рабочая программа по географии для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

к учебнику 5 класса автор: Е.М. Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»

 

«Принята»

на  педсовете

протокол № 1

от 31 августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____ О.В. Подорожняя

приказ № 53/4

от «31» августа 2015г.

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«География» 5 класс ФГОС ООО

(базовый уровень)

                                          Учитель::

Шавырова Светлана Николаевна

                                                                                            первая квалификационная категория                                                        

2015-2016 уч. г.

                                 

Пояснительная записка

   Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010  года № 1897)
  • Примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской  программы по географии  (Программа курса  «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М.Домогацких.– 2-е изд., -М.:  ООО «Русское слово- учебник», 2014 г – 88 с. –(ФГОС. Инновационная школа.)
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015  - 2016 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. -2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013г –160с: ил. – (ФГОС. Инновационная школа.).

   В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

    В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

     

Цели и задачи курса:

  1. Ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии.

2.Формирование географической культуры личности и обучение географическому языку.

  1. Формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты.
  2. Формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере.
  3. Формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

Общая характеристика предмета

Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. На изучение географии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел — «Наука география» — знакомит обучающихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает обучающимся информацию об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел — «История географических исследований» — знакомит обучающихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел — «Путешествие по планете Земля» — призван первично познакомить обучающихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел учебника — «Природа Земли» — знакомит обучающихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Место учебного предмета                                                                                          География. Введение в географию (35 часов, 1 час в неделю)

В учебном плане география относится к общественно-научным предметам.  На  её изучение  в 5 классе отводится 1 час в неделю, итого 35 часов в год.                                  

 Программой предусмотрено проведение:                                                                                                           - практических работ -10.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметными результатами изучения географии в 5 классе являются: Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;
  • специфику методов географических исследований;
  • особенности формы и размеров Земли;
  • свойства географической карты и плана местности;
  • географические следствия вращения Земли;
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • влияние путешествий на развитие географических знаний;
  • географические особенности природы и населения материков и океанов;
  • особенности взаимодействия океана и суши;
  • значение Мирового океана;
  • специфику природы и населения материков;
  • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга:
  • особенности оболочек Земли;
  • специфику географической оболочки.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации;
  • отличительные особенности изображений земной поверхности;
  • направления на карте и плане;
  • стороны горизонта;
  • причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • маршруты путешествий;
  • специфику природы и населения материков;
  • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга;
  • отличия природных объектов;
  • отличия оболочек Земли.
  • Содержание учебного предмета

Тема 1. Наука география (2 часа)                                                                                        Содержание темы

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.                                                                                                                                             Учебные понятия

География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии

Эратосфен, Генри Стенли.                                                                                                         Основные образовательные идеи

1. География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

2. География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.                                                                        Метапредметные результаты обучения

- Ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений;

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                         Предметные результаты обучения                                                                                    Объяснять:

- специфику географии как науки;

- специфику методов географических исследований.                                                    Определять:

- отличительные особенности географических методов исследования;

- рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.                                                                                                             Практические работы

  1. Составление схемы наук о природе.
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Организация наблюдений за погодой.      

Тема 2. Земля и ее изображение (5 часов)                                                                         

Содержание темы

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.                                               Учебные понятия

Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.                                                                                    Основные образовательные идеи

- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

- Форма и движения Земли во многом определяют особенности ее природы.

- Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.                                                                                                                Метапредметные результаты обучения

- Ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений;

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                            Предметные результаты обучения                                                                                            Объяснять:

- особенности формы и размеров Земли;

- свойства географической карты и плана местности;

- географические следствия вращений Земли.                                                                     Определять:

- отличительные особенности изображений земной поверхности;

- направления на карте и плане;

- стороны горизонта.                                                                                                            Практические работы

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  1. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (12 часов)                                            Содержание темы

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия

Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.      

Основные образовательные идеи

-         Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные результаты обучения

- Ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений;

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные результаты обучения

Объяснять:

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять:

- причины и следствия географических путешествий и открытий;

- маршруты путешествий.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное море, внутреннее море, межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, ледник, планктон, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи

- Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

- Природа и население каждого материка уникальны.

Метапредметные результаты обучения

- Ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений;

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные результаты обучения

Объяснять:

- географические особенности природы и населения материков и океанов;

- особенности взаимодействия океана и суши;

- значение Мирового океана.

Определять:

- специфику природы и населения материков;

- характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

Содержание темы

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия

Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи

- Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

- Природные оболочки взаимосвязаны друг с другом и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные результаты обучения

- Ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений;

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные результаты обучения

Объяснять:

- особенности оболочек Земли;

- специфику географической оболочки.

Определять:

- отличия природных объектов;

- отличия оболочек Земли.

Практическая работа

Организация фенологических наблюдений в природе.

Резерв времени 2 часа

Тематическое планирование  с указанием основных видов учебной деятельности

№ п/п

Название

темы

(раздела)

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

УУД

Тема 1. Наука география (2 ч)

1.

