Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа по географии составлена на основе учебников издательства "Просвещение", предметная линия "Полярная звезда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geogr.6.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Общая характеристика программы.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по географии и программ ООО МБОУ «Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования, представленных в ФГОС ООО рабочая программа по географии для 6 класса составлена с учетом авторской программы: «Рабочие программы по географии 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»» Николина В.В., Липкина Е.К., Алексеев А.И., Издательство: Просвещение, М.2011 г., и в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 6-х классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели и задачи географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Основное содержание.
Раздел 1. Природа Земли и человек
Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Планируемые результаты изучения программы
В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
- - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
- основные источники географической информации,
- методы изучения Земли,
- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
- различия между планом местности, картой, глобусом,
- современные способы создания карт,
- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
- состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
- изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте
мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,
- обозначать и надписывать их на контурной карте,
- давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
- приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
- составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
- описание образа природных объектов,
- описание природных объектов по типовому плану,
- описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
- определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы,
- представлять результаты измерений в разной форме,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное
значение природы
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целом. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Учебно-тематическое планирование
по географии в 6 классе (1 час в неделю)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов на раздел | Кол-во практических работ | Плановых контрольных работ |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 11 | 1 | 1 |
3 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 11 | 1 | 1 |
4 | Биосфера – живая оболочка Земли | 4 | 1 | |
5 | Географическая оболочка | 9 | 1 | 2 |
ИТОГО | 36 | 3 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по географии для 6 класса, 1 час в неделю.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД | Примечания |
Введение – 1 ч. | |||||
1 | 01.09-03.09 | Введение. | Определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. Познавательные Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историко-географического образа объектов Земли. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Устанавливать основные приемы работы с учебником. | ||
Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 ч. | |||||
2 | 05.09-10.09 | Состав и строение гидросферы. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Показывать по картам территории океанов, морей Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях о Мировом круговороте воды. Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Регулятивные Работа с картой, учебником, другими источниками информации. Познавательные Поиск информации по строению гидросферы. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. | П.28, Стр. 94- 96. | |
3 | 12.09-17.09 | Мировой океан. | Прослеживать и описывать по картам различные районы Мирового океана. Наносить на карту моря, проливы, заливы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о Мировом океане. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Описание по картам части Мирового океана (заливы, проливы, моря). Коммуникативный Обсуждение значения Мирового океана, систиматезирование информации о разнообразии его частей. | П.29, Стр. 97- 99. | |
4 | 19.09-24.09 | Части Мирового океана. | Показать по карте части Мирового океана. Наносить их на контурную карту. Выделять части дна Океана. Определять по карте географическое положение островов, полуостровов, архипелагов. Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана. Познавательные Умение составлять описание океанов по плану. Регулятивные Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами . Коммуникативные: Умение работать индивидуально и в группе. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П.30, Стр. 100- 102. | |
5 | 26.09-1.10 | Практическая работа №1: «Создание маршрутного листа путешественника». | Работать на контурной карте. Прокладывать по карте маршрут. Измерение расстояний по карте. Определять географические координаты. Обсуждение и оценивание работы в группе и классе. Оценка своих результатов. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Умение составлять маршрут по разным частям Мирового океана. Регулятивные Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Коммуникативные: Умение работать индивидуально и в группе. | П.31,Стр. 103- 104. | |
6 | 03.10-08.10 | Воды океана. | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения солености, температуры вод Океана. Показывать и описывать океанические течения. Устанавливать причинно-следственные связи между процессами в литосфере и образованием цунами. Раскрыть идею о постоянном движение воды в Океане, о мерах предупреждения опасных явлений и борьбы с ними; о правилах обеспечения личной безопасности. Регулятивные Работа с учебником, знание карт. Познавательные Анализ иллюстративно-справочных материалов. Описание уникальных особенностей воды в Океане. Коммуникативные Оценить действие партнеров. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П.32, Стр.105 – 108. | |
