Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Чистякова Нина Михайловна

По учебнику Максаковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr-10kl_2017g.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 182»

Санкт-Петербург

Рассмотрено на заседании МО                                          

Естественнонаучного цикла                                        

Руководитель МО /_______СемёноваН.Г__/             Протокол №___ от «__»_______20__г  

       

Согласовано  

Зам. Директора по УВР

/______РукавишниковаН.Н/

«____»________ 20____ г  

 Утверждаю

 Директор ГБОУ СОШ №182

                    /__________АдамовичВ.В/___

                     

Приказ №____________от

«___»__________20____ г

Рабочая программа

по географии для 10  класса

на 2016 -2017 учебный год

Чистяковой Нины Михайловны

Учителя географии первой квалификационной категории

Санкт –Петербург

2016г

 

Пояснительная записка

 Программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.-2004г

 Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

 Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом, авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа

 Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Структура  программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета  34часа

 Резервное время, при этом, составляет  3часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты обучения

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной  личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие  личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  3. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
  4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
  9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
  11. Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловоечтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  3. формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ МИРА

( 34 занятия. )

Раздел. Введение (1 з). Современные методы географических исследований.      

                 Современная политическая карта мира (4 з).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел. Природа и человек в современном мире ( 5 з)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира (6 з)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

              Раздел. Научно-техническая революция и мировое хозяйство ( 7з)

              Понятие НТР. Характерные черты и составные части. Мировое хозяйство: международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.

Воздействие  НТР на отраслевую структуру хозяйства, на территориальную структуру хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

Раздел. География мирового хозяйства ( 11 з)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

  1. Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное  понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный  материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

•        выполнил работу без ошибок и недочетов;

•        допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

•        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

•        не более двух грубых ошибок;

•        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух-трех негрубых ошибок;

•        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

•        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если

учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,

предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложенияк учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Учебно-тематический план.

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практическиеработы

1

Введение

1

2

Современная политическая карта Мира

4

1

3

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

5

2

4

География населения Мира.

6

3

5

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

7

11

2

Итого 34часа.


  1. Календарно-тематическое  планирование. География. 10кл.

№.

Дата

Тема урока

Основные элементы содержания

Планируемые результаты освоения материала

 Контроль

Практика

Средства обучения

Домашнее задание

1

Введение. Что изучает экономическая и социальная география мира?

Экономическая и социальная география мира, социология, географический прогноз, геоинформатика.

Дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.    

 Анализ карт различной тематики.

Учебник.

2

Многообразие стран  современного мира. Международные отношения и политическая карта мира.

Суверенное гос-во, ВВП, Политическая география, сепаратизм,

Показать разнообразие стран современного мира; изучить типологию стран. Охарактеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира;

Фронтальный опрос.

 

Политическая карта мира. Атлас

Т-1, стр. 9-14. Т-2, стр. 14-17.

3

Государственный строй стран мира. Политическая география.

Унитарное, федеративное гос-во; республика, монархия

Изучить разные формы гос-в; Дать оценку геополитического положения отдельных стран; при освещении региональных конфликтов включать эмоциональные переживания, оценки.

Заполнение таблицы

«Государственный строй мира».

Составление  систематизированной таблицы « Гос-ный строй стран мира ».

Атлас.

Т-3-4. Стр.17-20.

4

Практика № 1. Политическая карта мира.

Уметь описывать страны мира, знать их гос. строй.

Работа с картами, сообщения учащихся.

 Называть и показывать  гос-ва с унитарной и федеративной формой правления,  микрого-ва, страны гиганты.

Политическая карта мира. Атлас.

Подготовиться к зачётной работе.

5

Урок контроля знаний по теме № 1. « Современная политическая карта мира».

Проверка ЗУН.

 Тест

 

6

Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов.

Географическая среда, природопользование, обмен веществ, ресурсообеспеченность.

Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование», «обмен веществ» м/у обществом и природой; знать разнообразие природных ресурсов, понятие «ресурсообеспеченность».

Составление конспекта.

Оценка ресурсообеспеченности  отдельных стран или регионов мира.

Карта природных ресурсов мира. Атлас.

Т 1-2. Стр. 25-28.

7

Минеральные, земельные, водные и биологические  ресурсы.

Мировой земельный фонд, растительные культуры, лесистость, генетический фонд.

Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

Фронтальная беседа.

Проанализировать рисунки 6,7,8,9 на стр. 32-33.. дать оценку обеспеченности ресурсами отдельных стран, выделив страны очень богатые и очень бедные ими.

Карта прирдных ресурсов мира. Атлас.

Т 2. Стр. 28-38.

8

Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.

