Рабочая программа по географическому краеведению (6 класс)
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Самотруева Татьяна Александровна

Рабочая программа разработана по курсу географического краеведения Тамбовскй области (учебное пособие под ред. Н.И.Дудника). Программа рассчитана на 17 академических часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geograficheskomu_kraevedeniyu.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Новотомниковский филиал

Рекомендовано

методическим объединением

учителей химии, биологии, географии

Протокол №  __ от  _________  2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ Алгасовской СОШ

_____________  И.И.Степанникова

Приказ №  ___  от  _____________

Рабочая учебная программа.

по географическому краеведению

6 класс

на 2014-2015 учебный год.

Учитель Лосева Т.А.

Новотомниково 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Географическому краеведению» обеспечивает выполнение регионального компонента  государственного образовательного стандарта. Она содержит основные географо-краеведческие сведения о Тамбовской области и реализует принцип деятельностного подхода в изучении географии.

Основная цель курса – формирование у учащихся целостного представления о геокультурном пространстве Тамбовской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

Для реализации данной цели предусмотрено решение следующих задач:

  • создание условий для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;
  • формирование практических навыков в изучении природы (погоды, почв, рек, озер, растительного и животного мира) и населения Тамбовской области;
  • изучение приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами.
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
  2. Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З "О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области" (Принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 31.05.2007 № 623)
  3. Примерные программы по учебным предметам. География. 6 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.- (Стандарты второго поколения).

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю, 1полугодие). Программа ориентирована на деятельный подход в обучении, так из 17 уроков, 9 – практические работы.

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности учащихся: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), самостоятельные, практические работы, географические диктанты. Основными  видами проверки знаний следует считать  стартовый, текущий и итоговый контроль. Результаты обучения оцениваются по 5 бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Изучение проводится по учебному пособию «Географическое краеведение». 6-й класс/ Под редакцией Н.И.Дудника, кандидата географических наук, профессора, зав.кафедрой физической географии и краеведения ТГУ им. Г.Р.Державина. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006 г. – 96 с., ил.

Содержание программы

«Географическое краеведение» (17 часов)

Тема 1. План и карта (2 часа)

Географическое положение Тамбовской области. Общие особенности рельефа. Карты и планы. Условные знаки.

Практическая работа: определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности.

Тема 2. Рельеф и минеральные богатства Тамбовской области (3 часа)

Формирование рельефа Тамбовской области. Современный рельеф области. Овраги и балки. Влияние рельефа на жизнь населения. Горные породы и их хозяйственное значение.

Практическая работа составление карты-схемы  «Рельеф Тамбовской области»

Тема 3. Погода и климат Тамбовской области (3 часа)

Времена года и типы погод в Тамбовской области. Причины сезонного изменения погоды. Климатические показатели. Метеорологические наблюдения.

Практическая работа  составление карты-схемы  «Климат Тамбовской области»

Тема 4. Воды суши Тамбовской области (2 часа)

Водные ресурсы области. Основные реки и озера области. Болота. Подземные воды. Роль водных ресурсов в жизни человека.

Тема 5. Растительный и животный мир родного края (3 часа)

Растительные сообщества: леса, луга. Животный мир. Хозяйственное использование растений, животных, грибов. Красная книга Тамбовской области. Почвы. Природные комплексы области. Подзона северной лесостепи. Подзона типичной лесостепи. Влияние человека на природу. Охрана природы. Воронинский заповедник.

Тема 6. Население Тамбовской области (3 часа)

Численность населения. Особенности размещения населения, плотность. История заселения территории. Основные типы населенных пунктов.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Коли

чество часов

Тема урока

 

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1.

План и карта

2

1.  Тамбовская область на географической карте

2. Путешествие по картам области

Определение положения Тамбовской области по различным картам, координат крайних точек и некоторых населенных пунктов области.

2.

Рельеф и минеральные богатства Тамбовской области

3

1. Строение поверхности Тамбовской области

2. Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области

3. Основные черты рельефа

Определение по картам атласа месторождений полезных ископаемых. Нанесение на контурные карты основных месторождений.

Нанесение на контурную карту минимальных и максимальных значений высот.

3.

Погода и климат Тамбовской области

3

1. Времена года и типы погод в Тамбовской области

2. Климатические показатели

3. Климат своей местности. Климат и человек

Построение графика ежемесячных изменений высоты Солнца и температуры воздуха. Нанесение на контурные карты средних и максимальных температур января и июля, количества осадков.

4.

Воды суши Тамбовской области

2

1. Разнообразие вод суши Тамбовской области

2. Роль водных ресурсов в жизни человека

Показ по картам России и Тамбовской области основных рек и озер области.

5.

Растительный и животный мир родного края

3

1. Растительный и животный мир родного края

2. Почвы

3. Природные комплексы родного края. Меры по охране природы

Определение основных типов почв и их размещения на территории области, используя почвенную карту. Обсуждение правил поведения в природе.

6.

