Технологическая карта урока географии по теме "Тайга"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок географии в 8 классе. Урок по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_teme_tayga.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка технологической карты урока с учетом требования ФГОС основного общего образования
Тема: «Лесные зоны России. Тайга».
ФИО Горбунова Наталья Васильевна | |
Место работы МКОУ Копанищенская СОШ села Копанище Лискинского района Воронежской области | |
Должность учитель географии | |
Предмет география | |
Класс 8 | |
Базовый учебник А.И. Алексеев «География России. Природа и население». – Москва: «Дрофа», 2008 г. |
Цель урока: продолжить формирование понятия «ПТК» на примере таёжной зоны, умения составлять характеристику ПЗ по плану с использованием различных источников информации.
Задачи урока:
- Образовательные: рассмотреть таёжную зону, факторы размещения, особенности растительного и животного мира, сформировать представления о хозяйственном использовании таёжной зоны;
- Развивающие: развивать умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать, делать выводы, работать на компьютере; а также продолжить развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
- Воспитательные: формировать чувство патриотизма, любовь к Родине, экологическую культуру.
Тип урока: комбинированный.
Новые педагогические технологии: информационные технологии (подготовка и передача информации посредством компьютера).
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: ПК, проектор, презентация, учебники Алексеева, Раковской стр.89-91, атласы, настенная карта природных зон, гербарий
Планируемые результаты:
- личностные: осознание целостности природы, ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные:
- личностные УУД: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные УУД: принимать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).
- познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде таблицы, уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
- коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- предметные: изучить особенности природной зоны «Тайга», умение объяснять закономерности взаимодействия природных компонентов в ПТК, прогнозировать изменения в природе, составлять рекомендации по решению географических проблем; пользоваться различными источниками географической информации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный момент | Подготовка класса к работе. | Проверяет готовность учащихся к уроку, создаёт благоприятный психологический климат на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека принимают его. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II. Актуализация знаний | Географический диктант Работа в тетрадях (Приложение 1) | – На прошлом уроке мы познакомились с зоной арктической пустыни и с зоной тундры. Давайте вспомним, что мы о них знаем. Для этого поставьте номера вопросов в соответствующую колонку. Слайд 1 | Заполняют таблицу. Слайд 2 Взаимопроверка | Коммуникативные: учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. Отстаивая свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. Познавательные: обобщение своих знаний; Регулятивные: инициативность и самостоятельность. |
III. Изучение нового материала | Определение темы урока | Беседа с учащимися, актуализация темы урока (Приложение 2) | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают лесные зоны, виды хвойных растений | Познавательные: осуществляют структурирование знаний, дополняют и расширяют имеющиеся знания, |
Заполнение таблицы, работа с картами атласа и картами учебника Раковской стр.89-91 (Приложение 3) | Показывает образец заполнения на примере тайги Русской равнины | Заполняют вторую колонку таблицы вместе с учителем | регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. выдвигают версии, осознают конечный результат, ищут самостоятельно средства достижения цели, используют основные и дополнительные средства обучения познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания, анализируют, сравнивают, и обобщать факты, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлят информацию в виде таблицы коммуникативные: учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. Отстаивая свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. | |
Групповая самостоятельная работа. | Делит учащихся на 3 группы, поясняет задание. | Заполнение 3-5 колонок таблицы | ||
Подведение итогов заполнения | Выслушивает представителей групп, корректирует ответы, подводит итог | Отчитываются о проделанной работе, делают вывод о взаимосвязи природных компонентов в (ПК) природной зоне | ||
Проблемный вопрос | Учитель задает вопрос - слайд 23 Тайга бывает светлохвойная и темнохвойная. Как вы думаете, какие породы деревьев будут их составлять? Почему? Подводит итог | Высказывают предположения, обосновывают ответы, записывают правильные ответы в тетрадь. слайд 24 (Светлохвойная – сосна, лиственница, темнохвойная – ель, пихта) | регулятивные: принимают учебную проблему, выдвигают версии решения проблемы познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания | |
Рассказ учителя, просмотр презентации и видеофрагментов | Рассказывает о животном мире тайги (Приложение 4) | Слушают учителя, знакомятся с представителями животного мира, записывают их в тетради | познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания, устанавливают причинно-следственные связи регулятивные: принимают учебную проблему, выдвигают версии решения проблемы коммуникативные: учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. личностные: осознают необходимость изучения окружающего мира | |
Доклад учащегося о значении леса (Приложение 5) | Внимательно слушает, корректирует, добавляет. | Слушают и записывают значение леса в тетрадь | ||
Физкультминутка под звуки леса Фронтальная беседа (Приложение 6) |
Показывает упражнения – А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? - Какие это проблемы?
