Развитие креативности учащихся средствами творческих заданий
статья по географии на тему

Булгакова Елена Анатольевна

Решая творческие, нестандартные задания учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого учёного. В том и другом случае открыватель испытывает огромное удовлетворение, чувство радости познания. Такие задания оказывают положительное влияние не только на качество знаний и умений, но приводит к сдвигам в общем умственном развитии ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

13 февраля, 2015

Развитие креативных способностей обучающихся средствами творческих заданий в учебном процессе.

Развитие креативных способностей обучающихся
средствами творческих заданий в учебном процессе.

Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.

Креативность  — способность к умственным преобразованиям и творчеству. Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек  или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию. В психологии выделены два основных направления изучения креативности. Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности признаются: оригинальность, образная адаптивная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии.

Главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:

• дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,
• ищут стимулы и находят для себя проблемы,
• обладают широким восприятием, богатым воображением,
• легко и гибко меняют идеи, способы мышления,
• испытывают интерес и увлечены своими действиями.

Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта.

Образование, направленное на развитие творчества учащихся, должно предусматривать:

• открытость всей системы, гибкость организации,
• общее творческое отношение учителей и администраторов,
• планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.

Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми.

Творческая деятельность школьников - продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий.  Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности.

Развитие креативного мышления учащихся на уроках.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках географии и биологии  – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят:

  • проблемные задачи,
  • проблемные вопросы, ситуации
  • задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов.

 Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления.

По содержанию творческие задания подразделяют на:

  • познавательные и нестандартные задачи,
  • экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи;
  • задачи, развивающие логические и комбинаторные способности;
  • задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности предполагает использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учеников со стороны преподавателя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся; учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития креативных способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий.
Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей.

Система творческих заданий для учащихся способствует развитию психических свойств личности (Таблицы 1, 2).

Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.

Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических свойств

Репродуктивного уровня

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра “термин-понятия”

Память, внимание

Частично-поискового уровня

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Творческий уровень

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образца территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

Социологический опрос

Внимание, мышление

Свое задание

Внимание, память, мышление, воображение

Таблица 2. Классификация творческих задач (по Шелонцеву В.А., Ждан Н.А.)

Типы творческих задач

Виды творческих задач

По функциям

По дидактическим целям

Конвергентного характера

1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями

Рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры

2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков

Узнай объект, составление рассказа

Дивергентного характера

3-го уровня по развитию логического мышления

Рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек

4-го уровня по развитию творческого мышления

Выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сложение стихотворений


При выполнении творческих задач появляются возможности для развития творческого мышления через их дивергентные функции.

Развитию творческого потенциала способствует длительное, целенаправленное применение на уроках группы заданий.

I. Репродуктивные задачи, направленные на контроль в развитии внимания, способствующие формированию умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, т.к. задания выполняются в высоком темпе.

Цифровой диктант (правильно – 1, неправильно – 0):

1. В состав Волго-Вятского района включаются 2 области и 3 республики.
2. Городом-миллионером является Нижний Новгород, вокруг которого формируется городская агломерация.
3. Это основной сельскохозяйственный район Центральной России.
4. Собственные ресурсы не очень велики – торф, строительные материалы, фосфориты.
5. Отрасли специализации района – машиностроение, химическая и лесная промышленность.

Произнесение слов наоборот: Семенов – Вонемес, Новгород – Дорогвон.

Вставьте пропущенные буквы в слова: Чеб…ксары, С…ранск.

Составьте слово из левой и правой половины:

Новго
Пав
Ки
Семе

нов
ров
лово
род

Назовите за 1 минуту не менее 8 географических названий в данном районе:

Нижний Новгород, Павлово, Чебоксары, Киров, Саранск, Семенов, Балахна, Волжск.

Кто это? Что это? Дымково, Дивеевский, Киров, Семенов.

II. Задачи на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности:

А) Посмотрите на рисунок и попробуйте его воспроизвести:

Какие отрасли развиваются в этих пунктах?

Б) Прочитайте пару слов, попробуйте воспроизвести, называя одну из них:

ГАЗ – Нижний Новгород
Бумага – Балахна
Лампы – Саранск

Тракторы – Киров
Удобрение – Дзержинск
ГЭС – Чебоксары

В) Не глядя на карту, выберите правильный ответ:

Что располагается севернее: Чебоксары или Йошкар-Ола?

Какой город западнее: Нижний Новгород или Чебоксары?

Какой город южнее: Саранск или Чебоксары?

