рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района Московской области
Утверждаю
Директор Удельнинской
гимназии
________ /Н.А.Арюлина/
Приказ №_____ от
«___» _______ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«География России. Население и хозяйство»
(базовый уровень)
9а, 9б, 9в классы
Составитель: Стрельчик Светлана Александровна
учитель географии
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Цель:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Общая часть курса (34 ч)
Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ(3ч)
Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.
Государственная территория России. Географическое положение и границы России.
Тема 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (7ч)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России.
Национальный состав населения России. Практическая работа №1 « Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административным делением РФ» Много- национальность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.
Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения.
Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально- экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.
Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения.
Трудовые ресурсы.
Тема 3. Хозяйство (4ч)
Экономические системы в историческом развитии России: географические особенности традиционной и командной систем. Рыночная и смешанная экономика. Социально-экономические реформы в России: разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Структурные особенности экономики России. Экономический кризис и его географические следствия.
Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Тема 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ. КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ
КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ(13ч)
Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География машиностроения. Особенности географии военно-промышленного комплекса.
Практическая работа. № 2 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»
Военно-промышленный комплекс.
Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды. Практическая работа № 3 « Составление одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны.
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции.
Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Черная металлургия. Практическая работа № 4 « Составление характеристики одной из. металлургических баз по картам и статистическим материалам»
Цветная металлургия. Практическая работа № 5 «Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия»
Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов.
Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.
Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химико-лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР.
Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.
Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
. Практическая работа № 6 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.»
Тема 5 АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)(3ч)
Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура.
Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство.
Легкая и пищевая промышленность.
Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.
Практическая работа.№ 7 « Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.»
Тема 6 ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС(4ч)
Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Классификация услуг. Уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.
Транспорт. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Виды транспорта.
Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития на современном этапе.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Уровень обеспеченности жильем.
Рекреационное хозяйство. Значение. География рекреационного хозяйства в России. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.
Практическая работа. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
Раздел II. Региональная часть курса (28 ч)
Тема 1. РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ.(2ч)
Районирование — важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. Экономическое районирование. Хозяйственная специализация территорий. Географическое разделение труда. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России.
Практическая работа. № 8 « Моделирование вариантов нового районирования России.»
Тема 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (14ч)
Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве России. Особенности истории и географии хозяйства. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Проблемы социально-экономического развития.
Центральная Россия. Состав района. Преимущества географического положения — важнейший фактор развития. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Высокая численность и плотность населения. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Количество и качество трудовых ресурсов.
Высокий уровень территориальной концентрации науки и обрабатывающей промышленности. Города науки. Высокий уровень развития сферы услуг. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Районы Центральной России. Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.
Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Старинные промыслы. Современность и проблемы древних русских городов: Великого Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.
Северо-Западная Россия. Состав. Географическое положение на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Современные особенности географического положения района.
Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Высокоразвитая наука. Отрасли ВПК. Специализация на судостроении, станкостроении, приборостроении. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Практические работы. № 9 « Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.» Практическая работа № 10 «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга.»
Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию. Природные ресурсы. Различия в рельефе и «наборе» полезных ископаемых Кольско-Карель- ского и Тимано-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Население: состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.
Хозяйство Европейского Севера. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двино-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экс- курсионного хозяйства. Современные проблемы региона. Проблема охраны природы Севера.
Практическая работа «№ 11 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.»
Практические работы. № 12 «. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.»
Европейский Юг — Северный Кавказ. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Природный амфитеатр. Ресурсы региона.
Население: национальный и религиозный состав. Особенности расселения. Традиции и культура.
Хозяйство района. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации отраслей АПК.
Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. ТПК. Цветная металлургия.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Возрастающая роль рекреационных районов.
Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Современные проблемы Северного Кавказа.
Практические работы.№ 13 « Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.»
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Роль Волги в территориальной организации населения и хозяйства района. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.
Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма.
Хозяйство района. Развитие нефтегазохимиче- ского, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы.
Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы. № 14 «. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.» .
Урал. Состав и границы Урала при разных видах районирования. Географическое положение. Роль пограничного положения Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности Урала.
Заселение Урала. Этнический состав. Две меридиональные полосы расселения, их формирование. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем.
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение, их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Реконструкция уральской промышленности. Развитие сельского хозяйства. Отставание развития социальной сферы.
Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Практические работы. № 15 «. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы. « Практическая работа № 16 « Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.»
Тема 3. АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (8ч)
Общая характеристика. Географическое положение. Большая площадь территории, малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами.