Природно-рекреационные ресурсы, альтернативная гидроэнергетика

Знать классификацию ресурсов Мирового океана и рекреационных ресурсов. Оценить перспективы использования альтернативных ресурсов Мирового океана, климатических и космических.

Составление конспекта.

Составление  картосхемы размещения крупных месторождений  полезных ископаемых и районы их выгодных  территориальных сочетаний.

Атлас.

Т 2. Стр. 38-41.

9

Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое  ресурсоведение и геоэкология .

Загрязнение окружающей среды, охраняемая природная территория, геоэкология.

Знать антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; качественное и количественное загрязнение; главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы. Узнать три главных пути решения природоохранных проблем.

Фронтальная беседа.

 Называть наиболее загрязненные реки , озера мира.

Учебник. Атлас.

Т 3. Стр. 41-47.

10

Урок  контроля знаний по теме №2.

Проверка ЗУН.

Контрольная работа.

11

Численность  и воспроизводство населения.

Этнология, демография, воспроизводство, депопуляция, демографическая политика, естественное движение населения, поло-возрастная пирамида.

Показать , что география населения – одна из главных ветвей экономической и социальной географии; Выявить закономерности динамики численности мирового населения; сформировать понятие «естественное движение населения, демографическая политика»..

Работа с картами.

1. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

2.Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Карта-Население мира.Учебник.

Т 3. 1. Стр. 57-66.

12

Состав (структура ) населения.

Экономически активное население, этнос.

Знать закономерности полового и возрастного состава населения мира; географические особенности этнического и лингвистического состава населения

Работа с картами.

Тестирование.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Учебник.

Т 3.2. стр. 66-71.

13

Размещение и миграция населения.

Миграция, эмиграция,

Знать особенности распределения населения; о многообразии и больших масштабах современной миграции населения; плотность населения.

Составление картосхем.

Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.

Атлас. Учебник.

Т 3. 371-74.

14

Городское и сельское население. Урбанизация

Урбанизация, рурбанизация, геоурбанис-тика.

Знать об урбанизации, как всемирном процессе; возрастающую роль городов; о регулировании урбанизации; главные формы сельского расселения. Воздействие урбанизации на окружающую среду.

Составление картосхем.

Объяснение  региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.

Учебник. Атлас.

Т 3. 4. 74-81.

Подготовиться к практике (карандаши, линейки)

15

Практическая работа №2

Проверка умений, знаний на карте.

Самостоятельная работа по вопросам

Объяснение причин  миграционных процессов в пределах Европы. С. Америки и евроазиатского пространства.

Подгото-виться к зачету, повторить тему №3, полностью.

16

Урок  контроля знаний по теме №3.  « География населения мира ».

Проверка ЗУН.

Контрольная работа.

 Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору).

17

НТР. Характерные черты и составные части.

НТР,

эволюционный путь, революционный путь, ГИС.

Знать понятие НТР; характерные черты НТР; знать два пути развития; шесть главных развития в производстве.

Фронтальная беседа.

Составить систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР». группировках.

Учебник.

Стр. 91-97. Подгото-вить сообщение о о пяти интегрированных экономических

18

Мировое  хозяйство.

Международная экономическая интеграция, ТНК.

Знать понятие «Мировое хозяйство»; знать что такое международное географическое разделение труда; знать результат географического труда; региональные и отраслевые группировки; знать роль ТНК.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами.

Составление  характеристики  основных центров современного мирового хозяйства

(форма выполнения реферат и –не менее 3 страниц А-4. ; картосхема)

Атлас. Учебник.

Т.4. – 2. Стр.98-102. Задание № 2 стр. 118.

19

Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства.

Территориальная структура хоз-ва, географический рисунок расселения населения, региональная политика, депрессивный район.

Знать три типа структуры мирового хоз-ва; рассмотреть воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства; возможные варианты основных моделей мирового хозяйства; знать территориальные структурные различия мирового хозяйства между двумя группами стран; знать понятие «региональная политика»

Сообщения учащихся Составление картосхемы.

Определение стран экспортёров осн. видов продукции, видов сырья, р-ов туризма и отдыха

Атлас. Учебник.

Т.4.-3. Стр. 102-104.

20

Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства.

Т.4.-3.Стр. 104-107; Задание №4. Стр. 118.

21

Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства.

Составление типологической  схемы территориальной структуры хоз-ва экономически развитой и развивающейся  страны.

Учебник.

Т.4.-3. Стр.107-110. Задание №7 стр.118.

22

Факторы размещения производительных сил.

Технопарк, технополис.

Знать основные факторы размещения производительных сил.

Фронтальная беседа.

Учебник. Таблица

Т.4-4. Стр. 110-115.

