Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Программа расчитана на 1 час в неделю. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_5_klass.docx52.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иогачская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

Заместитель директора

по УВР _____ Е.П. Сорокина

Директор _________А.Д.Чибиеков

Протокол от __ ______ 2016 г.

№ __

Протокол от __ _____ 2016 г.

№ __

Приказ от __ ________2016 г.

№ __

Рабочая программа

(базовый уровень)

по географии

для 5 а, б классов

Составитель:

Чибиеков Андрей Данилович,

(соответствие занимаемой должности)

Иогач

2016


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев// Рабочие программы. География. 5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2014.

Используемый УМК:

  1. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2012.
  2. География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.: Дрофа, 2014
  3. А.В. Румянцев. Э. В. Ким, О. А. Климанова. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. М. Дрофа, 2013
  4. Атлас. География. 5 класс. ФГОС. М.: Дрофа, 2014
  5. Контурные карты. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2014

Целью изучения географии в 5 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру; знание закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности; воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды; целостного представления о Земле как планете людей.

Задачи:

- формировать представление о единстве природы, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развивать специфические географические и общеучебные умения;

- развивать понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- воспитывать в духе уважения к другим народам;

- развивать картографическую грамотность посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);

- развивать практические географические умениями извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

- вырабатывать понимание общественной потребности в географических знаниях, а также формировать отношение к географии как возможной области будущей практической деятельности.

В учебном – плане МОУ «Иогачская СОШ» на изучении географии отводится один час в неделю, 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные:

Выпускник 5 класса  научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать,  обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 5 класса  получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

 2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4.  строить простые планы местности;

5.  создавать простейшие географические карты различного содержания;

6.  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8.  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными  географическими объектами и  населением Земли.


Содержание учебного курса

раздела

Раздел

Количество часов

Раздел I.

Как устроен наш мир

9

Раздел II.

Развитие географических знаний о земной поверхности

8

Раздел III.

Как устроена наша планета

14

Раздел IV.

Природа и человек

3

ИТОГО

34

Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)

Тема 1. Земля во Вселенной (5 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

Тема 2. Облик Земли (4 ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменились представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояние? Как определить по глобусу направление?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

Тема 3. Изображение Земли (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Как исследовали внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения — источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)

Тема 5. Литосфера (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Тема 6. Гидросфера (3 ч)

Мировой круговорот воды в природе. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Тема 7. Атмосфера (3 ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

Тема 8. Биосфера (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Итоговая контрольная работа. 

Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

Раздел IV. Природа и человек (3 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

РК: Экология в Республики Алтай. Экологические проблемы Республики Алтай.

РК: Защита окружающей среды Республики Алтай.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

5 а

5 б

Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)

Тема 1. Земля во Вселенной (5 ч)

Представления об устройстве мира.

1

1

01.09-03.09

Звезды и галактики.

1

2

05.09-10.09

Солнечная система.

1

3

12.09-17.09

Луна — спутник Земли.

1

4

19.09-24.09

Земля — планета Солнечной системы.

1

5

26.09-01.10

Тема 2. Облик Земли (4 ч)

Облик земного шара.

1

6

03.10-08.10

Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

1

7

10.10-15.10

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

1

8

17.10-22.10

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.

1

9

24.10-29.10

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

Тема 3. Изображение Земли (2 ч)

Способы изображения земной поверхности.

1

10

07.11-12.11

рк

История географической карты.

1

11

14.11-19.11

рк

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 ч)

Географические открытия древности.

1

12

21.11-26.11

Географические открытия Средневековья.

1

13

28.11-03.12

Великие географические открытия.

1

14

05.12-10.12

В поисках Южной Земли.

1

15

12.12-17.12

Исследования Океана и внутренних частей материков.

1

16

19.12-24.12

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения — источники географической информации.

1

17

11.01-14.01

РК

Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)

Тема 5. Литосфера (5 ч)

Внутреннее строение Земли.

1

18

23.01-28.01

Горные породы и их значение для человека.

1

19

30.01-04.02

РК

Рельеф и его значение для человека.

1

20

06.02-11.02

РК

Основные формы рельефа Земли.

1

21

13.02-18.02

РК

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

1

22

20.02-25.02

Тема 6. Гидросфера (3 ч)

Мировой круговорот воды в природе.

1

23

27.02-04.03

РК

Мировой океан и его части.

1

24

06.03-11.03

Гидросфера — кровеносная система Земли.

1

25

13.03-18.03

Тема 7. Атмосфера (3 ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека.

1

26

27.03-01.05

РК

Погода.

1

27

03.04-08.04

РК

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1

28

10.04-15.04

РК

Тема 8. Биосфера (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли.

1

29

17.04-22.04

РК

Итоговая контрольная работа.

1

30

24.04-29.04

Урок-практикум. Экскурсия в природу.

1

31

01.05-06.05

РК

Раздел IV. Природа и человек (3 ч)

Воздействие человека на природу Земли.

1

32

08.05-13.05

РК

Экология в Республики Алтай.

1

33

15.05-20.05

РК

Защита окружающей среды Республики Алтай.

1

34

22.05 – 31.05

РК

РК – региональный компонент


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по географии

УМК: О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким и др.; под ред. О. А. Климановой «География. Землеведение. 5—6 классы» /

А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. — М.: Дрофа, 2013. — 56, [8] с.

Составитель: Чибиеков А.Д.

Корректировка содержания

№ записи

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР  

(дата, подпись)

Утверждено: директор школы, (приказ от… №…, подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...