Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Зубкова Людмила Олеговна

Рбоачая программа по гоеграфии для 5 класса, составлена на основе учебников Издательства "Просвещение", предметная линия "Полярная звезда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_5_klass.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общая характеристика программы

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по географии и программ ООО МБОУ «Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования, представленных в ФГОС ООО (рабочая  программа по географии для 5 класса составлена с учетом авторской программы: «Рабочие программы по географии 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»» Николина В.В., Липкина Е.К., Алексеев А.И., Издательство: Просвещение, М.2011 г., и в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5-х  классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

        В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Общая характеристика курса географии.

        География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цели и задачи географии:

-  формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством  научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения  и территориальной  организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая  различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

        Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание  курса географии 5  класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей  и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Место географии в базисном учебном плане.

География  в основной школе изучается с 5  класса. Общее число учебных часов  в 5 классе 36 часов (1 час в неделю).

В соответствии с базисным  учебным планом  курсу географии на ступени основного общего образования  предшествует курс «Окружающий мир», включающий  определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

        В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

        Таким образом, содержание курса в основной школе  представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Основное содержание

География Земли.

Раздел 1.  Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля – планета Солнечной системы. Земля  – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

Планируемые результаты изучения программы

В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:

Знать/понимать:

  • - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
  •  результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
  • основные источники географической информации,
  • методы изучения Земли,
  • географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
  • различия между планом местности, картой, глобусом,
  • современные способы создания карт,
  • как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
  •  состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
  • изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

  •  показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте

мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,

  • обозначать и надписывать их на контурной карте,
  • давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
  •  находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
  •  приводить примеры:  развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
  • составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
  •  описание образа природных объектов,
  • описание природных объектов по типовому плану,
  •  описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
  • определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы,

  • представлять результаты измерений в разной форме,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное

значение природы

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России ;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целом. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения   и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Учебно-тематическое планирование

по географии  в 5 классе

п/п

Наименование разделов

Всего

часов на раздел

Кол-во практических работ

Плановых контрольных работ

1

Развитие географических знаний о Земле.

5

1

2

Земля – планета Солнечной системы.

5

1

3

План и карта.

11

2

1

4

Человек на Земле.

3

1

5

Литосфера – твердая оболочка Земли.

12

1

ИТОГО

36

4

3

Календарно-тематическое планирование по географии 5 «А» класса 1 час в неделю.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД

Примечания

Развитие географических знаний о Земле – 5 ч.

1

01.09-03.09

Географические методы изучения окружающей среды.

Определять понятие  « география».

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

Познавательные

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Создание историко-географического образа объектов Земли

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П. 1

Стр. 4 – 8.

2

05.09-10.09

Развитие географических знаний о Земле

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Регулятивные

Работа с картой, сравнение современной карты с древними.

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях.

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П.2

Стр. 10- 12.

3

12.09-17.09

Выдающиеся географические открытия.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО.

 Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

Познавательные

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте.

Поиск информации о путешественниках.

Коммуникативный

Обсуждение значения открытий.

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П. 3

Стр.13 – 15.

4

19.09-24.09

Современный этап научных географических исследований.

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

Познавательные

Поиск информации о путешественниках.

Определение  значения географических исследований для жизни общества.

Регулятивные

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт  Работа с учебником, с атласом.

Коммуникативный

Обсуждение значения географической науки в парах, группах.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П. 4

Стр. 16 – 18.

5

26.09-1.10

Контрольная работа №1:

«Развитие географических знаний о Земле».

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Земля – планета Солнечной системы – 5 часов.

6

03.10-08.10

Земля – планета Солнечной системы.

Регулятивные

 Работа с учебником, знание карт Солнечной системы.

Познавательные

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы.

Описание уникальных особенностей Земли как планеты.

Коммуникативные

Оценить действие партнеров.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П.5

Стр.20 – 21.

7

10.10-15.10

Форма, размеры и движение Земли.

Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Регулятивные

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года.

Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца».

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Коммуникативные 

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П. 6

Стр. 22 – 24.

8

17.10-22.10

Пояса освещённости.  Часовые пояса.

Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Регулятивные

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года.

Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца».

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Коммуникативные 

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П. 7

Стр. 25 – 26.

9

24.10-29.10

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Регулятивные

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года.

Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца».

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Коммуникативные 

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П. 7

Стр. 26 –

28.

10

31.10-03.11

Контрольная работа№2:

«Земля – планета Солнечной системы».

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

План и карта – 11 ч.

11

14.11-19.11

Способы ориентирования на местности.

План местности.

Распознавать условные знаки планов  местности.

Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

Познавательные

Иметь представления о понятиях.

Знать определение «Азимут» и уметь определять его

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

 Научиться читать план местности с помощью условных знаков.

Коммуникативные

Умение слушать товарища.

Соблюдать правила поведения в кабинете.

Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

П. 8

Стр. 30- 32.

12

21.11-26.11

Масштаб и его виды.

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Познавательные

Иметь представления о понятиях.

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами.

Коммуникативные

Работа в группе.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

П. 9

Стр. 33 – 34.

13

28.11-03.12

Практическая работа №1: «Определение масштаба».

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. 

Познавательные

Иметь представления о понятиях.

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами.

Коммуникативные

Работа в группе.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

П. 9

Стр. 35.