1.Что такое география?

География как наука. Предмет географии.

Раскрывать значение терминов география знать персоналии – Эратосфен, Генри Стенли;

уметь организовывать наблюдение за погодой

Универсальные учебные действия (УУД):                                                                                         Личностные УУД                                                                                                                         Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование «стартовой мотивации к изучению нового предмета; формирование навыков, способствующих применению географических знаний в современном мире.                                                                                                 МетапредметныеУУД                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              Предметные УУД                                                                                                                 Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени;                         уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды                                                                                                                                   

2.

2.Методы географических исследований

Методы географических исследований: описательный, картографический космические методы. Источники географических знаний.

Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы;

уметь организовывать наблюдение за погодой.

Тема 2 . Земля и её изображение (5 ч)

3.

1.От плоской Земли к земному шару.

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдение за погодой

Универсальные учебные действия (УУД):                                                                                         Личностные УУД                                                                                                                                Понимание роли и значения географических знаний. Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. Формирование познавательного интереса к предмету исследования; формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.                                                                                                   МетапредметныеУУД                                                                                                                      Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе или в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. Умение работать с измерительными  приборами. Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.                                                                                                   Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.                                                                                                                                      Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка.

Предметные УУД                                                                                                                                                    Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять  особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта. Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают.  Делать  вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических  изображений поверхности Земли. Давать определения понятиям: полюс, экватор.  Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.    

                                                                                                         

4.

2.Форма, размеры и движение Земли.

Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.

Уметь давать определение понятиям  и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать наблюдение за погодой

5.

3.Глобус и карта.

Картографические изображения земной поверхности  величайшие изобретения человечества Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки

определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности ; уметь организовывать наблюдение за погодой.

6.

4.Ориентирование на местности.

Компас. Ориентирование на местности.

Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами.  

7.

5.Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Формировать навыки и умения обобщений,  работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Тема 3. История географических открытий (13 ч)

8.

1.По следам путешественников каменного века

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики».

Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности,

Универсальные учебные действия (УУД):                                                                                         Личностные УУД                                                                                                                                Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

МетапредметныеУУД                                                                                                                     . Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

                                                                                                  Предметные УУД                                                                                                                                                    Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока путешествий и открытий. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама.

 

9.

2.Путешественники древности

Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея.

Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности;

10.

3.Путешествия морских народов.

Географические открытия викингов.

Формировать  представления о возможности совершенствования длительных путешествий морскими народами;  

11.

4.Первые европейцы на краю Азии

Путешествие Марко Поло.

Формировать  представления о возможности совершенствования длительных путешествий европейцами в Азию;  

12.

5.Хождение за три моря.

Хождение за три моря.

Формировать  представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина;

13.

6.Морской путь в Индию.

Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама.

Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли;

14.

7.Открытие Америки.

Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка.

Формировать представления о причинах  и следствиях открытия Америки;

15.

8.Первое кругосветное плавание.

Адмирал Магеллан. Капитан Элькано.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия;

16.

9.Открытие Южного материка.

Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка;  .

17.

10.Поиски Южной земли продолжаются.

Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи.

Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли;

18.

11.Русские путешественники.

Роль русских исследований. «Коломбы Росские».

Формировать представления о совершенствовании и географических следствиях открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

19.

12.Вокруг света под русским флагом.

Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды;  уметь организовывать наблюдение за погодой.

20.

13.Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Формировать навыки и умения обобщений,  работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 ч)

21.

1.Мировой океан и его части.

Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях.

Универсальные учебные действия (УУД):                                                                                        

Личностные УУД                                                                                                                                Осознание причин уникальности природы и населения материка. Осознание роли Мирового океана для природы и человека. Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей. Понимание специфических и уникальности черт природы  и населения Евразии, Африки, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Антарктиды.

МетапредметныеУУД                                                                                                                       Коммуникативные: формировать навыки алгоритма построения и реализации новых знаний.                      

Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь преобразовывать текстовую информацию в табличную. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.                                                                                                                                                                  

Предметные УУД                                                                                                                                 Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.  Показывать на карте составные части Мирового океана. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны. Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Выделять специфические черты природы материка. Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять  специфику природы и населения Евразии , Африки, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Антарктиды.  по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.                                                                                    Называть и показывать на карте географические объекты  по теме урока

22.

2.Значение Мирового океана для природы и человека.

Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана.

Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении

23.

3.Путешествие по Евразии.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры  природных «рекордсменов» материка.

24.

4.Путешествие по Африке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры  природных «рекордсменов» материка.

25.

5.Путешествие по Северной Америке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы  и хозяйственной деятельности населения материка.

26.

6.Путешествие по Южной Америке.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Южной Америки.

27.

7.Путешествие по Австралии.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Австралии.

28.

8.Путешествие по Антарктиде.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.

29.

9.Путешествие по Антарктиде.

Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка.

Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы  и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.

30.

10.Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМами

Тема 5. Природа Земли (3 ч)

31.

