Рабочая программа по географическому краеведению 6 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Шиляева Мария Васильевна

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, тематический план, подробное календарно-тематическое планирование и ресурсное обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_kraevedenie.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                            1.   Пояснительная записка

   Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества; чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Главными объектами географического краеведения являются природа, хозяйство, люди.

  В 6 классе изучается блок: География своего населенного пункта (село, город, ПГТ).

  Комплексный подход в изучении разного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, т.к. программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экологии и экономики, хозяйственного освоения территории.

  Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности через специально организованные наблюдения, сравнения, в проведении практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

                     Планируемые результаты обучения

 1.Оценивать и прогнозировать:

- влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности

-погоду на ближайшие сутки,

- демографическую ситуацию своей местности.

 2. Объяснять:

- последовательность приемов построения плана местности,

- влияние рельефа на направление и характер течения рек,

- образование атмосферных осадков,

- изменение погоды, народные приметы,

- значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха,

- современные функции своего города, села,

- особенности застройки города, села.

 3. Описывать:

- внешний вид основных форм рельефа своей местности,

- влияние рельефа на особенности жизни и быта человека,

- времена года своей местности,

- природные комплексы своей местности,

- достопримечательности своей местности.

 4. Определять:

- на местности стороны горизонта, направления, расстояния,

- при помощи приборов температуру воздуха за сутки, месяц, год, преобладающее направление ветра,

- особенности природных комплексов на местности,

- результаты мероприятий по охране природы своей местности.

 5. Называть/ ( показывать):

- источники питания рек, элементы речной долины,

- мероприятия по охране атмосферного воздуха,

- представителей животного и растительного мира своей местности,

- основные мероприятия по охране своей местности.

                              2. Тематический план.

 Введение                                                                                                 1 час

 Раздел 1  История возникновения города                                           4 часа

 Раздел 2  Географическое положение города                                     3 часа

 Раздел 3 Природные условия города                                                 11 часов

 Раздел 4. Население и хозяйственная деятельность                        15часов    

                                                 Всего:                        34 часа

Практических работ    8

Творческих работ        7

Экскурсий                    3

Деловая игра                1

  Изменения в программе: т.к. курс рассчитан на 34 часа, а программа была составлена  на 26, то были добавлены часы к программе; к истории 2 часа, к ГП- 1 час, к природным условиям 7 часов


3.  Календарно-тематическое планирование по курсу: « Мой город в прошлом, настоящем и будущем».


Название раздела, темы урока

дата проведен.

Практическая, творческая работа

план

факт


1


Введение.

 Свой край на планете Земля. Составление адреса школы

03.09.12

 

2

Раздел I. История возникновения города. Источники знаний о прошлом города. Происхождение названия. Время основания. Первые упоминания



10.09.12

3

Памятные и достопримечательные места, как свидетели исторического прошлого города

17.09.12

4

История города в названиях улиц, площадей, фамилий жителей. Связь истории города с важнейшими этапами в жизни страны

24.09.12

Творческая работа: Рассказ о истории улицы моего проживания (или памятных и достопримечательных мест).  

5

Герб города. Его символика

01.10.12

6

Раздел 2. Географическое положение города.

 Влияние ГП на особенности развития города



08.10.12

Пр.Р. №1. Определение по карте России расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря.

7

Масштаб карты своей области, района

15.10.12

Пр.р.№2 Определение направлений и расстояний на местности и карте, определение масштаба области.

8

Составление плана своей местности (школьного двора)

22.10.12

Пр.р.№3 Составление плана своей местности



9

Раздел III. Природные условия города.

Полезные ископаемые своей местности.



29.10.12


Творческая работа: Составление коллекции полезных ископаемых своей местности.

10

 Описание форм рельефа их происхождения и изменения

2 четв

12.11.

11

 Влияние рельефа на хозяйство и жизнь людей. Меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа.

