Рабочая программа с к-т 8 класс "География России. Природа" (И.И. Баринова)
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Титова Инна Ивановна

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx87.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «16» июня 2016 г

№ 7

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2016 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии

(предмет, курс)

класс 8

срок реализации программы 01.09.2016 – 25.05.2017

учитель Титова Инна Ивановна

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ РОССИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений   в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОССИИ В 8 КЛАССЕ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ:

  • сформировать  представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • сформировать представления о географических особенностях природы и населения как России в целом, так и ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
  • вооружить обучающихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования»
  2. Образовательная программа и учебный план ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
  3. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
  4. Авторская программа по географии России. Природа. 8 класс. И.И. Баринова

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  • Учебник: География: Природа России.  8 класс: учебник / Баринова И. И. – М.: Дрофа, 2014. – 333с.
  • Атлас: География. 8 класс: атлас. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013 – 48с.
  • Учебник: География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы / Под ред. С.В. Васильева, О.В. Гаврилова. – М.: Изд-во МГУ, 2008 – 88с.
  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Баринова И.И. Поурочные разработки по географии России: 8 кл.: к учебнику И.И. Бариновой «География России: 8 класс» / И.И. Баринова. – М.: «Экзамен», 2008. – 399с.
  2. Г.Н. Элькин География России. Природа. 8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. – СПб.: «Паритет», 2005. – 256 с.
  3. Контрольно-измерительные материалы. География. 8 класс./Сост. Е.А. Жижина. – 2-е изд., перераб. – М.:ВАКО, 2013. – 112с.
  4. И.И. Баринова. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  5. материалы на электронных носителях и  ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
  • http: //www.gao.spb.ru/Russian
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http: //www.national-geographic.ru

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6-7 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

 В системе основного  общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного  знания.  Это позволяет формировать у учащихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

            Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недель, то на программу в 8 классе отводится 68 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии. Программой предусмотрено проведение: практических работ -19, из них оценочных -19.

ИНФОРМАЦИЯ О ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИМЕРНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ИЛИ АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ ПО ПРЕДМЕТУ И ОБОСНОВАНИЕ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

  1. Тема «Как осваивали и изучали территорию России» дается в объеме 1 час, так как географические открытия и исследования регионов изучаются в теме «Природа регионов России».
  2. Тема «Природа регионов России» увеличена на 6 часов (изучение географии Ленинградской области и Санкт-Петербурга).

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ, ЛИЧНОСТНЫМ И МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКЖЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИВОДЯТСЯ НИЖЕ.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии

познавательные:

  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки отвечают требованиям, сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже.   Предметные результаты изучения географии  в 8 классе:

называть и (или) показывать

  1. предмет изучения географии России;
  1. основные средства и методы получения географической информации;
  1. пограничные государства;
  1. особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  1. границы часовых поясов;
  2. основные геологические эры, структуру земной коры, сейсмически опасные территории;
  3. климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  4. распределение рек страны по бассейнам океанов;
  5. основные области современного оледенения и крупные ледники;
  6. зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  7. основные  виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  8. объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  9. районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения т.п.);
  10. экологически неблагополучные районы России;
  11. маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

определять (измерять)

  1. географическое положение объектов;
  1. разницу в поясном времени территории;
  1. погоду по синоптической карте;
  2. параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

описывать

  1. географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т.п.).

объяснять

  1. роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
  2. влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  3. образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  4. образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образования смога;
  5. влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  6. как составляют прогноз погоды;
  7. распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  8. почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  9. причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  10. разнообразие природных комплексов на территории страны;
  11. роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  12. уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  13. причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

оценивать и прогнозировать

  1. природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  2. экологическую ситуацию в стране, регионе;
  3. изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 8-го класса.

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы)

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Виды контроля:

  • вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный

Формы контроля:

  • практическая работа; проверочная работа; тестовый контроль; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; фронтальная письменная работа; индивидуальные разноуровневые задания; географический диктант; проверка географической номенклатуры; работа с контурными картами; заполнение таблиц.

Перечень контрольных работ и зачетов (по темам)

  1. Контрольная работа по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России».
  2. Контрольная работа по теме «Природное районирование».
  3. Контрольная работа по теме «Природа регионов России»
  1. Зачет по теме «Наша Родина на карте мира»
  2. Зачет по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
  3. Зачет по теме «Климат и климатические ресурсы»
  4. Зачет по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
  5. Зачет по теме «Ленинградская область»

Содержание учебного предмета

Количество часов, отведенное на изучение предмета - 68 (в году 34 учебные недели); из них 1 ч. – резерв.