Корректирует ответы | Выполняют предложенные учителем упражнения Отвечают на вопросы. Записывают проблемы в тетрадь | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление. | Викторина Решение задач (Приложение 7) | Задает вопросы, предлагает решить экологические задачи. | Отвечают на вопросы. Решают задачи | Познавательные: формулируют ответы, осуществляют поиск информации. Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его Регулятивные: понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Личностные: выражают положительное/ отрицательное отношение к процессу познания. |
V. Итоги урока Рефлексия. | Обобщающая беседа. | Подводит итоги. | Делают выводы | |
VI. Домашнее задание | Всем учащимся выучить § 34. Творческое задание составить кроссворд «Тайга России» или нарисовать рисунки. слайд 45 | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Зона арктических пустынь | Зона тундры |
Географический диктант
- Природа зоны легко ранима.
- Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
- Значительные площади покрыты ледниками.
- Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.
- Сильные ветры.
- В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
- Расположена на островах Арктики.
- Увлажнение избыточное много озер и болот.
- Основные обитатели – белые медведи, моржи, тюлени, гагары, кайры.
- На южной границе средняя температура июля +10оС.
- Разреженный почвенно-растительный покров, отсутствие почвы.
- Растительный покров представлен мхами, лишайниками, карликовыми березами и ивами, ягодными кустарничками.
- Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
- В реках и озерах много рыбы.
- Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.
- Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
- Полярная ночь длится до 5 месяцев.
Слайд 2 Взаимопроверка
1-4 ошибки – «4»
Зона арктических пустынь | Зона тундры |
1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 15, 17 | 1, 2, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16. |
5-7 ошибок – «3»
8 и более – «2»
Приложение 2
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать природные зоны России. Южнее зоны тундры располагается лесная зона. Леса – это основной тип растительности нашей страны, они занимают 60 % её территории. Наряду с Канадой, Бразилией и странами Западной Европы, Россия – величайшая лесная держава мира. По данным государственного учета лесного фонда, лесопокрытая площадь страны составляет 763, 5 млн. га, что составляет
22 % лесных площадей мира, общий запас древесины – 80,7 млн. м3. Кроме того, в нашей стране сохранились первичные, старовозрастные леса.
Леса России - это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Леса России охватывают целых четыре природные зоны:
Назовите их – (тайга, смешанные леса, широколиственные леса, мелколиственные леса.)
Слайд3
Каждый образованный житель России должен распознавать различные зоны лесов, уметь выявлять взаимосвязи природных компонентов, из которых складывается природная зона лесов (рельеф, почвы, климатические условия, растительный и животный мир).
Сегодня нам предстоит выявить природные особенности таёжной зоны нашей страны, установить взаимосвязь между компонентами природы в этой зоне, выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данной зоне, познакомится с антропогенным воздействием человека на ПЗ, выявить значение леса.
Тайга – самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Слайд 5 (карта с видами тайги)
Давайте вспомним основные породы хвойных деревьев тайги и определим их свойства.
Слайд 6 Сосна – довольно теплолюбивое и светолюбивое растение с мягкой и не гниющей древесиной. Поэтому её издавна использовали для постройки не только домов, но и кораблей.
Ель – теневыносливое растение с прочной и мягкой древесиной. В основном используется для производства бумаги.
Слайд 7 Пихта похожа на ель, только хвоя у неё немного длиннее, толстая и неколючая. Пихта самое высокое дерево в тайге, достигает – 70 метров
Кедр, или сибирская сосна напоминает нашу обычную сосну; разница в том что у нашей сосны иглы растут и опадают парами, а у кедра – пучками по 5 штук, они раза в два длиннее, мягкие и неколючие; шишки у кедра большие, под каждой чешуйкой обычно два орешка, орешки вкусные.
Слайд 8 Лиственница сбрасывает свою нежную, мягкую хвою и поэтому переносит морозы. У лиственницы очень прочная древесина, а потому твёрдая, тяжёлая тонет в воде. Тонет, но не гниет. В Венеции фундамент домов стоит в воде десятилетия, а сделан он из лиственницы. 110 лет назад, когда Дунай очень сильно обмелел, в нём показались лиственничные сваи. Оказалось, что это останки Троянова моста, построенного 1700 лет назад. Сваи вытащили на берег и не могли распилить: дерево стало как железо. Его обтачивали на токарных станках и делали различные украшения. Сухая лиственница хороша в качестве дров: легко колется топором, даёт много тепла. Это самое долговечное дерево, оно живет до 900 лет.
Приложение 3
Слайд 9. Поскольку тайга занимает огромную территорию, протягиваясь на тысячи километров с запада на восток, на всем своем протяжении будет отличаться видовым составом.
Выделяют тайгу Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Чем же они отличаются? Это мы и должны выяснить, заполнив таблицу со сравнительной характеристикой.
