Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Зубкова Людмила Олеговна

Рабочая программа по географии составлена на основе учебников издательства "Просвещение", предметная линия "Полярная звезда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geogr.6.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общая характеристика программы.

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по географии и программ ООО МБОУ «Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования, представленных в ФГОС ООО рабочая  программа по географии для 6 класса составлена с учетом авторской программы: «Рабочие программы по географии 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»» Николина В.В., Липкина Е.К., Алексеев А.И., Издательство: Просвещение, М.2011 г., и в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 6-х  классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

        В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Общая характеристика курса географии.

        География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цели и задачи географии:

-  формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

        Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание  курса географии 5  класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей  и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Основное содержание.

Раздел 1. Природа Земли и человек

Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Планируемые результаты изучения программы

В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:

Знать/понимать:

  • - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
  •  результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
  • основные источники географической информации,
  • методы изучения Земли,
  • географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
  • различия между планом местности, картой, глобусом,
  • современные способы создания карт,
  • как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
  •  состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
  • изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

  •  показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте

мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,

  • обозначать и надписывать их на контурной карте,
  • давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
  •  находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
  •  приводить примеры:  развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
  • составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
  •  описание образа природных объектов,
  • описание природных объектов по типовому плану,
  •  описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
  • определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы,

  • представлять результаты измерений в разной форме,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное

значение природы

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России ;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целом. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения   и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Учебно-тематическое планирование

по географии в 6 классе (1 час в неделю)

п/п

Наименование разделов

Всего

часов на раздел

Кол-во практических работ

Плановых контрольных работ

1

Введение

1

2

Гидросфера – водная оболочка Земли

11

1

1

3

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

11

1

1

4

Биосфера – живая оболочка Земли

4

1

5

Географическая оболочка

9

1

2

ИТОГО

36

3

5

Календарно-тематическое планирование по географии для 6 класса, 1 час в неделю.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД

Примечания

Введение – 1 ч.

1

01.09-03.09

Введение.

Определять понятие « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Ориентирование в информационном поле   учебно-методического   комплекта.

Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК.  Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой.  

Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Познавательные

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии

Создание историко-географического образа объектов Земли.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 ч.

2

05.09-10.09

Состав и строение гидросферы.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Показывать по картам территории океанов, морей

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях о Мировом круговороте воды. Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы

Выявлять   взаимосвязи   между   составными   частями   гидросферы   по схеме «Круговорот воды в природе».

Регулятивные  Работа с картой, учебником, другими источниками информации.

Познавательные

Поиск информации по строению гидросферы.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

П.28, Стр. 94- 96.

3

12.09-17.09

Мировой океан.

Прослеживать и описывать по картам различные районы Мирового океана.

Наносить на карту моря, проливы, заливы.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о Мировом океане. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Описание по картам части Мирового океана (заливы, проливы, моря).

Коммуникативный Обсуждение значения Мирового океана, систиматезирование информации о разнообразии его частей.

П.29, Стр. 97- 99.

4

19.09-24.09

Части Мирового океана.

Показать по карте части Мирового океана.

Наносить их на контурную карту.

Выделять части дна Океана.

Определять по карте географическое положение островов, полуостровов, архипелагов.

Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана.

Познавательные Умение составлять описание океанов по плану.

Регулятивные  Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами .

Коммуникативные: Умение работать индивидуально и в группе.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П.30, Стр. 100- 102.

5

26.09-1.10

Практическая работа №1: «Создание маршрутного листа путешественника».

Работать на контурной карте. Прокладывать по карте маршрут.

Измерение расстояний по карте.

Определять географические координаты.

Обсуждение и оценивание работы в группе и классе.

Оценка своих результатов. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Умение составлять маршрут по разным частям Мирового океана. Регулятивные

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Коммуникативные:

Умение работать индивидуально и в группе.

П.31,Стр. 103- 104.

6

03.10-08.10

Воды океана.

Выявлять с помощью карт географические закономерности  изменения солености, температуры вод Океана.

Показывать и описывать  океанические течения.

Устанавливать причинно-следственные связи между процессами в литосфере и образованием цунами. Раскрыть идею о постоянном движение воды в Океане, о мерах предупреждения опасных явлений и борьбы с ними; о правилах обеспечения личной безопасности. Регулятивные Работа с учебником, знание карт.

Познавательные Анализ иллюстративно-справочных материалов. Описание уникальных особенностей воды в Океане.

Коммуникативные Оценить действие партнеров.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П.32, Стр.105 – 108.

7

10.10-15.10

Реки – артерии Земли.

Характеризовать особенности речной системы.

Правильно показывать реки по карте. Знать наиболее крупные речные системы мира.

Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления, жанрами и основной идеей текста.

Выявлять  по рисунку части реки. Характеризовать реки своей местности.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Выявление значения рек в жизни человека и планеты , нанесение на контурную карту рек России.

Регулятивные

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Коммуникативные  Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

П. 33, Стр. 109 – 111.

8

17.10-22.10

Питание и режим рек.

Анализировать графики изменения уровня воды в реках.

Выявлять  части долины реки.

Описывать реку по плану.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 34, Стр. 112 – 114.