Введение – 1 час

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Тема 1. Наша родина на карте мира – 5 часов

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, географического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы.         

Моря, омывающие берега России. Ресурсы морей, экологические проблемы морей.        Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.  Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия конца ХVI – начала ХVII в. Открытия Нового времени (середина ХVII в. – ХVIII в.). Современные географические исследования. Роль Русского географического общества в изучении территории России.        

Пр.р.№1. Характеристика ГП России.

Пр.р.№2.Определение поясного времени для разных пунктов России.

Пр.р.№3. Обозначение маршрутов русских землепроходцев и географов на контурной карте.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России – 19 часов

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые – 4 часа

Особенности рельефа России. Основные тектонические структуры. Главные черты  рельефа и их связь со строением литосферы. Горы и равнины.

Геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Геологическое летоисчисление. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Минеральные ресурсы страны. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Древнее оледенения. Области современного горообразования,  землетрясений и вулканизма.   Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Пр.р.№4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы - 5 часов

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы  воздушных масс, циклоны и антициклоны.            

Закономерности распределения тепла и осадков на территории нашей страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Типы  климатов  России.  Изменение климата под влиянием естественных факторов и антропогенных факторов.        

Зависимость человека от климатических условий. Агроклиматические ресурсы. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Синоптическая карта России. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Агроклиматическая карта.  

Пр.р.№5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Пр.р.№6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России – 3 часа

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.        

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера, их происхождение. Причины возникновения болот, основные районы их размещения. Роль подземных вод в жизни природы и человека. Минеральные воды. Ледники и  многолетняя мерзлота. Границы распространения многолетней мерзлоты.

Водные ресурсы. Охрана вод. Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Пр.р.№7. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

Пр.р.№8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Пр.р.№9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы России – 3 часа

Образование почв и их разнообразие. Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев -  основоположник почвоведения. Почва - национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.         

Закономерности распространения почв. Типы почв. Ярко выраженная широтная зональность почв в европейской части России. Особенности почв горных территорий.        

Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением.

Пр.р.№10. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 4 часа 

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.        

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Заповедники и национальные парки России.        

Природно-ресурсный потенциал  России. Особенности размещения природных ресурсов. Природный капитал и экологический потенциал России.

Раздел II. Природные комплексы России- 36 часов

Тема 1. Природное районирование- 7 часов

Разнообразие природных комплексов России. Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека.  Природные и антропогенные ПТК. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории России (ООПТ).        

Моря как крупные природные комплексы. Роль Л.С. Берга в изучении морских природных комплексов. Особенности ПК Белого моря.        

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. В. В. Докучаева – о зональности как всеобщем законе природы. Взаимосвязь компонентов природы в пределах природной зоны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр        

Разнообразие лесов России. Особенности географического положения лесной РФ. Состав Лесной зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса. Природные ресурсы зоны лесов.        

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. Географическое положение степей, пустынь и полупустынь. Особенности климата. Причины плодородия степных почв. Типичные ландшафты. Влияние деятельности человека на ПТК степей.        

Высотная поясность.         Влияние гор на другие компоненты природы. Особенности смены природных зон в горах. Зависимость «многоэтажности гор» от географического положения гор и высоты над уровнем моря. Наиболее яркое проявление высотной поясности на Кавказе.        

Пр.р.№11 сравнительная характеристика двух природных зон.        

Тема 2. Природа регионов России- 29 часов

Русская (Восточно-Европейская)  равнина. ГП и особенности природы. Географическое положение. Особенности природы. Разнообразие ландшафтов. Самый освоенный регион России.

Природные комплексы Русской равнины. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал.

Памятники природы Восточно-Европейской равнины. Природные святыни Русской равнины – Волга-матушка, Ильмень-озеро. Девственные леса Коми. Памятники Всемирного культурного и природного наследия.         

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.         Характеристика основных видов природных ресурсов Русской равнины. Проблемы рационального использования природных богатств региона.         

Географическое положение Северо-Западного региона, Ленинградской области. Оценка размеров территории, географического положения. Сухопутные и морские границы Ленинградской области.

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые Ленинградской области.  Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Ленинградской области.

Климат и климатические пояса Ленинградской области. Климат своего региона. Агроклиматические ресурсы Ленинградской области.        

Внутренние воды и водные ресурсы Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.        

Особенности почв Ленинградской области. Растительный и животный мир Ленинградской области.

Природные комплексы Ленинградской области. Проблемы взаимодействия природы и человека на территории Ленинградской  области. Красная книга Ленинградской области.        