Характеристику тайги Русской равнины дадим все вместе. Слайд10
Слайд11 Пользуясь картами учебника Раковской стр.89-91 заполните колонку - климат
Компоненты природных зон | Русская равнина | Западная Сибирь | Восточная Сибирь | Дальний Восток |
Климат (тип климата, t-ра ян., t-ра июля, ГКО) | Умеренно-континентальный t-ра ян.- -10-200С t-ра июля – 10-200С ГКО – 600-800 мм Слайд12 | |||
Пользуясь картами атласов, определите виды произрастающих там растений. | ||||
Растительность | Ель, сосна, пихта Слайд13 | |||
Какие почвы формируются под хвойными растениями? (подзолистые, дерново-подзолистые) | ||||
Почва | Подзолистые, дерново-подзолистые. Слайд14 | |||
Что характерно для этих почв? (Они формируются под хвойными лесами при избыточном увлажнении. Слайд15 Главная отличительная черта этих почв – наличие хорошо выраженного подзолистого горизонта (вымывания) и кислая реакция, которая является неблагоприятной для выращивания культурных растений, поэтому для нейтрализации кислотности при сельскохозяйственной обработке в эти почвы вносят известняковую муку.) Плодородны ли эти почвы? (Подзолистые почвы малоплодородны, т.к. лиственный опад практически отсутствует, мало травянистого покрова) | ||||
Животный мир |
Животный мир мало отличается на всем протяжении, за исключением Дальнего Востока. Поэтому последнюю колонку заполним после.
Слайд16 Характеристику тайги Сибири и Дальнего Востока дадите самостоятельно, разделившись на 3 группы.
Компоненты природных зон | Русская равнина | Западная Сибирь Слайд17-18 | Восточная Сибирь Слайд19-20 | Дальний Восток Слайд21-22 |
Климат (тип климата, t-ра ян., t-ра июля, ГКО) | Умеренно-континентальный t-ра ян.- -10-200С t-ра июля – 10-200С ГКО – 600-800 мм | Континентальный t-ра ян.- -20-300С t-ра июля – 10-200С ГКО – 400-600 мм | Резко-континентальный t-ра ян.- -30-400С t-ра июля – 10-200С ГКО – 200-400 мм | Муссонный t-ра ян.- -10-300С t-ра июля – 10-200С ГКО – 400-800 мм |
Раститель-ность | Ель, сосна, пихта | Ель, кедр лиственница пихта, береза, осина | Лиственница, сосна | Кедр, пихта, пробковый дуб, лианы, маньчжурский орех, лимонник, женьшень. |
Почва | Подзолистые, дерново-подзолистые. | Подзолистые | Мерзлотно-таежные | Подзолистые, мерзлотно-таежные |
Животный мир |
В ходе отчета заполняется таблица
- Какой вывод можно сделать из этой таблицы? (Породы деревьев зависят от климата)
Приложение 4
Животный мир
В таежном лесу по сравнению с лесотундрой, а тем более и с тундрой благоприятнее условия для жизни животных, лучше микроклимат, т.к нет резких смен погоды и сильного ветра. В лесу есть где спрятаться от хищников и устроить гнездо. В тайге поселилось свыше 90 видов одних только млекопитающих. слайд 25-29
слайд 30 Для Дальневосточной тайги характерны эндемичные виды - уссурийский тигр, кожистая черепаха, утка-мандаринка, черный гималайский медведь.
слайд 31 Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей. Особенно ценится мех соболя, норки, куницы, белки и выдры.
слайд 32 Из птиц встречаются глухарь, рябчик, клест, кедровка, дятел, сова.
слайд 33 Из пресмыкающихся – гадюка, живородящая ящерица, уж обыкновенный. Особенно богата тайга насекомыми, их насчитывается более 5 000 видов.
слайд 34 Впишите названных животных в последнюю колонку таблицы. Теперь она имеет законченный вид.
Приложение 5
Значение леса – доклад учащегося –
В ходе доклада учащиеся записывают значение леса в тетрадь
Издавна тайга давала дом человеку, кормила и одевала его
слайд 35 Источник кислорода на Земле
Лес – гигантский естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов. Есть данные, что один гектар елового леса ежегодно задерживает более 30 т пыли, соснового – 36 т.
слайд 36 Защита почвы
Самым эффективным средством борьбы с эрозией почвы считается полезащитное лесоразведение.
слайд 37 Улучшает климат приземного слоя воздуха
Смягчает резкие колебания температуры, накапливает и хранит влагу, увеличивает её оборот в природе.
слайд 38 Водоохранная роль
Водоохранная роль леса лучше всего отражена в девизе одного из Всемирных лесных конгрессов: « Лес – это вода; вода–это урожай; урожай–это жизнь».
слайд 39 Кладовая
Русская народная пословица очень метко подмечает: « В лесу жить – голода не видать». Лес – это удивительная кладовая. В ней собраны грибы, ягоды, орехи. Много ценных промысловых зверей.
