"Путешествие по планетам Солнечной системы" 5 класс
план-конспект занятия по географии (5 класс) по теме
Занятие по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Азимут". Включает сценарий, космичечкий маршрут, карточки для игры, слова для детей, мини-сообщения о планетах. Разработка не является полностью авторской, сценка, частушки, стихи были заимствованы. Авторским является сбор всех игр воедино, добавление слов учителя, мини-сообщений, призентации, пошагово соответствующей разработке. Это занятие было представлено на Дне открытых дверей 18.10.2016 г. в ш-и №27 г.Облучье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий | 26.28 КБ |
мини-сообщения о планетах | 20.85 КБ |
слова для сценок | 16.4 КБ |
космический маршрут | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие
«Путешествие по планетам солнечной системы»
Цель: изучить планеты-гиганты (Сатурн, Нептун, Уран), планеты-карлики (Плутон, Харон), естественный спутник Земли (Луну), закрепить знания по изученной теме.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, лунотопы, звездочки, космический маршрут, карточки для игры «Верю-не верю», письма со стихотворениями и эскизами планет.
Действующие лица: учитель , папа, Сын, Космический турист
Учитель: Здравствуйте дорогие дети и гости! Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Ну и наше тоже. Что мы изучали последние занятия? (планеты солнечной системы) Назовите те, которые мы изучили. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер). Это все планеты солнечной системы? (нет, остались еще 3) Поэтому чем мы должны сегодня заниматься? (изучить оставшиеся планеты). Но изучать было бы интересней, если б мы совершили полет в космос. Поднимите руки, кто из вас хочет это сделать? Отлично! Но я слышала, что неподготовленным людям в космосе тяжело. И космонавтам необходимо обладать определенными качествами. Есть история одного мальчика, который захотел стать космонавтом.
«Хочу быть космонавтом»
За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.
ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Илюша не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.
ИЛЬЯ: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!
ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.
Илья подходит к папе.
ИЛЬЯ: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?
ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.
ИЛЬЯ: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.
ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.
ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.
Папа и ИЛЬЯ изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д. На последние слова ведущего Илья садится устало на стул.
ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?
ИЛЬЯ: Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.
ВЕДУЩИЙ: О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.
Учитель: Что ж, нелегко оказывается быть космонавтом. Как вы думаете, у Ильи получится выполнять папины правила? А вы их выполняете? (ответы детей)
Внимание, внимание! Приглашаем всех совершить путешествие в открытый космос. Экипаж приготовиться к полёту. Руки – это наши ремни безопасности. Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. У нас с вами разработан космический маршрут (показывает детям). Экипажи готовы? Пристегнуть ремни безопасности. 3, 2, 1, пуск! Полетели!
Звучит космическая музыка, просмотр слайдов космоса
Учитель
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Учитель: Внимание, мы приближаемся к спутнику Земли! Луна – спутник нашей планеты. Ближайшее космическое тело к Земле. Но и у него есть свои загадки. Послушайте внимательно.
У лунного моря
Особый секрет -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет
И рыба не водится тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
Верите ли вы что на Луне есть моря? Там есть вода? Конечно нет. Морями на Луне называют обширные понижения на спутнике.
Предлагаю поиграть в игру «Верю – не верю». У учеников на столах карточки.
Игра «Верю – не верю». Для Учителя
1. Вес человека на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. (Верно, т.к. сила притяжения на Луне вшестеро меньше, чем на Земле)
2.Диаметр Луны очень маленький ив двадцать раз меньше Земного (Нет, он составляет четверть от земного. Луна — крупный спутник, она является пятым по размеру спутником в Солнечной системе.
3.На Луне есть памятник погибшим космонавтам. (Верно, «Павший астронавт» – так называется, пожалуй, самый необычный памятник космонавтам, погибшим во время космических исследований, тренировок и полетов. Этот оригинальный памятник представляет собой фигурку космонавта, выполненную из алюминия размером 8,5 сантиметров, а также табличку, где перечислены имена советских и американских космонавтов. данный момент эта фигурка является единственным художественным. Памятник погибшим космонавтам установил лично Дэвид Скотт в районе Моря Дождей.)
4.Все лунные тени абсолютно коричневые. (Не Верно. Черные. И ночь черная, сумерек нет, тк атмосфера очень разряженная)
5.На ночной стороне Луны, а также в тени, температура намного ниже, чем на освещённых Солнцем участках поверхности. (Верно. -160+120)
Учитель: Ребята, посмотрите, кто – это нас встречает на Луне?
