
Что изучает география | 5 | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач; Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе; Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. | |
Как люди открывали Землю | 5 | Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач; Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле; Развитие этических и моральных чувств, понимания страданий, и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. | |
Земля во Вселенной | 9 | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации; Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе; Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; Оценивать вклад отечественных ученых. | |
Виды изображений поверхности Земли | 4 | Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты; Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников; Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. | |
Природа Земли | 10 | Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся; Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 34 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока, | Тип урока | Планируемые результаты | Изучаемый материал | Дата | ||||||
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты | |||||||||
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) | 02. 09– 06.10 | ||||||||||
1 | Мир, в котором мы живём. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности планеты Земля. | Развитие личностной рефлексии, толерантности | §1,задания рабочей тетради. | |||||
2 | Науки о природе | Комбинированный урок | Научиться объяснять значение понятий «тело» и «вещество» | К: уметь отображать информацию в графической форме. Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. П: уметь выделять сходств естественных наук. | Формирование мотивации в изучении наук о природе | §2, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
3 | География–наука о Земле | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выявлять различия двух частей географии. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | §3, задания рабочей тетради. | |||||
4 | Методы географических исследований | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | §4, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Проверочная работа | Урок обобщения и систематизации знаний. Тестирование | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Индивидуальные задания. | |||||
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.). | 07.10 – 17.11 | ||||||||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения. | §5, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
7 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском) | Комбинированный урок | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §6, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
8 | Открытия русских путешественников. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. | К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | §7, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
9 | Открытия русских путешественников. | Комбинированный урок | Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. | К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Повторить материал раздела. | |||||
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю. | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование | Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Индивидуаль-ные задания. | |||||
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) | 18.11 – 27.01 | ||||||||||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: объяснять представления древних людей о Вселенной. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | §9, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться читать и понимать текст. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | §9, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
13 | Соседи Солнца. | Комбинированный урок | Научиться составлять характеристику планет по плану. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие Земли от других планет. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | §10, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | Комбинированный урок | Научиться выделять признаки планет. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §11, задания рабочей тетради. | |||||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты Проверочная работа | Комбинированный урок. | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §12, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
16 | Мир звёзд. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться находить на звёздном небе созвездия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | §13, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
17 | Уникальная планета – Земля. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | §14, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
18 | Современные исследования космоса. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться составлять презентацию о космонавтах. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: изучить важнейшие события в освоении космоса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | §15, задания рабочей тетради. | |||||
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Индивидуальные задания. | |||||
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) | 28.01 – 24.02 | ||||||||||
20 | Стороны горизонта | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться определять стороны горизонта. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §16, задания рабочей тетради. | |||||
21 | Ориентирование | Урок комплексного применения ЗУН. | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | §17, задания рабочей тетради. | |||||
22 | План местности и географическая карта. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §18, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование | Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Индивидуальные задания. | |||||
Раздел 5. Природа Земли (11 ч.) | 25.02 – 30.05 | ||||||||||
24 | Как возникла Земля. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §19, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
25 | Внутреннее строение Земли. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию. | §20, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
26 | Землетрясения и вулканы. Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. | Комбинированный урок | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | §21, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
27 | Путешествие по материкам. Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | Урок комплексного применения ЗУН. | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §22, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
28 | Вода на Земле. | Комбинированный урок | Научиться подписывать реки на контурной карте. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §23, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
29 | Воздушная одежда Земли. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | §24, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
30 | Живая оболочка Земли. | Комбинированный урок | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §25, задания рабочей тетради. | |||||
31 | Почва – особое природное тело. | Комбинированный урок | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §26, задания рабочей тетради. | |||||
32 | Человек и природа. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | §27, задания электронного приложения и рабочей тетради. Подготовиться к итоговому уроку. | |||||
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». | Урок обобщения и систематизации знаний | Научиться самодиагностике. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | Индивидуаль-ные задания. | |||||
34 | Обобщение знаний. Проверочная работа | Урок обобщения и систематизации знаний | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. |
Проверочные работы за 2 и 4 четверти
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», для учащихся 6-х классов составлена на основе ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2)
Цель курса:
Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Задачи курса: формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов; развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека; развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России; развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по географии в 6 классе
Личностные результаты:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
• описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы. Называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
• описывать уникальные особенности Земли как планеты.
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
• находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте, работать с компасом;
• объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
• объяснять особенности строения рельефа суши;
• описывать погоду своей местности.
2. В ценностно – ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
• соблюдение правил работы с картами, глобусом, теллурием
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание программы
1. Введение (2 час)
Открытие, изучение и преобразование Земли.
Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы.
Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
2.Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
План местности (4 ч)
Понятие о плане местности.
Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб.
Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование.
Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности.
Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.
1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта (5 ч)
Форма и размеры Земли.
Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта.
Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах.
Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота.
Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы.
4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических
объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
3. Строение Земли. Земные оболочки (20 ч)
Литосфера (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение.
Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
Движения земной коры.
Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы.
Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши.
Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени.
Рельеф дна Мирового океана.
Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы.
5. Описание форм рельефа.
Гидросфера (6 ч)
Вода на Земле.
Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана.
Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.
Движение воды в океане.
Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды.
Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки.
Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера.
Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники.
Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы.
6. Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха.
Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер.
Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат.
Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат.
Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс.
Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы.
10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «гидросфера», «литосфера», «атмосфера», «рельеф», «Мировой океан», «море», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
- называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
- описывать погоду и климат своей местности;
- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- называть меры по охране природы.
Население Земли (1 ч)
Население Земли.
Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
- составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- оценивать работу одноклассников;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- давать характеристику географических объектов;
- классифицировать информацию;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Итоговая аттестация – 2 часа
Перечень географических объектов (номенклатура)Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.
Учебно-тематический план
Из-за отсутствия резервных часов для проведения промежуточной аттестации и итогового урока в конце года были внесены изменения в программу. Добавлен 1 час на введение и сокращены на 2 часа раздел «Строение земли. Земные оболочки» и «Население Земли» это отражено в календарно-тематическом планировании.
№ п.п | Раздел, тема | Кол-во часов по программе | Кол-во практических работ по программе |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 2 | 0 |
2 | Виды изображение поверхности Земли | 9 | 4 |
3 | Строение земли. Земные оболочки | 20 | 6 |
4 | Население | 1 | 0 |
Промежуточная аттестация и итоговый урок по географии за курс 6 класса | 2 | ||
Итого | 34 |
Количество часов в неделю – 1;
Количество учебных недель – 34;
Плановых контрольных уроков – 2, тестов - 1 .
Планирование составлено на основе авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. География. Начальный курс – 6 кл.: учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова– 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. – 159, [1]с.: ил., карт.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 6 класс 34 ч. (1 ч. в неделю)
№ п.п | Раздел.Тема урока Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | планируемые результаты | система оценки | примечание | ||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
ВВЕДЕНИЕ (2час) | |||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ №4. Открытие, изучение и преобразование Земли | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников.» | Называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий. | планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | практикум | |||
2 | Земля – планета Солнечной системы | Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца | Понимание влияния космоса Землю | Добывать знания о поясах освещенности, вращении Земли вокруг своей оси. Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг своей оси и Солнца, фиксировать положения Земли в дни равноденствия и солнцестояния. | устный опрос | |||
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (9 часов) ПЛАН МЕСТНОСТИ (4часа) | |||||||||
3 | Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа № 1. «Изображение здания школы в масштабе». | Называть и объяснять значение терминов; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности. | Работать в соответствии с предложенным планом; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный | Практикум | |||
4 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2 «Определение направления и азимутов по плану местности» | Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять азимут, направление. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | Практикум
| |||
5 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | Называть и давать определение терминам; читать план. | Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам; определять критерии для сравнения фактов, событий, объектов. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. | Изображение с помощью горизонталей холма и впадин. | |||
6 | Составление простейших планов местности. Практическая работа №3 «Составления плана местности маршрутной съемкой» | Производить простейшую съемку местности; определять направления, расстояния на плане, карте и местности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | Составление плана местности методом маршрутной съемки | Практикум | |||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 часов) | |||||||||
7 | Формы и размеры Земли. Географическая карта. | Давать определение понятиям, знать размеры Земли; читать карту; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; | Выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний | Работа по карточкам | |||
8 | Градусная сеть на глобусах и картах. | Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; | Участвовать в совместной деятельности. Сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. | устный опрос | |||
9 | Географическая широта. | Классифицировать информацию по заданным признакам; называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
| Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Определять «географическую широту», | карточка | |||
10 | Географическая долгота. Географические координаты. | Классифицировать информацию по заданным признакам; называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности | Осознать необходимость в умении находить по заданным координатам объекты | Проводить самостоятельный поиск географической информации. | Определять географические координаты точек земной поверхности. | тест | |||
11 | Изображение на физических картах высот и глубин. Практическая работа №4 «Определение координат объектов». | Классифицировать информацию по заданным признакам | называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности | Классифицировать информацию по заданным признакам | называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности | Классифицировать информацию по заданным признакам | |||