1.Что такое природа

Понятие природа, «объект» природы,  отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.

Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком.

Универсальные учебные действия (УУД):                                                                                         Личностные УУД                                                                                                                                Осознание роли природы в жизни человека.

Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком. Формирование  и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы;

МетапредметныеУУД                                                                                                                     Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.                          

Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Предметные УУД                                                                                                                                Объяснять особенности географических оболочек. Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.

32.

2.Оболочки Земли

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

33.

3.Оболочки Земли.

Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли.

Раскрывать значение оболочек Земли.

.

Тема 6. Повторение (2 ч)

34.

Обобщение материала по курсу «Введение в географию»

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала

Универсальные учебные действия (УУД):                                                                                         Личностные УУД                                                                                                                                Осознание роли природы в жизни человека.

Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком. Формирование  и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы;

МетапредметныеУУД                                                                                                                     Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.                          

Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Предметные УУД                                                                                                                                Объяснять особенности географических оболочек. Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком.

35.

Обобщение материала по курсу «Введение в географию»

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала

Календарно - тематическое планирование

География. Введение в географию (35 часов, 1 час в неделю)

№ п/п

Темы уроков.  Практические работы.

            Дата                      

Примечание

   план                            

факт

Тема 1. Наука география (2 ч)

1.

1.Что такое география?                                                 Практическая работа №1. Составление схемы наук о природе.

04.09.

2.

2.Методы географических исследований. Практическая работа №2. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. Практическая работа №3. Организация  наблюдений за погодой.

 

11.09.

Тема 2 . Земля и её изображение (5 ч)

3.

1.От плоской Земли к земному шару.

18.09.

4.

2.Форма, размеры и движение Земли.

25.09.

5.

3.Глобус и карта.

02.10.

6.

4.Ориентирование на местности.                                 Практическая работа №4. Составление сравнительной характеристики различных способов изображения земной поверхности. Практическая работа №5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

09.10.

7.

5. Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».

16.10

Тема 3. История географических открытий (13 ч)

8.

1.По следам путешественников каменного века. Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.*

23.10.

9.

2.Путешественники древности.                              

30.10.

10.

3.Путешествия морских народов.                               

13.11.

11.

4.Первые европейцы на краю Азии.                      

20.11.

12.

5.Хождение за три моря.                                           

27.11.

13.

6.Морской путь в Индию.                                         

04.12.

14.

7.Открытие Америки.                                              

11.12.

15.

8.Первое кругосветное плавание.                            

18.12.

16.

9.Открытие Южного материка.                                

25.12.

17.

10.Поиски Южной земли продолжаются.  

15.01.

18.

11.Русские путешественники.      

22.01.

19.

12.Вокруг света под русским флагом.                       Практическая работа №7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

29.01.

20.

13.Урок обобщения и контроля по теме «История географических открытий»

05.02.

*Данная практическая работа выполняется с 1 по 11 уроки данной темы.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 ч)

21.

1.Мировой океан и его части.                                  Практическая работа №8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

12.02.

22.

2.Значение Мирового океана для природы и человека.

19.02.

23.

3.Путешествие по Евразии.                                      Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.*

26.02.

24.

4.Путешествие по Африке.                                               

04.03.

25.

5.Путешествие по Северной Америке.                           

11.03.

26.

6.Путешествие по Южной Америке.                             

18.03.

27.

7. Путешествие по Австралии.

01.04.

28.

8.Путешествие по Антарктиде.

08.04.

29.

9.Путешествие по Антарктиде.

15.04.

30.

10.Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»

22.04.

*Данная практическая работа выполняется с 3 по 6 уроки данной темы.

Тема 5. Природа Земли (3 ч)

31.

1.Что такое природа.                                                Практическая работа №10. Фенологические наблюдения в природе.

29.04

32.

2.Оболочки Земли

06.05.

33.

3.Оболочки Земли.

13.05.

Тема 6. Повторение (2 ч)

34.

Обобщение материала по курсу «Введение в географию»

20.05.

35.

Обобщение материала по курсу «Введение в географию»

27.05

Планируемые результаты изучения учебного предмета

География. Введение в географию (35 часов, 1 час в неделю)                                                                            

Обучающиеся должны знать (понимать):

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор;

- части Мирового океана;

- виды движения воды в Мировом океане;

- материки и океаны Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой;

- маршруты географических исследований и путешествий.

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;

- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

- описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

- приводить примеры географических объектов;

- проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

- различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Описание материально-технического обеспечения образовательного      

                                                   процесса.

  1. УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
  2.  Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  4.  Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  6. Компьютер.
  7. Мультимедиа-проектор.
  8. Интерактивная доска.
  9. Коллекция медиаресурсов.
  10.  Интернет-ресурсы.
  11. Учебная геоинформационная система.
  12. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
  13. Справочно-информационная и научно-популярная литература.
  14. Глобус  большой.
  15. Глобусы лабораторные.
  16. Теллурий.
  17. Физическая карта полушарий.
  18. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
  19. Карта Мирового океана.
  20. Компасы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...