Под музыку выходит космический турист
Космический турист. Здравствуйте земляне! Я космический турист и я рад вас приветствовать на Луне! Но у вас нет очень важного атрибута, чтобы ходить по лунной поверхности. Без “лунотопов” вам не обойтись. Давайте протопчем нашими “лунотопами” тропу “Дружбы”.
Учитель: Экипаж, как вы думаете, как должна выглядеть наша тропа дружбы? (какой знак придумают такой и выкладываем.
Пока класс выкладывает знак на доске, космический турист похищает космический маршрут.
Учитель: Ну, что ж. Нам с вами ребята пора лететь дальше. А где же карта полета, наш космический маршрут? (оглядывается, ищет)
Космический турист: Он у меня. Только я вам его не отдам…
Учитель: Как это не отдашь? Ты же не хочешь, чтобы мы ребята остались на Луне?
Космический турист: Я отправлюсь в космическое путешествие один, а вы возвращайтесь на Землю, … или можете мне показать творческий номер.
Учащиеся исполняют космические частушки.
КОСМИЧЕСКИЕ ЧАСТУШКИ
1 Мы не раз шиповник пили,
Витамины, дрожжи, чай.
Все здоровы, веселы мы,
Нас хоть в космос отправляй.
2 И сложение и деление,
В школе изучаем,
До Луны как долететь,
Мы пока не знаем!
3 Я ракету снаряжаю
Собираюсь на Луну.
Может, в космосе далеком
Новых я друзей найду.
4 На уроках изучали,
Марса мы строение,
Целый день потом летали,
Все как приведения.
Космический турист. Хорошо справились с моим заданием! Я отдам Вам космический маршрут и пожелаю вам счастливого пути!
(Космический турист уходит)
Учитель. Следующий пункт нашего путешествия Сатурн. Пристегнуть ремни безопасности. 3, 2, 1, пуск! Полетели!
Звучит космическая музыка. Меняются слайды.
Учитель: Внимание, приближаемся к планете Сатурн! Сатурн – самая красивая планета солнечной системы. Вокруг него вращается кольцо, состоящее из миллиардов «камней» самой разной формы и размеров
Ученик:
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Сообщение о Сатурне. Сопровождается презентацией.
Учитель: Нам надо спешить, пока не начался метеоритный дождь…
Пристегнуть ремни безопасности. 3, 2, 1, пуск! Полетели!
Звучит космическая музыка.
Учитель: Внимание, приближаемся к планете Нептун! Эта планета нежно голубого цвета с белыми облаками. На Нептуне дуют самые сильные ветры.
Сообщение о Нептуне.
Учитель: Как называется состояние, которое испытывают космонавты в космосе? (невесомость) поиграем в игру «Невесомость». Встаем на одну ногу. Закроем глаза. И попытаемся постоять как можно дольше. (подключить гостей)
Учитель: Пристегнуть ремни безопасности. 3, 2, 1, пуск! Полетели!
Мы на планете Уран . Что мы знаем об этой планете? (сообщение)
Дальше наш маршрут проходит через Плутон.(сообщение)
Учитель: время нашего полета подходит к концу. И надо возвращаться.
Ученик:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Учитель: Внимание, приближаемся к планете Земля! Ну, вот мы и дома! Приготовиться к приземлению. Отстегнуть ремни безопасности, выходим из ракет.
Давайте вспомним, зачем мы отправились в наше путешествие? (чтобы познакомиться с Сатурном, Нептуном, Юпитером и Плутоном) Таким образом, на последних занятиях мы познакомились со всеми планетами.
Но, на сколько мы хорошо с этим справились, поможет космический турист. Он передал нам письма со стихотворениями к планетам и их изображения, но он их перепутал. Нам нужно установить соответствие и нанести все планеты на их орбиты.
Учащиеся ищут соответствие и прикрепляют планеты на орбиты.
Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Вы теперь все знаете о планетах? Если да, то прикрепите звездочки с вашими именами ближе к солнцу, если нет, то распределите дальше.
Можно подарить гостям подарки в виде планет с улыбками и бантиками.
Наше занятие подошло к концу. До свиданья.
Карточки детям.
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
Предварительный просмотр:
Интересные факты о планете Сатурн.