Строение Земли Оболочки Земли. (20 часов) ЛИТОСФЕРА (5 часов) | |||||||||
12 | Проверочная работа по теме «План местности» Земля и ее внутреннее строение. | Объяснять значение терминов; виды земной коры; внутреннее строение Земли. | Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | тест | |||
13 | Движение земной коры. Вулканизм. | Называть и показывать основные географические объекты; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; создавать тексты разных типов. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулкана. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения. | тест | |||
14 | Рельеф суши. Горы. | Приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек. | Работать в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. | устный опрос | |||
15 | Равнины суши. Практическая работа № 5. «Составление описания форм рельефа» | Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. | Практикум 5. | |||
16 | Рельеф дна Мирового океана. | Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой. | Работать с поставленной задачей, в соответствии с предложенным планом | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, серединно-океанических хребтов океанов. | устный опрос | |||
Гидросфера (7 часов) | |||||||||
17 | Вода на Земле. | Называть и показывать основные географические объекты. | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Составление схемы мирового круговорота воды. | Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. | |||
18 | Части Мирового океана. Свойства вод океана. | Называть и показывать основные географические объекты. | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Составление схемы мирового круговорота воды. | Обозначение на контурной карте частей океана. | |||
19 | Движение воды в океане. | Объяснять особенности движения вод в Мировом океане. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны | Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | |||
20 | Подземные воды. | Объяснять значение терминов; объяснять способы образования подземных вод. | Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | .Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды» | презентации | |||
21 | Реки. | Называть и показывать на карте части реки; давать определения терминам; наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Описание реки своей местности по плану. | проект | |||
22 | Озера. Практиктическая работа №6. Составление описания внутренних вод. | Виды озерных котловин; составлять краткую характеристику объекта по плану. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. | Практикум | |||
23 | Ледники. | Называть и объяснять термины; объяснять происхождение ледников и вечной мерзлоты; показывать на карте. | применять методы информационного поиска; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границ зоны вечной мерзлоты. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | устный опрос | |||
АТМОСФЕРА (6 часов) | |||||||||
24 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | Объяснять строение, значение атмосферы; объяснять особенности циркуляции атмосферы. | уметь самостоятельно выделять познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | формирование навыков самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | тест | |||
25 | Температура воздуха. Практическая работа №7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | Определять температуру воздуха, амплитуды температур. | осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. | Практикум | |||
26 | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа №8. Построение розы ветров. | Измерять атмосферное давление, направление и силу ветра. | Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование познавательного интереса к предмету изучения | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение рисунка: изображение направления движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. | практикум | |||
27 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | Знать виды атмосферных осадков; объяснять способ определения влажности; измерение количества атмосферных осадков. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах | Практикум . | |||
28 | Погода. Климат. | Описывать погоду и климат своей местности. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование. | таблица | |||
29 | Причины, влияющие на климат. | Тепловые и климатические пояса Земли: называть и показывать на карте; объяснять причину образования. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь. | схема | |||
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА. (2 ч) | |||||||||
30 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Объяснять значение терминов; объяснять размещение живых организмов на Земле и Мировом океане; объяснять влияние живых организмов на природу Земли. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Рассказы о заповедниках, национальных парках и представителях растительного и животного мира. | Обозначение на контурной карте границ природных зон. | |||
31 | Природный комплекс.Практическая работа№10. Составление характеристики природного комплекса. | Называть и показывать на карте ПК, объяснять причины образования. Составлять характеристику ПК. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Изучение ПК своей местности и их описание по плану. | Практикум | |||
НАСЕЛЕНИЕ (1час) | |||||||||
32 | Население Земли. | Уметь рассказывать о численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; называть и показывать объекты на карте. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческого музея. | Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее заселенных стран; городов с населением более 10 млн. человек. | |||
33 | Промежуточная аттестация. Тестирование по географии за курс 6 класса. | Выполнение тестовых заданий. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Структурировать знания. Осознавать качество и уровень усвоения материала Уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Контроль полученных знаний | тест | |||
34 | Анализ тестирования. Итоговый урок по географии за курс 6 класса. | Работа с учебником, атласом. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции уч. деят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса к учебнику И.В. Душина; В.А. Кориннская;В.А.Щенев «География. Материки, океаны, народы и страны» Дрофа, 2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа составлена на основании:· стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.· примерной программы для основного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8 класса к учебнику В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России»Дрофа,2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа составлена на основании:стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.примерной программы для основного общего образования по географии (базовый...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9 класса к учебнику В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России»Дрофа,2009 год( 70 часов; 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа составлена на основании:· стандарта основного общего образования по...
Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"
Представляю вашему вниманию рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...
Рабочие программы по географии 5,6 класс к учебникам И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС)
РП по географии в соответствии ФГОС дл я 5 и 6 классов....
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС по учебнику И.И.Бариновой, А.А. Плешакова
Рабочая программа ФГОС по географии 5 класс...