Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рбоачая программа по гоеграфии для 5 класса, составлена на основе учебников Издательства "Просвещение", предметная линия "Полярная звезда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_5_klass.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Общая характеристика программы
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по географии и программ ООО МБОУ «Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования, представленных в ФГОС ООО (рабочая программа по географии для 5 класса составлена с учетом авторской программы: «Рабочие программы по географии 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда»» Николина В.В., Липкина Е.К., Алексеев А.И., Издательство: Просвещение, М.2011 г., и в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-х классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели и задачи географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в базисном учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 36 часов (1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Основное содержание
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Планируемые результаты изучения программы
В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
- - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
- основные источники географической информации,
- методы изучения Земли,
- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
- различия между планом местности, картой, глобусом,
- современные способы создания карт,
- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
- состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
- изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте
мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,
- обозначать и надписывать их на контурной карте,
- давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
- приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
- составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
- описание образа природных объектов,
- описание природных объектов по типовому плану,
- описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
- определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы,
- представлять результаты измерений в разной форме,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное
значение природы
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целом. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Учебно-тематическое планирование
по географии в 5 классе
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов на раздел | Кол-во практических работ | Плановых контрольных работ |
1 | Развитие географических знаний о Земле. | 5 | 1 | |
2 | Земля – планета Солнечной системы. | 5 | 1 | |
3 | План и карта. | 11 | 2 | 1 |
4 | Человек на Земле. | 3 | 1 | |
5 | Литосфера – твердая оболочка Земли. | 12 | 1 | |
ИТОГО | 36 | 4 | 3 |
Календарно-тематическое планирование по географии 5 «А» класса 1 час в неделю.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД | Примечания |
Развитие географических знаний о Земле – 5 ч. | |||||
1 | 01.09-03.09 | Географические методы изучения окружающей среды. | Определять понятие « география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. Познавательные Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Создание историко-географического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Устанавливать основные приемы работы с учебником. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П. 1 Стр. 4 – 8. | |
2 | 05.09-10.09 | Развитие географических знаний о Земле | Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах. Регулятивные Работа с картой, сравнение современной карты с древними. Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях. Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П.2 Стр. 10- 12. | |
3 | 12.09-17.09 | Выдающиеся географические открытия. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО. Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. Познавательные Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте. Поиск информации о путешественниках. Коммуникативный Обсуждение значения открытий. Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П. 3 Стр.13 – 15. | |
4 | 19.09-24.09 | Современный этап научных географических исследований. | Выявлять особенности изучения географии на современном этапе. Познавательные Поиск информации о путешественниках. Определение значения географических исследований для жизни общества. Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом. Коммуникативный Обсуждение значения географической науки в парах, группах. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П. 4 Стр. 16 – 18. | |
5 | 26.09-1.10 | Контрольная работа №1: «Развитие географических знаний о Земле». | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | ||
Земля – планета Солнечной системы – 5 часов. | |||||
6 | 03.10-08.10 | Земля – планета Солнечной системы. | Регулятивные Работа с учебником, знание карт Солнечной системы. Познавательные Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы. Описание уникальных особенностей Земли как планеты. Коммуникативные Оценить действие партнеров. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П.5 Стр.20 – 21. | |
7 | 10.10-15.10 | Форма, размеры и движение Земли. | Познавательные Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Регулятивные Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года. Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца». Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П. 6 Стр. 22 – 24. | |
8 | 17.10-22.10 | Пояса освещённости. Часовые пояса. | Познавательные Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Регулятивные Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года. Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца». Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П. 7 Стр. 25 – 26. | |
9 | 24.10-29.10 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. | Познавательные Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Регулятивные Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года. Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца». Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П. 7 Стр. 26 – 28. | |
10 | 31.10-03.11 | Контрольная работа№2: «Земля – планета Солнечной системы». | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. | ||
План и карта – 11 ч. | |||||
11 | 14.11-19.11 | Способы ориентирования на местности. План местности. | Распознавать условные знаки планов местности. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейшие планы местности небольшого участка. Познавательные Иметь представления о понятиях. Знать определение «Азимут» и уметь определять его Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Научиться читать план местности с помощью условных знаков. Коммуникативные Умение слушать товарища. Соблюдать правила поведения в кабинете. Личностные Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона). | П. 8 Стр. 30- 32. | |
12 | 21.11-26.11 | Масштаб и его виды. | Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Познавательные Иметь представления о понятиях. Регулятивные Умение работать с измерительными приборами. Коммуникативные Работа в группе. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. | П. 9 Стр. 33 – 34. | |