слайд 40 Аптека
В лесу очень много лекарственных растений, лесной воздух тоже лечит. В лесном воздухе бактерий содержится в 300 раз меньше, чем в городском и это благодаря фитонцидам – активным летучим веществам, выделяемым листьями и цветами и убивающим болезнетворные микробы и бактерии.
слайд 41 Источник древесины
Трудно назвать наиболее универсальный материал, чем древесина. Несмотря на то, что в последнее время для строительства все шире используют бетон, металлы, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль хозяйства. Однако не только древесина, но и кора, и ветви, и хвоя, и даже пни и корни из деревьев служат сырьём для многих отраслей химической промышленности.
слайд 42 Место отдыха
Микроклимат леса очень благоприятен для отдыха человека. Здоровый воздух, лесные пейзажи с их красотами, неповторимыми запахами лесных трав и лесными звуками вызывают в человеке чувства комфорта и удовлетворения. Поэтому лес – Источник физического и психического здоровья людей, ( эликсир от душевных недугов).
Во многих странах за рубежом, где давно все умеют подсчитывать и где все имеет цену, стоимость охоты и отдыха в лесу, зачастую превышает стоимость выращиваемой в лесу древесины.
Приложение 6
- Чрезмерная вырубка лесов, особенно в Европейской части России
слайд 43 (1 видео) – К сожалению, лесные ресурсы в Росси пока используются весьма нерационально. Половина срубленного леса идёт в отходы, теряется при заготовке и переработке. За счёт же более полного использования древесины можно почти вдвое уменьшить площади вырубаемого леса.
- – Ребята, какая ещё экологическая проблема приводит к полному уничтожению леса? - Пожар слайд 43(2)
Исследования ученых показали, что таёжные леса, в частности на европейском севере, горят повторно на сухих местах через каждые 50–100 лет, а на влажных – через 150–300 лет. Из всех деревьев наиболее от огня страдают ель и пихта, так как у них очень тонкая кора и поверхностная корневая система. Очень подвержен пожарам и кедр, так как выделяет много эфирных масел, способствующих горению. В большинстве случаев коренные леса восстанавливаются. Хуже обстоит дело в районах с льдистыми мерзлыми грунтами, например в Якутии. Там подобные нарушения принимают необратимый характер.
- Проблема незаконной охоты, браконьерства. слайд 43 (3)
– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но раньше он убивал не больше, чем мог съесть. А сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.
- Загрязнение. слайд 43 (4)
- Сильно пострадали ландшафты тайги в результате загрязнения нефтью в районах её добычи. Из 5,5 млрд. т нефти, добытой в Западной Сибири к 1991 году, свыше 100 млн. т нефти нефтяники разлили на поверхности, погубив все живое на многие километры вокруг месторождений.
– Итак, мы рассмотрели проблемы леса. Кто же создаёт эти проблемы?- Человек
– мы, люди, должны помнить, приходя в лес, что Лес – это наше богатство. Каждый человек должен думать, о том, что он оставит своим детям.
– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, каким увидят тайгу наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли она дать им то, что дает нам сейчас.
Приложение 7
Закрепление нового материала. Викторина.
- А теперь проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке.
1. До сих пор в художественной и научно-популярной литературе можно встретить такие выражения: “корабельный лес”, “корабельная роща”. Какое растение при этом имеется в виду? (сосна).
2. Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт? (строение корневой системы).
3. Лесничие давно обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда, как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему? (сосна – светолюбивое дерево).
4. Это произошло в 1596 г. Знаменитый путешественник Жак Картье отправился в экспедицию к берегам Канады. Через некоторое время все на корабле заболели цингой. Когда корабль подошел к реке Святого Лаврентия, 26 матросов умерли. Высадившись на берег, путешественники не нашли в окрестных лесах ни лимонов, ни овощей. Индейцы, живущие в этих местах, дали путешественникам несколько советов, которые помогли им вылечиться от страшной болезни. Что же посоветовали индейцы? (пили отвар хвои или жевали хвою).
5. Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений – достигает 70 м. Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная, плоская. Шишки прямостоячие, при созревании рассыпающиеся. Образует темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам (пихта).
6. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. Широко распространена на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (лиственница).
7. Почему в Восточной Сибири растет только лиственница (т.к только она может переносить морозы свыше 50 градусов)
8. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло (кедр).
9. Как животные приспособились к условиям тайги? (спячка, линька, запасы пищи на зиму)
Задачи
10. слайд 44 10. Сколько кубических метров воздуха очистит лес площадью 40 гектаров за 5 лет, если известно, что 1 гектар лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн куб м воздуха?(18х5=90х40=3600 млн куб м)
11. Ученым давно известно, что зеленые насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50 кв. км леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства – в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 кв. км безлесного пространства(50х11=5550х2=1100 тонн).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...
Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна
Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...