7 | 10.10-15.10 | Реки – артерии Земли. | Характеризовать особенности речной системы. Правильно показывать реки по карте. Знать наиболее крупные речные системы мира. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления, жанрами и основной идеей текста. Выявлять по рисунку части реки. Характеризовать реки своей местности. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Выявление значения рек в жизни человека и планеты , нанесение на контурную карту рек России. Регулятивные Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. | П. 33, Стр. 109 – 111. | |
8 | 17.10-22.10 | Питание и режим рек. | Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять части долины реки. Описывать реку по плану. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 34, Стр. 112 – 114. | |
9 | 24.10-29.10 | Озера и болота. | Определять по географической карте положение крупнейших озер мира и России. Составлять описание озер по плану. Анализировать карты и объяснять причины образования болот. Показывать по карте районы распространения многолетней мерзлоты. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Выявление значения озер и болот в жизни человека и планеты, нанесение на контурную карту озер и болот России. Регулятивные Умение работать с различными источниками информации. Коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. | П. 35, Стр. 115 – 118. | |
10 | 31.10-03.11 | Подземные воды и ледники. | Понять образование подземных вод. Составить план по тексту «Что мы знаем о ледниках». Оценивать значение подземных вод и ледников как источников питьевой воды. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Умение описать ледники и подземные воды по плану, значение подземных вод для с/х. Регулятивные Умение работать с различными источниками информации. Коммуникативные Самостоятельный анализ темы урока. | П. 36, Стр. 119 – 121. | |
11 | 14.11-19.11 | Гидросфера и человек. | Установить связь гидросферы с другими оболочками Земли. Выявить значение Океана для хозяйственной деятельности человека. Составить схему «Связь гидросферы с другими оболочками на Земле на примере местной реки». Определить меры по охране гидросферы. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Анализировать значение гидросферы для всего живого на Земле, чистота гидросферы – залог будущего человека. Регулятивные Поиск информации по другим источникам о мерах по защите гидросферы. Коммуникативные Работа в группе, обсуждение решений. | П. 37, Стр. 122 – 124. | |
12 | 21.11-26.11 | Контрольная работа №1: «Гидросфера – водная оболочка Земли». | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | ||
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11 ч. | |||||
13 | 28.11-03.12 | Состав и строение атмосферы. | Составлять и анализировать схему «Состав воздуха». Выяснить строение атмосферы. Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле. Понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Иметь представления о понятиях. Знать определение «атмосфера» и уметь определять значение атмосфера для нашей планеты. Регулятивные Умение работать с графиками и схемами. Коммуникативные Умение слушать товарища. Соблюдать правила поведения в кабинете. | П. 38, Стр. 126- 128. | |
14 | 05.12-10.12 | Тепло в атмосфере. | Определять температуру с помощью термометра. Вычислять среднюю суточную температуру, амплитуду, среднемесячную температуру по календарю погоды. Устанавливать причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом. Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Иметь представления о понятиях урока. Регулятивные Умение работать с измерительными приборами. Коммуникативные Работа в группе. | П. 39, Стр. 129 – 131. | |
15 | 12.12-17.12 | Годовой ход температуры воздуха. | Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей. Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам. Познавательные Иметь представления о понятиях урока, анализ календаря погоды за месяц, чтение графиков и схем . Регулятивные Умение работать с измерительными приборами. Коммуникативные Работа в коллективе, умение выразить свое мнение, проявление лидерских качеств. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 40, Стр. 132 – 134. | |
16 | 19.12-24.12 | Атмосферное давление. | Определять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Познавательные Знакомство с атмосферным давлением, умение его рассчитать. Регулятивные Решение задач по определению атмосферного давления, знакомство с устройством барометра. Коммуникативный Работа в группах. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 41, Стр. 135 – 136. | |
17 | 26.12-29.12 | Ветер. | Выявлять причинно- следственные связи при образовании ветра. Определять направление и силу ветра. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника погоды. Раскрывать значение ветра для природных процессов и хозяйственной деятельности человека. Показывать примеры описания ветров в художественной и научно- популярной литературе. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Знакомство с понятием «ветер», умение строить розу ветров. Регулятивные Работа с дневником погоды, нанесение направления ветра на контурную карту. Коммуникативный Самостоятельный анализ и работа, умение сосредоточиться. | П.42, Стр.137 – 140. | |
18 | 11.01-14.01 | Влага в атмосфере. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Определять влажность воздуха с помощью гигрометра. Делать выводы о значении влажности воздуха на Земле. Рассчитывать относительную влажность воздуха на основе имеющихся данных. Понимать значение влажности воздуха для жизни и хозяйственной деятельности людей. Познавательные Знакомство с измерительными приборами, умение определять влажность воздуха. Регулятивные Овладение умением читать схемы и графики учебника. Коммуникативные Формировать компетентность в общении. | П.43, Стр.141 – 142. | |
19 | 16.01-21.01 | Облака и осадки. | Определять виды облаков. Наблюдать за облаками Давать описание облакам. Оценивать значение облачности, осадков для жизни и деятельности людей. Раскрывать влияние природных явлений на творчество людей. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Узнать, что такое облака? Зачем нужны осадки? Регулятивные Знать определения урока, научиться использовать их в повседневной жизни. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. | П. 44, Стр.143 – 145. | |
