Использование технологии " Развития Критического Мышления" в преподавании географии
статья по географии на тему

Нестерова Ольга Евгеньевна

Материал  описывает принципы  технологии "Развития Критического Мышления". Приводятся примеры некоторых приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Развития Критического Мышления» в преподавании географии.

 «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно, скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте»

Ч. Темпл

Критическое мышление» (критика - оценка, разбор, обсуждение)

В своей работе я опираюсь  на технологию « Развития Критического Мышления», разработанную   в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней обобщены идеи и методы русских отечественных технологий,  коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, метапредметной.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика  

Третья стадия – «рефлексия» - размышления, активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Использование технологии критического мышления способствует развитию у обучающихся познавательного интереса, мотивации, умению ставить учебные цели.

Учащиеся выполняют определенные действия для приобретения недостающих знаний;

учатся осваивать различные  способы действия, позволяющие осознанно применять приобретенные знания.

У школьников формируются  умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

Содержание обучения включается в контекст решения значимых жизненных задач.

Рассмотрим некоторые приёмы использования технологии «Развития Критического Мышления» при изучении темы «Открытие Антарктиды»

1 стадия «Вызов»

Верите ли Вы, что

В январе 2015 года исполнилось 195 лет со дня открытия Антарктиды.

Известному английскому путешественнику Джеймсу Куку в 1773 году не удалось достичь берегов Антарктиды.

Слава открытия шестого континента принадлежит нашим соотечественникам.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель занятия

Цель: Изучение фактов открытия Антарктиды

2 стадия «Осмысление»

До получения информации учащиеся в парах заполняют таблицу «Верные и неверные утверждения» до получения информации.

Джеймс Кук пересёк южный полярный круг.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» до первой русской антарктической экспедиции расталкивали льды в Арктике.

Корабли вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года.

Начальником экспедиции был назначен М. П. Лазарев.

Шлюпом «Восток» управлял Ф.Ф. Беллинсгаузен.

Бортовой живописец  Павел Михайлов делал зарисовки со шлюпа «Мирный».

Пингвины, взятые на борт, служили «несушками» и поставляли свежие яйца.

Антарктида открыта  28 января 1820 года.

Было открыто 29 островов.

Было пройдено 50000 морских миль. Это почти в 2,5 раза превышает длину экватора.

Видео фрагмент « Открытие Антарктиды», работа с текстом, заполнение таблицы после получения информации. Сравнение результатов.

Другой возможный приём на стадии «Осмысление»

«ИНСЕРТ»- маркировка текста значками по мере его чтения.

Например: «Y2»-уже знал

                     «+»-новое

                     «-»- думал иначе

                    «?»- не понял, есть вопросы

3 стадия «Рефлексия»

Синквейн - синтез информации в лаконичной форме.

Синквейн (пятистишие)

Правила написания:

1 строка - название, тема (обычно существительное)

2 строка - описание темы ( два прилагательных)

3 строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме)

4 строка - чувство (фраза из  четырёх слов, выражающих отношение автора к теме)

5 строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное)

Примеры написания синквейна:

  • Земля
    Огромная, загадочная
    Вращается, притягивает, удивляет
    Земля - наш общий дом
    Планета

  • Семинар
    Яркий, интересный
    Учит, вдохновляет ,задаёт вопросы
    Критическое мышление - путь к самообразованию
    Открытие

Технология «Развития Критического Мышления» включает в себя множество различных приёмов: кластеры, «Ромашку Блума», «Бортовые журналы»…Эта технология способствует самообразованию и развитию деятельности, направленной на самостоятельное получение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках географии

Критическое мышление – это направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, целенаправленностью и логичностью; его отличает использование таких познавательных навыков и стратегий, которые увеличив...

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

Использование технологии развития критического мышления на уроках географии

С введением ФГОСов нового поколения пришло время изменить подход к обучению. Очень важно формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке инфо...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....