Население Тамбовской области

3

1. Население, его численность и плотность

2. Основные типы населенных пунктов области

3. Тамбовская область

Нанесение на контурную карту крупных городов области и своего населенного пункта. Составление схемы «Взаимосвязь города и села»

Резерв времени

1


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факти

чески

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. 1

Тамбовская область на географической карте

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

стартовый

Получить общее представление о географическом положении, рельефе и природе области

Формирование умения работы с различными картами, составления маршрута путешествия

Формирование интереса к изучению родного края

Путешествие по картам области

1

Закрепление знаний и способов деятельности

текущий

Знакомство с различными картами, условными знаками. Определение координат географических объектов по географической карте

Работать с различными картами, составлять маршруты путешествий

Воспитание терпения, последовательности в изучении и анализе карт

Строение поверхности Тамбовской области

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Сформировать представление о географическом положении, рельефе и полезных ископаемых области

Формирование умения работать с научными источниками и  различными картами

Создание целостного представления об истории формирования Тамбовской области как части Евразии

Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Изучение горных пород и минеральных богатств Тамбовской области

Анализировать размещение и запасы минеральных богатств области. Уметь вести дискуссию, диалог.

Прививать бережное отношение к минеральным богатствам, рациональное их использование.

Основные черты рельефа

1

Закрепление знаний и способов деятельности

текущий

Наносить географические объекты на контурную карту, составлять план местности

Самостоятельное осуществление, контроль и коррекция урочной и внеурочной деятельности.

Формировать навыки групповой работы в классе, умения вести диалог.

Времена года и типы погод в Тамбовской области

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Выявлять зависимость погодных условий Тамбовской области от времен года.

Владеть навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности

Осознавать влияние загрязнения среды на погодные условия области.

  1. 2

Климатические показатели

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров.

Формирование умения работать с научными источниками и  различными картами

Осознавать влияние загрязнения среды на изменения погоды Тамбовской области.

Климат своей местности. Климат и человек

1

Закрепление знаний и способов деятельности

текущий

Проводить простейшие метеонаблюдения. Составлять календарь погоды.

Самостоятельное осуществление, контроль и коррекция урочной и внеурочной деятельности.

Формировать основы экологического мышления, природоохранной деятельности

Разнообразие вод суши Тамбовской области

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Характеризовать водные ресурсы Тамбовской области, показывать на картах основные реки и озера.

Критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Осознавать значение водных ресурсов, необходимость охраны вод.

Роль водных ресурсов в жизни человека

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Объяснять значение воды в природе и жизни человека.

Владеть языковыми средствами – умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Формировать основы экологического мышления, природоохранной деятельности

Растительный и животный мир родного края

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Характеризовать растительный и животный мир Тамбовской области

Оценивать последствия воздействий человека на природу родного края.

Осознавать ценность всех видов в биосфере и необходимость охраны редких видов.

Почвы

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Описывать виды и свойства почв родного края.

Использовать различные источники информации и критически оценивать новую информацию.

Понимать значение охраны почвенных ресурсов

Природные комплексы родного края. Меры по охране природы

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Наблюдать и описывать природно-антропогенные комплексы области.

Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач.

Осознавать значимости и общности глобальных проблем человечества

Население, его численность и плотность

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Характеризовать особенности размещения и динамики численности населения Тамбовской области.

Уметь ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия

Осознавать целостность природы, населения и хозяйства родного края

Основные типы населенных пунктов области

1

Изучение и первичное закрепление нового материала

текущий

Уметь ориентироваться на местности, читать географические карты, планы местности

Владеть навыками самостоятельной познавательной и учебно-исследовательской деятельности.

Объяснять влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды

Тамбовская область

1

Проверка, оценка и коррекция знаний

итоговый

Систематизировать полученные знания и умения.

Владеть навыками познавательной рефлексии.

Формировать толерантное отношение к проверке и оценке знаний.

         Резерв времени – 1 час


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса географического краеведения 6 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные географические понятия;
  • особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды;
  • методы исследования природных сред, объектов;
  • геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
  • особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Тамбовской области;
  • природно-антропогенные ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Тамбовской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.
  • - географию хозяйственной деятельности области

Уметь:

  • описывать особенности природы своего района;
  • характеризовать такие природные компоненты, как климат, рельеф и горные породы, поверхностные и внутренние воды, растительный и животный мир, почв
  • наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды;
  • работать с планом местности, топографической и географической картами, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности;
  • выбирать необходимые источники географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

Перечень средств обучения

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебное пособие «Географическое краеведение». 6-й класс/ Под редакцией Н.И.Дудника, кандидата географических наук, профессора, зав.кафедрой физической географии и краеведения ТГУ им. Г.Р.Державина. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006 г. – 96 с., ил.
  2. Географический атлас Тамбовской области

Натуральные объекты

  1. Гербарий растений и природных зон России
  2. Коллекция горных пород и минералов

Приборы

  1. Компас ученический

Инструменты, приспособления          

  1. Линейка визирная
  2. Рулетка
  3. Угломер школьный         

Печатные пособия:

  1. Физическая карта мира
  2. Политическая карта мира
  3. Физическая карта Евразии
  4. Физическая карта Российской Федерации
  5. Политико-административная карта Российской Федерации
  6. Физическая карта Тамбовской области
  7. Атлас Тамбовской области

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географическому краеведению -6 класс

Рабочая программа по географическому краеведению - 6 класс...

Рабочая программа по географическому краеведению 6 класс.

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, тематический план, подробное календарно-тематическое планирование и ресурсное обеспечение....

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных школ).

Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ...

Рабочая программа по географическому краеведению 7 класс.

На основе авторской программы А.Я. Немыкина (ВГПУ) к пособию Федотова В.И. (ВГУ)....

Рабочая программа по географическому краеведению 7 класс

Рабочая программа учебного предмета  «Географическое краеведение»  разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы  основного обще...