13 | 28.11-03.12 | Практическая работа №1: «Определение масштаба». | Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Познавательные Иметь представления о понятиях. Регулятивные Умение работать с измерительными приборами. Коммуникативные Работа в группе. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. | П. 9 Стр. 35. | |
14 | 05.12-10.12 | Изображение земной поверхности на плоскости. | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. Познавательные Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности. Регулятивные Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты. Уметь составлять план местности простейшим способом. Коммуникативный Работа в группах. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | П. 10 Стр. 36 – 37. | |
15 | 12.12-17.12 | Практическая работа №2: «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности». | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. Познавательные Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности. Регулятивные Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты. Уметь составлять план местности простейшим способом. Коммуникативный Работа в группах. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | П.11 Стр.38 – 39. | |
16 | 19.12-24.12 | Географическая карта – особый источник информации. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые. Читать карты различных вдов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карт от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты. Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. Познавательные Знакомство с географическими картами, видами карт. Регулятивные Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. Коммуникативные Формировать компетентности в общении. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П.12 Стр.40 – 43. | |
17 | 26.12-29.12 | Градусная сетка. | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. Познавательные Узнать, что такое градусная сетка, зачем она нужна? Регулятивные Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 13 Стр.44 – 47. | |
18 | 11.01-14.01 | Географическая широта. | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. Познавательные Узнать, что такое градусная сетка, зачем она нужна? Регулятивные Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 14 Стр.48 – 50. | |
19 | 16.01-21.01 | Географическая долгота. Географические координаты. | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. Познавательные Отработка навыков по определению географических координат. Регулятивные Определение расстояний с помощью градусной сети. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 15 Стр.51 – 53. | |
20 | 23.01-28.01 | Решение практических задач по плану и карте. | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. Познавательные Отработка навыков по определению географических координат. Регулятивные Определение расстояний с помощью градусной сети. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П.16 Стр. 54 – 56. | |
21 | 30.01-04.02 | Контрольная работа №3: « План и карта». | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | ||
Человек на Земле – 3 ч. | |||||
22 | 06.02-11.02 | Заселение человеком Земли. | Коммуникативные Организовывать работу в паре. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Устанавливать основные приемы работы с учебником. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 17 Стр.58 – 60. | |
23 | 13.02-18.02 | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | Коммуникативные Умение слушать товарища. Соблюдать правила поведения в кабинете. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 18 Стр. 61 – 63. | |
24 | 20.02-25.02 | Практическая работа №3: «Многообразие стран мира». | Коммуникативные Позитивная самооценка. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Устанавливать основные приемы работы с учебником. Личностные умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | П. 19 Стр. 64 – 66. | |
Литосфера – твердая оболочка Земли – 12 ч. | |||||
25 | 27.02-04.03 | Земная кора и литосфера. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схему «Типы земной коры ». Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Познавательные Познакомится со строением планеты Земля. Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. Коммуникативные оценить действия партнеров. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества. | П.20 Стр.68 – 70. | |
26 | 06.03-11.03 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. Познавательные Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам. Коммуникативные работа в группах. Регулятивные Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества. | П.21 Стр.71 – 73. | |
27 | 13.03-18.03 | Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит. Познавательные Узнать о феномене литосферных плит, знать карту. Регулятивные Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит). Коммуникативные Работа в группе. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества. | П.22 Стр.74 – 76. | |
28 | 20.03-25.03 | Землетрясение и вулканизм. | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Наносить на контурную карту области распространения землетрясений. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования. Познавательные Познакомиться со строением вулкана, узнать как происходит землетрясение. Регулятивные Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры Коммуникативные Организовывать работу в паре. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества. | П. 23 Стр.77 – 79. | |
29 | 03.04-08.04 | Рельеф Земли. Равнины. | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Познавательные Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики. Регулятивные Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит. Коммуникативные Оценить действие партнеров. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества. | П. 24 Стр.80 – 83. | |
30 | 10.04-15.04 | Рельеф Земли. Горы. | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. Познавательные Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики. Регулятивные Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит. Коммуникативные Оценить действие партнеров. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества. | П. 25 Стр. 84 – 87. | |
31-33 | 17.04-22.04 24.04-29.04 01.05-06.05 | Практическая работа №4: «Скульптурный портрет планеты». | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках). Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества. | П. 26 Стр. 88 – 89. | |
34 | 08.05-13.05 | Человек и литосфера. | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору. Коммуникативные Формировать компетентности в общении. Личностные осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества. | П. 27 Стр. 90 – 92. | |
35-36 | 15.05-20.05 22.05-27.05 | Повторение курса географии 5 класса | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»
География 5 – 6 класс Москва, «Просвещение» 2014 г.
2. В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва, «Просвещение» 2014 г.
3. В.В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс Москва, « Просвещение» 2014 г.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Москва, «Просвещение», 2012 г.
5. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы Москва, «Просвещение» 2014 г.
6. Электронные ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...