20 | 23.01-28.01 | Погода и климат. | Анализировать карту «Изменение климатических показателей с запада на восток». Использовать собственные наблюдения о погоде и климате. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Устанавливать причинно - следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которыми они формируются. Раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Получить умение работать с климатическими картами мира. Регулятивные Знать определения урока, научиться использовать их в повседневной жизни. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. | П. 45, Стр.146 – 149. | |
21 | 30.01-04.02 | Практическая работа №2: «Я – метеоролог». | Познавательные Отработка навыков по работе с климатическими картами, использование жизненного опыта на уроке. Регулятивные Определение взаимосвязи элементов погоды. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 46, Стр.150 – 151. | |
22 | 06.02-11.02 | Атмосфера и человек. | Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных условий на быт и здоровье людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников. Включаться в обмен мнениями по вопросу охраны природы. Оценить значение атмосферы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных явлений. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Сформировать понятие об атмосфере, ее загрязнении и путям выхода из ситуации. Регулятивные Знать определения урока, научиться использовать их в повседневной жизни. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. | П.47, Стр. 152 – 154. | |
23 | 13.02-18.02 | Контрольная работа №2: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. | ||
Биосфера – живая оболочка Земли – 4 ч. | |||||
24 | 20.02-25.02 | Биосфера – земная оболочка. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Сопоставить границы биосферы с границей других оболочек Земли. Выявить роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа круговорота. Доказать, что биосфера - уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы. Коммуникативные Организовывать работу в паре. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Устанавливать основные приемы работы с учебником. | П. 48, Стр.156 – 158. | |
25 | 27.02-04.03 | Почвы. | Анализировать образцы почв. Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия, используемых человеком. Понять значение почв. Определить вклад В.В. Докучаева в науку. Сделать выводы о необходимости охраны почв. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Коммуникативные Умение слушать товарища. Соблюдать правила поведения в кабинете. | П. 49, Стр. 159 – 160. | |
26 | 06.03-11.03 | Биосфера – сфера жизни. | Раскрыть взаимосвязи в биосфере. Выявить зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Коммуникативные Позитивная самооценка. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Устанавливать основные приемы работы с учебником. Познавательные Уяснить значение биосферы, осознать себя ее частью. | П. 50, Стр. 161 – 164. | |
27 | 13.03-18.03 | Контрольная работа №3: «Биосфера – живая оболочка Земли». | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. | ||
Географическая оболочка – 9 ч. | |||||
28 | 20.03-25.03 | Географическая оболочка Земли. | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки . Иметь представление о природном комплексе. Давать описание природного комплекса своей местности. Выявить доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Познакомится со строением географической оболочки и природного комплекса. Регулятивные Уметь наносить на контурную карту природные комплексы Земли. Коммуникативные Оценить действия партнеров. | П.51, Стр.166 – 169. | |
29 | 03.04-08.04 | Природные зоны Земли. | Анализировать карту «географические зоны мира». Объяснять причинно- следственные связи меду природными зонами и климатом. Характеризовать природные комплексы суши и океана. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Сравнивать различные природные зоны с помощью карт. Коммуникативный Работа в группах. Регулятивные Получить понятие о природной зоне своей местности. | П.52, Стр.170 – 173. | |
30 | 10.04-15.04 | Практическая работа №3: «Нанесение на контурную карту природных зон Земли». | Формирование умений работать с картой природных зон. Наносить на контурную карту природные зоны Земли. Сравнивать между собой различные природные зоны. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Расширить знания о природных зонах Земли, получение практических навыков. Регулятивные Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов природных зон. Коммуникативные Работа в группе. | ||
31 | 17.04-22.04 | Культурные ландшафты. | Понять и уметь высказывать свое мнение о способах улучшения культурных ландшафтов. Уметь создавать образ культурного ландшафта. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на культурные ландшафты. Готовить сообщения или презентацию по проблемам антропогенного воздействия на природу. Оценить творение рук человека- культурный ландшафт. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Познавательные Познакомиться с понятием «культурные ландшафты», особенности городских ландшафтов. Регулятивные Выявлять особенности положительного и отрицательного влияния человека на природный ландшафт, приводить примеры. Коммуникативные Организовывать работу в паре. | П. 53, Стр.174 – 175. | |
32 | 24.04-29.04 | Контрольная работа №4: «Географическая оболочка». | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. | ||
33 | 01.05-06.05 | Повторение курса географии 6 класса | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий, работа с контурными картами. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. | ||
34 | 08.05-13.05 | Итоговая контрольная работа | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | ||
35-36 | 15.05-20.05 22.05-27.05 | Повторение курса географии 6 класса | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий, работа с контурными картами. Регулятивные Готовить информацию для обсуждения проблем. Коммуникативные Формировать компетентности в общении. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»
География 5 – 6 класс. Москва: «Просвещение» 2014 г.
2. В.В. Николина «Мой – тренажер» 5 – 6 класс. Москва: «Просвещение» 2014 г.
3. В.В. Николина «География. Поурочные разработки 5 – 6 класс». Москва: «Просвещение» 2014 г.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Москва «Просвещение», 2012г.
5. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы. Москва: «Просвещение» 2014 г.
6. Электронные ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...