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях. Основные проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона.
З а п а д н а я С и б и р ь. Географическое положение. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Богатство и разнообразие природных ресурсов.
Коренные народы. Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов.
Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта.
Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства.
Хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные проблемы Западной Сибири.
Практические работы.№ 17 «. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.» Практическая работа «№ 18 «Составление характеристики нефтяного комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.»
Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение. Минеральные ресурсы.
Население: заселение, национальный состав, размещение. Проблема трудовых ресурсов. Коренные народы.
Экономика Восточной Сибири. Великие сибирские реки: водные ресурсы и условия для строительства ГЭС. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его преодоления.
Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения.
Транссибирская железная дорога — главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.
Природно-хозяйственные районы: плато Путора- на и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забай- кальский район. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы.№ 19 «. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.»
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. ЭГП разных частей региона.
Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Несоответствие площади территории и числен - ности населения. Неравномерность размещения населения, его относительная молодость. Миграции и потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.
Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование.
Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.
Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы. № 20 «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»
Тема 4 География своей местности (4ч)
Особенности ЭГП ,особенности хозяйства. Промышленность. АПК региона. Транспорт.
Раздел III.Россия в современном мире.
Россия и страны СНГ. Взаимосвязь с другими странами мира.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
III. Планируемые предметные результаты
Освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
IV.Календарно-тематическое планирование.
Всего 66 часов; в неделю 2 часа.
Практических работ 20.
Календарно – тематическое планирование по географии России
9 класс.
№ урока | Наименование разделов и тем | Всего часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки | ||||||||||||||
9а | 9б | 9в | ||||||||||||||||
1 | Введение | 1ч | ||||||||||||||||
Раздел I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА | ||||||||||||||||||
ТЕМА 1.Географическое положение России(3ч) | ||||||||||||||||||
2 | Географическое положение России. ЭГП и геополитическое положение. | 1ч | ||||||||||||||||
3 | Федеративное устройство и административно-территориальное деление. | 1ч | ||||||||||||||||
4 | Государственная территория России. | 1ч | ||||||||||||||||
. ТЕМА 2 .Население РФ (7ч) | ||||||||||||||||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | 1ч | ||||||||||||||||
6 | Численность населения России. Естественное движение населения. | 1ч | ||||||||||||||||
7 | Национальный состав населения России. Практическая работа №1: «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административным делением РФ». | 1ч | ||||||||||||||||
8 | Миграции населения. | 1ч | ||||||||||||||||
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1ч | ||||||||||||||||
10 | Экономически активное население. | 1ч | ||||||||||||||||
11 | Урок обобщающего повторения по теме «Население». | 1ч | ||||||||||||||||
ТЕМА 3. Хозяйство.(4ч) | ||||||||||||||||||
12 | Место и роль хозяйства России в мировой экономике. | 1ч | ||||||||||||||||
13 | Основные этапы развития хозяйства. | 1ч |
| |||||||||||||||
14 | Особенности структуры хозяйства. | 1ч | ||||||||||||||||
15 | Природно-ресурсный потенциал России | 1ч | ||||||||||||||||
ТЕМА 4 .География отраслей и межотраслевых комплексов.(13ч) | ||||||||||||||||||
16 | Научный комплекс. | 1ч | ||||||||||||||||
17 | Машиностроительный комплекс. | 1ч | ||||||||||||||||
18 | География машиностроения. Практическая работа №2: «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам». | 1ч | ||||||||||||||||
19 | Военно-промышленный комплекс. | 1ч | ||||||||||||||||
20 | Топливно-энергетический комплекс. | 1ч | ||||||||||||||||
21 | Топливная промышленность. Практическая работа №3: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». | 1ч | ||||||||||||||||
22 | Электроэнергетика. | 1ч | ||||||||||||||||
23 | Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Металлургический комплекс. | 1ч | ||||||||||||||||