Многие знают, что Сатурн шестая планета солнечной системы, но невсе знают, что на нем ярко выраженная смена времён года. Один сезон длится более семи земных лет. Плотность этой планеты, в два раза ниже плотности воды. Вокруг него обращаются 53 спутника, и, вероятно, их на самом деле больше, просто не все ещё обнаружены. Сатурн имеет не совсем шарообразную форму. Скорость его вращения так велика, что он сплющивает сам себя. Скорость ветра на этой планете может достигать 1800 километров в час. Она похожа не Землю тем, что на ней наблюдается северное сияние. На Сатурне неоднократно наблюдались облака странной шестиугольной формы.
Интересные факты о Нептуне.
Нептун меньше, чем другие газовые гиганты. На Нептуне дуют самые сильные в Солнечной системе ветра, их скорость достигает 2100 км/ч, то есть больше, чем в бешеной атмосфере Юпитера. Нептун вырабатывает больше тепла, чем получает его от Солнца. Из всех планет в нашей системе Нептун — самая холодная. У Нептуна есть кольца, целых шесть, но они гораздо меньше, чем у Сатурна, и увидеть их непросто. Состоят кольца в основном из замёрзшей воды.
Крупнейший спутник Нептуна, Тритон, примерно через три с половиной миллиарда лет будет разорван его гравитацией, после чего его обломки образуют ещё одно кольцо вокруг планеты. Нептун был единственной планетой, открытой благодаря математическим расчётам, а не благодаря телескопу. Год на Нептуне длится примерно 165 земных лет. День на Нептуне длится около 16 земных часов.
Предположительно, Нептун обладает каменным ядром, масса которого примерно равна массе Земли. Истинная причина голубого цвета Нептуна до сих пор не раскрыта. Атмосфера Нептуна плавно переходит в жидкий океан, а тот — в промёрзшую мантию. Поверхности как таковой у этой планеты нет.
Интересные факты об Уране.
День на Уране длится 17 земных часов, а год — 84 земных года.
У Урана 27 спутников. До 80% Урана состоит из жидкостей. Уран относится к ледяным гигантам.
Атмосфера Урана состоит в основном из водорода и гелия, с несколькими процентами метана , из-за этого визуально планета кажется сине-зелёной.
У него есть кольца, но не такие заметные и ярко выраженные, как у Сатурна .
Уран вращается вокруг своей оси, «лёжа на боку», так как его ось наклонена на 99 градусов. Во всей Солнечной системе только Уран и Венера вращаются вокруг своей оси с востока на запад.
На поверхности Урана периодически бушуют чудовищные бури, охватывающие площадь размером с Североамериканский континент.
Из всех планет-гигантов в нашей системе только Уран выделяет тепла меньше, чем получает от Солнца. Атмосфера Урана — самая холодная из известных, её температура составляет около -224 градусов Цельсия. У Урана твердое, холодное внутреннее ядро.
Это наименее изученная планета Солнечной системы.
Интересные факты о планете Плутон.
Плутон получил своё название в честь древнеримского бога, повелевающего подземным миром. Но мои ровесники связывают его с именем Плуто из мультфильма. Раньше Плутон считался планетой, но в 2006 году был переквалифицирован в разряд карликовых планет. Чем вызвал множество протестов землян. На Плутоне есть атмосфера, состоящая из азота с примесью окиси углерода и метана. Из всех известных в настоящее время карликовых планет атмосфера, кстати, есть только у Плутона.
Один год на Плутоне равен 248 земным годам.
День на Плутоне длится чуть меньше земной недели.
Днём на поверхности Плутона примерно так же темно, как ночью на Земле. Солнце с поверхности Плутона выглядит тусклой точкой на небосводе.
Сила притяжения на этой планете не большая поэтому человек весом в 90 килограммов на Плутоне весил бы около 5,5 килограммов.
Средняя температура на поверхности Плутона составляет около -229 градусов Цельсия.
Один из спутников Плутона, Харон, не сильно уступает Плутону по размерам, но не вращается вокруг него — оба этих небесных тела вращаются вокруг общего центра масс. При этом остальные три спутника Плутона вращаются вокруг него по обычным орбитам. Такая вот небесная механика.
Впервые Плутон был сфотографирован в 2015 году аппаратом «Новые горизонты». Его фотография поразила современников т.к. на планете заметно сердце. Чем эта карликовая планета привлекла к себе новых поклонников.
Игра «Верю – не верю». Для Учителя
1. Вес человека на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. (Верно, т.к. сила притяжения на Луне вшестеро меньше, чем на Земле)
2.Диаметр Луны очень маленький ив двадцать раз меньше Земного (Нет, он составляет четверть от земного. Луна — крупный спутник, она является пятым по размеру спутником в Солнечной системе.