С какой областью граничит Кировская обл. на западе?

III. Решение частично поисковых задач:

Распределите города на группы:
Нижний Новгород, Павлово, Саранск, Киров, Чебоксары, Дзержинск, Кстово, Балахна, Волжск, Семенов.

IV. Решение творческих задач:

Предложите проекты возрождения сельских поселений Волго-Вятского района. Какие условия необходимы для воплощения проекта в жизнь?

Задания могут быть использованы на уроках всех типов, для составления контрольных работ, для самоконтроля и взаимоконтроля учащихся.

 Решая творческие, нестандартные задания учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого учёного. В том и другом случае открыватель испытывает огромное удовлетворение, чувство радости познания. Такие задания оказывают положительное влияние не только на качество знаний и умений, но приводит к сдвигам в общем умственном развитии ребёнка. А человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению. Известный немецкий философ Э. Кант отмечал, что «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Развитие познавательного интереса даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки. Ещё Ушинский К.Д. говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности.

Булгакова Е.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативных способностей обучающихся средствами творческих заданий в учебном процессе.

Слайд 2

Необходимость креативности РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБРАЗОВАННОСТИ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ

Слайд 3

Понятие креативности. Креативность — способность к умственным преобразованиям и творчеству. Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.

Слайд 4

Основания для развития креативности в школьном возрасте Потребность в новизне Поиск проблем Богатое воображение Легкость и гибкость мышления Интерес и увлечение своими действиями.

Слайд 5

Факторы успешного развития творческой деятельности. Личностный подход педагога Системный подход Психологические особенности школьников

Слайд 6

Линии поведения учителя Формулировать учебно-познавательные проблемы. Стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем. Поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям. Создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха. Стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.

Слайд 7

Творческие задания: проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов.

Слайд 8

Творческие задания по содержанию: познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.

Слайд 9

Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося. Типы творческих заданий Способствуют развитию, психических свойств Репродук-тивного уровня Рисунок Воображение Сообщение Устная речь, память Чайнворды, кроссворды, ребусы Мышление, память, внимание Игра “термин-понятия” Память, внимание

Слайд 10

Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося. Частично-поискового уровня Рассказ с ошибками Внимание, память Составление логических цепочек Внимание, логическое мышление Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) Внимание

Слайд 11

Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося. Творческий уровень Путешествие Внимание, память, мышление, воображение Решение географических задач Внимание, логическое мышление Составление образа территории Внимание, память, логическое мышление, воображение Социологический опрос Внимание, мышление Свое задание Внимание, память, мышление, воображение

Слайд 12

Классификация творческих задач (Шелонцев В.А., Ждан Н.А.) Типы творческих задач Виды творческих задач По функциям По дидактическим целям Конвергент-ного характера 1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями Рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры 2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков Узнай объект, составление рассказа Дивергент-ного характера 3-го уровня по развитию логического мышления Рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек 4-го уровня по развитию творческого мышления Выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сложение стихотворений

Слайд 13

I. Репродуктивные задачи: Цифровой диктант; Произнесение слов наоборот; Вставьте пропущенные буквы в слова; Составьте слово из левой и правой половины; Назовите за 1 минуту не менее 8 географических названий в данном районе; Составление алгоритма; Кто это? Что это?

Слайд 14

II. Задачи на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности: Посмотрите на рисунок и попробуйте его воспроизвести; Прочитайте слова, разбейте их на смысловые пары; Не глядя на карту, выберите правильный ответ.

Слайд 15

III. Решение частично поисковых задач: Распределите города на группы; Рассказ с ошибками; Составление кроссворда; Рассказы.

Слайд 16

IV. Решение творческих задач: моделирование; Путешествие; Решение географических задач; Составление образа территории; Свое задание; Проект.

Слайд 17

Вывод Правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Презентация по теме коллективное творческое дело как средство развития креативности учащихся....

Коррекционно-развивающая программа «Развитие креативности подростков средствами художественного образа».

Развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частн...

Развитие креативности учащихся при использовании мультимедийных проектов на уроках русского языка.

Исследование на тему: "Развитие креативности учащихся при использовании мультимедийных проектов на уроках русского языка"....

«Музыкальная среда как средство развития креативности учащихся»

для  музыкального  воспитания  детей  необходима  богатая  музыкальная  предметно-развивающая  среда,  а  для  развития  личности...

Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."

Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....

«Дизайн-мышление как средство развития креативности учащихся»

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей «навыков XXI века». Одними из самых глав...