Кавказ - самые высокие горы России. Географического положение. Особенности  геологического строения  и  рельефа. Кавказ –  самые  высокие горы  России. Полезные ископаемые.

Особенности природы высокогорий. Высотная поясность Кавказа.

Природные комплексы  Северного Кавказа, их влияние на жизнь  и  хозяйственную деятельность человека.

Урал – «Каменный пояс земли Русской».  Особенности   географического   положения   и  его влияние на  природу  Урала.

Природные ресурсы Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые Урала.

Своеобразие природы Урала.         Различия  природы  Предуралья  и Зауралья, Северного,  Среднего и Южного Урала.  

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская низменность. Особенности   географического   положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории.

Природные зоны равнины. Главные отличительные черты природных зон. Гривы. Колки.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.        

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения. Специфика  природы  Средней Сибири, Северо-Востока Сибири  и  пояса гор Южной Сибири.  Суровость  природы территории.

Климат Восточной Сибири. Господство резко континентального климата. Многолетняя мерзлота. Крупнейшие реки  России.

Природные районы Восточной Сибири. Зональные и высокогорные комплексы Восточной Сибири. Царство тайги.

Жемчужина Сибири – Байкал. Характеристика уникального озера. История изучения озера. Значение Байкала как Всемирного природного наследия.        

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. Природно-ресурсный  потенциал территории. История освоения края  и  открытия его богатства.  Природные  уникумы.

Дальний Восток - край контрастов. ГП, состав территории. История  освоения. Территория на границе самого большого материка и самого  большого океана Земли. Особенности  рельефа  и  геологического строения территории. Стихийные природные  явления: вулканы, землетрясения, цунами.

Природные комплексы Дальнего Востока. Суровые климатические условия на севере региона. Характеристика Чукотского нагорья, Камчатки, Сахалина, Приморья.

Природные уникумы Дальнего Востока:         долина Гейзеров, роща пихты грандиозной (камчатской), озеро Ханка, Лазовский (Судзухинский) заповедник.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Характеристика всех видов природных ресурсов Дальнего Востока. Влияние приморского положения на хозяйство края. Перспективы использования рекреационных ресурсов края.        

Пр.р.№12. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, хозяйственной деятельности и отдыха людей в регионе.

Пр.р.№13. Оценка основных климатических показателей Ленинградской области для жизни и хозяйственной деятельности ее населения.

Пр.р.№14 Уникальность природных ресурсов Северного Кавказа.

Пр.р.№15 Сравнительная характеристика отдельных частей Урала.

Пр.р.№16 Характеристика природных условий и природных ресурсов Западной Сибири для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Пр.р.№17 Природные районы и природные ресурсы Восточной Сибири.

Пр.р.№18 Природные районы и природные ресурсы Дальнего Востока.

Раздел III.  Человек и природа - 6 часов

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Стихийные природные явления, их причины.                

Воздействие человека на природу. Изменение состава природных ресурсов.                Рациональное природопользование. Необходимость рационального природопользования для предотвращения неблагоприятных влияний деятельности человека на природу. Значение географического прогноза. Виды прогнозов.         

Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Мониторинг. Биосферные заповедники.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья человека. Ландшафты как фактор здоровья. Мероприятия, обязательные для улучшения экологической обстановки.  Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.                

История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция. Причины экологического кризиса.  

Пр.р.№19. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распространение по территории, пути и способы рационального использования).

Проектно-исследовательская деятельность по теме «Особо охраняемые территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия в нашей стране».

Тематическое планирование

Тема (раздел)

Кол-во часов

Из них

Примечание (исследовательские работы, проекты)

практика

контроль

 (кол-во контрольных работ, зачетов)

I четверть

Введение.

1

Тема 1. Наша Родина на карте мира.

5

3

1

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России

19

7

4

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

4

1

1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы.

5

2

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

2

2

II четверть

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

1

1

1

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

3

1

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4

1

Раздел II. Природные комплексы России

36

8

3

Тема 1. Природное районирование.

6

1

III четверть

Тема 1. Природное районирование.

1

1

Тема 2. Природа регионов России.

19

5

1

IV четверть

Тема 2. Природа регионов России.

10

2

1

Раздел III. Человек и природа.             