3.На Луне есть памятник погибшим космонавтам. (Верно, «Павший астронавт» – так называется, пожалуй, самый необычный памятник космонавтам, погибшим во время космических исследований, тренировок и полетов. Этот оригинальный памятник представляет собой фигурку космонавта, выполненную из алюминия размером 8,5 сантиметров, а также табличку, где перечислены имена советских и американских космонавтов. данный момент эта фигурка является единственным художественным. Памятник погибшим космонавтам установил лично Дэвид Скотт в районе Моря Дождей, )
4.Все лунные тени абсолютно коричневые. (Не Верно. Черные. И ночь черная, сумерек нет, тк атмосфера очень разряженная)
5.На ночной стороне Луны, а также в тени, температура намного ниже, чем на освещённых Солнцем участках поверхности. (Верно. -160+120)
Игра «Верю – не верю».
1. Вес человека на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2.Диаметр Луны очень маленький ив двадцать раз меньше Земного
3.На Луне есть памятник погибшим космонавтам.
4.Все лунные тени абсолютно коричневые.
5.На ночной стороне Луны, а также в тени, температура намного ниже, чем на освещённых Солнцем участках поверхности.
Игра «Верю – не верю».
1. Вес человека на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2.Диаметр Луны очень маленький ив двадцать раз меньше Земного
3.На Луне есть памятник погибшим космонавтам.
4.Все лунные тени абсолютно коричневые.
5.На ночной стороне Луны, а также в тени, температура намного ниже, чем на освещённых Солнцем участках поверхности.
Игра «Верю – не верю».
1. Вес человека на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
2.Диаметр Луны очень маленький ив двадцать раз меньше Земного
3.На Луне есть памятник погибшим космонавтам.
4.Все лунные тени абсолютно коричневые.
5.На ночной стороне Луны, а также в тени, температура намного ниже, чем на освещённых Солнцем участках поверхности.
Предварительный просмотр:
Космический турист. Здравствуйте земляне! Я космический турист и я рад вас приветствовать на Луне! Но у вас нет очень важного атрибута, чтобы ходить по лунной поверхности. Без “лунотопов” вам не обойтись. Давайте протопчем нашими “лунотопами” тропу “Дружбы”.
Космический турист: Он у меня. Только я вам его не отдам…
Космический турист: Я отправлюсь в космическое путешествие один, а вы возвращайтесь на Землю, … или можете мне показать творческий номер.
Космический турист. Хорошо справились с моим заданием! Я отдам Вам космический маршрут и пожелаю вам счастливого пути!
(Космический турист уходит)
ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Илюша не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.
ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.
Илья подходит к папе.
ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.
ВЕДУЩИЙ: О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.
ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.
ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.
ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?
ИЛЬЯ: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!
ИЛЬЯ: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?
ИЛЬЯ: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.
ИЛЬЯ: Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.
1 Мы не раз шиповник пили,
Витамины, дрожжи, чай.
Все здоровы, веселы мы,
Нас хоть в космос отправляй.
2 И сложение и деление,
В школе изучаем,
До Луны как долететь,
Мы пока не знаем!
3 Я ракету снаряжаю
Собираюсь на Луну.
Может, в космосе далеком
Новых я друзей найду.
4 На уроках изучали,
Марса мы строение,
Целый день потом летали,
Все как приведения.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Предварительный просмотр:
Космический маршрут
Следования
«Земля – Плутон»
и обратно.
Станции
1.Земля
2.Луна
3.Сатурн
4.Уран
5.Нептун
6.Плутон
7.Земля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие на планеты Солнечной системы»
План урока - игры по физике в седьмом классе...
Интегрированный урок русского языка и математики "Космическое путешествие на планету Числяндия"(6 класс)
Интегрированный урок русского языка и математики проводится в форме игры-путешествия на планету Числяндия с целью обобщений знаний обучающихся по русскому языку по теме "Имя числительное" и по математ...
Путешествие по планетам Солнечной Системы
Данная работа проводилась учащимися 10 класса для учащихся 7 класс в рамке" Недели физики"...
Обобщающий урок по теме: Путешествие на планету «Пропорция». 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"6178020",...
"Путешествие к планетам Солнечной системы"
Викторина для пятых классов...
Урок - путешествие на планету «Математика », 5 класс
Урок - путешествие на планету «Математика »...
Конспект музыкально - тематического занятия " Путешествие к планетам Солнечной системы" для детей подготовительной группы
Загадочный мир Космоса привлекал человека с давних времен. Важно дать первоначальные знания детям о Космосе . И о том, как важно беречь родную планету....