рабочая программа по географии для 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Празднова Людмила Анатольевна

программа соответствует ФГОС и составлена по авторской прорамме и учебнику Е.М. Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района

«Утверждаю»

Директор МБОУ Мечетинской СОШ

приказ от__31.08.16г. № 395__

_____________ Л.В. Недоведеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии на 2016 – 2017 учебный год

основное общее образование: 7 «а,б,в,г» классы

Учитель: Празднова Людмила Анатольевна

Планируемые результаты освоения учебного предмета 

Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в     различных жизненных ситуациях;

- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации;

-объяснять географические процессы и явления;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять причины изменений рельефа, размещений крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых;

- объяснять географические явления и процессы в гидросфере;

- объяснять явления и процессы в географической оболочке;

- объяснять географические особенности населения;

- объяснять географические особенности природы материков в целом и отдельных его регионов, географические особенности отдельных стран, следствия выдающихся географических открытий и путешествий;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов    

  и явлений;

- определять географические объекты и явления по их существенным признакам;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия

  внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

  • использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа

  разнообразных источников географической информации.

  • использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам

  изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению

  природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации

  человека к условиям окружающей среды.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

•        углубление учебно-логических умений: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

•        осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•        создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•        составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

•        вычитывать все уровни текстовой информации;

•        уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

•        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• оценивать работу одноклассников.

Содержание учебного предмета.

Раздел учебной программы ( с указанием количества часов)

Содержательные линии

Практические работы, контрольные работы

1. Планета, на которой мы живем (22 часа).

1.1 Литосфера – подвижная твердь (6 часов).

 Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Пр. работа № 1. «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем»

1.2 Атмосфера – мастерская климата (4 часа).

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли.

Пр. работа № 2 «Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира». Пр. работа № 3 «Определение типов климата по предложенным климатограммам». Контрольная работа по темам: «Литосфера – подвижная твердь и атмосфера – мастерская климата».

1.3 Мировой океан – синяя бездна (5 часов).

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Пр. работа  № 4 «Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана». Контрольная работа по теме: «Мировой океан – синяя бездна».

1.4 Географическая оболочка – живой механизм (2 часа).

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты.  Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Пр. работа  № 5 «Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам».

1.5 Человек – хозяин планеты (5 часов).

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Пр. работа  № 6 «Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах» Пр. работа № 7 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира». Контрольная работа по темам: « Географическая оболочка – живой механизм и человек – хозяин планеты»

2.Материки планеты Земля (45 часов).

2.1 Африка – материк коротких теней (9 часов).

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Пр. работа № 8 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах» Пр. работа № 9 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых». Контрольная работа  по теме: «Африка – материк коротких теней».

2.2 Австралия – маленький великан (6 часов).

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Пр. работа № 10 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков». Контрольная работа  по теме: «Австралия – маленький великан».

2.3 Антарктида – холодное сердце (3 часа).

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Контрольная работа  по теме: «Антарктида – холодное сердце»

2.4  Южная Америка – материк чудес  (8 часов).

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.  Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Пр. работа № 11 «Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа». Контрольная работа  по теме: «Южная Америка – материк чудес»

2.5 Северная Америка – знакомый незнакомец (8 часов).

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки.  Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.  Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Пр. работа № 12 «Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения». Контрольная работа  по теме: «Северная Америка – знакомый незнакомец»

2.6 Евразия – музей природы (11 часов).

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Пр. работа № 13 «Составление географической  характеристики стран Европы по картам атласа и другим источникам географической информации».  Контрольная работа по теме: «Евразия – музей природы»

3.Взаимоотношения природы и человека (3 часа).

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Пр. работа № 14 « Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера»

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «География» в 7 «а,б,в,г» классах

№ п/п

Дата

Разделы, темы

Кол-во

часов

По плану

факт

Раздел 1. Планета, на которой мы живем

22

 Литосфера – подвижная твердь.

6

1.

01.09

Суша в океане

1

2.

06.09

Геологическое время

1

3.

08.09

Строение земной коры

1

4.

13.09

Литосферные плиты и современный рельеф

Пр. работа № 1. «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем»

1

5.

15.09

Платформы и равнины

1

6.

20.09

Складчатые пояса и горы

1

 Атмосфера – мастерская климата.

4

7.

22.09

Пояса планеты

1

8.

27.09

Воздушные массы и климатические пояса.  Пр. работа № 2 «Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира».

1

9.