9

24.10-29.10

Озера и болота.

Определять по географической карте положение крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану.

Анализировать карты и объяснять причины образования болот.

Показывать по карте районы распространения многолетней мерзлоты. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Выявление значения озер и болот в жизни человека и планеты, нанесение на контурную карту озер и болот России.

Регулятивные Умение работать с различными источниками информации. Коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

П. 35, Стр. 115 –

118.

10

31.10-03.11

Подземные воды и ледники.

Понять образование подземных вод.

Составить план по тексту  «Что мы знаем о ледниках».

Оценивать значение подземных вод и ледников как источников питьевой воды. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Умение описать ледники и подземные воды по плану, значение подземных вод для с/х.

Регулятивные Умение работать с различными источниками информации.  Коммуникативные Самостоятельный анализ темы урока.

П. 36, Стр. 119 –

121.

11

14.11-19.11

Гидросфера и человек.

Установить связь гидросферы с другими оболочками Земли.

Выявить значение Океана для хозяйственной деятельности человека.

Составить схему  «Связь гидросферы с другими оболочками  на Земле на примере местной реки».

Определить меры по охране гидросферы.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные

Анализировать значение гидросферы для всего живого на Земле, чистота гидросферы – залог будущего человека.

Регулятивные  Поиск информации по другим источникам о мерах по защите гидросферы. Коммуникативные 

Работа в группе, обсуждение решений.

П. 37, Стр. 122 –

124.

12

21.11-26.11

Контрольная работа №1: «Гидросфера – водная оболочка Земли».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11 ч.

13

28.11-03.12

Состав и строение атмосферы.

Составлять и анализировать схему  «Состав воздуха».

Выяснить строение  атмосферы.

Делать выводы о значении  атмосферы для жизни на Земле.

Понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Иметь представления о понятиях.

Знать определение «атмосфера» и уметь определять значение атмосфера для нашей планеты.

Регулятивные Умение работать с графиками и схемами.

Коммуникативные Умение слушать товарища.

Соблюдать правила поведения в кабинете.

П. 38, Стр. 126- 128.

14

05.12-10.12

Тепло в атмосфере.

Определять температуру с помощью термометра.

Вычислять среднюю суточную температуру, амплитуду, среднемесячную температуру по календарю погоды.

Устанавливать  причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Иметь представления о понятиях урока.

Регулятивные Умение работать с измерительными приборами.

Коммуникативные Работа в группе.

П. 39, Стр. 129 – 131.

15

12.12-17.12

Годовой ход температуры воздуха.

Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей.

Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам.

Познавательные Иметь представления о понятиях урока, анализ календаря погоды за месяц, чтение графиков и схем .

Регулятивные Умение работать с измерительными приборами.

Коммуникативные Работа в коллективе, умение выразить свое мнение, проявление лидерских качеств.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 40, Стр. 132 – 134.

16

19.12-24.12

Атмосферное давление.

Определять атмосферное давление с помощью барометра.

Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.

Познавательные Знакомство с атмосферным давлением, умение его рассчитать.

Регулятивные Решение задач по определению атмосферного давления, знакомство с устройством барометра.

Коммуникативный Работа в группах.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 41, Стр. 135 – 136.

17

26.12-29.12

Ветер.

Выявлять причинно- следственные связи при  образовании ветра.

Определять направление и силу ветра.

Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника погоды.

Раскрывать значение ветра для природных процессов и хозяйственной деятельности человека.

Показывать примеры описания ветров в художественной и научно- популярной литературе.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Знакомство с понятием «ветер», умение строить розу ветров.

Регулятивные  Работа с дневником погоды, нанесение направления ветра на контурную карту.

Коммуникативный Самостоятельный анализ и работа, умение сосредоточиться.

П.42, Стр.137 – 140.

18

11.01-14.01

Влага в атмосфере.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Определять влажность воздуха с помощью гигрометра.

Делать выводы о значении  влажности воздуха на Земле.

Рассчитывать относительную влажность воздуха на основе имеющихся данных.

Понимать значение влажности воздуха для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Познавательные

Знакомство с измерительными приборами, умение определять влажность воздуха.

 Регулятивные Овладение умением читать схемы и графики учебника.

Коммуникативные Формировать компетентность в общении.

П.43, Стр.141 – 142.

19

16.01-21.01

Облака и осадки.

Определять виды облаков. Наблюдать за облаками

Давать описание облакам.

Оценивать значение облачности, осадков для жизни и деятельности людей.

Раскрывать влияние природных явлений на творчество людей.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Узнать, что такое облака? Зачем нужны осадки?

Регулятивные  Знать определения урока, научиться использовать их в повседневной жизни.

Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

П. 44, Стр.143 –

145.

20

23.01-28.01

Погода и климат.

Анализировать карту «Изменение  климатических  показателей с запада на восток».

Использовать собственные  наблюдения о погоде и климате.

Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Устанавливать  причинно -  следственные связи между  свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которыми они формируются. Раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Получить умение работать с климатическими картами мира.

Регулятивные Знать определения урока, научиться использовать их в повседневной жизни.

Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

П. 45, Стр.146 – 149.