24 | Черная металлургия. Практическая работа №4: «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам». | 1ч | ||||||||||||||||
25 | Цветная металлургия. Практическая работа №5: «Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия». | 1ч | ||||||||||||||||
26 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | 1ч | ||||||||||||||||
27 | Факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса. Практическая работа №6: «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам». | 1ч | ||||||||||||||||
28 | География химико-лесного комплекса. | 1ч | ||||||||||||||||
ТЕМА 5. АПК(3ч) | ||||||||||||||||||
29 | Агропромышленный комплекс. | 1ч | ||||||||||||||||
30 | Земледелие и животноводство. Практическая работа №10: «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства». | 1ч | ||||||||||||||||
31 | Пищевая и лёгкая промышленность. | 1ч | ||||||||||||||||
ТЕМА 6 ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС(4ч) | ||||||||||||||||||
32 | Инфраструктурный комплекс. Сухопутный транспорт. | 1ч | ||||||||||||||||
33 | Водный и воздушный транспорт. | 1ч | ||||||||||||||||
34 | Связь. Социальная инфраструктура. | 1ч | ||||||||||||||||
35 | Урок обобщающего повторения по теме «География отраслей и межотраслевых комплексов». | 1ч | ||||||||||||||||
Раздел II. Регионы России. | ||||||||||||||||||
ТЕМА 1. Районирование территории. (2ч) | ||||||||||||||||||
36 | Экономическое районирование. | 1ч | ||||||||||||||||
37 | Районирование России. Практическая работа №8: «Моделирование вариантов нового районирования России | 1ч | ||||||||||||||||
ТЕМА 2 . Европейская часть России.(14ч) | ||||||||||||||||||
38 | Общая характеристика. | 1ч | ||||||||||||||||
39 | Центральная Россия. ЭГП, состав,природные ресурсы, население. | 1ч | ||||||||||||||||
40 | Специализация хозяйства. Московский столичный регион. | 1ч | ||||||||||||||||
41 | Узловые районы Центральной России. Практическая работа № 9: «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России». | 1ч | ||||||||||||||||
42 | Европейский Северо-Запад. Практическая работа №10: «Сравнение географического положения и планировки 2-х столиц: Москвы и Санкт-Петербурга | 1ч | ». | |||||||||||||||
43 | Европейский Север. Практическая работа №11: «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера». | 1ч | ||||||||||||||||
44 | Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа №12: «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района» | 1ч | . | |||||||||||||||
45 | Европейский Юг. | 1ч | ||||||||||||||||
46 | Хозяйство Европейского Практическая работа №13: «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе». Юга. | 1ч | ||||||||||||||||
47 | Поволжье. Практическая работа №14: «Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения». | 1ч | ||||||||||||||||
48 | Хозяйство Поволжья. | 1ч | ||||||||||||||||
49 | Урал. | 1ч | ||||||||||||||||
50 | Хозяйство Урала. Практическая работа №15: «Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала». Практическая работа №16: «Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем». | 1ч | ||||||||||||||||
51 | Урок обобщающего повторения по теме «Европейская часть России». | 1ч | ||||||||||||||||
ТЕМА 3. Азиатская часть России.(8Ч) | ||||||||||||||||||
52 | Общая характеристика. | 1ч | ||||||||||||||||
53 | Западная Сибирь. Практическая работа №17: «Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека». | 1ч | ||||||||||||||||
54 | Хозяйство Западной Сибири. Практическая работа №18: «Составление характеристики нефтяного комплекса». | 1ч | ||||||||||||||||
55 | Восточная Сибирь | 1ч | ||||||||||||||||
56 | Хозяйство Восточной Сибири. Практическая работа №19: «Составление характеристики Норильского промышленного узла. Объяснить размещение ТПК, установить причины уровня сформированности каждого из них». | 1ч | ||||||||||||||||
57 | Дальний Восток. | 1ч | ||||||||||||||||
58 | Хозяйство Дальнего Востока. Практическая работа №20: «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборотных центров Дальнего Востока». | 1ч | ||||||||||||||||
59 | Урок обобщающего повторения по теме «Азиатская часть России». | 1ч | ||||||||||||||||
ТЕМА 4.География Московской области.(4Ч) | ||||||||||||||||||
60 | Особенности ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. | 1ч | ||||||||||||||||
61 | Особенности хозяйства. Промышленность. | 1ч | ||||||||||||||||
62 | АПК региона. Транспорт | 1ч | ||||||||||||||||
63 | Социально-экономические проблемы региона. | 1ч | ||||||||||||||||
Раздел III. Россия в современном мире (2ч) | ||||||||||||||||||
64 | Россия и страны СНГ. | 1ч | ||||||||||||||||
65 | Взаимосвязь России с другими странами мира. | 1ч | ||||||||||||||||
66 | Резерв времени | 1ч | ||||||||||||||||
Итого | 66ч |
«Согласовано»
Протокол № __ заседания кафедры естественных наук от _______2016г.
Руководитель: ___________.
«Согласовано»
Зам. директора по УМР____________ /Губская И.А./
________ 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...