6

1

1

Год

+ 1 час резерв

67

19

8

1


Поурочно-тематическое планирование

по географии в 8 классе

(68 часа, 2 ч в неделю)

Баринова И.И. «География России. Природа»

Тема урока

Кол-во часов

Из них

Примечание

практика

контроль

Введение (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации. Стр. 3-4ст,  стр. 3-5 нов

1

Фронтальный опрос

Тема 1. Наша Родина на карте мира (5 часов)

2

Географическое положение России. §1

1

Пр.р.№1. Характеристика ГП России. к/к – крайние точки, острова, полуострова

Проверка домашнего задания

3

Моря, омывающие территорию России. §2

1

Пр.р.№1. (продолжен.) к/к - океаны, моря, заливы, проливы

Проверка домашнего задания

4

Россия на карте часовых поясов. §3

1

Пр.р.№2. Определение поясного времени для разных пунктов России посредством решения задач.

Проверка домашнего задания

5

Как осваивали и изучали территорию России.

§4ст , §4-5 нов

1

Пр.р.№3. Обозначение маршрутов русских землепроходцев и географов на контурной карте.

Проверка домашнего задания, групповая работа

6

Итоговый урок по теме «Наша Родина на карте мира»

1

Зачет

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (19 часов)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (4 часа)

7

Особенности рельефа России. §5ст, § 6нов

1

к/к – нанесение крупных форм рельефа

Фронтальный опрос

8

Геологическое строение территории нашей страны. §6 ст, §7нов

1

Проверка домашнего задания

9

Минеральные ресурсы России. §7ст, §8 нов

1

Пр.р.№4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Проверка домашнего задания, групповая работа

10

Развитие форм рельефа. §8ст, §9нов

1

Проверка домашнего задания

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов)

11-12

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. §9ст, §10нов

2

Пр.р.№5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Зачет, фронтальный опрос

13

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. §10 стр. 60-63ст, §11 нов

1

Пр.р.№6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Проверка домашнего задания, групповая работа

14

Разнообразие климатов России §10 стр.63-67 ст, §12 нов

1

Проверка домашнего задания

15

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. §11ст, §13нов

1

Проверка домашнего задания

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа)

16

Разнообразие внутренних вод России. Реки. §12ст, §14 нов

1

Пр.р.№7. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

Зачет, фронтальный опрос

17

Озера, болота, подземные воды, ледники,  многолетняя мерзлота. §13ст, §15 нов

1

к/к – нанести крупные реки и их притоки, озера, границы оледенений.

Пр.р.№8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Проверка домашнего задания, групповая работа

18

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. §14ст, §16 нов

1

Пр.р.№9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Проверка домашнего задания

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

19

Образование почв и их разнообразие. §15ст, §17 нов

1

Пр.р.№10. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия.

Зачет, фронтальный опрос

20

Закономерности распространения почв. §16ст, §18 нов

1

Проверка домашнего задания

21

Почвенные ресурсы России. §17ст, §19 нов

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (4 часа)

22

Растительный и животный мир России. §18ст, §20 нов

1

Тест, проверка домашнего задания

23

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории  (ООПТ)§19 ст, §21 нов

1

Проверка домашнего задания

24

Природно-ресурсный потенциал России. §20ст, §22 нов

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

25

Итоговый урок по теме «Особенности природы и природные ресурсы России»

1

Контрольная работа

Раздел II. Природные комплексы России (36 часов)

Тема 1. Природное районирование (7 часов)

26

Разнообразие ПК России. Природное районирование. §21ст, §23 нов

1

Фронтальный опрос

27

Моря как крупные природные комплексы. §22ст, §24 нов

1

Проверка домашнего задания

28

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. §23ст, §25 нов

1

Проверка домашнего задания

29

Разнообразие лесов России. §24ст, §26 нов

1

Проверка домашнего задания

30

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. §25ст, §27 нов

1

Пр.р.№11 сравнительная характеристика двух природных зон.

Проверка домашнего задания

31

Высотная поясность. §26ст, §28 нов

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

32

Итоговый урок по теме «Природное районирование»

1

Контрольная работа

Тема 2. Природа регионов России (29 часов)

33

Восточно-Европейская (Русская) равнина. §27ст, §29 нов

1

к/к – размещение природных ресурсов

фронтальный опрос

34

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. §28 стр.150-152ст, §30 нов

1

к/к – нанести памятники Всемирного культурного и природного наследия

Проверка домашнего задания

35

Памятники природы Восточно-Европейской равнины. §28 стр.152-157ст, §31 нов

1

Проверка домашнего задания

36

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования. §29 ст, §32 нов

1

Пр.р.№12. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, хозяйственной деятельности и отдыха людей в регионе.

Проверка домашнего задания

37

Географическое положение Северо-Западного региона, Ленинградской области. §1

1

Фронтальный опрос

38

Рельеф, геологическая история и полезные ископаемые Ленинградской области. §2

1

к/к - нанести основные формы рельефа; границы четырех оледенений; полезные ископаемые.