23

 Урок  контроля знаний по теме №4: «НТР и Мировое хозяйство». Контроль знаний.

Проверка ЗУН.  (Тест контроль)

Тест.

24

География промышленности.

Старые, новые, новейшие отрасли.

Знать место промышленности в экономике мира; структурные сдвиги промышленности под влиянием НТР; роль новейших наукоемких производств; стран лидеров научно-технического прогресса; проблемы грязных производств.

Составление схемы.

Создание картосхемы размещение  основных промышленных районов мира.

Карта:Промышленность  мира. Атлас

Т-5.-1. Стр. 123-124.

25

Топливно - энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная). Электроэнергетика.

Топливно-энергети-ческий баланс.

Знать топливно-энергетическую промышленность, три этапа развития; уметь давать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности; их размещение по территории земного шара. Знать развитие электроэнергетики.

Составление схемы.

 .

Атлас. Учебник.

Т-5.-1. Стр. 124-131.

26

Горнодобывающая пр-ть,

металлургия.

Машиностроение.

На основе анализа карт атласа, текста, таблиц и схем учебника изучить факты размещения и особенности географии данных отраслей мирового хозяйства; уметь давать характеристику отрасли.

Индивидуальный опрос, работа с картами.

Составление  экономико-географической  характеристики одной из отраслей  промышленности мира.

Атлас. Учебник.

Т-5-1. Стр. 131-137. Доделать прктич. работу.

27

Химическая,  лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

Уметь давать характеристику мировой хим. промышленности. Знать географию лесной, деревообрабатывающей пром-ти; географические сдвиги в легкой промышленности – текстильная промышленность.

Индивидуальный опрос, работа с картами.

Составление  экономико-географической  характеристики одной из отраслей  промышленности мира.

Атлас. Учебник.

Стр. 138-140. Задание № 10 на стр. 171.

28

География сельского  хоз-ва. Зеленая революция. Растениеводство.

«Зеленая револю-ция».

Знать диалектику развития с/х – второй ведущей отрасли материального производства; особенности структуры и географии с/х.

Сообщения учащихся.

 Называть главные страны-экспортеры зерна, риса, кукурузы, тонизирующих культур.

Карта:Сельское хозяйство мира. Атлас

Стр. 140-148. Закончить работу на к/к, задание № 12 стр. 172.

29

Животноводство, рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Аквакуль-тура.

Знать три ведущие отрасли животноводства, особенности рыболовства.

Сообщения учащихся.

Задание № 13 на стр. 172. Составить таблицу «Распространение главных отраслей животноводства»

Карта:Сельское хозяйство мира. Атлас

Стр. 148-150.  

30

Практическая работа № 4. Обозначение на карте крупных машиностроительных, химических, с/х  отраслей производства.

Знать крупные промышленности, их специализацию, преобладающие виды продукции.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами.

Обозначение на карте крупных машиностроительных, химических, с/х  отраслей производства.

Подготовить выступления на темы»

 1. Крупнейшие авиакомпании мира.

 2. Транспорт и окружающая среда.

31

География транспорта.

Контейне-ризация

Иметь представление о непроизводственной сфере, ее структуре и географии. Знать основные параметры мировой транспортной системы, ее проблемы и перспективы.

Составление комплексной характеристики.

Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени  его развития ; составления проекта развития  транспортных систем для одного из регионов.

Карта: Транспорт мира. Атлас. Учебник.

Стр. 150-159.  Задание № 15 и доп.задание на стр.172.

32

Международные экономические отношения.

Знать представление о международных экономических отношениях; основные особенности современной внешней торговли и об собой роли международной финансовой деятельности; место международного туризма в международных экон-их отношениях и их особенности.

Составление схемы.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Учебник.

Стр. 159-165.

33

Урок обобщения и закрепления знаний по теме:

«География отраслей мирового хозяйства .

Применить все полученные знания на практике.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами атласа и учебника.

Составление картосхемы  основных районов  международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с  сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на   карте маршрутов   туризма.

Атлас.

Задание № 17 (1,2,3,4). Подготовиться к итоговой к/работе.

34

 Урок – Урок  контроля знаний по теме №5 «География отраслей мирового хозяйства ».

Проверка ЗУН.

  Тестирование

Атлас

 

 


 

Литература

Для учащихся:

  1. Учебник   В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10  класс 17-е изд. -  М.: Просвещение,  2015.  
  2. Атлас. География мира. 10 класс. 201 2 года.

Для учителя

1 . Сиротин В.И. Практические и самостоятельные  работы  уч-ся по географии.

2. О.И. Ануфриева. Поурочное планирование. 2015 года. Часть I.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...