21

30.01-04.02

Практическая работа №2: «Я – метеоролог».

Познавательные Отработка навыков по работе с климатическими картами, использование жизненного опыта на уроке.

Регулятивные Определение взаимосвязи элементов погоды.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 46, Стр.150 – 151.

22

06.02-11.02

Атмосфера и человек.

Выявлять значение атмосферы для человека.

Описывать влияние погодных условий на быт и здоровье людей.

Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную  из нескольких источников.

Включаться в обмен мнениями по вопросу охраны природы.

Оценить значение атмосферы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных  явлений.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и

стран;

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Сформировать понятие об атмосфере, ее загрязнении и путям выхода из ситуации.

Регулятивные  Знать определения урока, научиться использовать их в повседневной жизни. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

П.47, Стр. 152 – 154.

23

13.02-18.02

Контрольная работа №2: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Биосфера – живая оболочка Земли – 4 ч.

24

20.02-25.02

Биосфера – земная оболочка.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Сопоставить границы биосферы с границей других оболочек Земли.

Выявить роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа круговорота.

Доказать, что биосфера -  уникальная оболочка Земли,  заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы.

Коммуникативные Организовывать работу в паре.

Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

П. 48, Стр.156 – 158.

25

27.02-04.03

Почвы.

Анализировать образцы почв.

Сравнивать профили  подзолистой почвы и чернозема.

Выявлять  причины разной степени плодородия, используемых  человеком. Понять значение почв.

Определить  вклад В.В. Докучаева в науку.

Сделать выводы о необходимости  охраны почв.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Коммуникативные Умение слушать товарища.

Соблюдать правила поведения в кабинете.

П. 49, Стр. 159 – 160.

26

06.03-11.03

Биосфера – сфера жизни.

Раскрыть взаимосвязи в биосфере.

Выявить зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата.

Высказывать  мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Коммуникативные Позитивная  самооценка.

Регулятивные  Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

Познавательные Уяснить значение биосферы, осознать себя ее частью.

П. 50, Стр. 161 – 164.

27

13.03-18.03

Контрольная работа №3: «Биосфера – живая оболочка Земли».

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Географическая оболочка – 9 ч.

28

20.03-25.03

Географическая оболочка Земли.

Приводить примеры  взаимосвязи  частей  географической оболочки .

Иметь представление о природном комплексе.

Давать  описание природного комплекса своей местности.

Выявить  доказательства  существования  главных закономерностей  географической  оболочки на основе анализа  тематических карт.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Познакомится со строением географической оболочки и природного комплекса.

Регулятивные Уметь наносить на контурную карту природные комплексы Земли.

Коммуникативные Оценить действия партнеров.

П.51, Стр.166 – 169.

29

03.04-08.04

Природные зоны Земли.

Анализировать карту «географические зоны мира».

Объяснять причинно- следственные связи меду природными зонами и климатом.

Характеризовать природные комплексы  суши и океана.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Сравнивать различные природные зоны с помощью карт.

Коммуникативный Работа в группах.

Регулятивные Получить понятие о природной зоне своей местности.

П.52, Стр.170 – 173.

30

10.04-15.04

Практическая работа №3: «Нанесение на контурную карту природных зон Земли».

Формирование умений  работать   с картой  природных зон.

Наносить на контурную карту  природные зоны Земли.

Сравнивать между собой различные природные зоны.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Расширить знания о природных зонах Земли, получение практических навыков.

Регулятивные  Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов природных зон.

Коммуникативные Работа в группе.

31

17.04-22.04

Культурные ландшафты.

Понять и  уметь высказывать свое мнение  о способах улучшения  культурных ландшафтов.

Уметь создавать образ культурного ландшафта. Приводить примеры положительного и отрицательного  влияния человека на культурные ландшафты.

Готовить сообщения или презентацию по проблемам  антропогенного воздействия на природу.

Оценить творение рук  человека-  культурный ландшафт.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Познавательные Познакомиться с понятием «культурные ландшафты», особенности городских ландшафтов.

Регулятивные  Выявлять особенности положительного и отрицательного влияния человека на природный ландшафт, приводить примеры.

Коммуникативные Организовывать работу в паре.

П. 53, Стр.174 – 175.

32

24.04-29.04

Контрольная работа №4: «Географическая оболочка».

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

33

01.05-06.05

Повторение курса географии 6 класса

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий, работа с контурными картами.

Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

34

08.05-13.05

Итоговая контрольная работа

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

35-36

15.05-20.05

22.05-27.05

Повторение курса географии 6 класса

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий, работа с контурными картами.

Регулятивные Готовить  информацию для обсуждения проблем.

Коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

  География  5 – 6 класс. Москва: «Просвещение» 2014 г.

2. В.В. Николина «Мой – тренажер»  5 – 6 класс. Москва: «Просвещение» 2014 г.

3. В.В. Николина «География. Поурочные разработки  5 – 6 класс».  Москва: «Просвещение» 2014 г.

      4. Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения, Москва «Просвещение», 2012г.

 5. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.          Липкина « География» 5 – 9 классы.  Москва: «Просвещение» 2014 г.

6. Электронные ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...