29.09

Климатообразующие факторы. Пр. работа № 3 «Определение типов климата по предложенным климатограммам».

1

10.

04.10

Обобщение по темам: «Литосфера – подвижная твердь и атмосфера – мастерская климата». 

1

Мировой океан – синяя бездна.

5

11.

06.10

Мировой океан и его части

Пр. работа  № 4 «Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана».

1

12.

11.10

Движение вод Мирового океана

1

13.

13.10

Жизнь в океане

1

14.

18.10

Особенности отдельных океанов

1

15.

20.10

Обобщение по теме: «Мировой океан – синяя бездна».

1

Географическая оболочка – живой механизм.

2

16.

25.10

Географическая оболочка

1

17.

27.10

Зональность географической оболочки  Пр. работа  № 5 «Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам».

1

 Человек – хозяин планеты.

5

18.

08.11

Освоение Земли человеком. Пр. работа  № 6 «Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах»

1

19.

10.11

Охрана природы

1

20.

15.11

Население Земли

Пр. работа № 7 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира».

1

21.

17.11

Страны мира

1

22.

22.11

Обобщение по темам: « Географическая оболочка – живой механизм и человек – хозяин планеты» 

1

Раздел 2.  Материки планеты Земля.

45

 Африка – материк коротких теней.

9

23.

24.11

Географическое положение и история исследования Африки. Пр. работа № 8 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах»

1

24.

29.11

Геологическое строение и рельеф Африки. Пр. работа № 9 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

1

25.

01.12

Климат Африки

1

26.

06.12

Гидрография Африки

1

27.

08.12

Разнообразие природы Африки

1

28.

13.12

Население Африки.

1

29.

15.12

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

1

30.

20.12

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка

1

31.

22.12

Обобщение по теме: «Африка – материк коротких теней».

1

Австралия – маленький великан.

6

32.

27.12

Географическое положение. История открытия и исследования Австралии. Пр. работа № 10 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков»

1

33.

29.12

Компоненты природы Австралии

1

34.

12.01

Особенности природы Австралии

1

35.

17.01

Австралийский Союз

1

36.

19.01

Океания

1

37.

24.01

Обобщение по теме: «Австралия – маленький великан».

1

Антарктида – холодное сердце.

3

38.

26.01

Географическое положение и история исследования Антарктиды

1

39.

31.01

Особенности природы Антарктиды

1

40

02.02

Обобщение по теме: «Антарктида – холодное сердце»

1

Южная Америка – материк чудес.

8

41.

07.02

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

1

42.

09.02

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

1

43.

14.02

Климат Южной Америки

1

44.

16.02

Гидрография Южной Америки

1

45.

21.02

Разнообразие природы Южной Америки.  Пр. работа № 11 «Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа»

1

46.

28.02

Население Южной Америки

1

47.

02.03

Регионы Южной Америки

1

48.

07.03

Обобщение по теме: «Южная Америка – материк чудес»

1

Северная Америка – знакомый незнакомец.

8

49.

09.03

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

1

50.

14.03

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

1

51.

16.03

Климат Северной Америки

Пр. работа № 12 «Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения»

1

52.

21.03

Гидрография Северной Америки

1

53.

23.03

Разнообразие природы Северной Америки

1

54.

04.04

Население Северной Америки

1

55.

06.04

Регионы Северной Америки

1

56.

11.04

Обобщение по теме: «Северная Америка – знакомый незнакомец»

Евразия – музей природы.

11

57.

13.04

Географическое положение и история исследования Евразии

1

58.

18.04

Геологическое строение и рельеф Евразии

1

59.

20.04

Климат Евразии

1

60.

25.04

Гидрография Евразии

1

61.

27.04

Разнообразие природы Евразии

1

62.

02.05

Население Евразии

1

63.

04.05

Регионы Европы.  

1

64.

11.05

Пр. работа № 13 «Составление географической  характеристики стран Европы по картам атласа и другим источникам географической информации».

1

65.

13.05

Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Восточная Азия

1

66.

16.05

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

1

67.

18.05

Обобщение по теме: «Евразия – музей природы»

1

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека.

3

68.

23.05

Природа и человек

1

69.

25.05

Природа и человек.  Пр. работа № 14 « Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера»

1

70.

30.05

 Итоговый урок

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Мечетинской СОШ

от  25.08.2016 г. № 06

_____________ Играева И.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ Мечетинской СОШ

_____________ Хорошавина Ж.Д.

                      _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...