Рабочая программа по географическому краеведению 7 класс.
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Семченко Александр Николаевич

На основе авторской программы А.Я. Немыкина (ВГПУ) к пособию Федотова В.И. (ВГУ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_.geo_kray_7_kl.docx51.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшим использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Географическое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 7 классе связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

  • познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
  • изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;
  • выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;
  • проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;
  • оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

  • развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
  • воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
  • укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

  • развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;
  • развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Общая характеристика учебного предмета.

Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом Концепции географического образования.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Педагогический синтез землеведческих и региональных основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, преобразованию и изменению окружающей среды на основе идеи рационального, гармонического взаимодействия природы и общества. социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

В данном курсе «Географического краеведения» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Воронежской области. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна дополняться внеклассной проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися.

Место географического краеведения в учебном плане.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» рассчитан на 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Воронежской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» в 6-7-х классах являются следующие умения:

 понимать роль различных источников краеведческой информации;

 знать особенности природы, населения, хозяйства Воронежской области:

 формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

 определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

 понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Воронежской области;

 определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

 оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

 приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Воронежской области;

 находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Воронежской области;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

 определять на карте местоположение объектов в Воронежской области;

работать со статистическими данными;

 формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

 использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

 формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Воронежской области.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел (тема)

Часы

1

Внутренние воды Воронежской области.

7

2

Почвы. 

4

3

Флора и фауна Воронежской области.

7

Итого

18 часов

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 9 -10 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 20 -25 мин.
  • Оценка «5» - 19-20 правильных ответов, «4» - 14-18, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 30 - 40 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30 - 40 мин.
  • Оценка «5» - 29 (38) и более правильных ответов, «4» - 22 (30), «3» - 15(20), «2» - менее 15 (20) правильных ответов.

Оценка за кроссворды (доклады, рефераты).

Оценка «5» - кроссворд (доклад, реферат) оформлен правильно (титульник, вопросы, ответы, сам кроссворд; все отдельно). Ученик сам знает свой кроссворд и может ответить на любой вопрос по своему кроссворду и не только ответить устно, но и показать объект на карте. Если урок предусматривает игру или диспут, то ученик должен оказаться победителем.

Оценка «4» - если одна ошибка, когда:

а) кроссворд (доклад, реферат) оформлен правильно, но с одним недочетом (титульник, вопросы, ответы, сам кроссворд; все отдельно).

б) ученик знает свой кроссворд и не ответил лишь на один вопрос по своему кроссворду и не только устно, но и по карте.

в) урок предусматривает игру или диспут, а ученик оказался проигравшим.

Оценка «3» - если две ошибки, когда:

а) кроссворд (доклад, реферат) оформлен правильно, но с двумя недочетами (титульник, вопросы, ответы, сам кроссворд; все отдельно).

б) ученик плохо знает свой кроссворд и не ответил на два вопроса по своему кроссворду и не только устно, но и по карте.

в) урок предусматривает игру или диспут, а ученик оказался не способным активно принимать в нем участие.

г) в ключевых словах сделана ошибка: в слове РОССИЯ, ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, в своем ФИО или в ФИО учителя, в названии своей реки или поселка. Даже, если во всем остальном все правильно и ученик знает кроссворд.

Оценка «2» - существенные недостатки:

а) если кроссворд (доклад, реферат) не выполнен.  б) если кроссворд (доклад, реферат) выполнен не полностью.

Содержание тем учебного предмета.

1. Внутренние воды Воронежской области (7 часов).

Тема 1. Реки Воронежской области. Основные сведения о реках Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек.

Тема 2. Моя река.

Тема 3. Озёра и болота Воронежской области. Происхождение озер, озера Воронежской области, болота.

Тема 4. Искусственные водоёмы Воронежской области. Зачем строят искусственные водоемы, водохранилища, пруды и водохранилища Воронежской области, Воронежское водохранилище.

Тема 5. Подземные воды Воронежской области. Подземные воды, выход подземных вод на поверхность, минеральные воды Воронежской области, ограниченность ресурсов подземных вод. Значение и охрана внутренних вод Воронежской области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.

Тема 6. Поверхностные и подземные воды своего района.

Тема 7. Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Воронежской области».

2. Почвы Воронежской области (4 часа).

Тема 8. Формирование почв. Почва, факторы почвообразования. Свойства почвы. Из чего состоит почва, плодородие, структура почвы, почвенные горизонты, круговорот веществ при почвообразовании, почва – живая и неживая.

Тема 9. Почвы Воронежской области. Черноземы, другие типы почв Воронежской области. Экологические проблемы почв. Охрана почв. Экологические проблемы почв, охрана почв.