14

05.12-10.12

Изображение земной поверхности на плоскости.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

 Распознавать высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

Познавательные

Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности.

Регулятивные

Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты.

Уметь составлять план местности простейшим способом.

Коммуникативный

Работа в группах.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

П. 10

Стр. 36 – 37.

15

12.12-17.12

Практическая работа №2: «Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности».

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

 Распознавать высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

Познавательные

Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности.

Регулятивные

Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты.

Уметь составлять план местности простейшим способом.

Коммуникативный

Работа в группах.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

П.11

Стр.38 – 39.

16

19.12-24.12

Географическая карта – особый источник информации.

Распознавать

различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые.

Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.

Определять

зависимость подробности карт от ее масштаба.

Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты.

Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике.

Познавательные

Знакомство с географическими картами, видами карт.

 Регулятивные

Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.

Коммуникативные 

Формировать компетентности в общении.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П.12

Стр.40 – 43.

17

26.12-29.12

Градусная сетка.

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

 Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

Познавательные

Узнать, что такое градусная сетка, зачем она нужна?

Регулятивные

Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 13

Стр.44 – 47.

18

11.01-14.01

Географическая широта.

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

 Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

Познавательные

Узнать, что такое градусная сетка, зачем она нужна?

Регулятивные

Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 14

Стр.48 – 50.

19

16.01-21.01

Географическая долгота.

Географические координаты.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять расстояние  с помощью градусной сетки.

Познавательные

Отработка навыков по определению географических координат.

Регулятивные

Определение расстояний с помощью градусной сети.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 15

Стр.51 – 53.

20

23.01-28.01

Решение практических задач по плану и карте.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять расстояние  с помощью градусной сетки.

Познавательные

Отработка навыков по определению географических координат.

Регулятивные

Определение расстояний с помощью градусной сети.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П.16

Стр. 54 – 56.

21

30.01-04.02

Контрольная работа №3:

« План и карта».

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Человек на Земле – 3 ч.

22

06.02-11.02

Заселение человеком Земли.

Коммуникативные

Организовывать работу в паре.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 17

Стр.58 – 60.

23

13.02-18.02

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Коммуникативные 

Умение слушать товарища.

Соблюдать правила поведения в кабинете.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 18

Стр. 61 – 63.

24

20.02-25.02

Практическая работа №3: «Многообразие стран мира».

Коммуникативные

Позитивная  самооценка.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

П. 19

Стр. 64 – 66.

Литосфера – твердая оболочка Земли – 12 ч.

25

27.02-04.03

Земная кора и литосфера.

Описывать модель строения Земли. 

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. 

Анализировать схему «Типы земной коры ».

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Познавательные

Познакомится со строением планеты Земля.

Регулятивные

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

Коммуникативные оценить действия партнеров.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества.

П.20

Стр.68 – 70.

26

06.03-11.03

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать

простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

Познавательные

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам.

Коммуникативные работа в группах.

Регулятивные

Сравнивать  горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества.

П.21

Стр.71 – 73.

27

13.03-18.03

Литосферные плиты, их движение  и взаимодействие.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.

Познавательные

Узнать о феномене литосферных плит, знать карту.

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и  анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать  соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит).

Коммуникативные Работа в группе.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества.

П.22

Стр.74 – 76.

28

20.03-25.03

Землетрясение и вулканизм.

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

 Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения   суши. Горы и равнины, особенности их образования.

Познавательные

Познакомиться со строением вулкана, узнать как происходит землетрясение.

Регулятивные

Выявлять  закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Выявлять  при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры  

Коммуникативные 

Организовывать работу в паре.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества.

П. 23

Стр.77 – 79.

29

03.04-08.04

Рельеф Земли. Равнины.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Познавательные Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики.

Регулятивные

Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте и плану.

Выявлять  особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных  форм  рельефа дна океана с границами литосферных  плит.

Коммуникативные  Оценить действие партнеров.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества.

П. 24

Стр.80 – 83.

30

10.04-15.04

Рельеф Земли. Горы.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять особенности  изображения на картах крупных форм рельефа.

Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор.

Познавательные

Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики.

Регулятивные

Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте и плану.

Выявлять  особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных  форм  рельефа дна океана с границами литосферных  плит.

Коммуникативные  Оценить действие партнеров.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества.

П. 25

Стр. 84 – 87.

31-33

17.04-22.04

24.04-29.04

01.05-06.05

Практическая работа №4: «Скульптурный портрет планеты».

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах  на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках).

Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества.

П. 26

Стр. 88 – 89.

34

08.05-13.05

Человек и литосфера.

Репродуктивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору.

Коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества.

П. 27

Стр. 90 – 92.

35-36

15.05-20.05

22.05-27.05

Повторение курса географии 5 класса

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

  География  5 – 6 класс Москва, «Просвещение» 2014 г.

2. В.В. Николина « Мой – тренажер»  5 – 6 класс Москва, «Просвещение» 2014 г.

3. В.В. Николина География Поурочные разработки    5 – 6 класс Москва, « Просвещение» 2014 г.

      4. Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения, Москва, «Просвещение», 2012 г.

 5. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина А.И. Алексеев, Е.К.          Липкина « География» 5 – 9 классы  Москва, «Просвещение» 2014 г.

6. Электронные ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...