Проверка домашнего задания

39

Климат Ленинградской области. §3

1

Пр.р.№13. Оценка основных климатических показателей Ленинградской области для жизни и хозяйственной деятельности ее населения.

Проверка домашнего задания

34

Внутренние воды и водные ресурсы Ленинградской области и Санкт-Петербурга. §4

1

к/к – нанести крупные реки и озера Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Проверка домашнего задания

41

Особенности почв Ленинградской области. Растительный и животный мир Ленинградской области. Природные комплексы Ленинградской области. §5

1

к/к – нанести  типы почв Ленинградской области,   заказники: комплексные, ландшафтные, гидрологические, ботанические, зоологический и орнитологический

Проверка домашнего задания, групповая работа

42

Кавказ - самые высокие горы России. §30 стр.161-166ст, §33 нов

1

Зачет, анализ карт, фронтальный опрос

43

Особенности природы высокогорий. §30 стр. 166-169 ст, §34 нов

1

Проверка домашнего задания

44

Природные комплексы Северного Кавказа. §31ст, §35 нов

1

Пр.р.№14 Уникальность природных ресурсов Северного Кавказа

Проверка домашнего задания

45

Урал – «каменный пояс земли Русской». §32 стр.173-175ст, §36 нов

1

Тест, фронтальный опрос

46

Природные ресурсы Урала. §32 стр.175-177ст, §37 нов

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

47

Своеобразие природы Урала. §33ст, §38 нов

1

Пр.р.№15 Сравнительная характеристика отдельных частей Урала

Проверка домашнего задания

48

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы. §34ст, §39 нов

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

49

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.  §35 стр.189-191ст, §40 нов

1

Тест, фронтальный опрос

50

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.  §35 стр.191-195ст, §41 нов

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

51

Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения. §36 ст, §42

1

Пр.р.№16 Характеристика природных условий и природных ресурсов Западной Сибири для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Проверка домашнего задания

52

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. §37 стр.200-204ст, §43 нов

1

Тест, фронтальный опрос

53

Климат Восточной Сибири. §37 стр.204-206ст, § 44 нов

1

Проверка домашнего задания

54

Природные районы Восточной Сибири. §38ст, §45 нов

1

Проверка домашнего задания

55

Жемчужина Сибири – Байкал. §39ст, §46 нов

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

56

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. §40ст, §47 нов

1

Пр.р.№17 Природные районы и природные ресурсы Восточной Сибири

Проверка домашнего задания

57

Дальний Восток - край контрастов. §41ст, §48 нов

1

Тест, фронтальный опрос

58

Природные комплексы Дальнего Востока. §42ст стр.229-235 , §49 нов

1

к/к – нанести природные уникумы Дальнего Востока

Проверка домашнего задания

59

Природные уникумы Дальнего Востока. §42ст стр. 235-237 ,§50 нов

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

60

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. §43ст, §51нов

1

Пр.р.№18 Природные районы и природные ресурсы Дальнего Востока

Проверка домашнего задания

61

Обобщающий урок «Природа регионов России»

1

Контрольная работа

Раздел III.  Человек и природа (6 часов)

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. §44ст, §52 нов

1

Фронтальный опрос

63

Воздействие человека на природу. §45ст, §53нов

1

Проверка домашнего задания

64

Рациональное природопользование. §46ст, §54нов

1

Пр.р.№19. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распространение по территории, пути и способы рационального использования).

Проверка домашнего задания

65

Россия на экологической карте мира.  §47ст, §55нов

1

Проверка домашнего задания

66

Экология и здоровье человека. География для природы и общества.  § 56-57 нов

1

Проектно-исследовательская деятельность

Защита проекта

67

Обобщающий урок «География России. Природа».

1

Проектно-исследовательская деятельность

Защита проекта

68

резерв

1


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.

Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.                  Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.         Отметка "5"

1.Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

2.Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

1.Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

2. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

1.Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).

2. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

1.Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.

2.Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!  

  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...

Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа России»

За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа). Программа соответст...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС).

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС). ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5-6 КЛАССЫ. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Москва. « Дрофа» 2017 г .В соответствии с ФГОС основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ЕНА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 КЛАССЫ.  АВТОРЫ И.И.БАРИНОВА, В.П.ДРОНОВ, И.В.ДУШИНА, Л.Е.САВЕЛЬЕВА. МОСКВА ...

Рабочая программа Элективного курса по географии "Изучение природы родного края" по УМК Бариновой 8 класс ( 17 часов)

Данная программа может быть использована на уроках географии и краеведения в 8 классах...