Тема 10. Почвы своей местности.

Тема 11. Обобщающее занятие по теме «Почвы Воронежской области».

3. Флора и фауна Воронежской области (7 часов).

Тема 12. Лесостепь и степь. Географическая зональность, лесостепи и степи, заселение и освоение лесостепи и степи. Растительный покров Воронежской области. Растительность Воронежской области, леса, степные растения, водные растения, реликтовые растения.

Тема 13. Животный мир области. Животные: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, членистоногие.

Тема 14. Природные комплексы Воронежской области. Природный комплекс, лесные, степные, водные природные комплексы. ПК сельхозугодий, городов.

Тема 15. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир, искусственные лесонасаждения, изменение животного мира области человеком, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Тема 16. Растительность и животный мир своей местности.

Тема 17. Обобщающее занятие по теме: «Растительный покров и животный мир Воронежской области».

Тема 18. Обобщение по курсу 7- го класса: «Гидросфера, почвы, биосфера».

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа

Авторская рабочая программа Немыкина А. Я. по «Географическому краеведению Воронежской области». Ссылка на программу на сайте: http://xn--36-6kc0bd0b.xn--p1ai/index.php/uchebnye-posobiya/82-tematicheskoe-planirovanie. Здесь же материалы об учебном пособии по краеведению Воронежской области.

Учебно-методические пособия для учащихся.

  1. ФЕДОТОВ В. И.. Географическое краеведение Воронежской области. Учебно-методическое пособиЕ. – Воронеж, 2014.

2. Пыльнев Ю.В. «ПУТЕВОДИТЕЛЬ-ДНЕВНИК». 5-7 классы.

      3. Интернет сайт поддержки курса «Географическое краеведение Воронежской области» – www.край36.рф

4. Карты Воронежской области.

5. Атласы Воронежской области - 3 шт. ВГПУ 1994 г.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану.

Факт.

1 четверть.

10

Введение в краеведение

1

1

Геральдика.

1

Знакомство с Воронежской областью

3

2

Географическое положение Воронежской области.

1

3

 История изучения Воронежской области.

1

4

Население Воронежской области.

1

Геологическая история и строение территории Воронежской области.

3

5

Геологическая история Воронежской области.

1

6

Геологическое строение Воронежской области.

1

7

Полезные ископаемые Воронежской области.

1

Рельеф Воронежской области.

3

8

Общие особенности рельефа Воронежской области.

1

9

Рельеф, причины образования.

1

10

Обобщающее занятие по разделу: «Рельеф, геология и история Воронежской области».    

1

2 четверть.

8

Климат Воронежской области

7

11

Погода и климат.

1

12

От чего зависит климат Воронежской области.

1

13

Климат Воронежской области.

1

14

Сезоны года.

1

15

Климат и хозяйственная деятельность человека.

1

16

Климат своего района.

1

17

Обобщающее занятие по разделу «Климат Воронежской области».

1

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану.

Факт.

3 четверть.

11

Внутренние воды Воронежской области.

7

18

Реки Воронежской области.

1

19

Моя река.

1

20

Озёра и болота Воронежской области.

1

21

Искусственные водоёмы Воронежской области.

1

22

Подземные воды Воронежской области.

1

23

Поверхностные и подземные воды своего района.

1

24

 Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Воронежской области».

1

Почвы Воронежской области.

4

25

Формирование почв.

1

26

Почвы Воронежской области.

1

27

Почвы своей местности.

1

28

Обобщающее занятие по теме «Почвы Воронежской области».

1

4 четверть.

7

Флора и фауна Воронежской области.

7

29

Лесостепь и степь.

1

30

Животный мир области.

1

31

Природные комплексы Воронежской области.

1

32

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир.

1

33

Растительность и животный мир своей местности.

1

34

Обобщающее занятие по теме: «Растительный покров и животный мир Воронежской области».

1

35

Обобщение по курсу 7- го класса: «Географическое положение, природа и население области».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географическому краеведению -6 класс

Рабочая программа по географическому краеведению - 6 класс...

Рабочая программа по географическому краеведению 6 класс.

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, тематический план, подробное календарно-тематическое планирование и ресурсное обеспечение....

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных школ).

Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ...

Рабочая программа по географическому краеведению (6 класс)

Рабочая программа разработана по курсу географического краеведения Тамбовскй области (учебное пособие под ред. Н.И.Дудника). Программа рассчитана на 17 академических часов....

Рабочая программа по географическому краеведению для 10 класса

Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области для 10 класса рассчитана на 35 часов, включает тематические разделы, практические и творческие работы, экскурсии. на программу есть...