19.11.12

12

Природа своей местности: почвы, растительность

26.11.12

Пр.Р.№4. Описание по карте природных зон своей области, природной зоны в которой мы живем.

13

Природа своей местности: животный мир.

03.12.12

Экскурсия: Описание природы своей местности

14

Воды местности. Определение течений рек .Их связь с рельефом.

10.12.12

Экскурсия: Общая характеристика водоема

15

Хозяйственное использование вод своей местности

17.12.12

Пр.р.№5 Выявление источников загрязнения вод своей местности. Проекты решения проблем.

16

Погода своей местности. Наблюдения.

24.12.12

Пр.р. №6. Построение графика месячного хода температур.

17

Типы погод своей местности. Описание погоды по сезонам года.

3 четв

14.01.13

Пр.р.№7. Построение розы ветров.

18

Климат местности. Обоснование причин формирующих климат.

21.01.13

Творческая работа: Выявление источников загрязнения атмосферного воздуха.

19

Влияние природных условий на условия жизни, быта и деятельности жителей города.

28.01.13

Творческая работа: Моделирование проектов охраны растительного и животного мира своей местности.



20

Раздел IV. Население и хозяйственная деятельность. Численность и динамика населения за последние годы



04.02.13

21

Социальный и профессиональный состав и сдвиги населения

11.02.13

22

Характеристика сословий и этнических групп городского населения в разные периоды

18.02.13

Экскурсия: музей

23

Становление и развитие ремесел и торговли. Развитие промышленности

25.02.13

Творческая работа: рассказ об интересных людях города на разных этапах его истории

24

Первые промышленники. Знатные люди города. Труд горожан – первооснова жизни и развития.

04.03.13

25

Роль города в дни военных испытаний, послевоенного восстановления

11.03.13

Экскурсия: ты гид по музею, проведи экскурсию

26

Современные функции города. Экономические и культурные связи селом, регионами России.

18.03.13

Творческая работа: Характеристика одного из местных предприятий промышленности

27

Культура города: образование, библиотеки, музеи

4 четв

01.04.

28

Новые кварталы и особенности их застройки. Планировка города. Уличная и транспортная сеть.

08.04.13

Пр.р.№8. Составление маршрута по памятным местам города, историко-культурным достопримечательностям, их описание

29

Здравоохранение: качество медицинского обслуживания

15.04.13

30

Спорт. Средства массовой информации

22.04.13

Творческая работа: Характеристика одного из местных предприятий услуг

31

Городские общественные организации. Религиозные концессии. Участие церкви в жизни города

29.04.13.

32

Экологическая ситуация окружающей среды

06.05.16

Деловая игра: Защита проектов по решению экологических проблем

33

Проблемы города: социальные, экономические, экологические

13.05.13

34

История города - часть истории края, Отечества

20.05.13

                       4.Ресурсное обеспечение:

  Учебно-методическое обеспечение:

- Программа составлена на основе Программы по изучению родного края (региональный компонент). Составлена А. Г. Шурыгиной, Г. М. Алалыкиной, В. И. Колчановым; КИУУ. 1995 г.

   Курс « Мой город в прошлом, настоящем и будущем»

Презентация программы заслушана на заседании РМО 5 ноября 2008 г., одобрена, рекомендована к реализации.

Руководитель РМО учителей географии:         Катаева Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географическому краеведению -6 класс

Рабочая программа по географическому краеведению - 6 класс...

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных школ).

Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ...

Рабочая программа по географическому краеведению (6 класс)

Рабочая программа разработана по курсу географического краеведения Тамбовскй области (учебное пособие под ред. Н.И.Дудника). Программа рассчитана на 17 академических часов....

Рабочая программа по географическому краеведению для 10 класса

Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области для 10 класса рассчитана на 35 часов, включает тематические разделы, практические и творческие работы, экскурсии. на программу есть...

Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области для 6-7 классов

Рабочая программа по географическому краеведению для 6-7 классов.Курс рассчитан на 70 часов...